Готовность детей к обучению в школе. Речевое развитие будущего первоклассника.
консультация
Я рада видеть вас сегодня на нашем собрании, посвященном очень важной теме – готовности ваших детей к школьному обучению. Совсем скоро для них начнется новый, ответственный этап в жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Готовность детей к обучению в школе. Речевое развитие будущего первоклассника»
Цель: Познакомить родителей с компонентами психологической готовности к школе, уделив особое внимание речевому развитию как ключевому фактору успешного обучения.
Оборудование: Презентация, раздаточные материалы (памятки, списки полезной литературы), проектор, маркерная доска.
Ход собрания
I. Вступительная часть
(Звучит спокойная музыка, родители занимают места)
Логопед:
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем собрании, посвященном очень важной теме – готовности ваших детей к школьному обучению. Совсем скоро для них начнется новый, ответственный этап в жизни.
Давайте начнем с простого вопроса: «Как вы думаете, что самое главное должен уметь ребенок, приходя в первый класс?»
(Родители высказываются: читать, считать, писать, быть усидчивым, слушаться учителя и т.д.). Записывайте ключевые слова на доске.
Обобщение: Безусловно, все это важно. Но часто за умением читать и писать мы не замечаем фундамент, на котором строятся эти навыки – развитую речь. Сегодня мы подробно разберем, почему именно речевое развитие является основным критерием школьной готовности.
Сегодня мы поговорим:
- О том, что такое «готовность к школе» в целом.
- Подробно разберем, как речь связана с успехами в чтении, письме и общении.
- Выявим «тревожные звоночки», на которые стоит обратить внимание.
- И, самое главное, получим практические инструменты: как мы, взрослые, можем помочь нашим детям.
II. Основная часть
Блок 1: Что такое «готовность к школе»?
Это не просто умение читать и считать. Это комплекс качеств:
- Интеллектуальная готовность: Развитое мышление, память, внимание, восприятие. Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
- Эмоционально-волевая готовность: Умение управлять своим поведением, подчиняться правилам, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
- Социальная готовность: Умение общаться со сверстниками и взрослыми, работать в коллективе, понимать свою новую социальную роль – роль ученика.
- Мотивационная готовность: Желание учиться, узнавать новое, интерес к самому процессу получения знаний, а не только к внешним атрибутам (портфель, форма).
Делаем мостик к главной теме: А теперь представьте, что все эти компоненты сильно зависят от одного ключевого фактора – уровня речевого развития ребенка.
Блок 2: Речевая готовность – залог успешной учебы
Тезис: Речь – это не только умение говорить. Это инструмент мышления и общения.
Расскажите, как неразвитая речь влияет на основные школьные навыки:
- Речь и обучение грамоте (чтение и письмо):
- Фонематический слух: Если ребенок нечетко слышит и различает звуки (например, [с]-[ш], [р]-[л]), ему будет очень трудно научиться читать и, особенно, писать. Это прямая дорога к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
- Пример: «сапка» вместо «шапка», «клуска» вместо «кружка». На письме это будет выглядеть так же.
- Звукопроизношение: Если ребенок искажает звуки, он будет так же и читать, и писать. Важно исправить все проблемы до начала обучения грамоте.
- Речь и мышление:
- Словарный запас (лексика): Бедный словарный запас мешает понимать объяснения учителя, формулировать свои мысли, пересказывать тексты. Ребенку трудно ответить на вопрос по прочитанному рассказу, потому что ему не хватает слов.
- Грамматический строй: Умение правильно строить предложения, использовать предлоги, падежи, согласовывать слова. Ошибки («пять карандашов», «нет носков») говорят о несформированности языковых обобщений.
- Связная речь: Умение пересказать сказку, составить рассказ по картинке, описать событие. Это основа для написания изложений и сочинений в будущем.
- Речь и общение (коммуникация):
- Умение понятно выражать свои просьбы, мысли, договариваться со сверстниками, отвечать на уроке. Проблемы с речью могут привести к замкнутости, стеснительности или, наоборот, к агрессии из-за непонимания.
Блок 3: «Тревожные звоночки»: когда стоит бить тревогу?
Обратите внимание, если ребенок к 6-7 годам:
- Не выговаривает или искажает более 2-3 звуков.
- Не различает на слух близкие звуки (просьбы «подними руку, когда услышишь звук [С]»).
- Имеет скудный словарный запас, не знает обобщающих слов (овощи, транспорт, мебель).
- Неправильно строит предложения, путает предлоги, падежи.
- Не может пересказать простой знакомый текст (сказку «Колобок»), рассказать о прошедшем дне.
- Речь невыразительная, очень быстрая или, наоборот, замедленная.
Важно! При наличии этих признаков необходима консультация логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к обучению в школу
Статья будет полезна классным руководителям....

Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.
Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.
Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период подготовительного обучения при общеобразовательных шко...

Родительское собрание. Выступление на тему: "Речевое развитие будущих первоклассников".
Как полезно провести летнее время....

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...
Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе
В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....

