Краеведение - основа патриотизма
статья по краеведению (9 класс) по теме

Семкова Наталья Владимировна

Материалы из опыта работы педагога по организации патриотического  воспитания школьников. Содержит рекомендации по использованию инновационных технологий в краеведческой работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon opyt_raboty.zip33.81 КБ
Файл programma_kraevedcheskogo_kruzhka.docx72.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

Личное отношение к патриотизму

Патриотизм…Любовь к своей Родине…Готовность отдать за нее жизнь...  Эти понятие  у меня всегда ассоциируется с подвигом солдат и офицеров Великой Отечественной войны. Почему? Наверное,  потому, что мне посчастливилось на протяжении 10 лет заниматься розыском ветеранов  9-ой гвардейской Полтавской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова воздушно-десантной дивизии, возглавлять работу поискового отряда «Гранит», неоднократного победителя Всесоюзного смотра-конкурса красных следопытов «Поиск-9».  Итогом этой работы стало  сначала создание в школе Комнаты боевой славы,  а потом и Музея  боевой славы.

Именно, в то время, я поняла, что усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. И  включение подрастающего поколения в воспитательный процесс, не созерцательный, а деятельностный, когда сам ребенок, ощущает себя участником истории,  «дает свои плоды».

Я до сих пор помню, как волновались мои «гранитовцы», да и я сама, когда мы впервые участвовали на приме в  Советском комитете ветеранов войны и встречались с там с Героями Советского Союза П.И. Батовым, А.П. Маресьевым.  Многие ребята, именно тогда, на вручении Знаков СКВВ, осознали, что делают нужную работу, они восстанавливают неизвестные страницы истории, собирая воспоминания  ветеранов,  участвуя во всесоюзных встречах, совершая походы по местам боевой славы дивизии.

Я видела, как взрослели на глазах  мои поисковцы, когда открывали  памятную  доску на знаменитом поле, под Прохоровкой, когда склоняли головы над могилами павших, в каждом населенном пункте, во время походов по местам боевой славы дивизии.  Когда ежегодно удостаивались чести стоять  на посту №1, у памятника погибшим в годы войны 9 мая, в своем городе. А с каким чувством гордости за своих земляков, ребята рассказывали  ребятам Украины, Молдавии, Башкирии о том, что первый трамвай в России прошел по рельсам, крепления, к которым были изготовлены  на Салдинском металлургическом заводе, что «русская бессемеровская фабрика» была построена в Салде.  

Сегодня мои «гранитовцы» - состоявшиеся в жизни взрослые люди,  из которых  пять человек связали себя с преподавательской деятельностью, а это значит, что семена патриотизма, посеянные в детстве, дают новые всходы.

 С того времени, я утвердилась в мысли, что, действительно,  патриотами не рождаются, ими становятся.  Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к родине вырастает до понимания своей связи со страной. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.

Краеведение – основа патриотизма.

 В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер общества, одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Национальная доктрина образования РФ одной из приоритетных задач объявляет воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута и в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы», утвержденной Правительством РФ в октябре  2010 года.

Многие мои коллеги  считают, что внутренний мир человека сам по себе не формирует осознанное чувство патриотизма — он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами, традициями. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучающего историю Родину только по книгам.

Есть мнение, что если патриотизм нужно воспитывать, то это уже не патриотизм. Но я все-таки остановилась на утверждении, что как и всякое социальное явление патриотизм подлежит воспитанию, и значит, встает вопрос: в каком направлении нам нужно двигаться?  Кажется, чего проще  – есть программы: российские, региональные, районные. Отработан механизм их воплощения, разработаны схемы деятельности. Но требования времени заставляют искать новые  подходы  в развитии   патриотического воспитания, совершенствовать  собственное методическое творчество.

Верно,  подмечено, что патриотизм — это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно,  сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим.  На мой взгляд,  мощным средством воспитания будущего гражданина — патриота является   краеведение.

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно-научного цикла. Важность данной проблемы отражена в Законе РФ «Об образовании» и связана с национально-региональным компонентом школьного образования.

Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.

Возникает вопрос: надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня?  С этим вопросом я обратилась к учащимся старшеклассникам МОУ  СОШ №10.

Вот какие ответы я получила.

это интересно,

это важно знать, чтобы уважать историю предков,

всегда интересно, откуда ты родом,

просто удивительно как люди могли освоить этот суровый край,

уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,

история края помогает почувствовать себя частицей Родины,

Из этого можно  сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.

Краеведение — это всестороннее изучения какой-либо территории, проводимое на научной основе. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие села, города, района, края.

         Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

         Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций и т. д.

В настоящее время,  в нашей  школе сложилась система краеведческой работы. В нее вошли элективные  краеведческие компоненты «История Урала», «История литературы Урала», краеведческий компонент на уроках истории и обществознания и краеведческий компонент во внеклассной работе.

Несколько лет  назад мною была разработана  программа краеведческого кружка «Нижняя Салда – история и судьбы». (см. Прил.1)

 Основная  цель  программы:

  1. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения средствами краеведения

Основные задачи:

  1. сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала;
  2.  расширить и углубить знания  обучающихся о родном крае;
  3.  формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления  исследовательских  работ.

Программа действует четвертый год, так что уже можно говорить об определенных наработках и результатах:

Во-первых, я  пришла к выводу, что изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации»

Во-вторых, изучение краеведения необходимо выстраивать  на основе следующих принципов:

– концентризма,

– маятника,

– спирали,

– связи с общественными событиями.

Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческой  программы. Принцип концентризма  предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний.

1. Мой дом.

2. Родословная семьи.

3. Родная школа. Ее история и традиции.

4. Родной город(село): прошлое, настоящее, перспективы развития.

5. История области (края).

Принцип маятника – важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому. Например, изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны. Изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей своего района, города, области, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей государства, области, они возвращаются к фактам истории родного района, города, семьи.

Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. От уровня к уровню расширяется спектр изучаемых вопросов, осуществляется выход на новые аспекты прошлого и сегодняшнего дня родного города.  Важно, чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история «обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего.

В-третьих, при организации краеведческой работы необходимо создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся.  Так содержание моей программы предусматривает ряд занятий, направленных на развитие  умений самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства. Я попыталась обобщить и систематизировать часть материала (приемы и методы), который предлагает нам система образования, поделилась своими результатами на личных веб-сайтах в Интернете: http://www.proshkolu.ru/user/semkowa50/

http://metodisty.ru/-semkowa50-

http://pedsovet.org/forum/member95445.html

http://pedsovet.su/load/0-0-140331-0-17

http://nsportal.ru/semkova-natalya-vladimirovna

В процессе изучения местной истории, обучаю ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашим городом  в музеях, архивах, библиотеках, прививаю навыки работы со статистикой и после её изучения,  делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени.  Обучение идет от простого к сложному.  Мною разработаны определенные алгоритмы работы с тем или иным источником.

Во время работы объясняю ребятам, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации.

                В-четвертых,  опыт моей работы показывает, что одной из перспективных технологий  краеведческой  работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов.

Чем этот метод лучше?

           Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации,  реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения

И, наконец, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий.  Поэтому, в разработанной мною программе по краеведению,  вводные занятия посвящены обучению детей навыкам КТ. На своих уроках и в организации краеведческой работы я использую мультимедийные презентации, которые позволяют поддерживать интерес учащихся к теме урока. В своей практической работе  я остановилась на программе POWER POINT из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется распространенностью этого пакета, а также тем, что он может быть быстро освоен любым преподавателем, было бы желание. POWER POINT позволяет любому  учителю, владеющему на выками работы с программами входящими в пакет Microsoft Office, стать разработчиком программных продуктов в поддержку препо давания своего предмета. Применение информационных, компьютерных технологи,  как на уроках истории, так   и во внеурочной деятельности  не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.  

   При выполнении  краеведческого  задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов  школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами.  Обучающиеся используют  мультимедийные  пособия по истории, выполняют работы исследовательского и творческого характера, готовят доклады и сообщения, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события,  выполняют работу с исторической картой.

               Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Результат работы представляется на уроках истории, тематических классных часах, на научно-практических конференциях и конкурсах в школе,  районе, крае,  на федеральном уровне. Благодаря этой работе у школьников формируется компетенция в сфере социальной деятельности и преемственности поколений: понимание необходимости заботы о сохранении и приумножении общественных информационных ресурсов; готовность и способность нести личную ответственность за достоверность распространяемой информации; уважение прав других и умение отстаивать свои права в вопросах информационной безопасности личности.

  Таким образом, система моей  работы во внеурочное время с использованием ИКТ и  Интернет – технологий имеет действительно ряд преимуществ:

  1. дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны;
  2. предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию, т.е. осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала;
  3. гарантирует непрерывную связь в отношениях "учитель – ученик";
  4. способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.);
  5. повышает мотивацию учения;
  6. развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

          Использование информационно – коммуникационных технологий  в краеведческой работе позволяет усилить воспитательные  эффекты, поскольку дает мне, как учителю, дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.  

                POWER POINT позволяет мне, как любому преподавателю, стать разработчиком программных продуктов в поддержку препо давания своего предмета.

За три года мной создан банк данных компьютерных презентаций проектов по патриотическому воспитанию учащихся. Вот некоторые из них.

   

         

           В-пятых,   систематизации краеведческого материала  должна быть направлена на эффективное использование его в учебном процессе, на уроках истории, географии, экономики и др.

Привлечение мною краеведческого материала на уроках истории  служит решению общих задач обучения и воспитания учащихся, стоящих перед российской школой на современном этапе.

Краеведческий принцип изучения истории помогает осознанному усвоению учащимися самых сложных вопросов социально-экономического, политического и культурного развития страны.

Используя краеведческий материал на уроках истории, я заметила, что он  активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

Краеведческая работа помогает школьникам устанавливать многообразные связи с местным населением, стимулирует их участие в общественно полезной деятельности. На местном материале раскрывается участие земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.

Благодаря краеведению мне удалось внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания. Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами тех событий сквозь призму времени. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний.

Собираемый  материал по местной истории  классифицируется, обрабатывается, систематизируется по блокам, для дальнейшего его использования  его на уроках истории.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда. Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

  Такие формы работы имеют  просветительскую направленность. Это определенный социальный опыт, в процессе которого обучающиеся выделяют социально-значимые проблемы, проектируют свою деятельность по их разрешению, овладевают коммуникативными навыками.

В-шестых,  программа  по краеведению должна носить деятельностный  характер, способствовать пониманию ребенком своего  причастия  к созданию истории.  И в этом помогает партнерское взаимодействие с общественными организациями, с Советами ветеранов города и предприятий, с краеведческим музеем.  Выполнение заданий партнеров стимулирует ребят  в поисково-исследовательской деятельности, они приобретают такие качества, как целеустремленность, ответственность. Кроме того, участие подростков в совместных мероприятиях формируют у них систему современных знаний о российской политической и социально-экономической системе и месте гражданина в ней. Одной из форм организации краеведческой работы является метод социального проектирования.  

Краеведческая работа, т.о.  дает возможность  школьникам представить целостную картину мира, позволят раскрыть и развить свои способности, помогает осознать  себя гражданином и патриотом, именно она может представлять собой конструктивную альтернативу традиционной организации  историко-краеведческого образовательного процесса в школе.

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно, внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее.

В данной работе я сделала попытку описать и систематизировать педагогическую деятельность по патриотическому воспитанию в общеобразовательном учреждении, посредством краеведения.  Я считаю, что формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области его воспитания является организация краеведческой работы. Дети должны знать, что Отечество-это «земля отцов».

Используемые источники:

http://учитель.my1.ru/index/rol_istoricheskogo_kraevedenija_v_patrioticheskom_vospitanii_i_grazhdanskom_stanovlenii_lichnosti/0-22

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5440/Itemid,343/

http://zanimatika.narod.ru/RF31.htm

http://festival.1september.ru/articles/532695/

http://festival.1september.ru/articles/532695/

http://referat.yabotanik.ru/pedagogika/patrioticheskoe-vospitanie-detej-sredstvami-kraevedeniya/31409/31318/page1.html

http://referat.yabotanik.ru/pedagogika/patrioticheskoe-vospitanie-detej-sredstvami-kraevedeniya/31409/31318/page1.html

http://festival.1september.ru/articles/522501/

http://festival.1september.ru/articles/522501/

Семкова Наталья Владимировна – учитель МОУ «СОШ №10» г Нижняя Салда Свердловской области



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»  г. Нижняя Салда

герб

                                       

Составитель:  Семкова Н. В.                                               учитель истории, МОУ СОШ №10

                                       

Введение.

            В последнее время в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

           В целях объединения усилий школы, семьи и общественности в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.

Краеведческая программа посвящена истории небольшого городка, некогда игравшего заметную роль в создании уральской металлургии. Это древний демидовский центр металлургии на Среднем Урале, имеет богатую трудовую, боевую и культурную историю, дополненную современной отраслью машиностроения – производством ракетных двигателей для космических кораблей.

Пояснительная записка.

К сожалению,  сегодняшний день нашей Родины – России сложен и труден. Были разрушены нравственные идеалы, ощущался духовный застой, экономические трудности выявляло много еще других проблем, которые захлестнули общество и была угроза превращения нас в людей утративших память.

Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране значительно изменила существовавшее десятилетиями отношение к воспитанию патриотизма подрастающего поколения. За последнее время появились новые приоритеты воспитания, формирования общественного и личностного национального самосознания. Развитие общественной мысли высветило необходимость вывести всю систему воспитания патриотизма на качественно новый уровень.

Воспитание патриотизма нацеливает личность на активные, конкретные нравственные проявления. Основными компонентами личностного патриотического сознания являются: гуманное отношение к человеку, любовь к Родине, восприятие нравственно-этических норм общества, сложившихся за долгие годы истории его развития, как собственных убеждений, и потребность следовать им.

Сегодня в обществе первостепенное значение имеет нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения, так как у некоторой его части проявляется межнациональная агрессия, деструктивно влияющая на сознание и нравственные качества личности. В школе и семье необходимо воспитывать у каждого подростка чувство Родины, единения народов нашего полиэтнического государства, уважения к истории Отечества, ценностям культуры.

Поскольку одним из источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.

Особую актуальность приобретает воспитание патриотизма у учащихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности, содействующей освоению нравственно-патриотических ценностей (любви к Отчизне, малой родине, окружающей природе и др.) в различных видах творческой научной и исследовательской работы. Прежде всего, это: формирование у старшеклассников общественно-значимых патриотических ориентации, сочетание личных и общественных интересов, неприятие чуждых обществу процессов и явлений, нарушающих его прогрессивные традиции и устои.

Цель воспитания патриотизма у обучающихся старших классов в процессе историко-краеведческой деятельности видится в становлении граждан с активной созидательной позицией в обществе, обладающих осмысленно-позитивными ценностями и качествами, способных проявить их на благо Отечества.

Программа актуальна тем, что историческое краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему. Оно раскрывает учащимся связи родного края, города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села, деревни с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение – это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях

На основании краеведческого материала, как более близкого и знакомого источника информации об истории своего народа и исторического процесса в целом обучающимся оказывается и воспитывающее воздействие.

Данный курс призван помочь педагогу во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей обучающихся. Курс  не только  расширяет знания  о своих земляках, но и помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогает овладеть начальными навыками исследовательской работы с использованием так же информационных технологий, навыками общения.        

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основные направления программы - изучение истории родного края, истории религии и образования, истории своих земляков.

Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия:

    1) теоретические  (беседы,  лекции,  доклады,  викторины,  самостоятельная работа).

    2) практические (экскурсии, встречи,  практикумы  в  библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Программа предназначена для обучающихся  среднего и старшего классов.  

Цель  программы:

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся, формирование их социальной активности, интеллектуального развития посредством вовлечения детей в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Образовательные задачи:

  • ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;
  • овладение начальными навыками исследовательской работы;
  • овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
  • воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
  • воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда.

Развивающие задачи:

  • развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
  •  стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению.

Основные направления работы:

  • Организация поиска материалов для будущего музея.
  • Поиск, исследование, систематизация и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, края.
  • Организация научно-исследовательской работы
  • Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка, систематизация и методическая обработка.
  • Оформление и экспонирование материалов.

      По основной направленности программа является:

 - развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоении ими методов и способов  познания мира),

- социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных, культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности).

                 Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

  •       По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии - с высокой степенью межпредметных обобщений.
  •        Программа переработана с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик:
  •        - технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);
  •        - технологии диалога (при работе над содержательной стороной  необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка);
  •        - технологии имитационной деловой игры (используется при организации поисковой деятельности, при распределении обязанностей).      
  • Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами.

               Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Программа реализуется в следующих формах:

  • мероприятия (беседа, лекция, экскурсия,  встречи с интересными людьми,  исторические игры, викторины);
  • - творческие дела (проектная и исследовательская деятельность, участие в конференциях, оформление выставочных экспозиций, создание Виртуального музея школы);

Методами обучения являются:

  •  словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации;
  • наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, посещение экспозиций и выставок городских музеев;
  •  поисковый – сбор информации по заданной теме;
  • исследовательский – изучение документальных, вещественных источников (предметов) для развития мыслительной и интеллектуально-познавательной деятельности.
  • Программа  способствует развитию у школьников следующих умений и навыков:
  • владение конкретно-историческими сведениями, касающимися различных аспектов развития округа, района, поселка;
  • использование историко-биографической информации, касающейся выдающихся исторических личностей края;
  • приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, СМИ, архивными материалами;
  • владение технологическими знаниями, связанными с обработкой экспонатов, основанными на осмыслении исторического опыта человечества;
  • отработка элементов исследовательских процедур, связанных с поиском данных, их отбором, анализом, обобщением, представлением результатов самостоятельного микроисследования.

Алгоритм действий при работе над темой:

Этапы

Задачи

Начинание

Определение темы, уточнение целей исходного положения (выбор рабочей группы).

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов (ролевое распределение в команде).

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив – "мозговой штурм". Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Выполнение

Выполнение творческой работы.

Зашита творческой работы

Подготовка доклада: обоснование актуальности творческой работы, объяснение условий ее выполнения. Презентация и защита творческой работы.

Просветительская направленность программы.

Основная задача данного направления – вовлечение в изучение  родного края - своей Малой Родины, значительного числа школьников, родителей, населения.

Просветительская деятельность реализуется на нескольких уровнях:

  • Школьный уровень подразумевает оформление тематических экспозиций, проведение экскурсий для обучающихся, проведение исторических уроков - экскурсий;
  • Местный  уровень включает в себя сотрудничество со средствами СМИ, общественными организациями
  • Региональный уровень – представление ученических исследовательских проектов на различных конкурсах.

Предполагаемые  результаты  обучения.

1) В обучающей сфере – осуществление  нетрадиционного  подхода  к образованию,  приобретение учащимися  знаний по истории родного края  и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

        2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

        3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков  научно-исследовательской работы, работы с ПК. Развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ, развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Тематическое планирование занятий кружка

«Нижняя Салда – история и судьбы»

Раздел I.  Введение в ИКТ (10 часов).
     
Содержание и задачи работы кружка на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа  текстовый редактор  Word. Программа  Power Point.

Раздел II. Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения салдинского края. История Салдинского металлургического завода. (8 часов)

        Первоначальное освоение территории. Древние народы. Освоение территории русскими. Освоение территории русскими. Демидовы. Основание Салдинского завода.  Знаменитые металлурги завода. Салдинцы в революции и Гражданской войне.

Раздел III. Салдинский   в  годы  Великой  Отечественной  войны

 (24 часа).

Раздел  посвящен  историческим  событиям  нашего  государства  и  родного  края  периода  Великой Отечественной  войны.

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Героизм салдинцев на фронтах войны. Земляки – Герои  Советского Союза, полные кавалеры орденов славы. Участие  салдинцев  в партизанском движении.  Салдинцы  – фронту. Вклад земляков в победу над врагом.

Раздел IV.  Нижняя  Салда - космосу(4 часа).

История  НИИМаш.  НИИМаш – активный участник международных и отечественных космических программ. Конструкторы и технологи предприятия.  Участие земляков в современных космических программах.

Раздел V.  Развитие культуры в Нижней   Салде  ( 6 часов).

Исторические памятники.  История страны в названиях улиц.  Народный театр. Краеведческий музей.  Быт нижнесалдинцев.  Промыслы и ремесла. Развитие образования. Творчество земляков.

Раздел VI. Ратные  и  трудовые  подвиги  земляков (8 часов).

Знаменитые земляки. Салдинцы – металлурги. Выпускники школы. Герои горячих точек. Покорители космоса. Исследовательская работа. Сбор материалов   о  земляках.

Раздел VI. Книга памяти (10  часов).

Оформление  и  защита  творческих  работ. Оформление  Книги  Памяти.  Отчёт о работе кружка.

Всего: 70 часов

Учебно-тематический план.

Раздел

Тема

Количество часов

I.

Введение в ИКТ (10 часов).

1. Содержание и задачи работы кружка. Организация  занятий. Правила ТБ при работе с ПК.

1

2. Программа графический редактор Paint.

3

3. Программа  текстовый редактор  Word.

2

4. Программа      Power Point.

4

II.

Исторические особенности заселения и хозяйственного освоения салдинского края. История Салдинского металлургического завода. 8 часов

Первоначальное освоение территории. Древние народы.

Освоение территории русскими.

Освоение территории русскими.

Освоение территории русскими. Демидовы.

Основание Салдинского завода. Заселение Салдинского района.

Знаменитые металлурги завода

Салдинцы в революции и Гражданской войне

1

1

1

1

1

1

2

III.

Салдинский   в  годы  Великой  Отечественной  войны

 (24 часа).

1. Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад.

4

2. Героизм  салдинцев на фронтах войны.

10

3. Земляки – Герои  Советского Союза, полные кавалеры орденов славы.

1

4.Участие салдинцев в партизанском движении.

1

5. Салдинцы  – фронту.

4

6. Дети - фронту

3

6.Вклад костромичей в победу над врагом.

1

IV

Нижняя  Салда - космосу(4 часа).

История  НИИМаш.  НИИМаш – активный участник международных и отечественных космических программ.

Конструкторы и технологи предприятия.  Участие земляков в современных космических программах.

2

1

1

V.

Развитие культуры в Нижней   Салде

 ( 6 часов).

Исторические памятники.

 История страны в названиях улиц.  Народный театр. Краеведческий музей.  Быт нижнесалдинцев.  Промыслы и ремесла.

Развитие образования.

Творчество земляков.

1

1

1

1

1

1

VI.

Ратные  и  трудовые  подвиги  земляков (8 часов).

Формы и методы исследовательской работы.

Исследовательский  проект.

Разработка исследовательских   проектов.

Знаменитые земляки. Выпускники школы.

Герои горячих точек.

Исследовательская работа. Сбор материала  о  земляках.

1

2

1

2

2

IV.

1.Оформление  и  защита  творческих  работ.

2.Оформление  Книги  Памяти. Отчёт о работе кружка.

3

3

Литература:

1. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г

2. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г

3. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г

4.Сильней земного притяжения.// под ред. А.Долгих,  Ю.Матросова. – Нижний Тагил:  «Медиа-Принт», 2008.

9. Танкиевская  И. Нижняя Салда.- Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000.

27. Интернет.

http://vsalde.ru/index.php?newsid=23 

http://www.nsaldago.ru/ 

http://history.ntagil.ru/6_49.htm 

http://www.bankgorodov.ru/place/inform.php?id=147728 

http://salda.hut2.ru/ 

http://coolreferat.com/Нижняя_Салда 

http://www.urbibl.ru/Knigi/animica/goroda_sred_urala_18.htm 

http://www.mojgorod.ru/sverdlov_obl/nizhnsalda/index.html

 http://star-warrior.narod.ru/Referats/Orbit/orbit.htm

http://www.roman.by/l-32625.html

http://traditio.ru/wiki/Космические_достижения_русских

http://ruscosmos.narod.ru/KA/glavnaia/SALUT/okssalut.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Орбитальная_станция

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/getlend/12b.html

http://www.ng.ru/events/2001-04-19/2_cosmos.html

http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?salut_tg.html

Семкова Наталья Владимировна – учитель истории МОУ «СОШ№10» Г. Нижняя Салда, Свердловской обл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

Нравственность-основа патриотизма

Данное выступление было представлено на педагогическом совете.  В нем содержится материал о проделанной работе по формированию чувства патриотизма на уроках башкирского языка в начальной школе....

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

"Краеведение -основа воспитания патриотизма"

Здест представлен материал из опыта работа по воспитанию патриотизма средствами краеведения....

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

        Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

"Краеведение - основа гражданско-патриотического воспитания в школе. Организация проектной деятельности учащихся"

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Сегодня существует множество технологий, которые можно использовать в урочной и...

Историческое краеведение – основа патриотического воспитания школьников 5–6-х классов

Актуальность проектаЧувство патриотизма многогранно по содержанию. Трепетные и самые нежные воспоминания детства связаны у нас с родительским домом. Это место, где тебя любили и понимали, где жили сам...