Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Лишайники"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_lishayniki.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка заданий

по формированию функциональной грамотности школьников

Пояснительная записка

Цель методической разработки:  развитие естественнонаучной  грамотности учащихся Задачи:  

  1. развитие способности  формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
  2. совершенствовать способности  осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,  освоения новых знаний,  объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
  3. понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
  4. демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
  5. проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.

Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов,  происходящих в природе

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

Место реализации в образовательном процессе:

Задание: «Лишайники» можно использовать при изучении темы «Лишайники» в 7 классе

«Лишайники»

       Трудно представить себе лес без лишайников. Эти своеобразные организмы часто поселяются на деревьях. Взгляните, например, на толстые стволы старых берёз и сосен где-нибудь на опушке леса. Они обычно покрыты серовато-бирюзовым чешуйчатым налётом. А стволы осин часто украшены яркими жёлто-оранжевыми «лепёшками». Селятся лишайники не только на стволах, но и на ветвях деревьев, иногда покрывая их сплошь. Причудливый вид придают они некоторым елям, свешиваясь с ветвей наподобие бороды или косм. Особенно сильно разрастаются лишайники на деревьях в наших северных хвойных лесах. Тот, кто бывал на севере,  хорошо знает. Сосны и ели так обрастают «коростой», что даже коры не видно. И ветви становятся бело-мохнатыми, как будто покрываются клочьями ваты. Фантастический, сказочный вид имеет лес из таких «разукрашенных» деревьев. Настоящее царство Берендея!

       Если сделать острой бритвой очень тоненький поперечный срез какого-нибудь из таких лишайников и посмотреть под микроскопом, мы увидим интересную картину: точно войлок из тончайших беловатых трубочек, причудливо переплетённых друг с другом. Среди этого войлока виднеются маленькие изумрудно-зелёные шарики.

  1.  Что представляют собой войлок из тончайших беловатых трубочек, причудливо переплетённых друг с другом и маленькие изумрудно-зелёные шарики. Какие между ними взаимоотношения?

       Обратите внимание, много ли их встречается в парках наших крупных городов. Оказывается их там совсем нет-стволы и ветви там совершенно чистые. Но за пределами города, в лесу  лишайниковое население на деревьях довольно многочисленно.

  1. В чём же причина?

       Лишайники растут не только в лесной зоне. Их можно встретить в самых разных природных зонах, начиная от тундры и кончая пустыней.

  1. В какой природной зоне больше всего лишайников и почему?

Характеристика заданий

Задача Лишайники

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов  

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Система оценивания

1

Назван вид взаимоотношений и объяснение.  Водоросль снабжает органическими веществами, а гриб водой и минеральными веществами

0

Назван только вид взаимоотношений. Симбиоз гриба и водоросли

Характеристика заданий

Задача Лишайники

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов  

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Система оценивания

1

Названа причина и объяснение.  В городе воздух загрязнён. По лишайникам можно определить загрязнён воздух или нет

0

Названа причина, объяснение отсутствует. Лишайники очень чувствительны к загрязнению воздуха

Характеристика заданий

Задача Лишайники

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов  

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Система оценивания

1

Названа природная зона и объяснение. Тундра. Большая влажность воздуха и насыщенность его водяным паром. Для жизнедеятельности лишайников такие условия наилучшие.

0

Названа природная зона , объяснение отсутствует. Тундра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка “Задания по развитию функциональной грамотности”

В разработке представлен ряд заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся средней школы. Задания представлены в формате рабочего листа и могут быть применены как в урочно...

Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся

Диагностическая работа  основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...

Республиканский конкурс методических разработок заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха»

Под функциональной грамотностью понимается «способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкц...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка урока по формированию функциональной грамотности. «Выполнение эскиза трёхмерной модели интерьера помещения в графическом редакторе»

Предметная область «Труд.Технология»«Модели и моделирование. Инженерные профессии»Аннотация к методической разработке. Пояснительная запискаРоль и место информационных систем в...

Методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников "Тайны плодородия"

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет ...