Мастер-класс для воспитателей компенсирующей группы для детей с ЗПР "Учись играя"
материал
Повышение профессиональной компетенции воспитателей в использовании игровых технологий для преодоления речевых нарушений у детей с ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс логопеда для воспитателей группы ЗПР
Тема: «Учись, играя: использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с ЗПР»
Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей в использовании игровых технологий для преодоления речевых нарушений у детей с ЗПР.
Задачи:
1. Образовательные: Познакомить воспитателей с видами и приемами игровых технологий, направленных на развитие всех компонентов речи.
2. Практические: Обучить воспитателей практическим методам и приемам организации коррекционных игр в режимных моментах.
3. Развивающие: Показать, как с помощью игры развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление), тесно связанные с речью.
4. Мотивационные: Создать условия для активного участия воспитателей в мастер-классе, вызвать интерес к применению данных технологий в повседневной работе.
Целевая аудитория: воспитатели группы для детей с ЗПР.
Продолжительность: 40-50 минут.
Оборудование и материалы:
· Раздаточный материал (буклеты с описанием игр).
· Столы для работы микрогрупп.
· Дидактические игры и пособия: «Волшебный мешочек», карточки для артикуляционной гимнастики, массажные мячики-ёжики, дыхательные тренажеры (перышки, вертушки), наборы картинок для развития лексико-грамматического строя и связной речи, конструкторы, шнуровки.
Ход мастер-класса
I. Вводная часть (5-7 минут)
Логопед (Ведущий):
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем мастер-классе. Тема нашей встречи — «Учись, играя». И это не случайно. Для ребенка с задержкой психического развития игра — это не просто развлечение, это единственный естественный и самый эффективный способ познания мира и развития.
— Сегодня мы с вами будем не просто слушать, а активно играть, пробовать и создавать. Предлагаю начать с небольшой разминки.
Упражнение-разминка «Игра — это...»
Ведущий бросает мячик одному из участников со словом «Игра — это...». Участник быстро заканчивает фразу и возвращает мячик (например: «...веселье», «...развитие», «...общение», «...творчество»).
— Как вы видите, игра многогранна. А для наших детей она становится мощным инструментом коррекции. Почему именно игра? Потому что она создает положительную мотивацию, снижает тревожность и позволяет незаметно для ребенка решать самые сложные задачи.
II. Теоретический блок (в формате интерактива) (8-10 минут)
Логопед:
Характерными особенностями детей с зпр являются: несформированность ВПФ, низкая познавательная активность, быстрая истощаемость, трудности с произвольной регуляцией.
Логопед:
— Мы все знаем, что у детей с ЗПР страдает не только речь, но и ее фундамент: внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Заставить такого ребенка выполнять скучные упражнения практически невозможно. А вот вовлечь в игру — вполне!
— Давайте определим, какие коррекционные задачи мы можем решить с помощью игры? Я буду называть задачу, а вы подумайте, в какие игры можно играть для ее решения.
· Развитие артикуляционной моторики... (игры-имитации, сказки о Язычкече)
· Развитие речевого дыхания... (игры «Футбол» (задуть ватку в ворота), «Снегопад», «Бабочка, лети!»)
· Развитие мелкой моторики... (пальчиковые игры, конструкторы, мозаика, шнуровки)
· Развитие фонематического слуха... (игры «Хлопни, если услышишь звук», «Где звенит колокольчик?»)
· Обогащение словаря... (лото, «Четвертый лишний», «Назови ласково»)
· Развитие связной речи... (игры-драматизации, серии сюжетных картинок «Что сначала, что потом?»)
III. Практический блок: «Игровая мастерская» (20 минут)
Логопед:
— А теперь перейдем к самому интересному — практике. Я предлагаю вам побыть в роли детей и попробовать некоторые игры на себе.
Участники по очереди (по 5 минут на станцию) проходят задания.
Станция 1: «Веселый язычок» (Артикуляционная и дыхательная гимнастика)
· Задание: Используя карточки-символы, выполнить комплекс артикуляционных упражнений в игровой форме («Блинчик», «Чашечка», «Маляр»).
· Игра для дыхания: «Гонки шариков» (дуть на шарик от пинг-понга, чтобы пройти дистанцию).
· Обсуждение: Как можно обыграть эти упражнения, чтобы детям было интересно их повторять изо дня в день?
Станция 2: «Пальчики-помощники» (Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия)
· Задание:
1. Пальчиковая гимнастика «Апельсин» с массажным мячиком.
2. Игра «Волшебный мешочек»: на ощупь определить игрушку и назвать ее, составить о ней предложение («Я нашел мяч. Он круглый и красный»).
· Обсуждение: Почему развитие моторики напрямую связано с развитием речи?
Станция 3: «Умные ушки» (Развитие фонематического слуха и звукового анализа)
· Задание:
1. Игра «Шумящие коробочки»: найти пару по звуку.
2. Игра «Поймай звук [С]»: хлопнуть в ладоши, когда в слове («сом», «сыр», «замок», «нос») слышится звук [С].
· Обсуждение: Какие еще предметы можно использовать для развития неречевого слуха?
Станция 4: «Слово за слово» (Развитие лексико-грамматического строя и связной речи)
· Задание:
1. Игра «Один-много» с мячом (стол — столы, кукла — куклы).
2. Игра «Что для чего?»: составить предложение по двум картинкам (например, «кастрюля» и «суп» — «Мама варит суп в кастрюле»).
3. Составление рассказа по серии из 2-3 картинок «Случай на прогулке».
· Обсуждение: Как помочь ребенку с ЗПР построить фразу, если у него не получается?
IV. Рефлексия и подведение итогов (5-7 минут)
Логопед:
— Уважаемые коллеги, наше игровое путешествие подходит к концу. Давайте подведем итоги.
— Как вы думаете, удалось ли нам сегодня доказать, что игра — это неотъемлемая часть коррекционного процесса в группе для детей с ЗПР?
— Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Закончите фразу:
· «Сегодня я узнал(а)...»
· «Буду использовать в своей работе...»
· «Мне особенно понравилась игра...»
Логопед (обобщает):
— Помните, что наша главная задача — создать такую среду, где коррекция будет проходить естественно и непринужденно. Используйте игру в режимных моментах: на прогулке, во время умывания («Водичка, водичка...»), при одевании. Превратите обязательные упражнения в увлекательное приключение.
— В качестве подарка я приготовила для вас буклеты с описанием всех игр, которые мы сегодня опробовали, и многих других.
— Спасибо вам за активность и творческий подход! Желаю вам, чтобы в ваших группах всегда звучал смех и была атмосфера познавательной игры!
Раздаточный материал (пример содержания буклета):
· Название: «Играем дома и в группе: шпаргалка для воспитателя».
· Содержание:
· Артикуляционные упражнения в картинках.
· Топ-5 игр для развития дыхания.
· Пальчиковые игры с текстом.
· Примеры игр на обогащение словаря по лексическим темам.
· Простые схемы для составления описательных рассказов.
· Контакты логопеда (для консультаций).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Система логопедической работы во взаимодействии логопеда и воспитателя логопедической группы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ».
Методическая разработка: ...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями старшей группы для детей с ТНР
Данный файл содержит набор игр, заданий и упражнений, а также пальчиковые гимнастики по лексическим темам на учебный год...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем старшей группы для детей с ТНР...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР
Тетрадь по взаимодействию учителя-логопеда с воспитателем подготовительной группы для детей с ТНР...

Использование здоровьесберегающих технологий в компенсирующей группе для детей со сложным дефектом
Использование здоровьесберегающих технологий в работе дефектолога...

Мастер – класс «Модель успешного воспитателя в современной школе, которого ждут дети, родители, общество».
Стратегия развития образования в настоящее время направлена на обновление его содержания, методов обучения и достижения нового качества его результатов. Требования XXI века – поворот школы к лич...
Конспект НОД по аппликации во второй младшей компенсирующей группе для детей с ЗПР по теме "Транспорт"
Цель: Закреплять умение составлять аппликацию из цветной бумаги по теме «Транспорт»...
