Как работать с детьми ОВЗ в средней школе.( Из опыта работы)
опыты и эксперименты (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рычагова Елена Борисовна

В статье автор занкомит с понятием "дети ОВЗ", делится опытом работы с такого рода детьми в среднем звене. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rychagova_statya_chto_takoe_deti_ovz.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Рычагова Елена Борисовна, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ № 24» г.Перми.

Что такое дети ОВЗ и как сними работать на уроке.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям. Познавательная активность есть качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя.

Уровень собственной познавательной активности учащихся с ОВЗ является недостаточным, и для его повышения учителю необходимо применять средства, способствующие активизации учебной деятельности. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников с ОВЗ.

Содержательное наполнение этапов урока в классе с обучающимися с ОВЗ.

В соответствии с новыми стандартами обучения детей с ОВЗ, прежде всего, необходимо усилить мотивацию детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные уроки – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Основной идеей современного урока для детей с ОВЗ является единство обучения, воспитания и развития.

Каждый урок с обучающимися с ОВЗ решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала так и в технологии его подачи.

Содержательной основой выделения этапов урока является логика процесса усвоения знаний:

Восприятие;Осмысление;Запоминание;Применение;Обобщение;Рефлексия

Структура современного урока в рамках внедрения ФГОС ОВЗ – это последовательность отдельных этапов уроков, их логическое взаиморасположение, а также взаимосвязь этапов урока и варианты их взаимодействия между собой, возникающие в процессе обучения. Структура должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Возможный максимальный набор этапов урока, образующих его макроструктуру

  • организационный этап;
  • этап мотивации и целеполагания
  • этап проверки домашнего задания;
  • этап актуализации субъективного опыта учащихся;
  • этап изучения новых знаний и способов деятельности;
  • этап первичной проверки понимания новых знаний и способов деятельности;
  • этап закрепления знаний и способов деятельности;
  • этап применения знаний и способов деятельности в новых ситуациях;
  • этап обобщения и систематизации;
  • этап контроля и самоконтроля;
  • этап коррекции;
  • этап информации о домашнем задании;
  • этап подведения итогов учебного занятия;
  • рефлексия

При подготовке к уроку учитель должен учитывать то, что ребенок с ОВЗ на 1-м этапе (воспроизведение и коррекция опорных знаний, актуализация знаний) Отвечает на приветствие, демонстрирует готовность к уроку, работает в группе вместе с другими детьми.

На 2-м этапе урока (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности) учащиеся с ОВЗ легко работают в парах, в группах, отвечают на вопросы.

Отличие от других детей составляет этап изучения новых знаний, который учитель должен четко контролировать, давая возможность таким детям быть более уверенным при освоении материала. Для этого используются алгоритмы, карточки, подсказки для таких детей.

На этапе закрепления таким детям обязательно нужна поддержка. Это могут быть ученики или сам учитель, который помогает такому ребенку при закреплении.

Этап рефлексии иногда может проходить удачно, если ребенок понял и присвоил себе знания, если этого не произошло, то приходится терпеливо начинать все сначала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА С ГАЗЕТОЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Цель работы с газетным материалом: научить школьников читать, извлекать из текста информацию, вести беседу, делать сообщения по газетному материалу. При этом работа с газетой – это вид учебной д...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробн...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

«Технологии развивающего обучения в преподавании в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов с детьми с ЗПР )»

Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету....

«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности при работе с детьми с интеллектуальными нарушениями» Из опыта работы.

       Соблюдение  условий здоровьесбережения является необходимым при проведении занятий, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с огра...