рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Рязанцева Татьяна Яновна

Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedeniya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы 

  Современная школа находится в постоянном процессе перестройки всей системы образования. Еще не определены основные критерии образования, нет четкой формулировки национальной идеи, расплывчаты воспитательные цели нашей школы.                                                    В какой-то степени заполнить образовавшиеся ниши в образовательном и воспитательном процессе сможет более подробное и систематическое изучение истории Липецкого края, нашего города Усмани. В этом случае обучение представляет непосредственный, жизненно важный интерес для школьников.                                                                                                                         Эпоха Древней Руси  период феодальной раздробленности, борьба с монголо-татарами, сооружение русского флота в Воронежском крае (куда входили и наши земли), становление Российской империи, развитие крепостного права и его отмена, Октябрьский переворот и Гражданская война, коллективизация, репрессии, Великая Отечественная и строительство социализма, распад СССР, строительство новой России – все это важнейшие  вехи истории Отечества, а, значит, и истории края.                                                                                      Краеведение, под которым понимается всестороннее изучение определенной территории на научной истории, расширяет кругозор ребят, знакомит с  хозяйственной и культурной жизнью народа, воспитывает патриотизм, гордость за замечательных людей прошлого и настоящего, способствует ощущению прочной связи обучения с жизнью, повышает уровень трудового и нравственного воспитания.                                                                                                                    Курс «Краеведение» предоставляет огромные возможности для патриотического воспитания школьников, способствует формированию чувства гордости за родной край и нашу Родину - Россию.
История нашей малой Родины – своего края, места, где мы родились и живем, - должна восприниматься как частица истории большой Родины –России.

Пока нет достаточно достоверного, выверенного полного учебника по истории края, не систематизированы материалы по вопросам литературы и искусства, поэтому необходимые материалы нужно тщательно отбирать, в связи с этим возникла необходимость в создании данной программы.

Специфика данного курса в широком использовании разнообразного краеведческого материала, экспозиций школьного музея, в разнообразии форм проведения занятий.
Занятия курса носят не только информационный, но и практический характер:  запись воспоминаний известных людей города Усмани, родных, сбор экспонатов для школьного музея

Целью данной программы является формирование у учащихся целостного, неповторимого образа территории Липецкого края, развитие широких практических знаний и умений, необходимых учащимся для ориентации в политических, экономических и социальных условиях современной жизни.

Цели формирования ключевых компетенций:

- овладение научными методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации;

- овладение принципами постановки и решения познавательных проблем методом исторического анализа, анализа целей и результатов;

-  овладение умением объяснять общее и различное, сопоставлять различные суждения; использовать внешкольные источники информации, включая фонды школьных музеев: музея имени Героя Советского Союза Б.А. Котова и музея истории школы, Краеведческого музея г. Усмани Липецкой области;

- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе в период новейшего  времени в личной жизни, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран, к их культуре.

         Основные задачи курса:
- углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края;
-повышение интереса к курсу «История России»;
-развитие у детей творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания,
 
-приобщение школьников к поисково-исследовательской работе;
Нормативно-правовые документы:

1. Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря июля 2012 года №273-ФЗ.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ.

3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196.

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 1993.

5. Федеральный Базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1312 от 09.03.2004 г..

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изм., внесенными приказами Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69).

7. Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07.07.2005 г.       № 03-1263.

8. Примерная программа основного общего образования по истории Министерства образования РФ, 2004 год.

9. Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования от 26.10.2009г. № 3499.

10. «Инструктивно-методическое письмо УОиН Липецкой области «О преподавании курсов истории России и всеобщей истории, ведении учителем учетно-планирующей документации» от 15.07.2011 г. № 2713.

11. Программа развития лицея.

12. Образовательная программа лицея.

13.Учебный план лицея на 2013-2014 учебный год.

Определение места и роли учебного курса в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки учащихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Задачи, стоящие перед школой на пути ее модернизации в условиях становления гражданского общества и правового государства в России, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся, формирование и осуществление программы его совершенствования.

      Курс истории в 9 классе является завершающим этапом исторического образования на ступени основного общего образования. В связи с этим уровень подготовки выпускника  должен  соответствовать государственным образовательным стандартам и способствовать их успешной социализации

Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана учебная программа, в том числе на проведение контрольных работ.

На изучение  краеведческого материала в 9х классах  отводится 34 часа(1 час в неделю) в соответствии с Федеральным компонентом учебного плана общеобразовательных учреждений и учебным планом МБОУ лицея №1.

Формы организации образовательного процесса. Формы организации образовательного процесса предполагают использование такой вид учебного занятия, как урок и экскурсия. Эти формы обучения  позволят раскрыть материал по истории края с древнейших времен до сегодняшнего дня  применить взаимосвязанные учебные умения и навыки на практике. Она позволит сформировать у учащихся системные знания и личностные качества,  мировоззрение. Урок как форма обучения включает в себя коллективные, групповые и индивидуальные занятия. На уроках выделяется время для выполнения заданий, направленных на развитие такого умения, как определение хронологической последовательности исторических событий и явлений, работу с историческими источниками (документами, воспоминаниями, материалами из исследований известных историков).  Реализация программы планируется в ходе  проведения таких типов урока, как: урок изучения нового материала, урок-практикум.

   Технология обучения: с опорой на личностно- ориентированный подход  предполагается активное использование следующих методов обучения: словесные (беседа,  лекционное занятие) , наглядные (презентации, материалы ЭОР,  исторические карты. К числу методов, влияющих на степень самостоятельности мышления обучаемых, относятся репродуктивные и продуктивные (проблемные, поисковые) методы.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.  Ключевые компетенции направлены на овладение знаниями и формирование умений организовывать свою образовательную деятельность с целью получения необходимой информации,  умение работать с документами, на сотрудничество в группах и самостоятельно. Формирование учебно-познавательных компетенций предполагается осуществлять через использование компьютерных технологий и средств, а также проектную деятельность. Формирование коммуникативных компетенций связано с организацией работы в группах, умением выступать с сообщениями. Информационные компетенции предполагается формировать через самостоятельную работу с различными видами литературы по истории родного края. Формирование здоровьесберегающих компетенций связано с  использованием  индивидуальных средств и методов обучения. Коммуникативные компетенции формируются в ходе организации групповой работы, самоконтроля,  подготовки сообщений и выступления с ними. Формирование ценностно-смысловых компетенций связано с осуществлением индивидуальной и творческой деятельности при работе на уроке и во внеурочное время при выполнении творческих заданий (презентация).

Виды, формы и методы контроля: 1)устные опросы (индивидуальные); подготовка проектов.

Ожидаемые конечные результаты:

 1)наиболее полное знание истории родного края, Липецкой области ;                                         2)повышение интереса учащихся к изучению истории России;                                                                3)воспитание чувства ответственности перед обществом, гордости за историческое прошлое нашей страны и родного края;                                                                                                          4)приобретение  учащимися навыков поисковой и исследовательской работы, навыков написания рефератов и подготовки выступлений;                                                                                                                     5)получение навыков создания презентаций по истории родного края ;                                                  6)помощь в определении будущей профессии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение (1 час)

Историческое краеведение – источник обогащения знаниями о родном крае, воспитания патриотизма и гражданственности.
Содержание курса «Краеведение», его задачи и место в системе образования.
Источники исторического краеведения Липецкой области и родного города. 
Познавательные возможности курса, его специфика.

2. Наш край в древности (2 часа)

Жизнь первобытных людей на территории нашего края по материалам археологических раскопок в селе Костенки на Дону Хохольского района.
Гагаринская стоянка на Дону Задонского района. Раскопки у сел Курино и Вертячье на реке Воронеж Хлевенского района.
Быт, основные занятия, культура и верования древнейших жителей нашего края.
Экскурсия в краеведческий музей города Усмани.

3. Наш край в период Древней Руси
 и феодальной раздробленности (1 часа)


Кочевники хазары, печенеги, половцы – воинственные соседи славянских племен. Дикое поле. Необходимость укрепления границ.
Край в составе Рязанского княжества. Строительство городов-крепостей: Ливны, Елец, Дубок. Прохождение торговых путей через эти города.
Феодальная раздробленность в истории нашего края.

4. Наш край под игом монголо-татар.
Куликовская битва (1 час)


Вторжение монголо-татар на Русь. Героическая оборона Рязани и других русских городов. Иго монголо-татар.
Битва на Куликовом поле. Елецкий князь Федор и участие жителей края в Куликовской битве.
Объединение русского народа. Последствия ига монголо-татар для нашего края.


                           5. Наш край в период укрепления Российского
централизованного государства. 16-18 века (1часа)


Наши земли после свержения ига монголо-татар. Освоение новых территорий. Строительство и развитие городов.    
Наш край в годы крестьянского восстания Кондратия Булавина и польско-шведской интервенции. 
Строительство белгородской оборонительной черты.
Развитие крупной мануфактурной промышленности в нашем крае. Судостроение. Металлургия. Сельское хозяйство. Торговля.

6. Первые сведения об Усмани (1 часа)


История строительства крепости Усмани в 17 веке. Воевода Вельяминов. План крепости.
Занятия первых переселенцев. Их жилища, быт.

7. Экономическое, политическое, социальное и культурное развитие  Липецкого края и Усманского уезда
в 18-19 веках (3 часа)


Наш край и Петр Великий. Реформы Екатерины 2. Отечественная война 1812 года и наш край. Мелкая городская промышленность и крестьянские промыслы. Мыловарни. Суконные фабрики. Производство кирпича. Данковские и Боринские сахарные заводы. Табаководство, заводы в Усмани и Ельце.
Формирование новых классов: городской и сельской буржуазии; городского, промышленного и сельского пролетариата (батраков). Отходничество.     Судьба дворянства и дворянских усадеб.
Быт и культура края. Здравоохранение. Строительство церквей. Образование. Деятели науки и культуры. 
Рост населения Усманского уезда Основное занятие жителей – земледелие. Развитие предпринимательства на нашей земле. Церковное строительство в г. Усмани. Развитие образования, медицины на территории Усманского уезда в 19 веке.

 

8. Наш край в период Первой мировой войны, Октябрьского переворота и
Гражданской войны (4 часа)


Липецкий край в период русской революции (1905-1907гг.). Нерешенность задач революции.
Первая мировая война и край. Февральская революция. Борьба за установление советской власти нашего края. Усманский край в первые годы установления Советской власти.
Гражданская война на территории Липецкого края.

9. Наш край в годы индустриализации  (1 час)


Липецкий металлургический завод «Свободный сокол». Сырские железные рудники. Новые домны. Строительство НЛМК -  ударная стройка страны. 
Итоги периода индустриализации  в нашем крае. Видеофильм об НЛМК..

10. Коллективизация в нашем крае (2 часа)


Коллективизация сельского хозяйства – трагедия крестьянства. Жизнь крестьян после Гражданской войны.  Подъем сельского хозяйства. Укрепление материального положения крестьян. Развитие личного хозяйства. Крушение системы хозяйствования. Трагедия раскулачивания. Перегибы в методах коллективизации. 
Создание колхозов на территории Усманского района Изменения в жизни крестьян. Оценка коллективизации старожилами.

11. Бои на Липецкой земле в 1941-1943гг. ( 2 часа)


Липецкий край в предвоенные годы. Вторжение фашистских войск в пределы края. 
Елецкая операция. Бои в Тербунском, Воловском, Становлянском, Измалковском районах. Изгнание захватчиков с территории края. Липецкие рубежи – рубежи славы.
Жизнь усманцев накануне Великой Отечественной войны. Тяжкие испытания 1941г. Война в каждой семье.  Прохождение линии фронта по реке Дон. Усманцы- Герои Советского Союза. Экскурсия на Аллею Героев. Помощь фронту в годы войны тружениками района. Лишения, трудности военного времени. Трагические итоги войны для земляков. 

12. Липецкий край в период «развитого социализма». (2 часа)


Восстановительный период. Развитие металлургии и машиностроения. Электротехническая и химическая промышленности. Производство стройматериалов. Транспорт.
От пятилетки к пятилетке. Успехи. Негативные явления. Образование Липецкой области 

 
13. Усманский  край в период «развитого социализма». (2 часа)
Изменение облика города и населенных пунктов района. Асфальтирование дорог. Телефонизация. Развитие земледелия и животноводства в районе. Развитие промышленности в г. Усмани. Строительство общественных и жилых зданий. Экскурсия по городу. 

14. Липецкий край с 1985г. до распада СССР (1 час)


Задачи и трудности перестроечного периода в Липецком крае. 
Реорганизация властных структур. Политическая жизнь области.
Промышленность края.  Кризисные явления на гигантах индустрии.
Экономические прорывы. Стабилизация экономики. Реорганизация сельского хозяйства. Попытка развития фермерства. Самофинансирование и самоокупаемость – новые методы хозяйствования.  Культура и быт трудящихся. Социальная политика.

15. Липецкая область на современном этапе развития (1 часов)


Липецкая область после распада СССР как субъект Российской Федерации.
Изменения политической структуры. Формирование административного аппарата. 
  Внедрение рыночных механизмов в экономику. Приватизация крупных промышленных объектов. Перепрофилирование предприятий.
Стабилизация экономики. Роль НЛМК. Развитие новых отраслей производства. Завод «Стинол». Преобразования в аграрном секторе. Липецкая область – один из доноров российской экономики. «Липецк»  – одна из шести особая экономическая зона России.Чаплыгин и Тербуны – новые экономические зоны области.   Социальная политика. Культурное развитие области.

16. Жизнь Усманского района  на современном этапе (2 часов)


Смена форм собственности.  Развитие частной торговли. Центры культуры и досуга района.
Образовательные организации района. Развитие медицины. Известные земляки –гордость земли Усманской. 

17. Города Липецкой области (1 часа)


Липецк. Елец. Лебедянь. Усмань. Чаплыгин. Задонск. Грязи. Историческая справка. Промышленность. Достопримечательности города. Архитектура. Культурная жизнь.

18. Липецкий край и великие люди. Усманский  край и известные земляки (3 часа)


Наши земляки – политики, ученые, общественные деятели (Г.В.Плеханов, Н.А.Семашко, Семенов-Тян-Шанский, С.А.Чаплыгин и др.). Литературные места, связанные с именами А.С.Пушкина, А.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.М.Горького, И.А.Бунина, А.И.Эртеля, М.М.Пришвина и др.

19. Моя родословная. (3часа).

Нисходящая и восходящая родословная. Связь истории семьи и страны.

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ

1.Краеведение в средней школе: Сб. статей об опыте школьно-краеведческой работы / Под ред. проф. А.А.Яковлева.-Изд-во Академии пед. наук, 1990.

4. Березнев А.Т. «Опаленные войной», Липецк, 2004г.

5. Дубасов И.И. «Очерки из истории Тамбовского края», Тамбов, 1993г.

Жирова И.А.,  Федорова О.Н. «Очерки истории предпринимательства в Липецком крае в конце 19-начале 20 века». Липецк, 2006

Загоровский В.П. «Историческая топонимика Воронежского края», 1973г.

 Княжинский Б.П. «Очерки по истории Усманского края(17-19 столетия). Липецк, 1995

6. Левенок В.П. «Первобытнообщинный строй на территории нашего края»

7. Липчане – великой Победе, составители Шахов В.В., Шальнев Б.М., Липецк, 1995г.

8. Мартынов А.Ф. «Краткая история  Липецкого края, 1959г.

9. Москаленко А.И. «Памятники древнейшего прошлого Верхнего и Среднего Дона», 1955г.

2.Муханов Б.В.,Рукавишников Г.М.,Рутковский О.О.Изучение родного края в школе: Методическое пособие ,1991.

 10. Огрызков К.Т. «Боевые звезды липчан», Липецк, 1995г.

  1.  «Путешествия по Липецкой области», Полянский В.Ф. и др., 1971г.

14.  Рудаков Л.Е. «По следам легенд», 1986г.

«Земля Липецкая» из серии «Наследие», 2003г.

15.  «Герои Липецкой земли», составители Винников Л.И., Гончаров А.С., 1989г.

17. Липецкий энциклопедический словарь

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Наш край в древности

2

3.

Наш край в период Древней Руси и феодальной раздробленности

1

4.

Наш край под игом монголо-татар. Куликовская битва

1

5.

Наш край в период укрепления Российского централизованного государства. 16-18 века

1

6.

Первые сведения об Усмани

2

7.

Экономическое, политическое, социальное и культурное развитие  Липецкого края и Усманского уезда в 18-19 веках

3

8.

Наш край в период Первой мировой войны, Октябрьского переворота и Гражданской войны

4

9.

Наш край в годы индустриализации  

1

10.

Коллективизация в нашем крае

2

11.

Бои на Липецкой земле в 1941-1943гг

2

12.

Липецкий край в период «развитого социализма».

2

13.

Усманский край в период «развитого социализма».

2

14.

Липецкий край с 1985г. до распада СССР

1

15.

Липецкая область на современном этапе развития

1

16.

Жизнь Усманского района  на современном этапе

1

17.

Города Липецкой области

1

18.

Липецкий край и великие люди. Усманский  край и известные земляки

3

19.

Моя родословная

3

20.

Итоговое повторение

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы

Количество часов

Дата по плану

Факт. Дата

1.

Введение

1

2.

Наш край в древности

1

3.

Наш край в древности

1

4.

Наш край в период Древней Руси и феодальной раздробленности

1

5.

Наш край под игом монголо-татар. Куликовская битва

1

6.

Наш край в период укрепления Российского централизованного государства. 16-18 века

1

7.

Первые сведения об Усмани

1

8.

Первые сведения об Усмани

1

9.

Экономическое, политическое, социальное и культурное развитие  Липецкого края в 18-19 веках

1

10.

Экономическое, политическое, социальное и культурное развитие  Усманского уезда в 18-19 в.

1

11.

Экономическое, политическое, социальное и культурное развитие  Усманского уезда в 18-19 веках

1

12.

Липецкий  в период Первой мировой войны, Октябрьского переворота и Гражданской войны

1

13.

Усманский  край в период Первой мировой войны, Октябрьского переворота и Гражданской войны

1

14.

  Усманский край в период Первой мировой войны, Октябрьского переворота и Гражданской войны

1

15.

Наш край в годы индустриализации  

1

16.

Коллективизация в нашем крае

1

17.

Коллективизация в нашем крае

1

18.

Бои на Липецкой земле в 1941-1943гг

1

19.

Бои на Липецкой земле в 1941-1943гг

1

20.

Липецкий край в период «развитого социализма».

1

21.

Липецкий край в период «развитого социализма».

1

22.

Усманский край в период «развитого социализма».

1

23.

Усманский край в период «развитого социализма

1

24.

Липецкий край с 1985г. до распада СССР

1

25.

Липецкая область на современном этапе развития

1

26.

Жизнь Усманского района  на современном этапе

1

27.

Города Липецкой области

1

28-29.

Липецкий край и великие люди

2

30.

Усманский  край и известные земляки

1

31.

Моя родословная

1

32.

Моя родословная

1

33.

Моя родословная

1

34.

Итоговое повторение

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....

Рабочая программа по историческому краеведению 9 класс.

Рабочая программа по историческому краеведению г. Тамбова для 9 класса. Содержит: пояснительную записку, программу курса истории, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое ...

рабочая программа по историческому краеведению 9 класс

рабочая программа по историческому краеведению...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИЧЕСКОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 9 класс основного общего образования

Рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования Министерства образовани...

Рабочая программа по историческому краеведению Тамбовской области для 7 класса

Рабочая программа охватывает  период  с древнейшего времени и до конца 17 века.  Перечень тем, включенных в рабочую программу, позволит обучающимся подробно узнать о возниковении иразви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по историческому краеведению для 7 класса

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса  составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Новгород, 2011 г.Знания учащихся о про...