Рабочая программа по историческому краеведению 9 класс.
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Аванесова Лариса Владимировна

Рабочая программа по историческому краеведению г. Тамбова для 9 класса. Содержит: пояснительную записку, программу курса истории, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 31 города Тамбова 

Рассмотрена на заседании               Согласовано                       Утверждена приказом

методического объединения           Замдиректора по УВР     директора МАОУ СОШ № 31

Протокол № ___                                   ___________________    от __________201___ №___

От ___________201                             ___________________     _______________

                                                                 от __________ 201___

Рабочая программа

по историческому краеведению

в 9 классе

на 2014/2015 учебный год

Количество часов: 17

Программа под редакцией: Юрьева В.М.

Учебник: Историческое краеведение 7-9 классы. Региональный компонент

Автор учебника: Юрьев В.М., авторский коллектив: Алленов А.Н., Дьячков В.Л.

Учитель: Аванесова Лариса Владимировна

Рабочая  программа  по  Историческому  краеведению 9  класс.

Пояснительная записка

Исходными документами для составления рабочей программы являлись:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 05.03.2004;

Структура программы.

Рабочая программа включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание программы.
  3. Календарно - тематический план
  4. Требования к уровню подготовки учащихся.
  5. Литература и средства обучения.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс рассчитан для учащихся 9 класса, длительность курса - 17 часов.

Цели курса:

  • формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями истории Тамбовского края;
  • воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
  • ориентирование правильного понимания развития событий в жизни людей нашего региона;

-предоставление объективной оценки экономического социального и культурного развития края.

Задачи курса: Цели исторического краеведения реализуются по средствам решения ряда задач:

  • курс учитывает образовательный минимум предмета истории России в основной школе и дополняет его материалами по истории Тамбовского края;
  • курс построен на неразрывном единстве новых знаний по истории Тамбовщины и практических действий по решению конкретных исторических проблем;
  • курс учит школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
  • курс призван учить школьников давать свои обоснованные оценки событиям, происходившим в своем регионе.

Содержание курса реализуется по принципам последовательности и системности. В процессе реализации курса, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержание базовой программы по истории России, с другой стороны, происходит осознания особенностей родного края. Существенное значение имеет развитие собственного отношения обучающихся к прошлому своего региона, их самостоятельного взгляда на роль Тамбовского края в истории страны.

Критериями успешности занятий по курсу «историческое краеведение Тамбовского края» являются:

  • степень развития интереса к прошлому родного края;

- степень к проявлению способностей к изложению истории Тамбовщины;

- степень проявления самостоятельных взглядов, позиций, суждений на события в своем крае.

Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдения за учащимися в процессе их работы, собеседований с ними, самостоятельных работ, сообщений, практических и лабораторных занятий.

Методы и формы реализации содержания курса «Историческое краеведение Тамбовского края»:

В основе содержания курса реализуются проблемно-поисковый метод и

метод обобщения, которые оптимизируют процесс формирования самостоятельных взглядов на историю родного края, осознанного воспитания ее особенностей.

Формы проведения уроков:

Урок изучение нового материала, комбинированный урок с элементами практической работы, урок- путешествие, лабораторная работа, урок-аукцион знаний, урок взаимообучения и т.д. По окончанию курса учащимся может быть предложено итоговое тестирование.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять, объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Важную роль историческое краеведческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационносмысловой анализ текста, составлять план.

Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися, могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет - ресурсы и другие базы данных.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В процессе реализации программы формируются также ключевые компетенции:

  • информационные компетенции,
  • познавательные компетенции,
  • коммуникативные компетенции,
  • рефлексивные компетенции.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
  • сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартов применения одного из них;
  • владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного занятия;
  • владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владения навыками контроля и оценки своей деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.

Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в жатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания проводить информационно - смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснить «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая, энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираются выразительные средства языка и знаковые системы (тест, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)

Содержание  программы   и

требования  к  уровню  подготовки  учащихся.

9 класс

Раздел 3. Тамбовщина   от  революции 1917г. до  начала XXI века (17 ч).

  1. Первая  Мировая  война  и  февральская  революция (1ч)

Влияние  Первой  мировой  войны  на  российское  общество. Февральская  революция  на  Тамбовщине.Демократизация  общественной  жизни.

  1. Нарастание  революционного  кризиса (1ч)

Вопрос  о  земле. Тамбовская  деревня. Обострение  ситуации  в  городах. Крестьянское  восстание осенью 1917 г. Распоряжение №3.

3. Большевики  приходят  к  власти (1ч)

События  24-25 октября 1917 г и Тамбов. Установление  советской  власти. Советская  власть  в  деревне.

4. Предпосылки  гражданской  войны. Тамбовский  край  в  годы  гражданской  войны (1ч)  

Социально-экономическая  и  политическая  ситуация  весной –летом 1918г. Новые  черты  в  политике  большевиков. Продовольственная  политика. Продовольственная  диктатура. Начало  гражданской  войны  в  крае. Мамонтовский рейд. Революционеры – тамбовцы Чичерин, Алехин, Уранов, Селиванов.

5.Крестьянское  восстание  под  предводительством  Антонова (1ч)

Предпосылки  крестьянского  восстания. Начало  восстания. Подавление  восстания. Итоги  восстания  для  края.

6-7. Наш  край  в  20-30-е  годы 20  века (2ч)

НЭП. Крестьянство  в  годы  НЭПа. Городская  жизнь. Индустриализация. Образование  и  культурная  жизнь. Партийно-государственный  контроль  над  обществом. Воспитание  «нового  человека». Коллективизация. Новые  настроения  в  обществе.

8. Боевой  вклад  Тамбовщины  в  ВОВ .(1ч)

Военно-мобилизационная  работа. Боевые  подвиги  наших  земляков. Госпитальная  работа. Промышленность  и  транспорт  в  годы  войны. Село  в  ВОВ. Власть  в  годы  войны. Логинов Н.А. Волков И.А.

9. Трудные  послевоенные  годы (1ч)

Социально-демографическая  ситуация  после  войны. Промышленность  и  транспорт. Условия  жизни  населения. Сельское  хозяйство.

10. Социально-экономическое  развитие  Тамбовской  области (1ч)

Новый  этап  в  промышленном  развитии  края. Годы  семилетки  на  Тамбовской  земле. Сельское  хозяйство.

11. Экономика  Тамбовской  области (1ч)

Промышленность  в  60-сер 70-х  гг. Транспорт. Индустриальное  развитие  и  противоречия. Сельское  хозяйство. Начало  кризисных  явлений.

12. Общество  и  власть (1ч)

Советский  народ. Власть  и  общество. Качество  жизни 50-70-е  годы. Общество  в  80-е  годы. Признаки  кризиса.

13. Культурное  развитие  края (1ч)

Образование 1945-80-е  годы. Литературная  и  театральная  жизнь. Изобразительное  искусство Малофеев, Куликов, Рябинский. Музыка Фестивали  С. Рахманинова. М. Мордасова.

14. Социально-демографическое  развитие  Тамбовского  края (1ч)

Демографичесие  изменения. Урбанизация. Национальный  состав  населения  края.

15. Общественно-политическое  развитие  и  культурная  жизнь (1ч)

Перестройка  и  Тамбов. Партийная  жизнь. Бабенко. Рябов. Коваль, Бетин, Карев. Тамбовская  символика. Приезд  президента  Путина  на  Тамбовщину. Культурная  жизнь  края.

16. Социально-экономическое  развитие  Тамбовщины (1ч)

Промышленность. Транспорт  и  связь. Торговля  внутренняя  и  внешние  связи  края. Село перспективы  развития. Национальные  проекты в  Тамбове.

17. Повторение « Тамбов  вчера, сегодня, завтра» (1ч)

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения истории края ученик должен:

Знать/понимать

  • даты важнейших событий истории края;
  • места, обстоятельства, участников и результаты важнейших событий в истории Тамбовского края;
  • крупнейших общественных деятелей края;

-черты социально-экономической жизни края;

-важнейшие достижения материальной и духовной культуры;

Уметь

  • устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
  • соотносить факты истории края с историческими явлениями в жизни России;
  • рассказать об исторических событиях и их участниках;
  • описывать условия, образ жизни и занятия жителей края;

Работать с различными видами исторических источников по истории края, анализировать и сравнивать их;

  • определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории края;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • формирования положительной мотивации к прошлому края;
  • правильного понимания развития событий в современной жизни людей нашего региона;
  • объективной оценки экономического, социального и культурного развития края;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии Тамбовского края;

- использования знаний об историческом пути и традициях родного края в общении с людьми ругой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Учебная литература: авторский коллектив: А.Н. Алленов, В.Л. Дьячков, В.В. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Лёвин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов «Историческое краеведение» Тамбов 2007 год.

п/п

Тема

Количество часов на

Изучение

темы

Контрольные

работы

Развитие

речи

Лабораторные и

практические

работы

1

Тамбовщина от революции 1917 г. до начала 21в.

17

1

                                                ЛИТЕРАТУРА

Историческое краеведение : история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7-9-х классов.-Тамбов. ООО «Издательство Юлис» 2007.

Умнякова И.В. Историческое краеведение : история Тамбовского края: Рабочая тетрадь для учащихся 7-9 кл. –Тамбов: ТОИПКРО, 2008г.

Занимательное краеведение :учебное пособие .-Тамбов: ТОИПКРО 2006г.

Энциклопедия тамбовской области, Тамбов 2005г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ 9 КЛАСС

№ п\п

Тема урока

Количество уроков

Тип урока

Элементы содержания

Знания, умения; Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные понятия

Вид контроля, выполняемые работы

Дата проведения

№ п.

Тамбовщина от революции 1917 года до начала  XXI  века. 9 класс (17ч.)

1

Первая мировая война и Февральская революция 1917 года.

1

Урок изучения нового материала

Влияние Первой мировой войны на тамбовское общество, Февральская революция в Тамбовской губернии, демократизация.

Уметь работать с историческими документами

Бабий бунт, революция

Беседа по вопросам учебника, работа с документом

 

П.35

2

Нарастание революционного кризиса.

1

Комбинированный

Земельный вопрос, обострение ситуации в городах, крестьянское восстание и «Распоряжение №3».

Знать причины кризиса

Групповой. Домашняя работа

П.36

3

Большевики приходят к власти

1

Исследовательская деятельность ( работа в группах

Реакция на события в Петрограде, установление власти большевиков в городах губернии.

Уметь работать с историческими документами

Большевики, эсеры, социализм

Работа с тетрадью. Анализ табличного материала.

 

П.37

4

Предпосылки гражданской войны

1

Комбинированный

Обострение социально-экономических и политических противоречий, продовольственная политика большевиков.

Знать предпосылки Гражданской войны

Мешочники, пуд, десятина

Понятийный блок

П.38

5

Тамбовский край в годы гражданской войны

1

Лекция

Продовольственная диктатура, начало гражданской войны, крестьяне между белыми и красными, мамонтовский рейд.

Объяснять цели и задачи сторон; называть противоборствующие стороны.

Гражданская война, продовольственная диктатура, белые, красные

Работа с заданиями §

П.39

6

Крестьянское восстание под предводительством А.С.Антонова

1

Лекция

Предпосылки крестьянского восстания на Тамбовщине, начало восстания, подавление восстания.

Объяснять цели и результат  движения; называть и показывать на карте основные направления; уметь работать с историческими документами

Фронт, советы

Работа с заданиями §

П.40

7

Наш край в 1920 – 1930-е годы

1

Работа в группах

Причины и смысл поворота к НЭПу, крестьянство и горожане в годы НЭПа, индустриализация, образование.

Знать основные понятия; уметь оперировать фактами.э

НЭП, индустриализация, коллективизация

Групповой. Домашняя работа

П.41-42

8

Боевой вклад Тамбовщины в борьбе с немецко-фашисткими захватчиками.

1

Лекция с элементами исследования

Военно-мобилизационная работа, боевые подвиги наших земляков, госпитальная работа.

Называть причины и последствия войны для тамбовчан

Фашизм, национал- социализм, коммунизм

Проверка лекционных записей, понятийный блок

П.43

9

Экономика и общество Тамбовской области в годы Великой Отечественной войны

1

Работа в группах

Промышленность и транспорт, тамбовское село в годы войны, главные черты общества в годы войны.

Называть причины и последствия войны для тамбовчан

ВОв, снаряд, фугас

Групповой. Домашняя работа

П.44-45

10

 Трудные послевоенные годы (1945 – 1953 )

1

Работа с учебником и историческими материалами

Социально-демографические последствия войны, промышленность и транспорт, условия жизни населения.

Аргументировать и высказывать свою точку зрения.

Депопуляция, демобилизация, конверсия

Фронтальный

П.46

11

Социально-экономическое развитие Тамбовской области в сер. 1950-х – сер. 1960-х годов.

1

Работа с учебником, историческими документами.

Новый этап промышленного развития края,

Называть особенности консервативных и радикальных учений в обществе.

Опреснитель, орден Трудового Красного Знамени

Проверка по схеме

П.47

12

Экономика Тамбовской области во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х годов.

1  

Комбинированный

Новый этап в промышленном развитии края, сельское хозяйство с 1950- 1960-х.

Уметь работать с историческими документами

Министерство, транспортная сеть

Фронтальный опрос

П.48

13

Общество и власть в 1950 – 1980-е годы.

1

Урок-исследование

Новая историческая общность – советский человек, взаимоотношения власти и общества, повышение качества жизни.

Извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников.

Советский человек, КПСС

Защита материалов исследования

П.49

14

Культурное развитие Тамбовского края в 1950 – 1980-е годы

1

Комбинированный

Образование в Тамбовской области, литературная деятельность и театральная жизнь.

Называть основные черты новой  картины мира.

Кризис, ВЛКСМ, КПСС

Фронтальный опрос

П.50

15

Социально-демографическое развитие Тамбовского края от революции 1917 г. до наших дней

1

Комбинированный

Основные факторы демографических изменений, возрастной и половой состав Тамбовщины, урбанизация.

Излагать суждения о причинах изменения социальной структуры общества , миграционных процессов.Называть изменения в положении социальных слоев.Уметь делать сообщения.

Демография

Тестовый

П.51

16

Общественно-политическое развитие и культурная жизнь Тамбовщины в новейшей истории края

1

Лекция с элементами исследования

Изменение общественной ситуации в годы перестройки, формирование новой структуры власти, культура на рубеже веков.

Называть основные черты новой  картины мира.

Демократия , права и свободы человека и гражданина

Проверка лекционных записей, понятийный блок.

П.52

17

Социально-экономическое развитие Тамбовщины на рубеже XX – XXI веков.

1

Комбинированный

Промышленность, транспорт и связь, торговля и экономические связи, трудности и перспективы развития.

Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития.

Кризис, прогноз, интеграция

Табличный, понятийный.

П.53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе

Рабочая программа по историческому краеведению в 9 классе. Она расчитана на 34 учебных часа....

Рабочая программа по историческому краеведению (Оренбургская область)

Рабочая программа составлена с использованием основных элемнтов ФГОС и состоит из пояснительной записки, тематического и календарно-тематического планирования, системы оценивания...

Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....

рабочая программа по историческому краеведению 9 класс

рабочая программа по историческому краеведению...

Рабочая программа по историческому краеведению Тамбовской области для 7 класса

Рабочая программа охватывает  период  с древнейшего времени и до конца 17 века.  Перечень тем, включенных в рабочую программу, позволит обучающимся подробно узнать о возниковении иразви...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по историческому краеведению для 7 класса

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса  составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Новгород, 2011 г.Знания учащихся о про...