«Жизнь родного края» /«Приспособление растений к разным условиям жизни»
план-конспект
Занятие позволяет познакомить с разнообразием растений: деревьями, кустарниками, травами, цветковыми растениями.
Сформировать представление о приспособлении растений к разным условиям жизни: сравнить растения жарких стран и стран с холодным климатом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Жизнь родного края» /«Приспособление растений к разным условиям жизни»
Цель 1: познакомить с разнообразием растений: деревьями, кустарниками, травами, цветковыми растениями;
Задачи 1:
- изучить части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок;
- понаблюдать за жизнью растений на участке школы: ростом, цветением, образованием плодов и семян;
- продолжать учить различать виды растений по внешним признакам, учить узнавать и называть растения по описанию; активизировать речь детей, развивать зрительное внимание;
Цель 2: сформировать представление о приспособлении растений к разным условиям жизни: сравнить растения жарких стран и стран с холодным климатом.
Задачи 2:
-формировать представления детей о растениях как живых существах, которые дышат, питаются, размножаются и испытывают боль, сравнивая их с человеком;
-познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни.
- воспитывать интерес, бережное отношение к живой природе.
Ход урока.
I. Организационное начало.
1. Беседа "Откуда берется воздух".
- Как хорошо дышится на улице! Правда? Давайте наполним легкие чистым воздухом. Сделаем глубокий вдох и выдох-3р. (Напоминаю, что вдыхаем через нос так, как в носу воздух согревается и убивает микробы.)
- Ребята, а кто мне скажет, почему на улице дышится легко и хорошо, чем в классе?
На улице больше воздуха.
- А что взрослые делают, чтобы в помещении было больше воздуха?
Сажают комнатные растения, проветривают.
- Правильно, ребята. Так почему же на улице больше воздуха.
Я вам загадаю загадки, и вы легко сможете ответить на вопрос.
II. Основная часть
1. Загадки
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
На лугу растёт она
Высока и зелена.
С лугом простится,
В сено превратится. (Трава)
Дарят радость, аромат.
В лепестках их весь наряд.
С весны до осени цветут,
Пыльцу всем пчелкам раздают. (Цветы)
2. Познавательная беседа.
- О чем были загадки? Как можно их одним словом назвать? Растения
- Теперь, ребята, подумайте и скажите почему на улице больше воздуха? Из–за растений. На улице их много и поэтому воздуха больше.
- Воздух которым мы с вами дышим состоит из газов. Один из этих газов–кислород растения выделяют в воздух. Не будут расти растения, не будет и кислорода. Без кислорода человек не проживет и несколько минут. Давайте сделаем небольшую экскурсию по нашему участку и посмотрим какие растения у нас растут. Но сначала давайте представим себя деревьями.
- Деревья бывают разные, но у всех есть, что? (Ветки, ствол, корни, листья. (Педагог сам называет и показывает части дерева, если дети не знают.)
- Какие еще деревья растут вокруг школы? Деревья самые крупные растения нашей планеты. А где еще растут деревья?
-А вот это кусты. Как они называются! (Дети называют).
Посмотрите на деревья и кусты, чем они похожи, чем отличаются (Ответы детей). Давайте поиграем в игру деревья и кусты. Назову дерево поднимаетесь на носочки и руки вверх, а если услышите название кустика, то приседаете.
3. Д/И "Деревья и кусты".
- Береза, ель, шиповник, черемуха, калина, дуб, роза, рябина, брусника.
- Ребята, а у нас здесь кроме деревьев и кустарников есть и другие растения.
- Это огород. Какие растения здесь растут? Как их одним словом называют?
- У овощей, ребята, есть вершки и корешки. Чем они отличаются?
4. Д/И "Вершки-корешки".
- Поиграем в игру, где я буду называть овощ, который растет у нас в огороде, а вы скажете съедобную часть овоща. У редиски, что съедобное?
Помидор, огурец, укроп, картофель, петрушка, лук, горох. (Играют)
- Идем дальше. (Произносят волшебные слова.) Куда привел нас клубочек? На цветник!
5. Словесная игра «Комплименты».
- Посмотрите, какие они красивые. Давайте поиграем в игру "Комплименты", скажем какие они. Дети по желанию говорят цветам комплименты.
Цветам очень нравятся ваши комплименты. Назовите теперь части цветов.
- Цветы – это тоже растения. Существует огромное количество разновидностей цветов. Полевые, садовые, комнатные… Они везде и всюду. Как вы понимаете значение слов живая и неживая природа. Растения к какой природе относятся.
Растения–живые. Они растут, питаются, дышат.
- Правильно, ребята. Как вы думаете растениям на нашем участке школы нравится жить? Как вы это поняли?
-Что нужно делать, чтобы растениям было хорошо? У меня с собой вот такие значки с правилами обращения с растениями. Проверим ваши знания.
6. Д/И «Назови знак».
Педагог по очереди показывает знаки, дети объясняют.
1. Знак. "Нельзя топтать цветы".
2. Знак. "Нельзя рвать цветы".
3. Знак. "Нельзя ломать ветки деревьев".
4. Знак. "Не руби деревья".
5. Знак. Береги растения.
- Предлагаю сами тоже придумать знаки о растениях.
- Какое еще растение, посмотрите вокруг, растет на участке школы? Трава.
- Правильно. Трава-это первое растение, которое просыпается весной. Как и любых других видов растений, разновидностей трав очень много. О растениях можно говорить очень долго и интересно. Когда в школу пойдете тоже будете изучать растения.
7. Рассказ о лекарственных растениях.
- Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней.
- За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений.
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они и красивей, и тоже лечебные,
Бывают и горькие, но очень полезные.
Помногу их пить тоже нельзя,
Бывают опасными эти друзья.
- О каких друзьях говорится в стихотворении?
8. Игра «Угадай растения».
Расту в оврагах, на лугу,
Если тронешь - обожгу
Горда, неприхотлива
Зеленая …. (крапива).
Вырос в поле злой и колкий,
Во все стороны иголки (репей)
У дороги вырос лекарь,
Вдоль тропинки луговой;
Он для нас с тобой аптекарь.
Догадайся кто такой (подорожник)
В жвачке, в пачке и в конфетах
Вы найдет травку эту
Холодит приятно рот,
Запах чаю придает (мята)
Если травку ты сорвешь,
Руки знай не ототрешь
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки! (чистотел)
- Подорожник. Как думаете почему так назвали?
- Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название.
- А знаете как еще и почему называют подорожник в народе? ( Порезник, ранник его так называют, потому что он заживляет их)
- Почему подорожник не боится вытаптывания? Ведь по нему идут люди, животные, едут велосипеды? (У подорожника плотные, жесткие листья, а корень сильный, ветвистый, уходит глубоко в землю).
- Вы знаете, что людям о лечебных свойствах подорожника помогли узнать змеи. Однажды две змеи грелись на солнышке. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея замешкалась, зазевалась и повозка переехала ее. Другая змея уползла и вскоре принесла лист подорожника. Так люди поняли, что это лекарственное растение.
- Почему это растение назвали лопух? (его назвали лопух потому что у него широкие листы и в старину такие листы называли «лоп»).
- Как мы можем отличить это растение от других?
- У лопуха большие, широкие листья, высокий стебель с небольшими фиолетовыми цветами.
- Есть ли у лопуха другое имя? (лопух еще называют репейником, репьем. Смысл слова «репей» - хватать, цеплять.).
- Вы знаете, что репейник помог изобрести застежку- «липучку».
Однажды собака изобретателя пришла с прогулки вся в репейнике. Очистив шерсть собаки, изобретатель из любопытства посмотрел на репейник в лупу и обнаружил маленькие крючочки, комочки, которые помогают растению цепляться. Тогда изобретатель смастерил две ленты с похожими крючочками и получилась застежка-липучка, которой мы пользуемся.
- Как помогает репейник лечится людям?
- Свежие листья прикладывают к ранам, чтобы те быстрее заживали. Их используют при ревматизме (болезни суставов, понижает температуру, отваром лопуха лечат заболевания кожи. Репейным маслом ухаживают за волосами и они становятся пышными и густыми.
9. Просмотр обучающего фильма «Приспособление растений к разным условиям жизни» https://yandex.ru/video/preview/14599571484421433102
10. Беседа о просмотренном.
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия.
- Так давайте подумаем и скажем о пользе растений.
- Не только люди питаются их плодами, ребята, но и животный мир. Ученые выяснили, ребята, что деревья снижают уровень шума, замечательным образом очищают загрязненный воздух от микробов, пыли. Вот сколько пользы от растений!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по теме: "Мир растений. Условия жизни растений", 6 класс.
Эти тестовые задания могут быть использованы в качестве проверки знаний по теме "Мир растений. Условия жизни растений"....

Приспособления растений к высоким и низким температурам. Улучшение температурных условий для растений.
конспект урока по экологии растений...

урок биологии на тему "Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни"
для коррекционно-образовательных школ...

Приспособленность растений к условиям жизни в лесном биогеоценозе.Лабораторная работа.
С помощью данной презентации учащиеся знакомятся с объектами исследования на примерах фотоматериалов.Это -дополнительный вход информации для городских школьников, которые, к сожалению, редко бывают в ...
«Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе»
Научить объяснять сущность термина «адаптация», «биогеоценоз», «экосистема».Определять предмет науки экология. Устанавливать связь между организмами в биогеоценозе ...

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....

экологический проект "Жизнь растений в разные сезоны"
Растения окружают нас повсюду в течение всей жизни. Без них жизнь на Земле была бы невозможна. Так как в Сибири господствует резко-континентальный климат, для растений это не проходят бесследно. Нам з...
