«Коррекция слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
статья
В данной статье рассматриваются вопросы нарушения слоговой структуры слов у детей с ОВЗ. Приводятся примеры заданий для коррекции нарушения у детей с ОВЗ. Описаны ожидаемые результаты. Статья содержит список литературы по данной проблематике. Статья будет интересна логопедам, дефектологам работающим с детьми с ОВЗ (ЗПР, УО).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коррекция слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
Капустянская Лариса Владимировна – учитель-логопед, ГБОУ школа № 565
Слоговая структура слова - это чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. В параметрах слоговой структуры слова выделяют ударность, количество слогов, линейную последовательность слогов, модель самого слога.
В классификации слов по А.К. Марковой выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
1 класс двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети…);
2 класс трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина…);
3 класс односложные слова (дом, мак);
4 класс двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель…);
5 класс двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка…);
6 класс двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан…);
7 класс трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон…);
8 класс трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки…);
9 класс трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник…);
10 класстрехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка…);
11класс односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф…);
12 класс односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт…);
13 класс двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка…);
14 класс четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино…).
Учитывать данную классификацию необходимо и при введении речевого материала в речь и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
При нормотипичном развитии слоговой структуры слова у детей в 3 года, воспроизведение слов начинается в следующем порядке:
- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),
- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)
- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)
В 4-5 лет: воспроизводят слова:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
В случаях речевой патологии после трёх лет нарушения слоговой структуры слова приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Нарушения слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет. Исследования показывают, что нарушение слоговой структуры слова являются характерной особенностью детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Нарушения слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы.
Авторы изучающие данное нарушение отмечают следующие нарушения слоговой структуры слова.
1. Нарушения количества слогов:
а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «ка» (кошка), «бака» (собака).
Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - Лена), в его середине («ичик» - диванчик, «дека» - девочка), слово может не договариваться до конца («агу» - огурец).
В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - печенье), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными («чепаха» - черепаха):
- опускание слогообразующей гласной.
Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просёнок» – поросёнок; «кошлёчек» - кошелёчек). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.
б) Итерации:
- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тигар» – тигр, «сытол» – стол). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («Дирижабыль» - Дирижабль).
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов в слове («лезёный» - зелёный);
- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.
3. Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («масо» - масло, «карина» – картина); слог со стечением согласных – в слог без стечения («нег» - снег).
Часть авторов такие искажения относит к нарушениям звуковой структуры слов.
- вставка согласных в слог («локшадь» - лошадь, «крнан» - кран, «бежалит» – бежали)).
4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вивисипед» - велосипед).
5. Персеверации. Это инертное застревание на одном слоге в слове («собабака» - собака; «Ввва-ня» - Ваня).
6. Контаминации – соединения частей двух слов («макарыс» - макароны с сыром, «макасло» – макароны с маслом).
Преодоление нарушений слоговой структуры слова содержит два этапа подготовительный и коррекционный.
На подготовительном этапе работа проводится на невербальном и вербальном материале; проводится работа по формированию предпосылок освоения слоговой структуры слова.
Цель – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
На основном, коррекционный этапе работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне З.Е. Агранович отводит «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Цель – непосредственная коррекция конкретных нарушений слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень обширная категория с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, им необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. Наиболее часто нарушение слоговой структуры слова встречается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО). У детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи наибольшее количество ошибок относится к воспроизведению стечения согласных в словах. Распространенным видом ошибок является сокращение слогов в слове. Изучение нарушений показывает, что наибольшее количество ошибок дети допускают в прилагательных и существительных обозначающие абстрактные, не знакомые детям понятия.
Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с ситуацией, когда выверенные упражнения, работающие с нормотипично развивающимися детьми не подходят в работе с детьми имеющими нарушения в развитии. Некоторым детям в силу их интеллектуальных возможностей приходится сильно упрощать задания, использовать частые повторы. Детям с аутистическими расстройствами часто требуются «ритуалы» для выполнения заданий. В работе с детьми с задержкой психического развития особое внимание необходимо уделить развитию моторных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто быстро утомляются, поэтому требуется частая смена деятельности. Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слова всегда предшествует обследование. Конкретные виды упражнений логопед выбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития. Как показывают исследования Г.М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно можно предположить, что чем более сложные речевые нарушения, тем большее количество повторений потребуется.
Мною в работе с детьми с ОВЗ на этапе коррекционной работы на уровне слова применяются упражнения с использованием профессионального пособия по А.К. Марковой «Слоговая структура слова».
Цель: коррекция нарушений слоговой структуры на уровне слова.
№ п/п | Название задания | Описание |
1 | «Возьми – повтори» | Логопед даёт ребенку картинку называя её - ребёнок повторяет. Для детей со сниженной мотивацией, важно дать картинку в руки. Для некоторых детей важно проговаривать слово держа картинку на уровне лица логопеда около рта. Это привлекает внимание ребёнка к правильному произношению. |
2 | «Возьми - назови» | Поочерёдно логопед-ребенок берут по одной картинке, называют её. |
3 | «Раз, два, три, поверни» | Поочередно логопед-ребёнок переворачивают картинку (логопед каждый раз проговаривает:-раз, два, три, поверни»), называют её. Это упражнение с «ритуалом», хорошо подходит детям, которым необходимо развивать навык ожидания. |
4 | «Это …» «Тут…» «Там…» | Называем картинку. Логопед говорит -ЭТО, ребёнок добавляет слово. Со словами ЭТО, ТУТ, ТАМ можно тренировать указательный жест. В дальнейшем ребёнок начинает проговаривать оба слова получая словосочетание (это мишка, тут кошка, там луна) |
5 | «Через лупу посмотри и картинку назови» | Для упражнения можно использовать лупу с не сильным увеличением или «зашумлённые лупы». Педагог через лупу показывает ребёнку картинку, ребёнок называет и забирает себе. |
6 | «Стикеры снимай – картинку называй» | Для упражнения картинки заранее заклеиваются стикерами. Ребёнок снимает стикер, называет картинку. Если взять разные стикеры, можно расширить задачу. Например, «Открываем картинки сначала под розовым стикером и т.д.) |
7 | «В коробку клади – слово назови» | Поочерёдно логопед-ребенок берут картинку, называют и кладут в коробку. |
8 | «Доскажи словечко» | На столе выкладывается группа картинок. Логопед читает пару рифмованных строк не договаривая последнее. Ребёнок добавляет слово показывая картинку. |
9 | «Отгадай загадку» | На столе выкладывается группа картинок. Логопед загадывает загадку, ребенок отгадывает показывая картинку. |
10 | «На фигуру посмотри и словечко назови» | Для этого упражнения картинки располагаются на различных геометрических фигурах. Логопед предлагает назвать картинку, расположенную в той или иной геометрической фигуре. Например: назови картинки только в квадратах, кругах и т.д. |
11 | «Кто с кем?» «Что с чем?» «Кто за кем?» | Картинки можно сгруппировать парами и более. Предлагается ребёнку назвать кто с кем, что с чем, или кто за кем. |
12 | «Что, где?» «Что под, что над?» | Картинки располагаются одна под другой или просто рядом. Ребёнку предлагается назвать картинки с использованием предлогов. Можно использовать ориентировку (справа, слева, вверху, внизу). |
13 | «Я пошел в магазин и купил…» «Я шел, шел, шел и …нашел» | Игры подходят ко многим лексическим темам. Можно использовать эти игры с движением (например, пальцами по столу). |
14 | «Тучка-солнышко» | Для выполнения задания необходимы две картинки тучки и солнышка. Логопед просит ребёнка называть картинки и класть на тучку или солнышко. Игра помогает понять настроение ребенка. |
15 | «Котику – собачке» «Маше –Саше» | Для выполнения задания нужны картинки с изображением. Логопед просит назвать картинку и сделать выбор, кому её отдать. Игра помогает понять предпочтения ребенка. |
16 | «Наряди ёлочку» | Предварительно к картинкам можно закрепить многоразовый двойной скотч (многоразовый скотч - обладает объём, хорошо удерживает картинку, легко снимается). Логопед предлагает нарядить ёлочку называя картинки. |
Ожидаемые результаты: регулярно выполняя задания ребёнок научится:
- повторять слова за взрослым;
- называть предметные картинки;
- отвечать на вопросы;
- повторять за педагогом пары сложных слов;
- повторять за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов;
- в самостоятельной речи правильно употреблять сложные слова;
Кроме того, дети могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Литература
Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры
слов у детей. — С-Пб.; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001
Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у
детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005
Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Альбом. Слоговая структура слова. Обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры Изд-во Парадигма. 2014
Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей Библиотека логопеда Сфера ТЦ, 2021
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебное пособие – СПб.: Издательство РГПУ им А.И. Герцена, 2003
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн для логопеда. – М.: Гманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999
Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961
Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М.,2001
Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет - М.: Гном Пресс, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

семинар - практикум для педагогов "Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников".
семинар-практикум для педагогов...

Коррекция слоговой структуры слова при преодолении дисграфии
Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова – порядок расположения количества слогов в словах. Слого...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"
В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...

Система работы по коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР
В данной работе описывается методика работы по формированию слоговой структуры слова....
Коррекция слоговой структуры слова. Двусложные слова с закрытым слогом.
Данная презентация может быть использована в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР для коррекции слоговой структуры слова....