Программа по Историческому краеведению
рабочая программа (краеведение, 8 класс) по теме

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение»

 

Возраст обучающихся: 14-15 лет

 

Срок реализации программы: 1 год

 

Курс содержит материалы по истории Чудовского района, Новгородского края с древнейших времён до наших дней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_po_Istoricheskomu_kraevedeniyu_2.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

им. Н. А. Некрасова»

Рассмотрена на педагогическом совете школы №1 им. Н. А. Некрасова

Протокол №1 от 28.09.09

«Утверждаю»

Директор школы №1 им Н. А. Некрасова

___________________А. В. Машкова

«___»_____________2009 г.

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

«Историческое краеведение»

Авторы программы:

Шандер Т. И., Ольховский Э. С.,

Возраст обучающихся: 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

Педагог дополнительного образования: Шандер Татьяна Ивановна

Чудово

2009

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность программы

Родная страна становится ещё дороже и родней, если знаешь её историю. Краеведческий материал повышает интерес школьников к предмету. Когда учащиеся узнают, что какое то историческое событие нашло отражение в истории родного города, района, области, то у них повышается интерес к истории вообще и истории родного края  в частности. В школе №1 им Н. А. Некрасова есть многое для того, чтобы изучать краеведение. Созданы «Музей боевой славы», кабинет краеведения, собрана библиотечка книг по краеведению. Многие из книг подарены музею ветеранами войны и труда. В альбомах собраны все краеведческие публикации, сделанные в местной прессе. Знания по краеведению востребованы детьми.

Новизна, актуальность программы

Изучение краеведения в системе дополнительного образования осуществляется впервые, как эксперимент. Это особенно актуально в связи со знаменательной датой – 1150-летием Великого Новгорода. Чудовский край – это частица Великой Новгородской земли.

Появились новые книги, посвящённые этому событию. В Чудовской районной библиотеке состоялась презентация книг:

- «От Фонтанки до Званки», которая знакомит читателей с жизнью и творчеством Г. Р. Державина в Санкт-Петербурге и на Новгородской земле. Научный редактор С. М. Некрасов.

- «А. А. Аракчеев и Грузино». Автор В. Н. Папешин исследует малоизвестный период жизни графа Аракчеева, который владел имением Грузино, и превратил его в великолепный архитектурно-парковый ансамбль.

В 2012 году будет отмечаться другая знаменательная дата – 1150 лет зарождения Российской государственности.

Цель программы:

- дать знания по истории родного края;

- воспитание чувства уважения и привязанности к родному краю, чувства гордости своим краем, его историей и достопримечательностями.

Задачи:

  1. Обогатить знания по истории Великого Новгорода и Чудовского района (обучающие).
  2. Привить детям потребность посещать музеи Новгорода и Чудова.
  3.  Способствовать накоплению учащимися печатных материалов по истории родного края (развивающие).
  4. Воспитывать любовь к родному краю (воспитывающие).

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 72 часа (56 часов – теоретические занятия, в т. ч. 3 часа – итоговое повторение, тестирование; 16 часов – практические занятия). Срок реализации программы 1 год. Возраст учащихся 14-15 лет.

Помимо теоретических занятий программа предусматривает экскурсии по родному краю, посещение музеев, походы к памятникам героев, экскурсии на предприятия города, встречи с интересными людьми.

Ожидаемые результаты

Изучив программу, ученики смогут участвовать в краеведческих олимпиадах, конференциях, в написании исследовательских работ; будут посещать музеи, приобретать книги по истории родного края.

Формы подведения итогов реализации программы:

- итоговое тестирование;

- решение и составление кроссвордов по различным темам;

- участие в краеведческих олимпиадах.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

Вводный урок. Что такое краеведение? Виды краеведения. Историческое краеведение

Первобытный строй на территории нашего края

Ильменские славяне в древности

Новгород Великий

Происхождение Чудова

На тракте почтовом. Село Ям-Чудово

По седым водам Волхова (история судоходства по реке)

Званский период в жизни Державина

Усадьба графа Аракчеева в Грузино

Военные поселения на территории нашего края

Лермонтов М. Ю. в Селищинском военном городке

Строительство железной дороги Петербург-Москва

Некрасов Н. А. в Чудовской Луке

Успенский Г. И. в Сябреницах

Народовольцы в нашем крае

Чудовский промышленный район на рубеже 19-20 веков

Революционные события в нашем крае

Чудовские предприятия  в послереволюционный период

Общественно-политическая жизнь Чудовского района в предвоенные годы

События Великой Отечественной войны на территории нашей области и района. Герои земли Новгородской

Новгородчина и Чудовский район в период восстановления и послевоенного развития

Чудовский район на современном этапе

Решение кроссвордов

Составление кроссвордов

Итоговое повторение

Итоговое тестирование

1

1

3

4

2

2

2

4

5

2

2

3

2

2

2

4

4

4

3

6

4

5

1

1

2

1

1

1

2

2

2

2

2

3

4

2

1

3

1

1

2

4

4

4

3

3

4

2

2

1

1

2

1

1

1

1

1

3

3

1

1

72

56

16

Содержание изучаемого курса

1. Первобытный строй на территории нашего края  - 1 час (теория)

Появление на территории нашего края после отступления последнего ледника первобытных людей. Самая древняя в Новгородской области стоянка первобытного человека на р. Вельгия, (Боровичский район). Неолитические стоянки на территории Чудовского района. Характер обнаруженных предметов, орудий труда. Начало изготовления орудий труда из железа. Возникновение земледелия с появлением железных орудий труда. Разложение родового строя, появление больших семей.

2. Ильменские славяне в древности – 3 часа (2 – теория, 1- практика)

Расселение славян в долине реки Волхов и озера Ильмень. Основное занятие земледелие. Земледельческие системы и основные орудия труда. Городища. Религия. Жальники. Жальник в д. Рогачи - памятник истории. Отношения ильменских славян. Основание Новгорода. Версии происхождения названия города. Призвание Рюрика. Сущность норманской теории. Памятник «Тысячелетия России» в Новгороде. Роль Новгорода в составе государства - Древняя Русь. Князья Владимир 1-й и  Ярослав Мудрый в Новгороде.

3. Новгород Великий – 4 часа (2 – теория, 2- практика)

Возникновение в Новгороде аристократической республики. Планировка Новгорода: стороны, концы, Кремль с Софийским собором. Юрьев и Антониев монастыри. Новгород, открытый археологами. А. Арциковский и В. Янин – руководители Новгородской археологической экспедицией. Новгород - центр ремесла и международной торговли. Купеческие компании. Иностранные торговые дворы в Новгороде. Колонизация северных земель. Пятины. Социальный состав населения Новгорода. Роль бояр в экономической и политическое жизни города. Высший орган и должностные лица Новгородской республики. Высокий уровень культуры и благоустройства в Новгороде. Высокий уровень грамотности населения. Берестяные грамоты. Особенности новгородской архитектуры. Присоединение Новгорода к Московскому государству при Иване 3-ем.

4. Происхождение Чудова – 2 часа (2 – теория)

Переписная оброчная книга Водской пятины 1500 г. Перечень деревень, впервые упомянутых в этой книге. Приближающийся 510-летний юбилей ряда чудовских деревень. Переписная оброчная книга Вотскоё пятины 1539 г. Первое упоминание деревень Чудово и Боровое, положивших начало нашему городу. Краткая их характеристика.

5. На тракте почтовом – 2 часа (2 – теория)

Возникновение почтового тракта Петербург-Москва. Чудово - ямское село. Особенности ямского промысла. Разновидности ямщиков и ездоков. Почтовая станция в центре села Чудово. Успенская и Троицкая церкви и другие достопримечательности села. Связь книги А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" с нашими местами. Реконструкция почтового тракта Петербург-Москва, превращение его в первоклассное шоссе. Троицкий мост через Кересть - памятник истории. Упадок ямского промысла после открытия движения но Николаевской железной дороге.

6. По водам седого Волхова – 2 часа (2 – теория)

Путь «из варяг в греки» - древний водный путь, проходивший через наш край. Волхов - водная артерия международной торговли Новгорода. Ушкуйники. Вышневолоцкая водная система, одним из звеньев которой является Волхов. Пороги на Волхове – препятствие для судоходства. Меры, которые предпринимались для улучшения судоходства на Волхове. Сиверский и Вишерский каналы. Типы судов, ходивших по Волхову, способы их передвижения. Характеристика судовых рабочих. Основной поток судов в сторону Петербурга. Невыгодность из-за порогов возвращения судов из Петербурга. Развитие судостроения в приволховских деревнях. Падение роли Вышневолцкой водной системы с открытием движения по Николаевской железной дороге.

7. Жизнь званская – 4 часа (3 – теория, 1- практика)

Званский период в жизни и творчестве поэта Г. Р. Державина. Описание державинской  Званки. Дарья Алексеевна,  жена поэта и другие постоянные обитатели Званки в летние месяцы. Стихотворения поэта, написанные в Званке. Державин и епископ Евгений. Смерть поэта в Званке, похороны его в Хутынском монастыре. Основание Званско-Знаменского монастыря на основе завещания Д.А. Державиной.

8. Усадьба графа Аракчеева в Грузино – 5 часов (4 – теория, 1- практика)

Доаракчеевская история Грузина. Версии относительно происхождения названия села.  А. А. Аракчеев - владелец Грузинского имения, положительные и отрицательные стороны его деятельности. Крайняя противоречивость в его отношениях о крестьянами. Александр 1-й в Грузино. Обустройство Грузино по проектам выдающихся русских архитекторов Ф. И. Демерцова и В. П. Стасова. Творения в Грузино замечательных скульпторов И. Мартоса, С. Гальберга. Семёнова. Грузино - один из самых выдающихся архитектурно-парковых ансамблей первой половины 19в. Гибель усадьбы в годы Великой Отечественной войны.

9. Военные поселения на Волхове – 2 часа (2 – теория)

Цели, преследовавшиеся созданием военных поселений. Создание военных поселений в Высоковской волости на территории нашего района. Перевод государственных крестьян на положение поселённых хозяев, их  сопротивление. Аракчеев - начальник военных поселений России. Строительство Селищенского штабного городка и ротных поселений 1-го округа военных поселений на Волхове. Графская дорога. Организация   жизни, быта военных поселян. Причины их тяжёлого положения. Восстания военных поселян на Волхове. Ликвидация военных поселений. Селищенский военный городок - памятник истории первой половины 19 века.

10. Лермонтов в Селищах – 2 часа (1 – теория, 1- практика)

Перевод корнета М. Ю. Лермонтова с Кавказа в Селищенский военный городок, где был расквартирован Гродненский Гусарский полк. Прохождение военной службы. А. Арнольди и Краснокутский – офицеры, с которыми поэт близко сошёлся. Стихотворения и картины, созданные Лермонтовым в Селищенском военном городке.

11. Николаевская железная дорога – 3 часа (3 – теория)

Необходимость строительства железной дороги между Петербургом и Москвой. Почему дорога шла мимо Новгорода. Выдающийся инженер-путеец П. П. Мельников, проектировавший и руководивший строительством северного участка железной дороги, контора которого находилась в Чудово. Строительство железнодорожных (деревянных мостов через Волхов и Мсту. Выдающийся инженер-мостостроитель Жравский. Перестройка железнодорожных мостов в конце 70-х годов (замена деревянных ферм металлическими). Ииженер-мостостроитель Белелюбский. Тяжёлые условия труда в жизни строителей дороги. Открытие Николаевской железной дороги. Типы паровозов и вагонов, эксплуатируемых на дороге. Строительство Чудовского вокзала. Железнодорожные станции Чудово в Волхово. Значение Николаевской железной дороги для нашего края.

12. Пребывание Н. А. Некрасова в Чудовской Луке – 2 часа (1 – теория, 1 - практика)

Приобретение дома с наделом земли в Чудовской Луке. Стасть поэта к охоте. Некрасов и  местные крестьяне. Егерь Миронов. Знаменитый Чудовский цикл стихотворений, созданных летом 1874 года. Создание  после смерти поэта сельскохозяйственной школы его памяти. Создание в доме Некрасова музея, его посещение.

13. Жизнь и творчество Г. И. Успенского  в д. Сябреницы – 2 часа (1 – теория, 1 - практика)

Произведения писателя, созданные на основе наблюдений и впечатлений, почерпнутых в нашем крае. Русские писатели, деятели культуры, народовольцы, побывавшие в гостеприимном доме Успенского. Создание в Сябреницах после смерти писателя школы его памяти. Деятельность В. С. Серовой по музыкальному просвещению крестьян в нашем крае. Попытка создания ею в д. Сябреницы крестьянской консерватории или хорового дома.

14. Народовольцы – 2 часа (2 – теория)

Наш земляк-народоволец А. В. Тырков, участник покушения на Александра 2-го. Сибирская ссылка в Минусинске. Встреча там с В. И. Лениным. Возвращение после ссылки в д. Варгежа. Посещение здесь в 1914 г. Тыркова английским писателем Гербертом Уэлсом. Распоряжение Ленина о материальной помощи семье Тыркова после раволюции. Бегство С. Л. Перовской от жандармов на станции Волхово (Соснинская Пристань). Пребывание в д. Сябреницы народоволок Антекман и В. Фигнер.

15. Чудовский промышленный район в конце 19 – начале 20 вв. – 4 часа (4 – теория)

Предпосылки создания фабричной промышленности в нашем крае. Отходничество крестьян. Крестьянские промыслы. Появление капиталистых крестьян. Первоначальное накопление капиталов. Старейшие чудовские предприятия: стекольно-хрустальный завод Кузнецова, спичечная фабрика «Солнце». Производство спичек – главная отрасль Чудовского промышленного района. В. А. Лапшин – российский спичечный король. Развитие фарфоро-фаянсовой промышленности. Волховская и Грузинская фарфоро-фаянсовые фабрики И. Е. Кузнецова. Начало производства чудовского цемента. Лесная промышленность, предприниматель Любищев, Дыренков. Зарождение пароходства на Волхове. Пароходная компания братьев Забельных. Особенности формирования рабочего класса. Крестьянский характер капитализма в нашем крае.

16. Революционные события в нашем крае – 4 часа (4 – теория)

Тяжёлые условия труда на предприятиях Чудовского промышленного района, особенно на предприятиях принадлежавших И. Е. Кузнецову.

Стачка 1901 г. на Чудовском стекольно-хрустальном заводе Кузнецова.

Создание социал-демократического кружка на Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрике. Крупнейшая стачка рабочих Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрики и спичечных фабрик Лапшина (ноябрь 1905 г.) Волнения на чудовских предприятиях после февральских событий в Петрограде. Установление на предприятиях рабочего контроля. Предотвращение рабочими закрытия Грузинской фарфоро-фаянсовой фабрики Кузнецовым. Формы борьбы чудовских крестьян. Установление Советской власти на Новгородчине.

17. Чудовские предприятия в послереволюционный период – 4 часа (4 – теория)

Национализация предприятий И. Е. Кузнецова, В. А. Лапшина и др. коммунистические субботники. Участие чудовских рабочих в создании 2 КДО, сражавшегося на Восточном фронте. Скорбь чудовских трудящихся в связи со смертью В. И. Ленина, сбор средств на памятник вождю в Новгороде. Реконструкция чудовских предприятий. Чудовские спички – лучшие в мире. Станция Чудово становится рабочим посёлком. Новые названия чудовских предприятий. Создание колхозов в чудовских деревнях. Массовые раскулачивания и выселения, особенно латышских крестьян.

18. Общественно-политическая жизнь Чудовского района в предвоенные годы – 3 часа (3 – теория)

Образование Чудовского района. Рабочий посёлок Чудово становится городом. Ликвидация неграмотности. Основание средней школы №1. Открытие рабочих клубов имени Ленина и 1-го мая. Участие молодёжи в художественной самодеятельности. Ленинградский малый оперный театр – культурный шеф чудовцев. Массовая оборонно-спортивная работа. Открытие в Чудово аэроклуба. Участие чудовцев в выборах всех уровней по Конституции 1936 г. Избранные ими депутаты. Разрушение церквей. Сталинские репрессии.

19. Наш край в годы Великой Отечественной войны – 6 часов (3 – теория, 3- практика)

В начале суровых испытаний. Первая бомбардировка Чудова. Боевые действия на подступах к Чудову. Боевое крещение 311 дивизии. Упорные бои в Чудово, противник занимает город. Тихвинские оборонительная и наступательная военные операции. Занятие нашими войсками плацдармов на левом берегу Волхова севернее Грузино. Любанская наступательная операция. Трагедия 2-й ударной армии. Драматический выход из окружения в районе Мясного Бора. «Долина смерти». Кровопролитные бои местного значения за высоты, насыпи железных и шоссейных дорог и другие объекты. Наступательная операция по ликвидации Любано-чудовской группировки противника. 44 дивизия в боях за Чудово. Освобождение родного города. Массовый героизм на чудовской земле: подвиги Н. В. Оплеснина, «Огненного экипажа», экипажа лётчиков В. А. Гречишникова, политрука И. М. Барсукова. Наши земляки – Герои Советского Союза. Экспедиция «Долина» на чудовской земле.

20. Экономическое развитие Новгородчины и Чудовского района в послевоенный период – 4 часа (4 – теория)

Восстановление промышленности, транспорта, жилья. Восстановление колхозов и совхозов, сёл и деревень. Образование, культура, здравоохранение, физкультура.

21. Чудовский район на современном этапе – 5 часов (2 – теория, 3- практика)

Промышленность, сельское хозяйство, общественно-политическая жизнь, образование, культура, здравоохранение, спорт. Почётные граждане г. Чудово. Герб г. Чудово.

Методическое обеспечение программы:

- фотографии;

- тесты, кроссворды по темам;

- схемы (Селищенский военный городок);

- слайды (памятные места В.Новгорода и Чудова);

- разработки экскурсий («Новгородский Кремль», «Памятник 1000-летие России», «Памятники героям ВО войны в В.Новгороде и Чудово);

- лекционный материал по всем темам.

Литература

Ольховский Э. С.  Летопись Чудовского района // Виконт. Великий Новгород, 2007.

Смирнов В.  Россия в бронзе. Памятник «Тысячелетию России» и его герои // Вече. М., 2002.

Райков Г. П.  Софийский собор Великого Новгорода // Алаборг. СПб., 2007.

Чудово и Чудовский район. текст А. Ходяков, оформление В. Буханов // Лики России. СПб., 1997.

Путеводитель по Новгородскому Кремлю. На основе труда М. Г. Порфирова «Новгородский кремль» // СПб., 2008.

Перчаткин С. Н.  Чудово // Лениздат. 1984.

Орлов С. Н.  Наша Новгородская земля // Лениздат. 1981.

Петров М., Петров А., Золин П.   Наша Новгородская земля // Лениздат. 1985.

Гриневская Н. И.  Если ехать вам придётся // Лениздат. 1986.

Золин П. Н.  Сто новгородских сёл // Новгород. 1991.

Тюрин В. В.  На земле Садко // Лениздат. 1986.

Папешин В. Н. «А. А. Аракчеев и Грузино» // Чудово. Издательство МУ «ИПО«Родина». 2008.

«От Фонтанки до Званки». Научный редактор Некрасов С. М. // СПб. ООО «Савож». 2009.

«Чудово от А до Я». Справочник для школьника. Составитель Л. Н. Маркина // МУ «МЦБС». 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе

Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа....

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа для 8 класса содержит основные элементы ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, а так же системы оценивания...

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элементов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...