Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_klassnogo_chasa.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ВЫЗОВ.
  1. Инициация учащихся.

Учитель.   Ребята, мы живём с вами в небольшом живописном городе Кореновске, являющимся частью нашей малой родины, именуемой (как?) Кубанью или Краснодарским краем. Чтобы наша встреча  прошла плодотворно и успешно,  обратите внимание на своё  рабочее место: помощником  в проведении внеклассного занятия  станет справочный материал, который  находится на каждой парте. Он включает  в себя: словарь терминов; справочный информационный материал; толковый словарик диалектизмов. 

 Все задания, вы будете выполнять в рабочем листе.   Перед вами также  3 флажка (малинового, синего и зелёного цветов)  и свеча (декоративный подсвечник). Эти принадлежности помогут вам сообщать (сигнализировать) мне о выполненном задании.

  1.  Актуализация знаний по данной теме из курса кубановедение.

  Интерактивная беседа по вопросам:

-какую ассоциацию вызывают у вас  цвета этих флажков? (цвета флага Краснодарского края).

- что вы можете рассказать о флаге Кубани, когда и кем он был утверждён? (варианты ответов).

- представители какого казачества основали наш Кореновский курень, что вы об этом знаете? (черноморские казаки в 1794 году).

  1. ОСМЫСЛЕНИЕ.                                                                                                            Путешествие в историческое прошлое.

Слайд №1

(флаг Кубани)

Учитель. 

Ещё в далёком 1919 году Кубанской Радой был утверждён трёхполосный сине-малиново - зелёный государственный флаг. Однако значения цветов флага и их расположения      не были закреплены документально,  и поэтому существует несколько  версий об их  значении.

По одной из них малиновый цвет символизировал казаков-черноморцев, потомков запорожцев, выходцев с Украины,  синий — казаков - линейцев, исконно русских  наследников, донцов и  зелёный — адыгов  (либо всех горцев-мусульман), которые и по сей день  являются  частью нашего Краснодарского края. Эти  народности составили основу исторического становления и развития нашего края на протяжении последних 3-ёх столетий.

  На сегодняшний день на нашей Кубанской земле соседствуют, взаимодействуют и обогащают  друг друга различные  народности и национальности, которых  на Кубани  насчитывается более 120, но всё же красной линией в  написании истории родного края являются именно наши деды – казаки: черноморцы, линейцы и гордые горцы – адыги (черкесы)!

Слайд № 2

         (Тема  классного часа)

Учитель.

 Сегодня вам предлагается совершить виртуальное путешествие в  историческое прошлое своей малой Родины   и  соприкоснуться с традициями, культурой и обычаями предков, ковавших историю родного края на протяжении последних 300 лет.

Все вместе мы попробуем   ответить на вопрос: как такие разные  по вере, образу жизни,  традициям люди могли  существовать рядом друг с другом, создавая для нас такое прекрасное будущее,  разгадав  смысл высказывания:  «Земля отцов – моя земля!»

Работа с терминами.

Такие понятия как казачество, национальность и народность будут часто  встречаться,  поэтому давайте  уточним, что же они обозначают, воспользовавшись справочной информацией, подготовленной членами клуба «Поисковичок».

(сообщения  учащихся).

Казак.  «Слово «казак», нерусского происхождения. От тюрского корня и взято из киргизского языка. У киргизов слово «казак» до сих пор употребляется для обозначения народности. В переводе на русский язык слово «казак» означает молодец, удалец и равносильно черкесскому «джигит».

Народность.  Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.

Национальность.

Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

Слайд № 3

(полотно малинового цвета)

Учитель.

Как  уже было сказано ранее, малиновый цвет символизирует такую народность, как казаки–черноморцы, выходцы с Украины.  Они и  составили  одно из самых массовых и масштабных переселений  на Кубанскую землю.  

Сегодня к вам в гости пришли казачка Наталка и  казак Петрусь, которые помогут  лучше осознать традиционную культуру наших предков – черноморских казаков, а также предложат поучаствовать в различных интеллектуальных конкурсах.

Сюжетно – ролевая игра с куклами Наталки и Петруся.  Класс предварительно делится на 2 команды: 1-ой командой  руководит Наталка,  2-ой – Петрусь. Сразу рекомендуется выбрать капитанов команд.  За каждое правильно выполненное задание командам начисляется по  2 балла, за выполнение задания команды – соперницы добавляется 1 балл. Учитель,  используя куклы во всей своей красе, демонстрирует особенность традиционного черноморского костюма,  предлагая  от имени казачьих персонажей  выполнить 1-е  задание.

Учитель. Первым мы услышим рассказ Наталки, Петрусь как настоящий казак,  уступает место дивчине.

Костюм казачки:

Женский костюм  состоял из  парочки: кохта и юбка. Украшались кофты кружевами, рюшами, тесьмой. Юбка была двух  или четырехклинная, присборенная для пышности у пояса. Она была длинная, внизу пришивались одна-две оборки. На Кубани  замужние женщины заплетали волосы в косы и укладывали их на затылке в пучок и закрывали шлычкой. Шлычка – маленькая шапочка, которая затягивалась на пучке шнурком.  А молодые девчата просто  вплетали ленты в косы. Кубанские женщины носили много украшений: бусы, серьги, кольца. На ногах мы видим у молодой  Наталки сапожки.

Вот и поведала вам Наталка о костюме казачки, ну а теперь Петрусь поможет вам  разобраться с костюмом казака:

 Мужская одежда состояла из черкески. По обеим сторонам бортов нашивались газыри (или надпатронники). Под черкеску надевали бешмет (т.е.  рубаху). Шаровары шились из тканей темного цвета и заправлялись в сапоги. Позже появились брюки. По бокам брюк нашивались лампасы. Они символизировали казачью независимость. Ещё казаки носили башлык - т.е капюшон, своего рода головной убор. У многих казаков башлык имел символическое значение. Если башлык был завязан на груди, это значит, что казак отслужил срочную службу; перекрещенный на груди - следует по делу, концы заброшены назад - свободен, отдыхает. А о чем говорит  башлык у нашего Петруся? (в  данный момент Петрусь отдыхает).

Слайд № 4

Выполнение задания № 1 (см. рабочий лист, задание № 1)

За время звучания   украинской народной  песни «Ты ж мэнэ  пидманула»  командам необходимо из предложенных  слов выбрать названия, которые относятся: 1-ой  команде  -   к   женскому, а 2-ой -  к мужскому казачьему  костюму (допускается дополнительное выполнение задания команды - соперницы). При возникновении  трудности в определении значения деталей казачьего костюма, пятиклассникам  предлагается  обращаться за помощью к толковому словарю диалектов на стр.3 справочного материала.

 Учащиеся, справившиеся с заданием, вставляют  в подсвечник флажок малинового цвета, сигнализируя учителю, что задание выполнено.

   

Слайд № 5

 (проверка  выполнения задания)

У кого есть недочёты – флажок убирается из подсвечника.

Учитель.

Ребята,  скажите,  какие слова,  данные в  первом задании,  не вошли в элементы костюма? (редут, пикет, линеец).  Правильно. И именно эти понятия  помогут нам узнать  о народе, о  котором символизирует синее полотнище на кубанском флаге.  О ком пойдет речь?

( о донских казаках).

Слайд № 6

(термины  на синем полотне;  иллюстративный ряд)

  Учитель (на фоне  песни линейных казаков  « Ой, Рассея, ты Рассея»).

В конце XVIII века  для сохранения мира и укрепления границ на Кубани российское правительство    активно заселяет пограничные линии вдоль правобережья Кубани   казачьими станицами из числа донских казаков. Поселившихся на Кавказской пограничной  линии  донских казаков, стали называть линейными казаками или линейцами.   Для укрепления границ Донские казаки возводили  различные укрепления:  редут - укрепление  с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны,  пикет - элемент сторожевого охранения на казачьей заставе.

Негостеприимным поначалу оказался для донцов наш край! на них легла вся тяжесть беспокойной пограничной службы с её ночными дозорами и частыми отражениями набегов немирных  на то время горцев.  Но донские казаки  проявили себя как  отчаянные и верные на службе воины. Придя из России, они принесли  русские  национальные традиции, которые постепенно смешались с   особенностями соседствующих народов. 

 Немало  было сложено поговорок и пословиц  о  ловкости,  храбрости  и доблести донских казаков.

      Слайд № 7

Выполнение задания № 2

(см. рабочий лист, задание № 2)

  1. Собрать  5 пословиц (выигрывает команда, которая быстрее соберёт пословицы).
  2. Распределить собранные пословицы по 3-ём характерным качествам, присущим нашим предкам – казакам: храбрость, ловкость и смекалка.

По окончании выполнения задания учащиеся

вставляют синий флажок в подсвечник.

   

Слайд № 8

(проверка  выполнения задания)

У кого есть недочёты – флажок убирается из подсвечника.

Учитель.

Конечно,  жилось в ту пору казакам очень нелегко. Работали они от зари до зари не покладая рук. Несли военную службу.  Но даже среди тяжёлых будней всегда  находилось  место отдыху,  казачьим развлечениям – потехам  и песням. Поэтому Наталка и Петрусь предагают вам немножко размяться, и каптанам команд  провести эмоциональную разрядку(динамическую паузу), инсценировав шуточную плясовую песню «Чубарыки –чубчикы».

Капитанам предлагаются (по жребию) фрагменты текстов пенсен, которые они преобразуют в динамическую паузу. Физминутки можно проводить как для команды –соперницы, так и для всего класса. Капитан, который более эмоционально и точно инсценирует фрагмент песни добавляет в копилку своей команды  дополнительный балл.

Слайд № 9

             Физминутка

(муз.  Чубарыки –  чубчики)

1 текст                                                                                                2 текст

Хлопни  –хлопни казачок                                              Глянь, подруга, кум сыдыть,      

Ставь кулак, ты на бочок!                                     Рыбу ловыть – чуть нэ спыть!

Топни ножкой, прокрутись  /2 раза                    Рыбу ловыть – чуть нэ спыть!/2 раза

И соседу поклонись!                                               Чубарыки –чубчыки, кум сыдыт

Слайд №  10

(часть полотнища флага Кубани  зелёного цвета)

На фоне горской  мелодии  учитель читает фрагмент стихотворения адыгского  поэта Исхака Машбаша.

…АДЫГИ на земле моей живут.

Они себя ЧЕРКЕСАМИ зовут.

Смеются солнцу. Добрых ждут дождей.

Живут адыги на земле людей.

А ты о них не знаешь ничего –

Ни песен их гортанных, ни традиций.

Когда в ауле человек родится,

То дерево сажают в честь него.

,Адыги на земле моей живут.

Они себя черкесами зовут.

Учитель.

По соседству с нами  на  левом берегу Кубани,  с давних пор жил гордый  народ, известный как – адыги.  Очень много интересных обычаев и традиций у этого независимого горского народа. Сегодня Наталка и Петрусь предлагают  вам познакомиться с одним из обычаев традиционной адыгской культуры -  приёмом гостя в адыгском ауле. Откроем справочный материал на стр. 2  и прочтём информацию.

 Ребята,  вы наверное,  сможете добавить еще ряд блюд адыгейской кухни?

( пахлава, лаваш, адыгский сыр сулугуни и др.).

А  теперь  наши гости предлагают   проверить  вашу внимательность  и выполнить   задание Кресс-кросс.

Слайд № 11

Выполнение задания № 3

(см. рабочий лист, задание № 3)

     Найти и обвести  5 зашифрованных блюд адыгейской национальной кухни.

   По окончании выполнения задания учащиеся вставляют зелёный  флажок в подсвечник.

   

Слайд № 12

(проверка  выполнения задания)

У кого есть недочёты – флажок из подсвечника убирается.

РЕФЛЕКСИЯ/САМОРЕФЛЕКСИЯ.

  1. Рефлексия учащихся. Ответы на вопросы.

Слайд № 13

(вопросы группам)

   Учитель.

         Вот так незаметно и  подходит к концу  наше увлекательнейшее путешествие в историческое прошлое наших дедов – казаков,  на котором мы с вами постарались соприкоснуться с историей, традициями, культурой  3-ёх основных народностей, ковавших, оберегавших  историю родной Кубани, а ныне процветающего  многонационального Краснодарского края. А сейчас мы с Петрусём и Наталкой  предлагаем вам вернуться к началу нашей встречи   и ответить, на вопросы:

Вопрос 1 –ой команде:

- как такие разные  по вере, образу жизни,  традициям люди могли  существовать рядом друг с другом?

Вопрос 2 –ой команде:

-  в  чём заключается смысл высказывания:  «Земля отцов – моя земля!»?

Команде, давшей наиболее полный, развёрнутый ответ начисляется 3 балла, за дополнение ответа команды – соперницы начисляется 2 балла.

Подведение итогов (подсчёт баллов, заработанных командами в процессе выполнения творческих заданий).

Учитель.

Окончательные итоги конкурса предоставляется   подвести нашим гостям. Сейчас Наталка и Петрусь предлагают поднять подсвечники ребятам, у которых после выполнения конкурсных заданий   сохранились  все три флажка, символизирующие  триколор флага Краснодарского края. Давайте подсчитаем, в какой команде больше правильно выполненных заданий. Команда, в которой большее количество ребят правильно справилось с выполнением предложенных заданий, получает дополнительный балл.                                                              

 ( окончательное определение команды  – победительницы).

Слайд №14

Цитата  из народной мудрости

Учитель.

Прежде чем мы с вами завершим наше виртуальное путешествие по земле наших предков – казаков  и попрощаемся с дорогими  гостями – Наталкой и Петрусём, предлагаю вам усвоили одну простую народную истину:  без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет народа, как исторической общности в целом. Поэтому, чтите и оберегайте историческое прошлое родного края, преумножайте и сохраняйте   славные традиции для будущих поколений.

  1. САМОРЕФЛЕКСИЯ.

Учащимся предлагается (на выходе из класса)  оставить свой отзыв о классном часе в общей свече (большом подсвечнике), взяв с собой флажок малинового  цвета, если понравилось путешествие, синего цвета, если не понравилось,  зеленого -  если очень понравилось и хотелось бы еще больше узнать об историческом прошлом своих предков – казаков.

(возможен вариант САОРЕФЛЕКСИИ через заполнение таблицы в рабочем листе).

Слайд № 15

не

понравилось

хотелось  бы узнать ещё

больше

понравилось

   ? ? ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

"Земля отцов- моя земля!"

Внеклассное мероприятие, проведенное в 9 классе на Единый Всекубанский урок....

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

Классный час "Земля отцов-моя земля!"

Дорогие коллеги! 1 сентября, в День знаний, мы проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный 71-летию со дня образования Краснодарского края и 216-летию со дня освоения казаками кубанских...

классный час "Земля отцов-моя земля"

Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся  о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей....

Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".

Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»Задачи:          - привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.  ...