"Святые земли Русской!"
план-конспект урока краеведения (8 класс) на тему

Гаврилова Людмила Михайловна

Урок памяти Иосифа Волоцкого, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря на Волоколамской  земле, соратника и ученика Сергия Радонежского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyatye_zemli_russkoy.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

«Святые земли Русской»

Урок  проводится  22 сентября  в день памяти преподобного Иосифа  Волоцкого.

Цель  урока. 1. Воспитание  исторической  памяти  школьников  на примере  русского  святого Иосифа Волоцкого.

  2. Формировать  духовный  мир учащегося,  его нравственность,  эстетические  вкусы  силой  воздействия  различных видов  искусства.

  3. Совершенствовать   устную  речь   детей, умение  четко формулировать  свои  мысли.

Оборудование  урока :  Преподобный  Иосиф  Волоцкий  (икона),  фильм Р.Волкова «Волок  на  Ламе. Судьба одного  города», альбом  «Иосифо-Волоцкий  ставропигиальный  мужской  монастырь»

Ход  урока.

Слово учителя.

Богата Волоколамская  земля талантливыми людьми, верой и правдой  служившими ей  на  разных ее поприщах. За  каждым  периодом времени, за каждой  сферой деятельности  встают  имена, которые  мы  чтим и о которых хотим  знать больше

 22  сентября мы  чтим  память преподобного Иосифа  Волоцкого, нашего  земляка, уникального  человека  в истории Руси, выдающегося  деятеля Русской  православной  церкви, теоретика и практика, яркого богослова и церковного  писателя, философа,  мецената, основателя  Иосифо-Волоцкого монастыря,  являющегося одной из  жемчужин России. Монастырю  принадлежит  исключительное место  в  истории Русской православной  церкви, а также истории, культуре, литературе, искусстве, архитектуре  нашей  страны. Своей  историей, деятельной  позицией, влиянием в церковной  жизни и благотворительности, духовной  мощью  наш монастырь  сравним только с Троице-Сергиевой  лаврой.

Вопрос учителя. Что вы знаете  о  святом  Иосифе  Волоцком?

Сообщение   1 ученика.

Иосиф Волоцкий ( Иван Иванович  Санин,  1439-1515) происходил  из  семьи волоколамских  дворян. Он  родился в селе  Язвище  около Волоколамска, принадлежавшем  его родителям  Ивану и Марине  Саниным. У  них  долго  не было детей,  они  молились  и просили Бога даровать  им  ребенка. Когда  долгожданный  младенец родился, его назвали  в  честь отца Иваном. Родители  заботились  о  достойном  воспитании  и  образовании  сына. В 15 в. на  Руси  единственными  центрами распространения  знаний, образованности,  культуры  были монастыри. Семилетнего Ивана для обучения  грамоте  и  постижения азов духовной  мудрости отдали  в Крестовоздвиженскую обитель в г. Волоколамске к почтенному  иноку Арсению. Иван выучил Псалтырь, а в 8 лет уже  читал разные  божественные  книги, потом  стал чтецом  и певцом  в церкви. С детства и юности  питал  Иван  Санин  интерес к  божественной  учености, духовным знаниям, книгам, его влекло к монашеской жизни. А в роду  Саниных 18 членов  были  монахами  и монахинями, двое – архиепископами. В  возрасте  20 лет пришел  Иван  в Боровской  монастырь, где  постригся  в  монахи и получил имя  Иосиф. Настоятелем  Боровского  монастыря был  знаменитый  и уважаемый  игумен Пафнутий, который по  достоинству  оценил  духовную  зрелость своего  ученика  Иосифа. 18 долгих лет провел он  здесь.  Начинал  монах Иосиф с самых  трудных  послушаний,  долгое  время  трудился  в пекарне:  все исполнял быстро и хорошо. А когда  поставили  руководить монастырским  хозяйством, распоряжался  твердо и толково. Начитанный, обладающий прекрасной памятью, сильным  духом, Иосиф быстро  выделился  из своей  братии, и игумен  Пафнутий  при своей  жизни  назвал его  преемником. А после смерти  учителя 37-летний Иосиф, став  игуменом  Боровского  монастыря, решил ввести  строгое  общежитие, суровую дисциплину, обязательный  труд для  всех,  выполнение обетов. Братия  возроптала. Иосиф  оставил  обитель, искал  те монастыри, где уставы  соблюдаются. Обошел 9 монастырей, изучал их уставы, интересовался  хозяйством и богослужением, учился, как монастырская  власть организует  дело.

Сообщение  2  ученика

Иосиф  вернулся  в родные  места, где  решил  основать  новый  монастырь  в  соответствии  с его  взглядами  на  монашескую жизнь. Существует легенда о том, как Господь  молнией  указал  Иосифу  место  для  возведения  монастыря. Семья удельного  князя  Бориса Васильевича  Волоцкого  радушно приняла Иосифа. Под покровительством  князя  закладывается центральная  церковь Успенья(1479г.), к новой  обители приписываются село за селом, численность братии, в  которой были  выходцы из  разных сословий: князья, бояре, крестьяне, растет, что увеличивает приток средств  в монастырь –  деньгами,  селам, деревнями. Иосиф  проявил  себя как  дельный и дальновидный хозяин, своим  трудолюбием и упорством подавал  пример  другим

Словарная  работа  во  время  слушания  сообщений   учащихся

Монах - член религиозной общины, давший обет  вести строгий, суровый (аскетический) образ жизни.

Обет – торжественное  обещание, обязательство.

Обитель – монастырь.

Инок – православный  монах.

Игумен -  настоятель православного  монастыря.

Архиепископ – надзирающий  над  несколькими  епархиями (церковно-административная  территориальная  единица)

Псалтырь – часть Библии, книга псалмов.

Братия – монахи  одной  общины

Канонизировать-  признать каноном ( канон – церковное  установление, правило)

На экране  слайд :  Икона «Преподобный  Иосиф  Волоцкий»

 Учитель. Название «Иосифов»  монастырь  получит через  100 лет после своего основания в 1579г., когда  Иосиф  был  канонизирован.  Иосиф  учредил  порядок  общежительного монастыря  с очень строгим  уставом:  у  братии  все было общее, все должны  пить и  есть  вместе, пища была простая, но здоровая, монахи носили  скромную одежду, в  кельях  ничего не было, кроме  икон, божественных  книг, поэтому двери не запирались ;у каждого во время  службы  в храме  свое  место, разговаривать, переходить с места на место, опаздывать нельзя. Для  управления монастырем  избирался  совет  старцев, мнение  настоятеля  неоспоримо.

В монастыре были все равны и никого не выделяли, все привлекались  к  разного рода  работам. Игумен Иосиф был во  всем  примером  монашеской  братии: первым приходил и последним  уходил из храма, наравне  со  всеми участвовал в  общих  работах,  носил простую  одежду и  обувь, изнурял  себя  постом и молитвами, скромно  питался и только через  день. При таком образе  жизни его никогда  не  видели  изнемогающим.

Современники отмечали, что Иосиф  Волоцкий  соответствовал русскому идеалу  мужской  красоты. Это был человек среднего роста, с красивым  лицом,  темно-русыми волосами, носил небольшую  округлую  бородку. Он любил петь и читать в церкви, обладал чистым и сильным голосом, знал наизусть Священное  Писание,  был приветлив, помогал нищим, нуждающимся.

Просмотр  фрагмента  из  фильма «Волок  на Ламе» Чтение отрывка  из  поэмы местного  поэта

А.И.Ивушкина  «Иосиф  Волоцкий»     Знойный день до  конца  не  остыл,

                                                                       Белым лебедем в розовом свете

                                                                       В наши  души  глядит монастырь –

                                                                       Давних лет молчаливый свидетель.

                                                                       Он бы  многое  мог  рассказать –

                                                                       То, чего нам вовек  не домыслить…

Учитель о просветительской  роли  Иосифо-Волоцкого  монастыря.

Монастырь был известен  своей огромной библиотекой церковной литературы, ничем не уступавшая гораздо более  старым собраниям книг Троице-Сергиевой Лавры. А началом ее формирования  послужили 10 рукописных книг, принесенные Иосифом из г.Боровска.Потом книжный  фонд  быстро и активно пополнялся: в период  игуменства Иосифа (1479-1515) действовал скрипторий  - мастерская, где переписывались книги, нравственно-поучительные  сказания.  В монастырской  книжнице было  около 1150  ценных  старых  рукописей. Игумен был покровителем  искусств  и ремесел: с 1484г. до начала 16 в. В монастыре по приглашению  И.Волоцкого неоднократно работал известный  московский  иконописец  Дионисий, (87 произведений  Дионисия, а также иконы, написанные  Андреем  Рублевым, хранились в монастыре).

 Особую  значимость имеет  письменное  наследие Иосифа Волоцкого. Он вел переписку с царями,  князьями, княжнами, поучал и призывал к милосердию, к помощи  нуждающимся.  Редчайшая эрудиция, великая образованность, яркий  талант игумена   сделали его главным  борцом против ереси (отклонение, противоречие церковным  догматам),защитником православия. Иосиф написал 16 обличительных  «Слов», известных под  общим названием «Обличитель».Именно  они  сыграли  выдающуюся роль в  искоренении  ереси «жидовствующих». Специально для иконописца Дионисия  Волоцкий написал «Послание иконописцу»

Иосиф Волоцкий, образованнейший человек  своей  эпохи, понимал и  ценил искусство, образованность в  людях ,  в значительной степени  способствовал  распространению  грамотности  на  Руси:  монахи  не только  переписывали  книги, но и  разносили  их  по приходам.  Уже при жизни  Иосиф прославился многими чудесами. В 1591 г., через  76 лет после кончины, он был причислен  к лику  святых. Святые мощи  Иосифа Волоцкого  покоятся в подклете Успенского  собора монастыря.

Беседа  по вопросам:  - Что вам запомнилось  о семье, детстве  Иосифа?

                      -Какие испытания  он проходил в жизни ? Какие  качества характера помогли  ему?    

На следующем  занятии  нас ждет заочное путешествие по  Иосифо-Волоцкому монастырю.

Домашнее  задание: составить  план этапов духовного  пути  Иосифа Волоцкого. Подготовить рассказ по этому плану.  Индивидуальные  задания учащимся  для  сообщений  «Художественные достоинства  монастыря» по книге  «Очерки волоколамских  краеведов» М.  «Российский писатель»  2005                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Святые земли русской. А.Невский.

Презентация на тему "Святые земли русской. А.Невский"...

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались?

Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг....

Урок в 4 классе по теме: "Святые земли русской"

Цель: пробудить у учащихся интерес к богослужебной музыке.Задачи: 1) познакомить учащихся со «святыми земли русской» с помощью произведений музыкальной и художественной культуры;2) научить опред...

Урок музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Представлен конспект урока музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой.Раздел программы: О России петь - что стремиться в храм.Тема урока: Святые земли Русской. Сергий Радонежский.Фо...

Презентация к уроку музыки во 2-м классе "Святые земли Русской. Сергий Радонежский."

Презентация рассказывает о жизненном подвиге святого Сергия Радонежского. Использованы репродукции картин русских художников и стихотворение Р.Запесоцкой....

Классный час "Святой земли Русской — преподобный Сергий Радонежский"

Классный час, посвящённый Сергию Радонежскому. Проводился в 8 классе. к тексту есть и презентация....

Исследовательская работа по православной культуре " Вы соль земли... Вы-свет мира...(Жизнеописание святой земли русской Ксении Петербургской - образец великого служения людям)".

Данная работа получила высокую оценку на городском конкурсе исследовательских работ ДОД "Юность" 1 место. Ученицы участвовали с ней на республиканском конкурсе "История многонациональной культуры", яв...