Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1) коррекционного курса «Логопедические занятия»
рабочая программа
Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающихся 3 – 4 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ: |
Зам.директора по УВР _____________ Н.В.Шмидт | И.о.директора _________ Е.В.Тормозакова |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»
Коррекционно-развивающая программа
для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1)
коррекционного курса «Логопедические занятия»
Уровень образования (класс): начальное общее, 3-4 класс
(срок реализации 2025-2027 уч. г.)
Класс | 3-4 класс |
Количество часов в год | 34 часа |
Количество часов в неделю | 1 час |
Учитель-логопед:
Ткачёва Надежда Михайловна
с. Таяты Каратузский район Красноярский край
2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающихся 3 – 4 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.
Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И.Лалаевой и других авторов. Разработана программа в целях оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств речи.
Данная программа используется в системе непрерывного процесса логопедического сопровождения детей с ОВЗ, нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей
Цель программы
Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся начальных классов, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации. Восполнение пробелов в усвоении фонематических и грамматических компонентов языковой системы; формирование полноценной речемыслительной деятельности и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.
Задачи коррекционного обучения
- формирование познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях;
- практическое освоение учащимися знаний о звукобуквенном и слоговом составе родного языка, его лексикограмматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;
- обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
- формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания;
- совершенствование орфографического навыка письма и его автоматизация в письменной речи;
- развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности, необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение явлений языка);
- развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.
При реализации содержания программы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого раздела сугубо индивидуально. В связи с этим допускается увеличение количества часов, продление срока обучения, выборочное использование разделов программы.
Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по федеральной адаптированным общеобразовательной программам. В результате логопедического обследования было выявлено:
3 класс - Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью лексикограмматических средств речи.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, поддерживающей процесс освоения содержания ООП НОО.
Коррекционная работа проводится с обучающимися с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала.
Ожидаемые результаты.
3 класс.
Учащиеся должны знать:
- слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
- предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
Учащиеся должны уметь:
- производить звукобуквенный анализ слов;
- устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
- пользоваться различными способами словообразования;
- владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
- использовать в речи различные конструкции предложений
- строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
- точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
4 класс.
Учащиеся должны знать:
- Названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков.
- Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры.
Делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твѐрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных.
- Распознавать звонкие и глухие согласные.
- Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне.
- Правильно употреблять разделительный Ь.
- Знать изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.
Учащиеся должны уметь:
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
- владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
- устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания; • составлять план текста.
Способы определения результативности:
- тестирование в начале и конце учебного года.
Формы подведения итогов:
- сравнительный анализ нормы и достигнутых результатов всех категорий речи.
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий коррекционной работы с учащимися 3 класса на 2025-2026 учебный год
Тематические блоки | Тема | Дата | Примечание | ||
По плану | По факту | ||||
Диагностика | 1 | Диагностика устной и письменно речи. | 03.09 | ||
2 | 10.09 | ||||
Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов | 3 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 17.09 | ||
4 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | 24.09 | |||
5 | Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. | 01.10 | |||
6 | Связь слов в предложении. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | 08.10 | |||
7 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | 15.10 | |||
8 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | 22.10 | |||
9 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | 05.11 | |||
10 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | 12.11 | |||
11 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | 19.11 | |||
12 | Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам. | 26.11 | |||
Состав слова. Словообразование. Родственные слова. Корень
| 13 | Родственные слова. Корень слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | 03.12 | ||
14 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | 10.12 | |||
15 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | 17.12 | |||
16 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | 24.12 | |||
Приставка | 17 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок. Приставки пространственного значения и временного значения. | 14.01 | ||
18 | Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | 21.01 | |||
19 | Разделительный твердый знак. Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | 28.01 | |||
20 | Разделительный мягкий знак. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | 04.02 | |||
Суффикс | 21 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | 11.02 | ||
22 | Суффикс прилагательных. | 25.02 | |||
23 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | 04.03 | |||
Словоизменение. Согласование слов | 24 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | 11.03 | ||
25 | Согласование прилагательных и существительных в падеже. | 18.03 | |||
26 | Согласование глагола и существительного в числе. | 25.03 | |||
27 | Согласование глагола и существительного в роде. | 08.04 | |||
28 | Согласование глагола и существительного во времени. | 15.04 | |||
Предлоги | 29 | Предлоги у, около, к, от, по. | 22.04 | ||
30 | Предлоги на, над, под, с (со), из-под. | 29.04 | |||
31 | Предлоги в (во), из, за, из-за. | 06.05 | |||
32 | Предлоги между, возле, перед. | 13.05 | |||
Диагностика | 33 | Итоговый диктант. | 20.05 | ||
34 | Диагностика устной и письменно речи. | 27.05 | |||
Календарно-тематическое планирование
Коррекционного курса с учащимися 4 класса на 2026-2027 учебный год
Тематические блоки | Тема | Дата | Примечание | ||
По плану | По факту | ||||
Диагностика | 1 | Диагностика устной и письменно речи. | |||
2 | |||||
Части речи | 3 | Имя существительное. Изменение существительных по числам. | |||
4 | Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. | ||||
5 | Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. | ||||
6 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей. | ||||
7 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного падежей. | ||||
8 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа. | ||||
9 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога. | ||||
10 | Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. | ||||
11 | Имя прилагательное. Согласование существительных и прилагательных в числе. | ||||
12 | Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. | ||||
13 | Глагол. Согласование существительных и глаголов в числе. | ||||
14 | Согласование существительных и глаголов в роде. | ||||
15 | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. | ||||
16 | Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем времени. | ||||
17 | Понятие о неопределенной форме глагола. | ||||
18 | Согласование глагола и существительного в роде, числе и во времени. | ||||
Предложение | 19 | ||||
| 20 | Речь. Предложение как единица речи. Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | |||
21 | Связь слов в предложении. Упражнение в установлении связей слов в предложении. | ||||
22 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | ||||
23 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | ||||
24 | Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам. | ||||
Текст | 25 | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | |||
26 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. Упражнение в делении текста на отдельные предложения. Составление связного текста из деформинованных предложений. | ||||
27 | Деление текста на части и озаглавливании их. Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | ||||
28 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | ||||
29 | Работа над изложением. Составление плана изложения. Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения | ||||
30 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | ||||
31 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | ||||
32 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | ||||
Диагностика | 33 | Итоговый диктант. | |||
34 | Диагностика устной и письменно речи. | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Английский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы МБОУ СОШ № 7 для детей с ЗПР (вариант 7.2)и авторской программы (Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Пр...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С задержкой психического развития (вариант 7.1)
Адаптированная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 класс...

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося 5 б класса Рочева Максима (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 н
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося 5Б класса Рочева Максима является приложением к адаптированной основной образовательной программе основного общего ...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 8 класса Васильева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 на 2024
Рабочая программа учебного предмета «Физика» 8 класса для обучающегося по индивидуальной программе на дому Васильева Ильи, является приложением к образовательной программе основного ...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 7 класса Заварзина Богдана (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 на 2
Рабочая программа учебного предмета «Физика» 7 класса для обучающегося по индивидуальной программе на дому Заварзина Богдана, является приложением к адаптированной основной образоват...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося 5б класса Шалагина Ивана (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7
Рабочая программа по математике для обучающегося 5б класса Шалагина Ивана разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и с...
