«Коррекция слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»
статья

В данной статье рассматриваются вопросы нарушения слоговой структуры слов у детей с ОВЗ. Приводятся примеры заданий для коррекции нарушения у детей с ОВЗ. Описаны ожидаемые результаты. Статья содержит список литературы по данной проблематике. Статья будет интересна логопедам, дефектологам работающим с детьми с ОВЗ (ЗПР, УО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Коррекция слоговой структуры слова у детей с ОВЗ»

Капустянская Лариса Владимировна – учитель-логопед, ГБОУ школа № 565

Слоговая структура слова - это чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. В параметрах слоговой структуры слова выделяют ударность, количество слогов, линейную последовательность слогов, модель самого слога.

В классификации слов по А.К. Марковой выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

1 класс двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети…);

2 класс трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина…);

3 класс односложные слова (дом, мак);

4 класс двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель…);

5 класс двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка…);

6 класс двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан…);

7 класс трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон…);

8 класс трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки…);

9 класс трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, полов-ник…);

10 класстрехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка…);

11класс односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф…);

12 класс односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт…);

13 класс двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка…);

14 класс четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино…).

Учитывать данную классификацию необходимо и при введении речевого материала в речь и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.

При нормотипичном развитии слоговой структуры слова у детей в 3 года, воспроизведение слов начинается в следующем порядке:

- из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

- из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

- из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

В 4-5 лет: воспроизводят слова:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капу-ста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телеви-зор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

В случаях речевой патологии после трёх лет нарушения слоговой структуры слова приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Нарушения слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет. Исследования показывают, что нарушение слоговой структуры слова являются характерной особенностью детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Нарушения слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы.

Авторы изучающие данное нарушение отмечают следующие нарушения слоговой структуры слова.

1. Нарушения количества слогов:

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «ка» (кошка), «бака» (собака).

Ребёнок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» - Лена), в его середине («ичик» - диванчик, «дека» - девочка), слово может не договариваться до конца («агу» - огурец).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» - каша, «пи» - печенье), другие затрудняются лишь на уровне четырёхсложных структур, заменяя их трёхсложными («чепаха» - черепаха):

- опускание слогообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счёт выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просёнок» – поросёнок; «кошлёчек» - кошелёчек). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации:

- увеличение числа слогов за счёт добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тигар» – тигр, «сытол» – стол). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчленённым его произношением, представляющем собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («Дирижабыль» - Дирижабль).

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов в слове («лезёный» - зелёный);

- перестановка звуков соседних слогов («гебемот» - бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («масо» - масло, «карина» – картина); слог со стечением согласных – в слог без стечения («нег» - снег).

Часть авторов такие искажения относит к нарушениям звуковой структуры слов.

- вставка согласных в слог («локшадь» - лошадь, «крнан» - кран, «бежалит» – бежали)).

4. Антиципации, т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» - капитан; «вивисипед» - велосипед).

5. Персеверации. Это инертное застревание на одном слоге в слове («собабака» - собака; «Ввва-ня» - Ваня).

6. Контаминации – соединения частей двух слов («макарыс» - макароны с сыром, «макасло» – макароны с маслом).

Преодоление нарушений слоговой структуры слова содержит два этапа подготовительный и коррекционный.

На подготовительном этапе работа проводится на невербальном и вербальном материале; проводится работа по формированию предпосылок освоения слоговой структуры слова.

Цель – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

На основном, коррекционный этапе работа ведётся на вербальном материале и состоит из нескольких уровней (уровень гласных звуков, уровень слогов, уровень слова). Особое значение на каждом уровне З.Е. Агранович отводит «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Цель – непосредственная коррекция конкретных нарушений слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очень обширная категория с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, им необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни. Наиболее часто нарушение слоговой структуры слова встречается у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО). У детей с задержкой психического развития и детей с общим недоразвитием речи наибольшее количество ошибок относится к воспроизведению стечения согласных в словах. Распространенным видом ошибок является сокращение слогов в слове. Изучение нарушений показывает, что наибольшее количество ошибок дети допускают в прилагательных и существительных обозначающие абстрактные, не знакомые детям понятия.

Педагоги, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с ситуацией, когда выверенные упражнения, работающие с нормотипично развивающимися детьми не подходят в работе с детьми имеющими нарушения в развитии. Некоторым детям в силу их интеллектуальных возможностей приходится сильно упрощать задания, использовать частые повторы. Детям с аутистическими расстройствами часто требуются «ритуалы» для выполнения заданий. В работе с детьми с задержкой психического развития особое внимание необходимо уделить развитию моторных возможностей. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто быстро утомляются, поэтому требуется частая смена деятельности. Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению нарушения слоговой структуры слова всегда предшествует обследование. Конкретные виды упражнений логопед выбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития. Как показывают исследования Г.М. Ляминой, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, прежде чем у ребёнка закрепится самостоятельное употребление этого слова. Естественно можно предположить, что чем более сложные речевые нарушения, тем большее количество повторений потребуется.

Мною в работе с детьми с ОВЗ на этапе коррекционной работы на уровне слова применяются упражнения с использованием профессионального пособия по А.К. Марковой «Слоговая структура слова».

Цель: коррекция нарушений слоговой структуры на уровне слова.

№ п/п

Название задания

Описание

1

«Возьми – повтори»

Логопед даёт ребенку картинку называя её - ребёнок повторяет. Для детей со сниженной мотивацией, важно дать картинку в руки. Для некоторых детей важно проговаривать слово держа картинку на уровне лица логопеда около рта. Это привлекает внимание ребёнка к правильному произношению.

2

«Возьми - назови»

Поочерёдно логопед-ребенок берут по одной картинке, называют её.

3

«Раз, два, три, поверни»

Поочередно логопед-ребёнок переворачивают картинку (логопед каждый раз проговаривает:-раз, два, три, поверни»), называют её. Это упражнение с «ритуалом», хорошо подходит детям, которым необходимо развивать навык ожидания.

4

«Это …» «Тут…» «Там…»

Называем картинку. Логопед говорит -ЭТО, ребёнок добавляет слово. Со словами ЭТО, ТУТ, ТАМ можно тренировать указательный жест. В дальнейшем ребёнок начинает проговаривать оба слова получая словосочетание (это мишка, тут кошка, там луна)

5

«Через лупу посмотри и картинку назови»

Для упражнения можно использовать лупу с не сильным увеличением или «зашумлённые лупы». Педагог через лупу показывает ребёнку картинку, ребёнок называет и забирает себе.

6

«Стикеры снимай – картинку называй»

Для упражнения картинки заранее заклеиваются стикерами. Ребёнок снимает стикер, называет картинку. Если взять разные стикеры, можно расширить задачу. Например, «Открываем картинки сначала под розовым стикером и т.д.)

7

«В коробку клади – слово назови»

Поочерёдно логопед-ребенок берут картинку, называют и кладут в коробку.

8

«Доскажи словечко»

На столе выкладывается группа картинок. Логопед читает пару рифмованных строк не договаривая последнее. Ребёнок добавляет слово показывая картинку.

9

«Отгадай загадку»

На столе выкладывается группа картинок. Логопед загадывает загадку, ребенок отгадывает показывая картинку.

10

«На фигуру посмотри и словечко назови»

Для этого упражнения картинки располагаются на различных геометрических фигурах. Логопед предлагает назвать картинку, расположенную в той или иной геометрической фигуре. Например: назови картинки только в квадратах, кругах и т.д.

11

«Кто с кем?»

«Что с чем?»

«Кто за кем?»

Картинки можно сгруппировать парами и более. Предлагается ребёнку назвать кто с кем, что с чем, или кто за кем.

12

«Что, где?»

«Что под, что над?»

Картинки располагаются одна под другой или просто рядом. Ребёнку предлагается назвать картинки с использованием предлогов. Можно использовать ориентировку (справа, слева, вверху, внизу).

13

«Я пошел в магазин и купил…»

«Я шел, шел, шел и …нашел»

Игры подходят ко многим лексическим темам. Можно использовать эти игры с движением (например, пальцами по столу).

14

«Тучка-солнышко»

Для выполнения задания необходимы две картинки тучки и солнышка. Логопед просит ребёнка называть картинки и класть на тучку или солнышко. Игра помогает понять настроение ребенка.

15

«Котику – собачке»

«Маше –Саше»

Для выполнения задания нужны картинки с изображением. Логопед просит назвать картинку и сделать выбор, кому её отдать. Игра помогает понять предпочтения ребенка.

16

«Наряди ёлочку»

Предварительно к картинкам можно закрепить многоразовый двойной скотч (многоразовый скотч - обладает объём, хорошо удерживает картинку, легко снимается). Логопед предлагает нарядить ёлочку называя картинки.

Ожидаемые результаты: регулярно выполняя задания ребёнок научится:

- повторять слова за взрослым;

- называть предметные картинки;

- отвечать на вопросы;

- повторять за педагогом пары сложных слов;

- повторять за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов;

- в самостоятельной речи правильно употреблять сложные слова;

Кроме того, дети могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Литература

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры

слов у детей. — С-Пб.; ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001

Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у

детей с недоразвитием речи. – Книголюб, 2005

Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Альбом. Слоговая структура слова. Обследование возможностей восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры Изд-во Парадигма. 2014

Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей Библиотека логопеда Сфера ТЦ, 2021

Голубева Г.Г. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебное пособие – СПб.: Издательство РГПУ им А.И. Герцена, 2003

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн для логопеда. – М.: Гманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999

Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961

Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. — М.,2001

Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет - М.: Гном Пресс, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Коррекция слоговой структуры слова при преодолении дисграфии

Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слова. Слоговая структура слова – порядок расположения количества  слогов в словах. Слого...

конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".

Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...

Система работы по коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

В данной работе описывается методика работы по формированию слоговой структуры слова....

Коррекция слоговой структуры слова. Двусложные слова с закрытым слогом.

Данная презентация может быть использована в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР для коррекции слоговой структуры слова....