Рабочая программа по историческому краеведению 9 класс.
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Рабочая программа по историческому краеведению г. Тамбова для 9 класса. Содержит: пояснительную записку, программу курса истории, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istoricheskomu_kraevedeniyu_9_kl.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 31 города Тамбова
Рассмотрена на заседании Согласовано Утверждена приказом
методического объединения Замдиректора по УВР директора МАОУ СОШ № 31
Протокол № ___ ___________________ от __________201___ №___
От ___________201 ___________________ _______________
от __________ 201___
Рабочая программа
по историческому краеведению
в 9 классе
на 2014/2015 учебный год
Количество часов: 17
Программа под редакцией: Юрьева В.М.
Учебник: Историческое краеведение 7-9 классы. Региональный компонент
Автор учебника: Юрьев В.М., авторский коллектив: Алленов А.Н., Дьячков В.Л.
Учитель: Аванесова Лариса Владимировна
Рабочая программа по Историческому краеведению 9 класс.
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы являлись:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;
Структура программы.
Рабочая программа включает следующие разделы:
- Пояснительная записка.
- Содержание программы.
- Календарно - тематический план
- Требования к уровню подготовки учащихся.
- Литература и средства обучения.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс рассчитан для учащихся 9 класса, длительность курса - 17 часов.
Цели курса:
- формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями истории Тамбовского края;
- воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
- ориентирование правильного понимания развития событий в жизни людей нашего региона;
-предоставление объективной оценки экономического социального и культурного развития края.
Задачи курса: Цели исторического краеведения реализуются по средствам решения ряда задач:
- курс учитывает образовательный минимум предмета истории России в основной школе и дополняет его материалами по истории Тамбовского края;
- курс построен на неразрывном единстве новых знаний по истории Тамбовщины и практических действий по решению конкретных исторических проблем;
- курс учит школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
- курс призван учить школьников давать свои обоснованные оценки событиям, происходившим в своем регионе.
Содержание курса реализуется по принципам последовательности и системности. В процессе реализации курса, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержание базовой программы по истории России, с другой стороны, происходит осознания особенностей родного края. Существенное значение имеет развитие собственного отношения обучающихся к прошлому своего региона, их самостоятельного взгляда на роль Тамбовского края в истории страны.
Критериями успешности занятий по курсу «историческое краеведение Тамбовского края» являются:
- степень развития интереса к прошлому родного края;
- степень к проявлению способностей к изложению истории Тамбовщины;
- степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений на события в своем крае.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдения за учащимися в процессе их работы, собеседований с ними, самостоятельных работ, сообщений, практических и лабораторных занятий.
Методы и формы реализации содержания курса «Историческое краеведение Тамбовского края»:
В основе содержания курса реализуются проблемно-поисковый метод и
метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю родного края, осознанного воспитания ее особенностей.
Формы проведения уроков:
Урок изучение нового материала, комбинированный урок с элементами практической работы, урок- путешествие, лабораторная работа, урок-аукцион знаний, урок взаимообучения и т.д. По окончанию курса учащимся может быть предложено итоговое тестирование.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Важную роль историческое краеведческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационносмысловой анализ текста, составлять план.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися, могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
В процессе реализации программы формируются также ключевые компетенции:
- информационные компетенции,
- познавательные компетенции,
- коммуникативные компетенции,
- рефлексивные компетенции.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
- сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартов применения одного из них;
- владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного занятия;
- владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владения навыками контроля и оценки своей деятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в жатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания проводить информационно - смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираются выразительные средства языка и знаковые системы (тест, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)
Содержание программы и
требования к уровню подготовки учащихся.
9 класс
Раздел 3. Тамбовщина от революции 1917г. до начала XXI века (17 ч).
- Первая Мировая война и февральская революция (1ч)
Влияние Первой мировой войны на российское общество. Февральская революция на Тамбовщине.Демократизация общественной жизни.
- Нарастание революционного кризиса (1ч)
Вопрос о земле. Тамбовская деревня. Обострение ситуации в городах. Крестьянское восстание осенью 1917 г. Распоряжение №3.
3. Большевики приходят к власти (1ч)
События 24-25 октября 1917 г и Тамбов. Установление советской власти. Советская власть в деревне.
4. Предпосылки гражданской войны. Тамбовский край в годы гражданской войны (1ч)
Социально-экономическая и политическая ситуация весной –летом 1918г. Новые черты в политике большевиков. Продовольственная политика. Продовольственная диктатура. Начало гражданской войны в крае. Мамонтовский рейд. Революционеры – тамбовцы Чичерин, Алехин, Уранов, Селиванов.
5.Крестьянское восстание под предводительством Антонова (1ч)
Предпосылки крестьянского восстания. Начало восстания. Подавление восстания. Итоги восстания для края.
6-7. Наш край в 20-30-е годы 20 века (2ч)
НЭП. Крестьянство в годы НЭПа. Городская жизнь. Индустриализация. Образование и культурная жизнь. Партийно-государственный контроль над обществом. Воспитание «нового человека». Коллективизация. Новые настроения в обществе.
8. Боевой вклад Тамбовщины в ВОВ .(1ч)
Военно-мобилизационная работа. Боевые подвиги наших земляков. Госпитальная работа. Промышленность и транспорт в годы войны. Село в ВОВ. Власть в годы войны. Логинов Н.А. Волков И.А.
9. Трудные послевоенные годы (1ч)
Социально-демографическая ситуация после войны. Промышленность и транспорт. Условия жизни населения. Сельское хозяйство.
10. Социально-экономическое развитие Тамбовской области (1ч)
Новый этап в промышленном развитии края. Годы семилетки на Тамбовской земле. Сельское хозяйство.
11. Экономика Тамбовской области (1ч)
Промышленность в 60-сер 70-х гг. Транспорт. Индустриальное развитие и противоречия. Сельское хозяйство. Начало кризисных явлений.
12. Общество и власть (1ч)
Советский народ. Власть и общество. Качество жизни 50-70-е годы. Общество в 80-е годы. Признаки кризиса.
13. Культурное развитие края (1ч)
Образование 1945-80-е годы. Литературная и театральная жизнь. Изобразительное искусство Малофеев, Куликов, Рябинский. Музыка Фестивали С. Рахманинова. М. Мордасова.
14. Социально-демографическое развитие Тамбовского края (1ч)
Демографичесие изменения. Урбанизация. Национальный состав населения края.
15. Общественно-политическое развитие и культурная жизнь (1ч)
Перестройка и Тамбов. Партийная жизнь. Бабенко. Рябов. Коваль, Бетин, Карев. Тамбовская символика. Приезд президента Путина на Тамбовщину. Культурная жизнь края.
16. Социально-экономическое развитие Тамбовщины (1ч)
Промышленность. Транспорт и связь. Торговля внутренняя и внешние связи края. Село перспективы развития. Национальные проекты в Тамбове.
17. Повторение « Тамбов вчера, сегодня, завтра» (1ч)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения истории края ученик должен:
Знать/понимать
- даты важнейших событий истории края;
- места, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий в истории Тамбовского края;
- крупнейших общественных деятелей края;
-черты социально-экономической жизни края;
-важнейшие достижения материальной и духовной культуры;
Уметь
- устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
- соотносить факты истории края с историческими явлениями в жизни России;
- рассказать об исторических событиях и их участниках;
- описывать условия, образ жизни и занятия жителей края;
Работать с различными видами исторических источников по истории края, анализировать и сравнивать их;
- определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории края;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- формирования положительной мотивации к прошлому края;
- правильного понимания развития событий в современной жизни людей нашего региона;
- объективной оценки экономического, социального и культурного развития края;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии Тамбовского края;
- использования знаний об историческом пути и традициях родного края в общении с людьми ругой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебная литература: авторский коллектив: А.Н. Алленов, В.Л. Дьячков, В.В. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Лёвин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов «Историческое краеведение» Тамбов 2007 год.
№ п/п | Тема | Количество часов на | |||
Изучение темы | Контрольные работы | Развитие речи | Лабораторные и практические работы | ||
1 | Тамбовщина от революции 1917 г. до начала 21в. | 17 | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
Историческое краеведение : история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9-х классов.-Тамбов. ООО «Издательство Юлис» 2007.
Умнякова И.В. Историческое краеведение : история Тамбовского края: Рабочая тетрадь для учащихся 7-9 кл. –Тамбов: ТОИПКРО, 2008г.
Занимательное краеведение :учебное пособие .-Тамбов: ТОИПКРО 2006г.
Энциклопедия тамбовской области, Тамбов 2005г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ 9 КЛАСС
№ п\п | Тема урока | Количество уроков | Тип урока | Элементы содержания | Знания, умения; Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Вид контроля, выполняемые работы | Дата проведения № п. |
Тамбовщина от революции 1917 года до начала XXI века. 9 класс (17ч.)
1 | Первая мировая война и Февральская революция 1917 года. | 1 | Урок изучения нового материала | Влияние Первой мировой войны на тамбовское общество, Февральская революция в Тамбовской губернии, демократизация. | Уметь работать с историческими документами | Бабий бунт, революция | Беседа по вопросам учебника, работа с документом |
П.35 |
2 | Нарастание революционного кризиса. | 1 | Комбинированный | Земельный вопрос, обострение ситуации в городах, крестьянское восстание и «Распоряжение №3». | Знать причины кризиса | Групповой. Домашняя работа | П.36 | |
3 | Большевики приходят к власти | 1 | Исследовательская деятельность ( работа в группах | Реакция на события в Петрограде, установление власти большевиков в городах губернии. | Уметь работать с историческими документами | Большевики, эсеры, социализм | Работа с тетрадью. Анализ табличного материала. |
П.37 |
4 | Предпосылки гражданской войны | 1 | Комбинированный | Обострение социально-экономических и политических противоречий, продовольственная политика большевиков. | Знать предпосылки Гражданской войны | Мешочники, пуд, десятина | Понятийный блок | П.38 |
5 | Тамбовский край в годы гражданской войны | 1 | Лекция | Продовольственная диктатура, начало гражданской войны, крестьяне между белыми и красными, мамонтовский рейд. | Объяснять цели и задачи сторон; называть противоборствующие стороны. | Гражданская война, продовольственная диктатура, белые, красные | Работа с заданиями § | П.39 |
6 | Крестьянское восстание под предводительством А.С.Антонова | 1 | Лекция | Предпосылки крестьянского восстания на Тамбовщине, начало восстания, подавление восстания. | Объяснять цели и результат движения; называть и показывать на карте основные направления; уметь работать с историческими документами | Фронт, советы | Работа с заданиями § | П.40 |
7 | Наш край в 1920 – 1930-е годы | 1 | Работа в группах | Причины и смысл поворота к НЭПу, крестьянство и горожане в годы НЭПа, индустриализация, образование. | Знать основные понятия; уметь оперировать фактами.э | НЭП, индустриализация, коллективизация | Групповой. Домашняя работа | П.41-42 |
8 | Боевой вклад Тамбовщины в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками. | 1 | Лекция с элементами исследования | Военно-мобилизационная работа, боевые подвиги наших земляков, госпитальная работа. | Называть причины и последствия войны для тамбовчан | Фашизм, национал- социализм, коммунизм | Проверка лекционных записей, понятийный блок | П.43 |
9 | Экономика и общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны | 1 | Работа в группах | Промышленность и транспорт, тамбовское село в годы войны, главные черты общества в годы войны. | Называть причины и последствия войны для тамбовчан | ВОв, снаряд, фугас | Групповой. Домашняя работа | П.44-45 |
10 | Трудные послевоенные годы (1945 – 1953 ) | 1 | Работа с учебником и историческими материалами | Социально-демографические последствия войны, промышленность и транспорт, условия жизни населения. | Аргументировать и высказывать свою точку зрения. | Депопуляция, демобилизация, конверсия | Фронтальный | П.46 |
11 | Социально-экономическое развитие Тамбовской области в сер. 1950-х – сер. 1960-х годов. | 1 | Работа с учебником, историческими документами. | Новый этап промышленного развития края, | Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе. | Опреснитель, орден Трудового Красного Знамени | Проверка по схеме | П.47 |
12 | Экономика Тамбовской области во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов. | 1 | Комбинированный | Новый этап в промышленном развитии края, сельское хозяйство с 1950- 1960-х. | Уметь работать с историческими документами | Министерство, транспортная сеть | Фронтальный опрос | П.48 |
13 | Общество и власть в 1950 – 1980-е годы. | 1 | Урок-исследование | Новая историческая общность – советский человек, взаимоотношения власти и общества, повышение качества жизни. | Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников. | Советский человек, КПСС | Защита материалов исследования | П.49 |
14 | Культурное развитие Тамбовского края в 1950 – 1980-е годы | 1 | Комбинированный | Образование в Тамбовской области, литературная деятельность и театральная жизнь. | Называть основные черты новой картины мира. | Кризис, ВЛКСМ, КПСС | Фронтальный опрос | П.50 |
15 | Социально-демографическое развитие Тамбовского края от революции 1917 г. до наших дней | 1 | Комбинированный | Основные факторы демографических изменений, возрастной и половой состав Тамбовщины, урбанизация. | Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества , миграционных процессов.Называть изменения в положении социальных слоев.Уметь делать сообщения. | Демография | Тестовый | П.51 |
16 | Общественно-политическое развитие и культурная жизнь Тамбовщины в новейшей истории края | 1 | Лекция с элементами исследования | Изменение общественной ситуации в годы перестройки, формирование новой структуры власти, культура на рубеже веков. | Называть основные черты новой картины мира. | Демократия , права и свободы человека и гражданина | Проверка лекционных записей, понятийный блок. | П.52 |
17 | Социально-экономическое развитие Тамбовщины на рубеже XX – XXI веков. | 1 | Комбинированный | Промышленность, транспорт и связь, торговля и экономические связи, трудности и перспективы развития. | Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. | Кризис, прогноз, интеграция | Табличный, понятийный. | П.53 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс
Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...
рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе
Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа....
Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)
Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...
Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....
рабочая программа по историческому краеведению 9 класс
рабочая программа по историческому краеведению...
Рабочая программа по историческому краеведению Тамбовской области для 7 класса
Рабочая программа охватывает период с древнейшего времени и до конца 17 века. Перечень тем, включенных в рабочую программу, позволит обучающимся подробно узнать о возниковении иразви...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по историческому краеведению для 7 класса
Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Новгород, 2011 г.Знания учащихся о про...