Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Лишайники"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка заданий
по формированию функциональной грамотности школьников
Пояснительная записка
Цель методической разработки: развитие естественнонаучной грамотности учащихся Задачи:
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
- совершенствовать способности осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
- демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
- проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.
Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов, происходящих в природе
По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
Место реализации в образовательном процессе:
Задание: «Лишайники» можно использовать при изучении темы «Лишайники» в 7 классе
«Лишайники»
Трудно представить себе лес без лишайников. Эти своеобразные организмы часто поселяются на деревьях. Взгляните, например, на толстые стволы старых берёз и сосен где-нибудь на опушке леса. Они обычно покрыты серовато-бирюзовым чешуйчатым налётом. А стволы осин часто украшены яркими жёлто-оранжевыми «лепёшками». Селятся лишайники не только на стволах, но и на ветвях деревьев, иногда покрывая их сплошь. Причудливый вид придают они некоторым елям, свешиваясь с ветвей наподобие бороды или косм. Особенно сильно разрастаются лишайники на деревьях в наших северных хвойных лесах. Тот, кто бывал на севере, хорошо знает. Сосны и ели так обрастают «коростой», что даже коры не видно. И ветви становятся бело-мохнатыми, как будто покрываются клочьями ваты. Фантастический, сказочный вид имеет лес из таких «разукрашенных» деревьев. Настоящее царство Берендея!
Если сделать острой бритвой очень тоненький поперечный срез какого-нибудь из таких лишайников и посмотреть под микроскопом, мы увидим интересную картину: точно войлок из тончайших беловатых трубочек, причудливо переплетённых друг с другом. Среди этого войлока виднеются маленькие изумрудно-зелёные шарики.
- Что представляют собой войлок из тончайших беловатых трубочек, причудливо переплетённых друг с другом и маленькие изумрудно-зелёные шарики. Какие между ними взаимоотношения?
Обратите внимание, много ли их встречается в парках наших крупных городов. Оказывается их там совсем нет-стволы и ветви там совершенно чистые. Но за пределами города, в лесу лишайниковое население на деревьях довольно многочисленно.
- В чём же причина?
Лишайники растут не только в лесной зоне. Их можно встретить в самых разных природных зонах, начиная от тундры и кончая пустыней.
- В какой природной зоне больше всего лишайников и почему?
Характеристика заданий | |
Задача Лишайники | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | |
Система оценивания | |
1 | Назван вид взаимоотношений и объяснение. Водоросль снабжает органическими веществами, а гриб водой и минеральными веществами |
0 | Назван только вид взаимоотношений. Симбиоз гриба и водоросли |
Характеристика заданий | |
Задача Лишайники | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | |
Система оценивания | |
1 | Названа причина и объяснение. В городе воздух загрязнён. По лишайникам можно определить загрязнён воздух или нет |
0 | Названа причина, объяснение отсутствует. Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха |
Характеристика заданий | |
Задача Лишайники | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | |
Система оценивания | |
1 | Названа природная зона и объяснение. Тундра. Большая влажность воздуха и насыщенность его водяным паром. Для жизнедеятельности лишайников такие условия наилучшие. |
0 | Названа природная зона , объяснение отсутствует. Тундра |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка “Задания по развитию функциональной грамотности”
В разработке представлен ряд заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся средней школы. Задания представлены в формате рабочего листа и могут быть применены как в урочно...
Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся
Диагностическая работа основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»
Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»
Задание по формированию функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. «Выполнение эскиза трёхмерной модели интерьера помещения в графическом редакторе»
Предметная область «Труд.Технология»«Модели и моделирование. Инженерные профессии»Аннотация к методической разработке. Пояснительная запискаРоль и место информационных систем в...
Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Тайны плодородия"
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...
