Статья " Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта работы с детьми)."
статья по музыке по теме

Багнюк Светлана Петровна

В данной статье автором  представлен опыт применения в условиях общеобразовательной школы уникальной педагогической системы музыкально-певческого воспитания детей Д. Е. Огороднова.   Подробно раскрывается  авторская концепция метода, подчеркивается ее оздоровительный эффект,   описываются адаптированные методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий  в деятельности педагога-музыканта в условиях современной общеобразовательной школы (из опыта  работы с детьми).

Багнюк С. П.

Учитель музыки

 ГБОУ лицей № 488, г. Санкт Петербург

Здоровье - главное достояние человека. Сохранение и рациональное использование своих физических, психологических и эмоциональных ресурсов – основная задача человека, находящегося в стрессовых условиях жестокой конкуренции в современном мире.  Надо признать тот факт, что   с каждым годом учебная   нагрузка в общеобразовательной школе только увеличивается. Особенно трудно приходится  детям младшего школьного возраста, которые испытывают повышенную утомляемость, эмоциональную нестабильность, трудности социальной адаптации и, как следствие, агрессивность, либо замкнутость в поведении.   В связи с этим, особая  роль в формировании психоэмоциональной сферы  ребенка в общеобразовательной школе возлагается на учителей гуманитарных предметов, где музыке отводится главнейшая миссия. Музыка традиционно считается одним из самых целительных видов искусств, поскольку своим воздействием благотворно влияет на все функции человеческого организма.

   Особый вклад в практику музыкального образования внесли современные педагогические технологии, в основе которых заложен базовый принцип – познание законов музыки при помощи движений рук, тела, жестов.   К таким относятся  методики Э. Жака-Далькроза, К. Орфа, В. Коэн, Р. Штайнера.  Научно доказано, что двигательно-пластический опыт  под музыку запускает психические, эмоциональные, интеллектуальные процессы, необходимые для творческой деятельности и полноценного восприятия музыки. ( Б. Асафьев, Б. Теплов, К. Тарасова и др.)  Большим преимуществом  является то, что все они обладают мощным оздоровительным и гармонизирующим потенциалом на человека.  Существенный вклад в разработку этого направления внес автор  педагогической системы музыкально – певческого воспитания детей  Д. Е. Огороднов. Методика Д. Е. Огороднова имеет научное обоснование в области физиологии высшей нервной деятельности человека и создавалась с учетом знаний особенностей функционирования центральной нервной системы, на основании новейших трудов физиологов XX века. Созданная в 50-60 годы XX века, она сегодня приобрела «новую жизнь», так как созвучна   актуальным  направлениям современной  педагогики, психологии, музыкотерапии.  Но, к сожалению, не смотря на все преимущества,  недостаточно используется в педагогической практике.  Занятия по методике строятся с учетом целостного функционирования организма –  дыхательного, голосового,  речевого аппарата и носят ярко выраженный оздоровительный характер.

Остановимся на «ключевых» моментах данного метода.

Одним из свойств методики является ее многогранность, комплексность.   Ее авторское название  -  «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека». Уже в самом названии  заложена ее основная миссия - воспитание культуры человека, и, в первую очередь, его эмоций, чувств, при помощи  развития своего голоса и движений. Одухотворенность, эмоциональная наполненность, осмысленность, при выполнении любого упражнения – вот «краеугольный камень» концепции автора метода.

Таким образом, на наш взгляд, методика соединяет в себе три ипостаси – обучение музыки, (вокалу) воспитание личности человека  и музыкотерапию.  

Особое внимание уделяется развитию вокальной мышцы, как органу восприятия и формирования тембра голоса.  Опираясь на научные исследования о ведущей роли двигательных компонентов в осуществлении эмоциональных реакций, (А.А.Ухтомский, П.К.Анохин, Р.М.Могендович) Д.Е. Огороднов доказывает,  что голосовой аппарат – это, прежде всего, двигательный аппарат, мышцы которого отличаются особой чувствитель-ностью и  отвечают  за глубокие процессы, происходящие в организме.

Особенностью обучения является синхронизация работы голосового аппарата с движениями рук.  Руки – это наглядная модель голоса, которые помогают проявлять его лучшие качества. Именно движение, как было отмечено - фундамент любого творческого процесса и, по мнению А. А. Ухтомского, является «моторным стержнем эмоций».  Кроме того известно, что движения  рук, в особенности пальцев, коррелируют с речью и мышлением человека.  Такая «вокально-пластическая деятельность» позволяет задействовать и активизировать 2/3 нервных окончаний коры головного мозга, обладая целительным и гармонизирующим потенциалом.  

Точно координированные движения рук с голосом, соответствующие музыкальному развитию, совершенствуют нервно-мышечный аппарат ребенка, координацию движений, управление, и как следствие,  дают возможность ощутить активное и свободное музыкальное действо,  неразрывно связанное с творчеством.  

    В результате осмысления и адаптации данного метода  к современным реалиям общеобразовательной школы, у нас родилась идея   уроков «вокального музицирования с элементами пластической деятельности». Используемые методы и формы органично могут сочетаться с  разными видами работы,  как на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности.

Целью наших  занятий является  обогащение личности ребенка, заключающегося в проявлении своего внутреннего «Я»  через звучание собственного голоса.

 Занятия направлены на решение следующих задач:

  • развитие музыкальных и общих способностей детей;
  • стабилизацию психоэмоциональной сферы личности ребенка, направленную на активизацию ее жизненного тонуса и творческой самореализации;  
  • приобретение уверенности в поведении,  развитие способности к самоутверждению;
  • формирование навыка саморегуляции поведения;
  • обретение внутренней гармонии с окружающим миром, выражающейся в гуманистическом отношении к своим  сверстникам и взрослым;
  • формирование навыка межличностных отношений в коллективе.

Примерная структура урока может выглядеть так:

  1. Разминка пальцев рук, направленная на развитие их гибкости и пластики, освобождающие и настроечные упражнения  (2мин)
  2.  Художественное вертикальное тактирование (5мин)
  3. Вокальные упражнения по алгоритму(10мин)
  4. Минутка отдыха (игра на детских музыкальных инструментах) (5мин)
  5.   Пение ступеней  с показом(5мин)
  6.   Свободное дирижирование под специально подобранную педагогом музыку (5мин)
  7. Работа над песней (10мин).

Урок всегда  начинается с разминки и  релаксации рук. Важно почувствовать каждый палец,  свободу кисти, ладонь, локоть, плечо, предплечье, так как от их чуткости и выразительности  зависит качество звукоизвлечения. Первые упражнения  направлены на умения управлять своим звуком при помощи  рук, вести плавные нисходящие и восходящие линии, соотнося  их с повышением и углублением голоса.  При этом само звучание, тембр гласных, особенно [У, О, А] в зависимости от высоты приобретает различное образное значение, краски и эмоции.  Дети знакомятся с правилом «вокальной пирамиды».  Так как рука является макетом голосового аппарата, то соответственно пальцы аналогичны работе связок (включаются на верхних звуках), ладонь и предплечье - аналогичны работе голосовых мышц (включаются на средних и низких звуках). С учетом этих особенностей  происходит показ руками определенных звуков и в песне.

Терапевтический эффект   заключается в  изучении выразительных возможностей своего голоса, осознании, скрытых на первый взгляд, его резервов. Развивается навык свободной выразительной координации и управление своим дыханием.   Следует отметить мотивационный аспект вокалотерапии. Интерес детей к самим себе и своим возможностям, приводящий к ощущению успеха,  раскрывает  для них новые ресурсы самовыражения и познания действительности.

Художественное тактирование – одна из  форм работы  уроке, направленная на воспитание чувства метроритма с помощью слов-антонимов.  Свободные движения рук с голосом, эмоционально и точно, выражающие соотношение сильной и слабой долей  разучиваются с детьми  в рамках музыкальной формы (четырехтакт).  Различные  игровые ситуации на уроке помогают детям почувствовать развитие  художественной формы, выразив через голос два контрастных эмоциональных состояния и прожить их «здесь и сейчас» в режиме реального времени. В этом упражнении дети выражают свои чувства,  эмоции, переживания от лица, выбранных ими героев.  

На наших занятиях используются такие антонимы: день-ночь, гром-тишь, друг-враг, мрак-свет, да-нет, плач-смех, труд-лень и другие.

Дыхательные тренинги являются основополагающими в вокалотерапии. С одной стороны, они  направлены на организацию певческого дыхания, необходимого для правильного звукообразования,  с другой - снабжают весь организм достаточным количеством кислорода, стимулируют работу внутренних органов за счет активной работы диафрагмы и мышц брюшного пресса, снимают усталость и переутомление.  

Схема-алгоритм - это нововведение Д. Е. Огороднова в музыкальной педагогике.  Ее главное преимущество для детей –  доступность, яркость и наглядность в воспитании вокальных навыков на академической основе. Здесь организуется  дыхание, артикуляция, глубина  певческого тона, соответствующая смешанному типу голосообразования.  Согласование движений рук и голоса при работе по алгоритму создается в рамках одного звука по музыкальным законам метра, формы и лада.

Главным при работе с алгоритмом является так называемый психологический прием «погружения» –  многократного пропевания одного звука с постепенным усложнением задач. Мы рассматриваем ее как своеобразную вокальную психотерапевтическую формулу, при исполнении которой у участников формируется устойчивое эмоциональное переживание, способствующее состоянию внутреннего равновесия.   Это творческая и увлекательная работа, как для дирижера, так и для певцов, требующая  постоянного слухового контроля и концентрации внимания. Терапевтический эффект достигается как во время, так и после пропевания. Чувство радости, «сброса» негативных состояний, наблюдаемых нами на уроках, свидетельствуют об улучшении самочувствия детей, а также наступлении   эстетического переживания, усиливающегося  с каждым новым занятием.

Следующая форма работы на уроке – ладо-вокальные жесты. Телесно-ориентированная  шкала звукоряда, а также слоговое обозначение ступеней, созданные Д.Е. Огородновым, значительно  облегчают их воспроизведение голосом.  Важно почувствовать связь тактильного прикосновения (всей ладонью, либо кончиками пальцев) с настроением, образом каждой ступени и «передать» его голосу.  

 В моем опыте работы с детьми сложилась следующая система показа ступеней под названием «Эмоционально-ладовые настройки».

 I  – спокойствие, уверенность, II –  пробуждение, III – задумчивость,  IV – уныние, V – чистота, здоровье, VI – затаенность, VII – свет, острота, VIII – раскрытие, освобождение.   Выученные ступени помогают правильному интонированию и в разучиваемых детьми  песнях.

Поиск выразительных движений во время слушания музыки –  это одна из активных форм музыкотерапии. С помощью плавных движений рук учащиеся «рисуют» звучащую музыку, пытаясь в жестах выразить ее эмоциональный  образ.

После выполнения упражнений работа над песней воспринимается всем хоровым коллективом как «маленькая жизнь», в которой «проживается» каждый звук, понимается смысл сильной и слабой долей, где чувство и настроение песни ребенок транслирует исходя из своего внутреннего мира.

 Таким образом, по высказыванию В. Ражникова центром психологического подхода является человек, личность - «человеческое постижение себя в среде обитания под названием «музыка». [2, 75]

Не так давно Д. Е. Огородновым было предложено новое название методики – «КОВЧЕГ» (Комплексное Воспитание Человека Гуманного).

Подводя итог представленному материалу, следует отметить, что занятия по методике улучшают успеваемость детей по другим дисциплинам, так как развивают не только музыкальные, но и общие способности – умение дольше концентрировать внимание , улучшают память, стимулируют мыслительные процессы, учат ребенка управлять своим поведением.  

В заключении отметим, что в современном мире человек,    умеющий владеть собой, своими движениями, эмоциями, обладающий красивым тембром  голоса,   будет более востребован и успешен в любой  сфере деятельности.

Список используемой литературы:

1. Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Методическое пособие.- Киев, 1981.

2. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия.- М. , 2000.

3. Петрушин В. И. Интеграция музыкальной психотерапии  с ведущими направлениями психологии. // Психотерапия.-2006. -№2.

4.   Ражников В.  Диалоги о музыкальной педагогике. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...

Статья "Психолого-педагогическое сопровождение исследовательской деятельности одаренных школьников в условиях сельской общеобразовательной школы "

В статье раскрывается опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению исследовательской и проектной деятельности школьников....

СТАТЬЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме по внедрению и комплексному использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в образовании детей с ОВЗ, которые будут способствовать сохранен...

Использование здоровьесберегающих технологий, методик и приемов оздоровления детей на уроках физической культуры (из опыта работы): педагогическая статья, август 2023 г.

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, актуальны сего...