Патриотическое воспитание школьников
статья по краеведению по теме

Резцова Ирина Александровна

Не будет сын смотреть спокойно

На горе матери родной.

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

А.Н.Некрасов

                    Как воспитать гражданина страны? Как воспитать в детях чувство патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству?Как создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание школьников на основе православных ценностей.

Резцова Ирина Александровна учитель МОУ СОШ № 7 Люберецкого района

Не будет сын смотреть спокойно

На горе матери родной.

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой.

А.Н.Некрасов

Как воспитать гражданина страны? Как воспитать в детях чувство патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству? Как создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор.  Деятельность общеобразовательного учреждения  ориентируется на создание условий для развития духовно-нравственной культуры обучающихся на основе общечеловеческих и традиционных ценностей. Патриотическое воспитание создает у юных граждан  осознание своей сопричастности не только семье, классу и школе, но и общностям более высоких порядков – народу, стране. Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма. Российская общеобразовательная школа должна взять на себя функцию духовно-нравственного воспитания учащихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией.

Одним из направлений патриотического воспитания является  краеведческая работа по изучению жития месточтимых  святых –  священнослужителей, которые пострадали за православную веру в годы гонений. Все они являются высоким нравственным примером.

                 Центр развития образования Люберецкого района совместно с Люберецким Благочинием объявили в 2011 году творческий конкурс «Святые земли Люберецкой». Сбор материала, исследование архивных данных,  фоторепортаж –  это основные этапы интересной и  кропотливой   работы.

Выдержка из  проекта «Воцерковление» ученицы 11 класса МОУ СОШ № 7  Макарцевой Анастасии:

«…Житие священномученика Петра (Маркова). Это задание всерьез заставило меня задуматься: кто они – святые мученики и что им пришлось пережить.

          «Священномученик Петр родился 15 октября 1881 года в селе Осеченки Бронницкого уезда Московской губернии, в семье псаломщика Покровской церкви - Ивана Гавриловича Маркова, он умер в 1886 году, когда Петру исполнилось пять лет»

          Святой Петр (Марков) был простым человеком, который жил в обычной семье. Совсем маленьким он потерял отца. Я готова предположить, что, возможно, именно смерть отца побудила  Петра встать на путь служения Богу. Может быть, он подумал, что надо продолжить дело отца или, может, внутри него пробудилось чувство того, что это его призвание, и Бог хочет, чтобы он служил ему.

          «В 1897 году Петр окончил Донское духовное училище, в 1904-м – Московскую Духовную семинарию, в 1905 году был рукоположен во священника к Преображенскому храму в селе Коренево Московского уезда, в котором его застали гонения от безбожных властей»

          Я обратила внимание на возраст – священномученику Петру было всего  16 лет, когда он окончил училище, а в 23 года он уже был рукоположен во священника. Такой молодой, а уже точно знал, что ему нужно: любить Бога и служить ему. И вот только он встал на этот путь, как началось гонение на церковь безбожных властей. За что власть начала свои «гонения»? За любовь к Богу? Я не понимаю, как можно за это осуждать людей!  

           «В 1932 году власти закрыли и разорили Преображенский  храм. Отец Петр перешел служить в расположенный неподалеку храм во имя святых апостолов Петра и Павла в поселке Малаховка»

          Священник Петр не побоялся служить дальше, хотя знал, что может быть наказан властями. Бог дает нам дух, душу и телесную  оболочку. Видимо дух священномученика Петра был силен, и он не дал ему сломаться. Я думаю, что люди без духа – есть люди без души.

          «Отец Петр был арестован во время гонений на Церковь конца тридцатых годов – 21 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве».         

 Представляю эту картину: следователь и священник в комнате допроса. Добро и зло. Правда и ложь. Мне противен этот следователь, а особенно лжесвидетели. Это же предательство. Это ужасно знать, что тебя предают. Это больно, но нельзя взять и судить этих людей: а вдруг им угрожали, или угрожали их близким. Мне трудно их оправдать! Но я могу сказать точно, что отец Петр –  человек твердой веры. И это не только потому, что его обвиняют, а потому что он на стороне правды.

           «Протоиерей Петр Марков был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой»

          Хочется заплакать – это несправедливая смерть. Такие как отец Петр должны жить и служить своей вере. Мученики не родились с этим. Может, им что-то указало  этот путь, а может, они сами его избрали. И они не отступились от своего «мученического подвига», а всецело предались в руки Спасителя. Кто-то даже думает, что умереть за веру, как мученик – глупо. Это совсем не глупо! Наоборот – это мудро умереть за то, во что ты веришь.

          На примере жизни отца Петра, я сделала вывод: жизнь дана, чтобы дойти до Бога. Как она коротка! Но в любом случае ты должен стараться делать это. У каждого свой путь. Святые земли Люберецкой служили Богу, не отрекались от Него – так они доказали свою веру. Верующие люди ходят в церковь, молятся. А кто-то просто живет своей жизнью, еще не сделав первый шаг к православной вере. Все мы разные, но Бог один, и Он нас призывает любить Его и любить ближнего.  Мне трудно описать, что я чувствовала в эти дни, когда читала жития Люберецких святых и узнавала все больше о них.

          Я чувствовала… свободу. На душе стало чисто и спокойно. Трудно сказать почему, но именно это сейчас в моей душе.

  Может быть, это начало моего пути к Богу…  Воцерковление…»

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.  В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.        

  Формирование чувства патриотизма должно стать главным приоритетом  в воспитании подрастающего поколения,  так как на основе православных ценностей формируется ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы  взаимоотношений человека с миром: на его мировоззрение и формирование гражданской позиции, духовное и нравственное воспитание.  История нашего Отечества неразрывно связана с Православием. Следовательно, воспитывая гражданина своего Отечества, человека русской культуры, надо дать ему и основы Православия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание школьника

Мне хотелось отметить  необходимость патриотического воспитания у современных школьников. В наше сложное время необходимо научить ребят любить свою Родину, помнить свои корни, ценить и приумножат...

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

Статья "Патриотическое воспитание школьников на селе"

Статья " Патриотическое воспитание школьников на селе"  рассказывает об успешной реализации программы "Патриоты России"....

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...

Статья "Патриотическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Черные береты»)"

Аннотация. Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созда...