Готовность детей к обучению в школе. Речевое развитие будущего первоклассника.
консультация

Одобецкая Лариса Анатольевна

Я рада видеть вас сегодня на нашем собрании, посвященном очень важной теме – готовности ваших детей к школьному обучению. Совсем скоро для них начнется новый, ответственный этап в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Готовность детей к обучению в школе. Речевое развитие будущего первоклассника»

Цель: Познакомить родителей с компонентами психологической готовности к школе, уделив особое внимание речевому развитию как ключевому фактору успешного обучения.  

Оборудование: Презентация, раздаточные материалы (памятки, списки полезной литературы), проектор, маркерная доска.

Ход собрания

I. Вступительная часть

(Звучит спокойная музыка, родители занимают места)

Логопед:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашем собрании, посвященном очень важной теме – готовности ваших детей к школьному обучению. Совсем скоро для них начнется новый, ответственный этап в жизни.

Давайте начнем с простого вопроса: «Как вы думаете, что самое главное должен уметь ребенок, приходя в первый класс?»

(Родители высказываются: читать, считать, писать, быть усидчивым, слушаться учителя и т.д.). Записывайте ключевые слова на доске.

Обобщение: Безусловно, все это важно. Но часто за умением читать и писать мы не замечаем фундамент, на котором строятся эти навыки – развитую речь. Сегодня мы подробно разберем, почему именно речевое развитие является основным критерием школьной готовности.

Сегодня мы поговорим:

  1. О том, что такое «готовность к школе» в целом.
  2. Подробно разберем, как речь связана с успехами в чтении, письме и общении.
  3. Выявим «тревожные звоночки», на которые стоит обратить внимание.
  4. И, самое главное, получим практические инструменты: как мы, взрослые, можем помочь нашим детям.

II. Основная часть

Блок 1: Что такое «готовность к школе»?

Это не просто умение читать и считать. Это комплекс качеств:

  1. Интеллектуальная готовность: Развитое мышление, память, внимание, восприятие. Умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  2. Эмоционально-волевая готовность: Умение управлять своим поведением, подчиняться правилам, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
  3. Социальная готовность: Умение общаться со сверстниками и взрослыми, работать в коллективе, понимать свою новую социальную роль – роль ученика.
  4. Мотивационная готовность: Желание учиться, узнавать новое, интерес к самому процессу получения знаний, а не только к внешним атрибутам (портфель, форма).

Делаем мостик к главной теме: А теперь представьте, что все эти компоненты сильно зависят от одного ключевого фактора – уровня речевого развития ребенка.

Блок 2: Речевая готовность – залог успешной учебы

Тезис: Речь – это не только умение говорить. Это инструмент мышления и общения.

Расскажите, как неразвитая речь влияет на основные школьные навыки:

  1. Речь и обучение грамоте (чтение и письмо):
  • Фонематический слух: Если ребенок нечетко слышит и различает звуки (например, [с]-[ш], [р]-[л]), ему будет очень трудно научиться читать и, особенно, писать. Это прямая дорога к дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения).
  • Пример: «сапка» вместо «шапка», «клуска» вместо «кружка». На письме это будет выглядеть так же.
  • Звукопроизношение: Если ребенок искажает звуки, он будет так же и читать, и писать. Важно исправить все проблемы до начала обучения грамоте.
  1. Речь и мышление:
  • Словарный запас (лексика): Бедный словарный запас мешает понимать объяснения учителя, формулировать свои мысли, пересказывать тексты. Ребенку трудно ответить на вопрос по прочитанному рассказу, потому что ему не хватает слов.
  • Грамматический строй: Умение правильно строить предложения, использовать предлоги, падежи, согласовывать слова. Ошибки («пять карандашов», «нет носков») говорят о несформированности языковых обобщений.
  • Связная речь: Умение пересказать сказку, составить рассказ по картинке, описать событие. Это основа для написания изложений и сочинений в будущем.
  1. Речь и общение (коммуникация):
  • Умение понятно выражать свои просьбы, мысли, договариваться со сверстниками, отвечать на уроке. Проблемы с речью могут привести к замкнутости, стеснительности или, наоборот, к агрессии из-за непонимания.

Блок 3: «Тревожные звоночки»: когда стоит бить тревогу?

Обратите внимание, если ребенок к 6-7 годам:

  • Не выговаривает или искажает более 2-3 звуков.
  • Не различает на слух близкие звуки (просьбы «подними руку, когда услышишь звук [С]»).
  • Имеет скудный словарный запас, не знает обобщающих слов (овощи, транспорт, мебель).
  • Неправильно строит предложения, путает предлоги, падежи.
  • Не может пересказать простой знакомый текст (сказку «Колобок»), рассказать о прошедшем дне.
  • Речь невыразительная, очень быстрая или, наоборот, замедленная.

Важно! При наличии этих признаков необходима консультация логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность детей к обучению в школу

Статья будет полезна классным руководителям....

Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.

Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.

Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период  подготовительного обучения  при общеобразовательных шко...

Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

Что такое квест?  (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...

Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе

В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....