Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1) коррекционного курса «Логопедические занятия»
рабочая программа

Ткачёва Надежда Михайловна

Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающихся 3 – 4 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УВР

_____________ Н.В.Шмидт

И.о.директора

                     _________ Е.В.Тормозакова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»

   

Коррекционно-развивающая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
 (Вариант 7.1)

коррекционного курса «Логопедические занятия»

               Уровень образования (класс): начальное общее, 3-4 класс

(срок реализации 2025-2027 уч. г.)

Класс

3-4 класс

Количество часов в год

34 часа

Количество часов в неделю

1 час

Учитель-логопед:

Ткачёва Надежда Михайловна

                               с. Таяты Каратузский район Красноярский край

2025г.

 Пояснительная записка 

 Рабочая программа коррекционно – развивающих логопедических занятий определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи, обучающихся 3 – 4 классов, занимающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учётом особенностей их психического развития, индивидуальных возможностей и с учётом специальных условий получения образования. 

Теоретической основой программы является инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе А.В.Ястребовой, Т.П.Бессоновой (1996г.). При составлении учебной программы использовались методические рекомендации ведущих специалистов в области коррекционной педагогики И.Н.Садовниковой, Л.Н.Ефименковой, Л.Г.Парамоновой, Е.В.Мазановой, Р.И.Лалаевой и других авторов. Разработана программа в целях оказания логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по адаптированным программам, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств речи.

Данная программа используется в системе непрерывного процесса логопедического сопровождения детей с ОВЗ, нуждающихся в организации специальных условий обучения с учетом особых образовательных потребностей 

Цель программы

Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся начальных классов, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации. Восполнение пробелов в усвоении фонематических и грамматических компонентов языковой системы; формирование полноценной речемыслительной деятельности и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью.  

Задачи коррекционного обучения

  • формирование познавательных мотивов учебной деятельности, позитивного отношения к обучению, чувства уверенности в своих способностях;
  • практическое освоение учащимися знаний о звукобуквенном и слоговом составе родного языка, его лексикограмматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования и словоизменения;
  • обогащение словарного запаса путем расширения и уточнения непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
  • формирование и совершенствование навыка различения морфем и выбора правильного написания;
  • совершенствование орфографического навыка письма и его автоматизация в письменной речи;
  • развитие навыка усвоения приемов умственной деятельности, необходимых для овладения новыми знаниями и умениями (наблюдение, анализ, сравнение, обобщение явлений языка);
  • развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими.

При реализации содержания программы необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого раздела сугубо индивидуально. В связи с этим допускается увеличение количества часов, продление срока обучения, выборочное использование разделов программы.

Программа составлена с учётом контингента обучающихся с речевыми недостатками, обучающихся в классах для детей с ОВЗ по федеральной адаптированным общеобразовательной программам. В результате логопедического обследования было выявлено:

3 класс - Недостатки чтения и письма, обусловленные недостаточной сформированностью лексикограмматических средств речи.  

Описание места учебного предмета в учебном плане 

           В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, поддерживающей процесс освоения содержания ООП НОО.

Коррекционная работа проводится с обучающимися с 15 сентября по 15 мая. Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности посещения занятий, качества и скорости усвоения материала.

Ожидаемые результаты.

3 класс.

Учащиеся должны знать:

  • слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;  
  • предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

  • производить звукобуквенный анализ слов;
  • устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
  • пользоваться различными способами словообразования;
  • владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
  • использовать в речи различные конструкции предложений
  • строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
  • точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

4 класс.

Учащиеся должны знать:

  • Названия букв алфавита, признаки гласных и согласных звуков.  
  • Правильно произносить слова различной звукослоговой структуры.  

Делить слова на слоги, выделять ударный слог, различать твѐрдые и мягкие согласные, обозначать на письме мягкость согласных.  

  • Распознавать звонкие и глухие согласные.
  • Знать правило проверки парных согласных в корне слова, делать проверку безударных гласных в корне.
  • Правильно употреблять разделительный Ь.  
  • Знать изученные части речи и их признаки; признаки главных и второстепенных членов предложения; морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

  • активно пользоваться различными способами словообразования;
  • владеть навыками усвоения морфологического состава слова;
  • владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;
  • устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;  составлять план текста.

Способы определения результативности:

- тестирование в начале и конце учебного года.

Формы подведения итогов:

- сравнительный анализ нормы и достигнутых результатов всех категорий речи.

 

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий коррекционной работы с учащимися 3 класса на 2025-2026 учебный год

Тематические блоки

Тема

Дата

Примечание

По плану

По факту

Диагностика

1

Диагностика устной и письменно речи.

03.09

2

10.09

Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов

3

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Упражнение в выделении предложений из рассказа.

17.09

4

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

24.09

5

Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи.

01.10

6

Связь слов в предложении. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

08.10

7

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

15.10

8

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

22.10

9

Омонимы.

Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.

05.11

10

Многозначные слова.

Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

12.11

11

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

19.11

12

Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.

26.11

Состав слова.

Словообразование.  Родственные слова. Корень  

 

13

Родственные слова. Корень слова. Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

03.12

14

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.

10.12

15

Родственные слова и слова с омонимичными корнями. Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

17.12

16

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

24.12

Приставка  

17

Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. Тренировочные упражнения в выделении приставок. Приставки пространственного значения и временного значения.

14.01

18

Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

21.01

19

Разделительный твердый знак.  Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

28.01

20

Разделительный мягкий знак. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

04.02

Суффикс  

21

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

11.02

22

Суффикс прилагательных.

25.02

23

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

04.03

Словоизменение. Согласование слов  

24

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

11.03

25

Согласование прилагательных и существительных в падеже.

18.03

26

Согласование глагола и существительного в числе.

25.03

27

Согласование глагола и существительного в роде.

08.04

28

Согласование глагола и существительного во времени.

15.04

Предлоги  

29

Предлоги  у, около, к, от, по. 

22.04

30

Предлоги  на, над, под, с (со), из-под. 

29.04

31

Предлоги в (во), из, за, из-за.

06.05

32

Предлоги  между, возле, перед. 

13.05

Диагностика

33

Итоговый диктант.

20.05

34

Диагностика устной и письменно речи.

27.05

Календарно-тематическое планирование

Коррекционного курса с учащимися 4 класса на 2026-2027 учебный год

Тематические блоки

Тема

Дата

Примечание

По плану

По факту

Диагностика

1

Диагностика устной и письменно речи.

2

Части речи

3

Имя существительное. Изменение существительных по числам. 

4

Род имени существительного. Изменение существительных по родам. Дифференциация существительных разного рода. 

5

Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа. 

6

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа именительного и винительного падежей.

7

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа винительного и родительного  падежей.

8

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа дательного падежа.

9

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа творительного падежа без предлога.

10

Практическое употребление существительных в форме ед. и мн. числа предложного падежа. 

11

Имя прилагательное.  Согласование существительных и прилагательных в числе. 

12

Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 

13

Глагол.  Согласование существительных и глаголов в числе.

14

Согласование существительных и глаголов в роде. 

15

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем  времени.

16

Изменение глаголов по родам и числам в прошедшем  времени. 

17

Понятие о неопределенной форме глагола. 

18

Согласование глагола и существительного в роде, числе и во времени.

Предложение

19

 

20

Речь. Предложение как единица речи. Слово. Смысловое значение слова. Образные слова и выражения в нашей речи. Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

21

Связь слов в предложении. Упражнение в установлении связей слов в предложении.

22

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

23

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

24

Работа с деформированными предложениями. Составление предложений по опорным словам.

Текст  

25

Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности.

26

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. Упражнение в делении текста на отдельные предложения. Составление связного текста из деформинованных предложений.

27

Деление текста на части и озаглавливании их. Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.

28

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

29

Работа над изложением. Составление плана изложения. Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения

30

Написание изложения по самостоятельно составленному плану.

31

Работа над сочинением. Составление плана рассказа. Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.

32

Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.

Диагностика

33

Итоговый диктант.

34

Диагностика устной и письменно речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету «Английский язык» для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Программа разработана на основе адаптированной образовательной  программы МБОУ СОШ № 7 для детей с ЗПР (вариант 7.2)и авторской программы  (Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В. Пр...

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1

Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Вариант 7.1...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося 5 б класса Рочева Максима (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 н

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для обучающегося  5Б класса Рочева Максима является приложением к адаптированной основной образовательной программе основного общего ...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 8 класса Васильева Ильи (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 на 2024

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  8 класса для обучающегося по индивидуальной программе на дому Васильева Ильи, является приложением к образовательной программе основного ...

Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающегося 7 класса Заварзина Богдана (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7 на 2

Рабочая программа учебного предмета «Физика»  7 класса для обучающегося по индивидуальной программе на дому Заварзина Богдана, является приложением к адаптированной основной образоват...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающегося 5б класса Шалагина Ивана (обучение на дому, адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития) – вариант 7

Рабочая программа по математике для обучающегося 5б класса Шалагина  Ивана разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и с...