Классный час "Земля отцов-моя земля!"
классный час по краеведению по теме

Дорогие коллеги! 1 сентября, в День знаний, мы проводим урок гражданственности и патриотизма, посвященный 71-летию со дня образования Краснодарского края и 216-летию со дня освоения казаками кубанских земель. На этом уроке мы говорим о родине, о родной стороне, в которой мы живем; говорим о любимых уголках, о красоте природы, о тех местах, куда мы приходим или прриезжаем с грустью и волнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zemlya_otcov-moya_zemlya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Земля отцов  -моя земля
Цель урока: 1. Воспитывать преемственность поколений.
2. Познакомить с книжными изданиями.
3. Развивать интерес к истории малой родины.
Оборудование:  наглядные материалы, книжная выставка, мультимедийоное сопровождение.

Содержание  урока


1.Эпиграф к уроку:      Шумят, шумят желтеющие нивы
Красою сердце  веселя.
Родимый край мой,  
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
И.Варавва.


2. Вступительное слово учителя:  Дорогие ребята! Сегодня 1 сентября в День знаний мы проводим урок гражданственности и патриотизма посвящённый, 70-летию со дня образования Краснодарского края и 215-летию со дня освоения казаками кубанских земель. На нашем уроке мы поговорим с вами о Родине, о родной стороне, в которой мы живём; поговорим о любимых уголках, о красоте природы, о тех местах, куда вы приходите или приезжаете с грустью и волнением.
Вдаль бегут дороги, словно песня,
Дремлют горы, плещутся моря…
Нету слов дороже и чудесней,
Чем два слова: Родина моя!  
Кубань – это частица нашей великой Родины – России.  И не случайно наш сегодняшний классный час мы посвятим Кубани.  Ведь в августе мы праздновали 215 лет со времени заселения казаками Черноморья, а в сентябре будем отмечать 70 лет со дня образования Краснодарского края.

 3. Хроника событий «Казаки на Кубани переселялись». Слово учителя:   
На территории нашего края с древнейших времён проживали представители различных племён и народов. В какие-то периоды воцарялся мир, в какие-то, к сожалению, вспыхивали войны.
Шли века, менялись поколения, но неизменным оставалось желание людей сделать жизнь краше, передать потомкам накопленный опыт, знания, традиции. Итак:

  1. 1774 г. Петербург. Императрица Екатерина2.
  2. Условия мирного договора между Россией и Турцией.
  3. 1775 г. Русские войска заняли Запорожскую Сечь и положили конец её существованию.
  4. 1778 г. «Войско верных казаков», Кошевой атаман Сидор Белый.
  5. Взятие турецкой крепости.
  6. Поселение казаков между Бугом и Днестром. Притеснение местных помещиков.
  7. 1792 г. Екатерина2 особой грамотой пожаловала Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем.
  8. Казачья флотилия отправляется на Кубань к Таманскому полуострову.
  9. Кошевой атаман Чепега с командой 1063 человека в октябре 1792 года подошли к Ейскому укреплению. С наступлением тепла начали расселяться по Кубанской земле.
  10.  В Карасунском Куте в излучине реки Кубань основан войсковой град Екатеринодар. Казаки-черноморцы основали 40 куреней .

4. «Быть здесь городу…»:  После переселения черноморские казаки начали обживать кубанские земли. В Карасунском Куте в излучине реки Кубани был основан войсковой град Екатеринодар. Посреди крепости поставили Свято-Троицкую походную церковь, построили курени.  Казаки-черноморцы основали всего 40 куренных селений.
Тяжела была доля первых переселенцев, дел было много: и нести сторожевую службу, и выполнять тягловые повинности, насыпать крепостной вал, и пашню возделывать, и для своих семей строить жильё. При малочисленности казаков крепость Екатеринодар строилась очень медленно, без помощи инженеров и не отвечала всем тогдашним требованиям военных сооружений, но при этом имела внушительный вид и казалась закубанскому недругу действительно грозной силой.  В наше время крепость не сохранилась.
Конечно, казакам жилось очень трудно, но обустраивать свою жизнь было необходимо. И город рос… Появлялись новые улицы, строились школы, дома. В 1803 году в Екатеринодаре открылась первая школа казачьего войска.
Екатеринодар тех лет от поздней осени до поздней весны тонул в сплошной грязи. Проблемой было не только достать учебники или  тетрадку, но и благополучно добраться в распутицу до школы. Школяры в ближайшей луже мыли ноги, вытирали их лопухами-полотенцами, обувались и «в полном параде» являлись пред очи своих наставников.
Екатеринодар – город, который посещали А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.В.Маяковский.
Шли годы. Город развивался. Появилось электричество, побежали по улицам первые трамвайчики, начал круглосуточно действовать городской телефон. В июле 1872 года в Екатеринодаре открылась первая публичная библиотека, которая положила начало библиотеки имени А.С.Пушкина, насчитывающей в наши дни около 1,5 миллиона книг.
Появлялись и хорошели городские парки, рощи, аллеи, скверы. Екатеринодарцы любили свой город всегда и постоянно его благоустраивали. После революции город переименовали в Краснодар, но жители сохранили исторические места любимого города. Здания Дома офицеров, исторического музея, Медакадемии, военного училища, художественного музея – примеры градостроительства 19-нач. 20 веков, бережно охраняются, реставрируются. Красивы современные улицы города. Радуют глаз здания вузов, современных театров, жилых домов, скверы, парки. И я надеюсь, что мы с вами в скором будущем сможем посетить все эти прекрасные места  столицы нашей малой Родины.
5. Многонациональная Кубань:  Переселение на Кубань русского народа внесло изменение в быт, культуру, речь казаков. Появились смешанные семьи, где дети усваивали особенности разговора каждого из родителей. Со временем во многом благодаря школе русский язык стал вытеснять местный диалект, но ещё, преимущественно, старшее поколение говорит на местном диалекте.
В нашей станице встречается диалектное произношение, но очень в редких случаях, в основном представители старшего поколения, наши с вами бабушки и прабабушки, дедушки. В национальных семьях используется двуязычие, сохраняются традиции своего народа.

6. Игра «Как это по-русски?» Дорогие ребята, я хочу предложить вам небольшую игру «Как это по-русски?». Я буду называть слова на диалекте, а вам необходимо сказать то же самое, но только на русском литературном языке.
Або (или), ага (да), анизашо( ни за что), ошпарить(обдать кипятком), банить(купать), барахло (старая одежда),пытать (спрашивать),кочет (петух), нагадать (напомнить), лягай(ложись), тын (изгородь), багато (богато), вчора (вчера), нэхай (пускай), поганый (плохой), трохы (немного), нахылыться (наклониться, поздоровкаться (поздороваться), прытулыться (прислониться), робыть (работать), гукнуть (крикнуть), пхнуть (толкнуть), сховаться (спрятаться).
Подберите общеязыковые соответствия: У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки. (У страха глаза велики.) И нашим и ваши за рупь спяшем. (И нашим и вашим.) Гляди в оба, да не разбей лоба. (Гляди в оба.) Не подливай масла в огонь – и так горит. (Не подливай масла в огонь.) При царе Митрохе, когда людей было трохи.(При царе Горохе.) Вик живи – вик учись, а дураком умреш.(Век живи – век учись.) Було б сказано, а забуть можно.(Было бы сказано.)
7. Традиции казаков и современность.  Дорогие ребята, казак – это особая философия и образ мысли. Кто из вас знает казачьи поговорки?
- Казака в степи только пуля догонит.
-Не хвались, в поход собираючись, а хвались с похода едучи.
- Всяк свиснет, да не по-казацки.
- И шашка остра, да дух сильнее.
- Казака даже чёрт боится.
- Не всяк тот казак, что фуражку набекрень носит.
- Казак без коня, что сирота.
- Слава предков не стареет.
- Кровь казачья не водица.
Викторина: 1.
1. Назовите казачьи звания.
Загадки: 1. Крепка, звонка да отточена. Кого поцелует, тот и с ног долой.
(сабля)
2. Летит птица крылата, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт.
(стрела)
3. Мал мужичок – костяная ручка. (нож)
4. На чужой спине едет, на свой груз везёт. (седло)
5. Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник)
6. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается.
(подкова)
7. Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями,
Искать царю чести, а себе славы.
(казаки).
8. Заключительное слово учителя:  Итак, дорогие ребята, сегодня мы говорили с вами о нашей малой родине, об её истории, культуре  и традициях живущих на  благодатной кубанской земле, которая стала родным домом для людей разных национальностей. Наши предки всегда с честью выполняли задачу по охране государственной границы и вписали немало славных героических страниц в историю Государства Российского. Тяжелейшие годы ВОВ и героический опыт 4-го кубанского гвардейского кавалерийского казачьего корпуса, Краснодарской Пластунской и Таманской гвардейской дивизий  всегда останутся в нашей памяти. Это и оборона Новороссийска, боя за город Туапсе, «Голубая линия» под станицей Крымской.
Кубань сегодня – это развитый край, край тружеников и великих людей. Трудолюбие, отзывчивость и патриотизм –  качества,  пронесённые  нашими предками через века сегодня особенно важны. Вам, сегодняшнему  молодому поколению предоставлена историческая возможность создать новую современную Россию, новое общество, где царит стабильность и согласие между нациями и народами, где сохранятся самобытная культура, духовные ценности, оберегаются и приумножаются традиции. Вы – будущее Кубани, счастливая жизнь её во многом зависит от вас, от вашего трудолюбия.  Главный труд ваш – это учёба! Так пусть ваш труд даст хорошие всходы для дальнейшего процветания нашей малой родины

Мероприятие  по  теме

« Земля отцов- моя Земля.»

Провела классный руководитель

Хохлова Людмила Николаевна

г. Краснодар

2011 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

"Земля отцов- моя земля!"

Внеклассное мероприятие, проведенное в 9 классе на Единый Всекубанский урок....

разработка единого Всекубанского классного часа «Земля отцов – моя земля»

Цели:·         воспитывать любовь к Кубанской земле;·         развитие интереса к истории родного края;·...

классный час "Земля отцов-моя земля"

Цели:1.Воспитание любви к малой родине, гражданской позиции, патриотизма.2.Расширить знания учащихся  о Краснодарском крае.3.Привить чувство гордости за свой край и его жителей....

Конспект классного часа "Земля отцов-моя земля".

Данный материал содержит конспект классного часа "Земля отцов-моя земля"....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗЕМЛЯ ОТЦОВ – МОЯ ЗЕМЛЯ!»Задачи:          - привитие любви к малой Родине и сопричастности к родной истории.  ...