СИПР 2 для ученика 1 класса второй год обучения
рабочая программа
Аннотация к СИПР
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — Вариант 2, а также на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), одобренной федеральным учебно-методическим объединением.
СИПР предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) — это категория детей, для которых традиционные образовательные подходы оказываются недостаточными. Данный вариант программы применяется, когда ребёнок не может освоить образовательные программы по Варианту 1, и требует индивидуализированного подхода.
Основная цель СИПР — формирование жизненных компетенций, позволяющих ребёнку достигать максимально возможной самостоятельности в повседневной жизни, расширять социальный опыт и включаться в общество. Программа направлена на решение образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач и формирование социально-бытовых навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 126.46 КБ |
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ученика 2 класса (третьего года обучения)
М.С.
Срок реализации - 1 год
Ответственный за реализацию программы:
Согласовано: Родители: ___________
2024-2025 учебный год
Структура СИПР
Содержание | Стр. |
1.Общие сведения о ребенке | 3 |
2. Психолого-педагогическая характеристика | 4-6 |
3. Индивидуальный учебный план | 7 |
4. Условия реализации потребности в уходе и присмотре | 8-9 |
5. Содержание образования: | 10 |
5.1. Базовые учебные действия | 10-11 |
5.2. Содержание учебных предметов Содержание коррекционных курсов | 12-21 |
5.3. Нравственное развитие | 22-23 |
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни | 24 |
5.5 Внеурочная деятельность | 25-29 |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР | 30 |
7. Программа сотрудничества с семьей | 30-31 |
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | 31 |
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения | 32 |
Приложение 1 Задания для выполнения во время каникул | 33 |
Приложение 2 Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация». | 34-36 |
1. Общие сведения о ребёнке.
1. ФИО ребенка:
2. Возраст ребенка: 20.03.2015 года рождения (9 лет)
3. Место жительства: г. Дудинка ул.
4. Мать:
5. Отец: М
6. Год обучения: третий год обучения (2 класс)
7. Группа (особые потребности): 2
Способности к самообслуживанию:3
Способность к передвижению: 2
Способности к общению: 3
Способности к обучению:3
Способности к трудовой деятельности: 3
Способности к контролю за своим поведением: 3
8. Заключение ПМПК: С. имеет особенности в психическом развитии; имеет особенности в физическом развитии; имеет отклонения в поведении; нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендовано: АООП НОО для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Вариант ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2.
Состояние ребенка не позволяет определить уровень представлений об окружающем мире. Отсутствие речи затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития учащегося, так как контакт с окружающими практически отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребенку требуется помощь в удовлетворении потребности. Особенности развития обучающегося, обусловленные выраженными нарушениями поведения, проявляются в трудностях коммуникации и социального взаимодействия в которых присутствует мычание, визг, крик и другие проявления деструктивного характера.
2. Психолого-педагогическая характеристика на начало учебного года
Степан посещает образовательную организацию третий год. Мальчик посещал ДОУ, коррекционную группу. Семья мальчика многодетная, обеспеченная, в составе 4-х человек, проживает в трехкомнатной благоустроенной квартире. Жилищно– бытовые условия хорошие. Ребёнку созданы условия для полноценного отдыха, сна и учёбы. Вопросам воспитания и развития ребёнка в семье уделяется достаточно много времени. Воспитанием занимается мама ребенка, оказывает помощь приходящая няня, наблюдается единство требований в воспитании. Мать Галина Александровна сотрудничает с педагогами школы.
Общее физическое развитие - удовлетворительное. Относится к группе здоровья: спец. В ЛФК, детский аутизм синдром Каннера, психопатоподобное поведение, нарушение психических функций.
Ученик обучается по АООП НОО обучающихся с тяжёлой умственной отсталость. Вариант 2. Форма обучения – очная. Речью не владеет.
Все образовательные области представлены соответствующими предметами в соответствии с рекомендациями регионального базисного учебного плана. Базовый компонент учебного плана составлен в соответствии с требованиями учебных программ. Учебно-методическое обеспечение имеется в полном объеме.
Уровень развития (на сентябрь 2024 года)
1. Особенности моторной сферы. Психофизическое недоразвитие мальчика характеризуется нарушениями точности, темпа движений, что осложняет формирование навыков несложных трудовых действий. Состояние органов слуха – здоров. Физически развит, передвигается самостоятельно, мелкая моторика не развита, графическая деятельность отсутствует. Ведущая рука - правая.
2. Формирование учебного поведения. Учебная мотивация не сформирована: занятия с учителем мальчик воспринимает, как смену обстановки, развлечение. Своих задач как школьника не осознаёт. Ребенок дезорганизован и дезадаптирован. Проявляет интерес только к игровым занятиям. Задание выполняет при помощи учителя по настроению, самостоятельно не работает.
3. Эмоционально-волевая сфера не сформирована. Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Спокойно ведет себя, если находится в одиночестве. Ориентация на словесную инструкцию практически отсутствует. Все параметры внимания – грубо нарушены. Отмечается слабо развитое произвольное внимание, объем и концентрация внимание крайне на низком уровне, переключаемость слабая (застревание или отказ от деятельности). Мальчик неусидчив, суетлив, неконтролируем в передвижении. Склонен к бурным эмоциональным проявлениям. Незнакомые ощущения или звуки вызывают страх, двигательное беспокойство. Преобладают положительные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. В возбужденном эмоциональном состоянии начинает громко кричать. Показывает на себе части тела: глаза, нос, уши, рот.
4. Характеристика познавательной сферы ребенка. В ДОУ с мальчиком проводилась коррекционная подготовка, но результаты на низком уровне. Устная речь отсутствует. Произносит непроизвольные неосознанные звуки. Обращенную речь понимает не всегда. Предпочтение отдаётся невербальным средствам коммуникации. Наиболее привлекательны для Степана занятия с тактильными игрушками и предметами (деревянные вкладыши, гремящие и шуршащие элементы). Любит рассматривать предметные картинки, показывает предмет, который его просят показать. Работоспособность крайне низкая.
5. Состояние знаний ребенка по разделам программы. Степан не проявляет желания учиться, быстро истощается и устаёт. Уходит во время занятия в игровую комнату, ложится на диван.
6. Сформированность элементарных математических представлений. В рабочих тетрадках писать отказывается, только с помощью тьютора или учителя. Навык письма не сформирован. Мотивация к учению крайне низкая.
7. Характеристика деятельности. Навыки самообслуживания не сформированы. Самостоятельно ест, пьёт, пользуется ложкой. Испытывает трудности при самостоятельной ориентировке в окружающем: использовании предметов одежды, бытовых предметов, выполнении гигиенических процедур. При одевании и раздевании нуждается в помощи взрослых, т.к. не может самостоятельно застегнуться, завязать и развязать шнурки. Не умеет самостоятельно убирать свои вещи, постель.
8. Способность к общению. Первичный контакт бывает затруднен. Зрительный контакт кратковременный. Требуется мимическое и жестовое подкрепление. установление контакта возможно, но ненадолго. Для его поддержания требуется положительная стимуляция (доброжелательная улыбка, знаки одобрения, поглаживание и т. п. контакт со сверстниками поверхностный, рывкообразный. Испытывает большие трудности во взаимодействии. Требуется постоянная направляющая, организующая, сопровождающая помощь взрослого.
Рекомендации:
- Развитие навыков альтернативной коммуникации
- Развитие крупной, артикуляционной и ручной моторики
- Расширение пассивного словаря, коррекция понимания обращенной речи и стимуляция речи.
- Формирование предметных действий: лепка, рисование, игры с игрушками.
- Формирование знаний по окружающему миру, навыков самообслуживания
- Развитие эмоционально – волевой сферы.
Приоритетным направлением на 2024-2025 учебный год, исходя из возможностей ребёнка, является:
- Предметно – практические действия;
- Сенсорное развитие;
- Двигательное развитие
- Коррекционно-развивающие занятия
- Художественно-эстетическая творческая деятельность
- Учение с увлечением
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Проектная деятельность
- Альтернативная коммуникация
- Коммуникативная деятельность
Приоритетное содержание обучения и воспитания:
- Навыки самообслуживания.
Приоритетные учебные предметы:
- Речь и альтернативная коммуникация.
- Математические представления.
- Окружающий природный мир.
- Изобразительная деятельность
3. Индивидуальный учебный план
Предмет | Учитель класса | |||||
Учитель адаптивной физкультуры | Учитель музыки и движения | Педагог-психолог | Учитель - логопед | Учитель - дефектолог | ||
Речь и альтернативная коммуникация | 3 | |||||
Математические представления | 2 | |||||
Окружающий природный мир | 2 | |||||
Человек | 4 | |||||
Окружающий социальный мир | 3 | |||||
Музыка и движение | 2 | |||||
Изобразительная деятельность | 3 | |||||
Адаптивная физкультура | 2 | |||||
Коррекционные курсы | 5 | |||||
Внеурочная деятельность | 5 | |||||
Коррекционные занятия | 2 | 2 | 2 | |||
Итого часов – 33 на 2024– 2025 учебный год | ||||||
- Условия реализации потребности в уходе и присмотре
День недели | 8:00 -12:20 | 12:30-13:00 | 13:00-16:00 | 16:00-16:20 | 16:30-17:00 | 17:20-17:50 | 18:00 |
Понедельник | Дополнительный выходной | ||||||
Вторник | Учеба с дополнительными перерывами. Учитель- и тьютор- 10:00-10:40 Музыка и движение -учитель и тьютор
| Обед- воспитатель ГПД- тьютор: Гигиенические процедуры | Занятия в ГПД: воспитатель ГПД и тьютор: | Полдник Воспитатель ГПД - и тьютор: | Учитель-логопед: М | Коррекционный курс «Сенсорное развитие»-учитель Ив | Отпуск домой |
Среда | Учеба с дополнительными перерывами. Учитель-и тьютор-
| Обед- воспитатель ГПД- тьютор: А Гигиенические процедуры | Занятия в ГПД: воспитатель ГПД и тьютор: 15:30-16:00 -педагог-психолог | Полдник Воспитатель ГПД - и тьютор: | Занятия по интересам: воспитатель ГПД и тьютор: | Коррекционный курс «Предметно-практические действия»-учитель И | Отпуск домой |
Четверг | Учеба с дополнительными перерывами. Учитель-Иванова В. С. и тьютор- | Обед- воспитатель ГПД- тьютор: Гигиенические процедуры | Занятия в ГПД: воспитатель ГПД и тьютор: 15:00-15:30 -учитель-дефектолог 15:30-16:00 -педагог-психолог | Полдник Воспитатель ГПД - и тьютор: | Занятия по интересам: воспитатель ГПД и тьютор: | Занятия по плану. Воспитатель ГПД | Отпуск домой |
Пятница | Учеба с дополнительными перерывами. Учитель- 10:50- 11:30 – Музыка и движение -учитель музыки и движения – и тьютор 11:40-12:20- Коррекционный курс «Двигательное развитие» -учитель | Обед- воспитатель ГПД- тьютор: Гигиенические процедуры | Занятия в ГПД: воспитатель ГПД и тьютор: | Полдник Воспитатель ГПД - и тьютор: | Учитель-логопед: | Художественно-творческая деятельность «Радуга творчества»- учитель | Отпуск домой |
5. Содержание образования:
5.1. Базовые учебные действия
Программа формирования базовых учебных действий направлена на формирование готовности к овладению содержанием АООП НОО обучающихся с тяжелой умственной отсталостью. Вариант 2 ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и включает следующие задачи:
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени.
- Принимать помощь учителя и не оказывать сопротивления;
- С заданными качественными параметрами.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие |
Умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми;
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: | ||
| ||
Формирование учебного поведения | ||
- поддержание правильной позы во время занятия | ||
- направленность взгляда: | ||
| ||
| ||
- выполнение инструкций педагога: | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- использование по назначению учебных материалов | ||
- выполнение действия | ||
| ||
| ||
| ||
- выполнение задания от начала до конца | ||
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. | ||
Коррекция поведенческих проблем | ||
- коррекция эмоционально-волевой сферы | ||
- коррекция поведения |
5.2. Содержание учебных предметов
Содержание коррекционных курсов
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Язык и речевая практика»
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация»
Цель: организация речевой среды, побуждение речевой активности на основе прочитанного или элементарного самостоятельного «чтения» (чтение картинок, пиктограмм, букв, слогов, предложений), формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Описание возможных результатов обучения:
- понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- пользоваться средствами альтернативной коммуникации. Использование пиктограмм. Взгляд на нужный предмет. Жесты: приветствия, прощания, благодарности, отказа, указательные. Этюды: я ем, пью, слушаю, вижу, радуюсь, плачу, холодно, тепло, хочу, не хочу, идет дождь, идет снег, медведь, кошка, собака;
- совместно с учителем узнавать предметы по звучанию (барабан, колокольчик, мишка рычит), на ощупь (мяч, кубик, палочка), по описанию (у нее есть колеса, он катится, он рычит).
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Математика»
Учебный предмет «Математические представления»
Цель: Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу)
понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
выделять признаки цвета (красный и желтый, зеленый, синий);
формы (шар, кубик)), величины в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же…»), по образу;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образу действиям взрослого;
перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
умение различать части суток: утро (светло), ночь (темно).
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий природный ми»
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой.
Описание возможных результатов обучения:
- понимания эмоционального состояния других людей;
- понимания языка эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.)
- интерес к живой и неживой природе;
- элементарные представления о течении времени: умение различать части суток, смена событий дня.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»
Учебный предмет «Человек»
Цель: формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания
Описание возможных результатов обучения:
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения туалета).
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Окружающий мир»
Учебный предмет «Окружающий социальный мир»
Цель: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения
Описание возможных результатов обучения:
- формирование представления о школе, правилах поведения ученика на уроке;
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Искусство»
Учебный предмет «Изобразительная деятельность»
Цель: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Описание возможных результатов обучения:
- умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;
- умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Искусство»
Учебный предмет «Музыка и движение»
Цель: развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку
Описание возможных результатов обучения:
- умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Физическая культура
Предметная область ФГОС АООП вариант 2 «Физическая культура»
Учебный предмет «Адаптивная физкультура»
Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Содержание | 1 полугодие | 2 полугодие | |
Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация | |||
Развитие речи средством вербальной и невербальной коммуникации | |||
овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными. -умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; | |||
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом | |||
развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка. понимание имен: - называние своего имени | |||
-учащихся класса | |||
- педагогов класса | |||
правильно произносить за учителем слова, состоящие из одного и двух звуков; называть слова по предметным картинкам | |||
- понимание названий действий | |||
- понимание простых нераспространенных предложений (Девочка сидит. Он спит и др.) | |||
Чтение и письмо | |||
обводить карандашом простейшие фигуры по трафаретам, закрашивать и штриховать их; | |||
- рисовать прямые линии и несложные предметы | |||
Математические представления | |||
Знание основных цветов. Уметь различать предметы по цвету. | |||
Представления о величине | |||
- различение и группировка предметов по величине | |||
| |||
| |||
| |||
Представления о форме
| |||
| |||
| |||
| |||
Количественные представления | |||
- нахождение одинаковых объектов: | |||
| |||
- различение множеств
| |||
Пространственные представления | |||
- составление упорядоченного ряда из однородных предметов | |||
- составление предмета (изображения): | |||
| |||
| |||
Окружающий природный мир | |||
Имеет представления об объектах живой, неживой природы | |||
Растительный мир | |||
-имеет представления о растительном мире частей растений ( лист, цветок) | |||
- различение и называние отдельных фруктов:
| |||
| |||
- различение и называние отдельных овощей:
| |||
| |||
Животный мир | |||
- различение и называние диких животных
| |||
| |||
| |||
- различение и называние домашних животных:
| |||
Временные представления. -узнавание (различение) частей суток:
| |||
| |||
-узнавание (различение) времён года по характерным признакам:
| |||
| |||
| |||
| |||
Человек | |||
Самообслуживание | |||
Прием пищи | |||
- еда ложкой | |||
Обращение с одеждой и обувью | |||
Раздевание | |||
- снятие отдельных предметов одежды: | |||
| |||
| |||
- расстегивание: | |||
| |||
| |||
Одевание | |||
- застегивание: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
- надевание предмета одежды: | |||
| |||
| |||
| |||
Туалет | |||
- сообщение о желании сходить в туалет | |||
- пользование туалетной бумагой | |||
Гигиена тела | |||
Уход за волосами | |||
- расчесывание волос | |||
Представление о себе | |||
- различение частей тела:
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
- различение частей лица:
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Окружающий социальный мир | |||
Узнавание социальных объектов
| |||
| |||
| |||
| |||
Правила поведения в общественных местах
| |||
| |||
| |||
| |||
Выполнение режима дня
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Узнавание школьных принадлежностей
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Выполнение простейших поручений
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Музыка и движение | |||
Движение под музыку | |||
- выполнение отдельных танцевальных движений под музыку: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
- выполнение под музыку действий с предметами (платок, кукла, погремушка) | |||
- соблюдение последовательности простейших танцевальных движений | |||
- ведение хоровода | |||
Изобразительная деятельность | |||
Рисование | |||
Приемы работы с карандашом и кистью | |||
- соблюдение последовательности действий при работе с красками: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Рисование основных элементов | |||
- рисование точек | |||
- соединение точек | |||
- рисование линий | |||
| |||
| |||
Предметное рисование | |||
- рисование контура предмета: | |||
| |||
| |||
Выполнение работы в контуре | |||
- закрашивание внутри контура | |||
Коррекционно-развивающие занятия | |||
Лепка | |||
Подготовка материала к работе | |||
- разминание материала | |||
Деление на части | |||
- отрывание куска материала от целого куска | |||
- откручивание куска материала от целого куска | |||
Придание формы | |||
- катание шарика | |||
- катание колбаски | |||
Видоизменение формы | |||
- сгибание колбаски в кольцо | |||
Аппликация | |||
Работа с бумагой | |||
- сминание бумаги | |||
- разрывание бумаги | |||
Работа с клеем | |||
- намазывание всей поверхности клеем | |||
Составление аппликации | |||
- сборка изображения объекта из нескольких деталей | |||
5.3. Нравственное развитие
Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых невербальных форм общения; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.).
Умение выражать свои желания, умение принимать на себя посильную ответственность и понимать результаты своих действий; умение предвидеть последствия своих действий, понимать, насколько его действия соотносятся с нормами и правилами жизни людей; контроль своих эмоций и поведения.
Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.
Ученик пока не способен к сопереживанию, проявлять соучастие и сочувствие. Он нуждается в прямой демонстрации спокойным реакциям, проявлениям терпения и уважения к сверстнику, независимо от его поведения и уважения взрослых.
Программа выполняется в семье, а также в рамках внеурочной деятельности. Основным и организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: экскурсии, праздники, походы и др.
Содержание | Наблюдения | Наблюдения |
| 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
| 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
| 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
| 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
5.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с умеренной умственной отсталостью, с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе. Программа направлена на решение следующих задач:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- формирование осознанного отношения к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня;
- формирование умений безопасного поведения в окружающей среде, простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание | Наблюдения | Наблюдения |
Осознанное отношение к собственному здоровью на основе соблюдения правил гигиены, здоровьесбережения, режима дня. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
Интерес и бережное отношение к природе; соблюдение правил поведения в природе. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
Безопасное поведение в окружающей среде; умение вести себя в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях. | 1-е полугодие. | На конец учебного года. |
5.5. Внеурочная деятельность
- Коммуникативная деятельность «Разговоры о важном»
Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
- Проектная деятельность «Мир, в котором я живу»
Цель: успешная социализация детей к окружающему миру.
Задачи:
• создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
• вовлекать детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям.
• развивать чувства собственного достоинства;
• повышать уверенности в себе;
• реализовывать себя в поведении и деятельности;
• утверждать свои права и собственные ценности.
- Художественно-эстетическая творческая деятельность «Радуга творчества»
Цель: развитие творческой деятельности и мелкой моторики рук у ребенка посредством пластинографии формирование коммуникативных навыков посредством слова, музыки, движения.
Программа направлена на решение следующих задач:
- Обучать специальным технологиям работы с пластилином
- Дать теоретические знания и формировать у школьников практические приемы и навыки работы с пластилином;
- Способствовать развитию познавательной активности, развитию творческого мышления, воображения, пространственного представления и цветового восприятия.
4. Спортивно-оздоровительная деятельность «Азбука здоровья»
Цель:
- Организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности
- Воспитание созидательного отношения к своему здоровью
Программа направлена на решение следующих задач:
- Создать правильное представление о здоровом образе жизни
- Формировать у младших школьников ценностное отношение к здоровью
- Сформировать представление о рациональной организации режима дня: научить составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
- Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
- Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
5. «Учение с увлечением» «Путешествие в сказку»
Цель: развитие познавательных способностей на основе системы развивающих занятий
Задачи: развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности; развитие и формирование коммуникативных умений; умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других.
6. Коррекционный курс «Предметно – практические действия»
Цели: формирование у детей житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, необходимых для овладения трудовыми навыками.
Задачи:
- Формирование познавательной компетенции: овладение элементарными практическими умениями.
- Формирование коммуникативной компетенции: обучение словесному отчету о выполненных действиях.
- Формирование социальной компетенции: развитие навыков практического применения элементарных трудовых умений в повседневной жизни.
7. Коррекционный курс «Двигательное развитие»
Цели:
- Активизация защитных сил организма ребёнка.
- Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращающие его деформации.
- Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно- двигательного аппарата.
- Развитие общей организованности, внимания, доброжелательности.
Задачи:
- Создание благоприятных условий, способствующих формированию здорового образа жизни, умственному, физическому, эмоциональному развитию личности;
- Обеспечение психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество детей с РАС;
- Организация коррекционно-образовательного и воспитательного процесса в интересах личности, общества и государства с учётом психофизических возможностей и особенностей детей с РАС и ТМНР:
- формирование познавательных процессов обучающихся на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном для детей уровне;
- формирование прикладных, трудовых, творческих умений обучающихся;
- формирование доступных норм и правил поведения в обществе людей, способов индивидуального взаимодействия воспитанников с окружающим миром.
- Обеспечение охраны прав и интересов обучающихся, охраны и укрепления здоровья воспитанников;
- Осуществление образовательного процесса в соответствии с уровнями образовательных программ.
8. Коррекционный курс «Сенсорное развитие»
Цели: на основе создания оптимальных условия познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать ребенку правильное, многогранное, полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
- формирование, на основе активизации работы всех органов чувств, восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- коррекция познавательного развития путём систематического целенаправленного развития у детей восприятия цвета, формы, величины; развитие слухового восприятия;
- исправление недостатков моторики; коррекция зрительно-моторной координации; обогащение словарного запаса детей.
9. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
Цель курса – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи: Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти; - развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.
10. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия»
Цель: развитие психических процессов детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать психические процессы; развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать чувство ритма.
Название мероприятия | Сроки проведения | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии | Участие ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | 2 сентября | присутствие на торжественной линейке | |
«Праздник Осени» | октябрь | Подготовка к празднику: участие в беседе о празднике, аппликации на тему «Осень» Участие в городском конкурсе от ТДНТ «Легенды Седого Енисея» | |
Праздник «День матери» | ноябрь | Подготовка к празднику: участие в беседе о празднике, изготовление поздравительной открытки с помощью учителя, родителей | |
Праздник к Международному дню инвалидов | декабрь | Изготовление открытки: участие в беседе. | |
Праздник «Новый год» | декабрь | Подготовка к мероприятию: выбор новогоднего костюма с родителями, изготовление открыток с помощью учителя, родителей. Участие в украшении новогодней елки дома. Участие в новогоднем празднике в качестве зрителя. | |
Праздник «Хейро» | январь | Участие в мероприятии в качестве зрителя в сопровождении мамы. | |
«Масленичная неделя» | март | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника. Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы. | |
Праздник, посвященный международному женскому дню «Для милой мамочки!» | март | Подготовка к мероприятию: изготовление поздравительной открытки с помощью учителя, родителей. Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы. | |
Праздник «День победы» | май | Изготовление сувенира к празднику с помощью учителя, родителей. Присутствие на празднике в качестве зрителя в сопровождении мамы. | |
Последний учебный день | май | Присутствие на торжественной линейке | |
Спортивные соревнования | сентябрь-май | Присутствие на мероприятии | |
Игра | сентябрь-май | Коммуникативные игры (пальчиковые игры, массаж), настольные дидактические игры, сенсорные игры, игры с мячом | |
Прогулки на улице | сентябрь-май | Прогулка в парк, подвижные игры. | |
Классные часы | сентябрь-май | Участие в классных делах детского коллектива |
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
Специалисты | Ф.И.О. | Роспись |
Классный руководитель | ||
Учитель надомного обучения | ||
Учитель физкультуры | ||
Учитель музыки | ||
Учитель - логопед | ||
Педагог - психолог | ||
Родитель |
7. Программа сотрудничества с семьей обучающегося
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
| |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения |
| |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
|
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками, тренажеры с молниями, пуговицами, шнурками, кнопками, ремнями.
- Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
- Набор пиктограмм;
- конструктор «Лего», вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрешка, пирамидка, счетный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей.
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
- Гимнастические мячи большого и среднего размера, маты, кегли, теннисные мячи, футбольный мяч, баскетбольный мяч, шариковый бассейн, подвесные качели.
- Музыкальные инструменты (маракас, бубен, бубенцы, барабан, палочки, пианино, гитара, флейта), музыкальный центр, аудиозаписи.
- Компьютер, проектор, презентации, видеозаписи, экран для проектора.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится один раз в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР:
- «выполняет действие самостоятельно»;
- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной;
- «выполняет действие по образцу»;
- «выполняет действие с частичной физической помощью»;
- «выполняет действие со значительной физической помощью»;
- «действие не выполняет».
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Кроме того, программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в домашних условиях. Вследствие системных нарушений развития обучающихся, им показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования.
Условные обозначения:
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | - |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | дд |
- с частичной помощью взрослого | д |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | ди |
- по подражанию или по образцу | до |
- самостоятельно с ошибками | сш |
- самостоятельно | с |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | - |
2. Не выявить наличие представлений | ? |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | пп |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | п |
- самостоятельное использование | + |
Приложение 1.
Задания для выполнения во время каникул
Осенние каникулы (26.10 – 04.11) | Зимние каникулы (29.12-08.01) | Весенние каникулы (22.03 – 30.03) | Летние каникулы (28.05- 31.08) |
|
|
|
|
Во время каникул родителям обучающегося предлагается проводить занятия по образовательным интернет-ресурсам, специально разработанным для детей с особенностями развития:
- Сайт «Особое детство» http://www.osoboedetstvo.ru
- Портал «Солнышко» - развивающие игры, раскраски, поделки, конкурсы. http://www.solnet.ee/
- «Наши детки» www.ourkids.ru
Приложение 2.
Календарно-тематический план. Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация»
№ п\п | Название раздела, темы | Содержание | Количество часов | Дата |
1 четверть -16 часов | ||||
Раздел 1. Формирование жестовой речи и понимания обращенной речи | ||||
1 | Обследование понимания обращенной речи | 1 | ||
2 | Обследование коммуникативных навыков | 1 | ||
3 | Привлечение внимания к обращенной речи | 1 | ||
4 | Игра «Привет! Пока!» | Знакомство с жестами приветствия-прощания. Формирование умения имитировать жесты приветствия-прощания. Формирование умения употреблять жесты-действия. Формирование умения сознательно использовать жесты в общении. Формирование умения пользоваться средствами коммуникации. | 1 | |
5 | Закрепление игры «Привет! Пока!» | 1 | ||
6 | Игра «Нет» | 1 | ||
7 | Игра «Да - нет» | 1 | ||
8 | Закрепление игры «Привет-Пока» | 1 | ||
9 | Игра «На! Дай!» | Знакомство с жестами-просьбы. Формирование умения понимать жесты просьбы; сознательно использовать их в общении. Формирование умения сознательно использовать жесты в общении. Формирование умения пользоваться средствами коммуникации. | 1 | |
10 | Закрепление игры «На! Дай!» | 1 | ||
11 | Игра «Дай предмет» | 1 | ||
12 | Закрепление игры «Дай предмет» | 1 | ||
13 | Игра «Выполни команду» | Формирование умения выполнять одноступенчатую инструкцию. Привлечение внимания к обращенной речи, формирование слухового и зрительного восприятия. Формирование умения сознательно использовать жесты в общении. Формирование умения пользоваться средствами коммуникации. | 1 | |
14 | Закрепление игры «Выполни команду» | 1 | ||
15 | Игра «С кем мы хотим поиграть? Покажи!» | 1 | ||
16 | Закрепление игры «С кем мы хотим поиграть? Покажи!» | 1 | ||
2 четверть-15 часов | ||||
1 | Упражнение «Я - сам!» | Формирование умения понимать жесты-действия; умение имитировать и сознательно использовать их в общении. Формирование умения пользоваться средствами коммуникации. | 1 | |
2 | Упражнения в выполнении заданий «Я - сам!» | 1 | ||
3 | Закрепление упражнений «Я - сам!» | 1 | ||
4 | Закрепление игры «Собери корзинку» | 1 | ||
5 | Повторение игры «Собери корзинку» | 1 | ||
Раздел 2. Развитие тонкой и грубой моторики. | ||||
6 | Артикуляционное упражнение «Улыбка» «Трубочка» | Развитие подвижности губ, формирование умения удерживать губы в статичном положении на счет; формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 1 | |
7 | Артикуляционное упражнение «Играем на гармошке» | 1 | ||
8 | Выполнение упражнения «Прогулка» | 1 | ||
9 | Игра «Покажи язык» «Накажем непослушный язычок» | Развитие подвижности языка; формирование понятий «вверх - вниз»; формирование умения переключаться с одной позы на другую. | 1 | |
10 | Упражнение «Качели» | 1 | ||
11 | Упражнения «Надуй шар», «Часики» | Обучение плавному, спокойному, короткому вдоху. | 1 | |
12 | Упражнение «Вдох – выдох» «Ветер дует» | Развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ. | 1 | |
13 | Упражнения «Одуванчики», «Снежинки» | 1 | ||
14 | Закрепление упражнений на нормализацию функций дыхания | Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ. | 1 | |
15 | Игра «Пальчики - семья» | Развитие пальчиковой моторики, умения соотносить движения с текстом совместно со взрослым. | 1 | |
3 четверть -18 часов | ||||
Раздел 3. Формирование и коррекция звукопроизносительных навыков | ||||
1 | Вызывание произношения звуков | Закрепление умения правильного произношения гласных звуков. Выработка умения регулировать силу выдоха; активизация мышц губ. | 1 | |
2 3 | Произношение гласных | 2 | ||
4 5 | Повторение артикуляции гласных | 2 | ||
6 | Закрепление артикуляции гласных | 1 | ||
7 8 | Игра «Скажи через трубочку» | Формирование умения понимать жесты-действия; умение имитировать и сознательно использовать их в общении | 2 | |
9 10 | Закрепление игры «Скажи через трубочку» | формирование умения плавно переключаться с одной позы на другую. | 2 | |
11 12 | Закрепление умения правильного произношения согласных звуков. | |||
13 | Произношение согласных. Повторение артикуляции согласных | 1 | ||
Раздел 4. Формирование лексико-грамматического строя речи | ||||
1415 | Птицы (домашние): петушок, курочка (описание, звукоподражание) | Обогащение и уточнение словарного запаса по данной теме; формирование умения понимать обобщающие слова; взаимосвязь рода и вида; развитие понимания связной описательной речи. | 2 | |
16 17 | Животные (домашние) (описание, звукоподражание) | 2 | ||
18
| Животные (дикие) (описание, звукоподражание) | 2 | ||
4 четверть-16 часов | ||||
1 2 | Ситуация «Обед» (с комментированием) | Развитие пальчиковой моторики, умения соотносить движения с текстом совместно со взрослым | 2 | |
3 4 | Ситуация «В больнице» (с комментированием) | 2 | ||
5 | Ситуация «В магазине» (с комментированием) | 1 | ||
Раздел 5. Формирование предпосылок письма, развитие графомоторных навыков и обучение грамоте. | ||||
6 7 | Знакомство с карандашом и листом бумаги | Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. Развитие пальчиковой моторики, умения соотносить движения с текстом совместно со взрослыми Развитие тонкой моторики, синхронности движений пальцев рук; умения воспроизводить действия по образцу. Привитие навыков правильного расположения тетради на парте и пользования карандашом. Уточнение понятия «угол листа», введение обозначений – «левый верхний угол», «правый верхний угол», «центр листа». | 2 | |
8 | Штриховки «Дождик» | 1 | ||
9 | Штриховки «Травка» | 1 | ||
10 | Штриховки «Солнечные лучики» | 1 | ||
11 | Штриховки «Иголки у ежика» | 1 | ||
12 | Штриховки «Следы на снегу» | 1 | ||
13 | Штриховки «пушистая кошка» | 1 | ||
14 | Штриховки «Иголки у елки» | 1 | ||
15 16 | Диагностика | 2 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
We Must Pack Our Backpacks (упражнения для тренировки лексики по теме "Мы идём в поход" для учащихся 7 класса-второй год обучения)
Упражнения(вставь пропущенные буквы, кроссворд) на тренировку лексики по теме "We Must Pack Our Backpacks" (УМК Кауфман 7 класс)...

разработка урока немецкого языка для 6 класса (второй год обучения) по УМК "Горизонты" М.Аверина
Разработка урока немецкого языка по теме "Свободное время" в 6 классе(второй год обучения) по ФГОС. УМК "Горизонты", автор М.Аверин...
Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса(второй год обучения) (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе
Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе...
Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса(второй год обучения) (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе
Контрольная работа за первое полугодие по английскому языку для учащихся 5 класса (УМК Кузовлев 4), обучающихся по коррекционно-развивающей программе...

Диагностическая работа по немецкому языку. 8 класс. Второй год обучения.
Тестовая работа для проверки уровня обученности....

СИПР для 2 класса (3 год обучения) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...

СИПР для 3 класса (4 год обучения)обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2
СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...
