Урок по топонимике родного края
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Симан Ирина Викторовна

Конспект урока  по краеведению в 6 классе  включает в себя  выполнение практической  работы  по географическим названиям  Пластовского района  Челябинской  области.  Для учителей краеведения  Пластовского  района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_toponimike_rodnogo_kraya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект  учебного занятия по краеведению  в 6 классе

Тема  занятия     « Географические названия  нашего  района»

Цель учебного занятия:  Познакомить учащихся с  историей происхождения названий сел нашего района

Задачи: 1 Воспитание  у детей  любви и бережного  отношения  к  природе своего края,  его  уникальной  истории.

2.       Способствовать формированию работы с картой,  со справочными  материалами.

       3. Способствовать развитию географического мышления.                                    

После  изученной темы  должны знать:

-географическое положение района,  историю заселения района, даты образования населенных пунктов района.

Понятия:  топонимика,  достопримечательность

Уметь   находить на карте  населенные пункты

Литература     Р.  Хайрятдинов      «Краеведение»,  изд. Пласт, 2001  год.

Шувалова Н.И. « От Берлина до Парижа»,  Челябинск, 1989  год.

Средства    обучения  

Мультимедийный  проектор с экраном.

Атлас Челябинской области,  Тетрадь юного краеведа  Пластовского  района

Контурные карты  Пластовского   района.

Ход   учебного   занятия:

-«Удивительная земля Южный  Урал!    Она лежит  как летопись, позволяя  читать  себя  по  одним  названьям…»    Эти  слова, сказанные  М. Шагиняном,   очень  подходят  к нашему уроку!  

      - Добрый  день, юные путешественники-исследователи!  Сегодня мы с вами отправляемся в виртуальное путешествие по   родному  краю.   Разве может быть что-то интересней и увлекательней, чем   познание   своего  края, открытие   тайн, которые хранят  на протяжении столетий  наши села, города, реки, горы.  Давайте взглянем на карту Челябинской области  и  найдем  Пластовский район.  (  ) На контурных картах обозначьте районный город     (Пласт), с. Верхняя   Кабанка,  выделите район определенным  цветом.  С какими  районами   граничит наш район.

   Как можно добраться  из города Челябинска   в  наш район   ( по автомагистрали).    

     Многие из вас часто путешествовали  именно по этой дороге  из   г. Пласт в г. Челябинск.    Побывали мы с вами  в разных местах г. Челябинска .  Назовите  их.  ( Фото:   Краеведческий музей, цирк, ТЮЗ, театр драмы ,  Дворец спорта «Юность», зоопарк).

   Какие населенные пункты, реки  вы  проезжаете. ( Летягино, г. Южноуральск, с.  Кичигино, п.Нагорный,  с.Борисовка…)

    Задумывались ли вы когда- нибудь,   почему села и города носят  такие замечательные имена, что они означают?   Интересно и поучительно   проникнуть  в тайну  названий.  Как и откуда возникли  они?  Вопросы живые и  увлекательные, и сегодня  на уроке мы постараемся найти ответы.

Тема  урока    Географические  названия  нашего района

Работа  в группах  1.   Работая с книгой  «От Берлина до Парижа»  назовите   науку, которая изучает  географические названия.  Отразите  взаимосвязь  истории и географии.

Группа 2.   Разработать   «Маршрут  путешественника по Пластовскому  району»

Группа  3  Отметить   достопримечательности   нашего  района, которые  нужно  посетить.

Выступление группы 1.  Топонимика- наука,  которая  изучает географические названия

Выступление группы 2.  Маршрут  выбрали  следующий:  ( отмечают  по контурной карте  Пластовского  района)   автомагистральная  дорога с.Верхняя  Кабанка- с. Поляновка-с.Кочкарь-с.Демарино-с. Кумляк-с.Борисовка-с.Верхняя Санарка-с.Светлое-с. Степное-г. Пласт-Верхняя Кабанка.  

 Выступление группы    3.     Из    достопримечательностей  посоветовали бы посетить  в   . С. Степном  -школьный казачий  музей,  храмы  в   с.  Кочкарь,   с.  Верхняя    Санарка.  

На  протяжении  путешествия  вы будете  заполнять   визитную  карточку  села   (работа  с текстом)

Визитная карточка

Название

Его         происхождение

Дата  рождения

Достопримечательности

Верхняя

Кабанка

Поляновка

Кочкарь

Демарино

Кумляк

Борисовка

Верхняя Санарка

Светлое

Степное

Пласт  

Текст

Южный Урал  с Россией

        Конец    15 века  знаменуется с распадом Золотой Орды.   На землях сегодняшнего северного Казахстана  и лесостепной   части Челябинской  области образовалось  ханство  Младшего  Жуза. Юго- восточнее  этого  ханства  кочевали  воинственные  племена  Джунгарии.   Поскольку   хан  младшего Жуза   Абдулхаир  не  мог отразить собственными силами многочисленные и опустошительные  набеги  джунгарских  племен, он   был вынужден   обратиться за помощью к России. В 1731 году императрица Анна Иоановна подписала жалованную грамоту   о принятии  в  российское подданство Младшего Жуза.  Таким образом, с этого года земли  нашего района стали  официально   входить в состав Российской империи.  Однако  походы  киргиз- кайсацких  племен на первые поселения российских  переселенцев  на Южном Урале продолжались  еще без  малого сто лет.

        Так, в 1771 году академик П.С.Паллас во время  посещения  Санарского  редута ( село Верхняя Санарка) записал  в дневнике: « крепость Санарская    находится  на  тихой речке Санарке, протекающей инде  между каменистых, инде между болотистых берегов и имеющей  на себе небольшую мельницу. Сама крепость стоит на холмике  на правом берегу, жильев  до 50  и столько же военных казаков под   предводительством  сотника. Деревянная  ограда, часовня. Все подготовлено к обороне, недавно  было нападение киргизцев на Степную».

       Село Санарка как  редут  Санарский    впервые  упоминается  в 1762  году В. Даль   трактует  смысл слова «санарить» с  тюрского   как «охотиться  на  лыжах  на козлов».  И сегодня  на тюрском – « сана», « щана»  означает лыжи, сани- т.е. все, что катится по снегу.  

        Казачьи  поселения  Кочкарь, ЧУкса и Кукушка впервые в  документах  упоминается в 1736  году.  Название Кочкарь, возможно, произошло от тюрского Кошкор и переводится как « голова барана» от первопоселенцев- казаков Коельской ( Коелга) станицы Чуксиных и Кукушкиных  произошли названия сел Чукса и Кукушка.

        Казачий   поселок  Верхняя   Кабанка  в  документах  впервые  упоминается в 1779 году Поскольку в  среднем течении  речки   Кабанки  уже находился   поселок   Кабанский,  то новое  казачье поселение  названо Верхне –Кабанским.

         Старейшим селом на нашей территории является  Демарино. Первое упоминание датируется  1753 годом.   Здесь проживали крепостные крестьяне принадлежавшие князю Мещерскому. После подавления  Пугачевского восстания в 1776 году полковник   Отто   Христофорович  де Марин покупает ненадолго два сельца- Кабанское  и  Агафьино, которые  с 1868 года начинают   называться одним именем- по фамилии одного из прежних владельцев-  Демарино.

          Еще два крестьянских села- Старый и Новый  Кумляк  заселились в конце 18 века. Расшифровка названия   Кумляк  до  сегодня  остается спорной  и  еще   ждет  своего исследователя.

        В первой половине 19 века продолжается интенсивный рост населения  нашего района, который происходил в  основном за счет переселения крестьян  из центральных российских  губерний. Так , в 1826 году переселенцы Курской губернии, во главе которых  были Поляновы и Захаровы, образовали на противоположных берегах речки Кабанки поселения, которые и были названы Поляновка и Захаровка.  В настоящее время эти поселения имеют общее название Поляновка.

               В 1828 году  переселенцы из Курской, Орловской и Тамбовской губерний, во главе которых был поверенный Борис Денисов, основывают   село   Борисовка.  В этом же  1828 году Курской губернии переселенцы во главе  с Михаилом Андреевичем заложили еще одно поселение- Михайловка.

Как видно, большинство сел получили свои   имена  от первопоселенцев.

Р.  Хайрятдинов      «Краеведение»,  изд. Пласт, 2001  год.

Вопросы к тексту:

-Какие названия сел встретились  в тексте,  но не были занесены   в наш маршрут?

-Какие исторические события  связаны с нашим районом?

-  Назовите самое старейшее село нашего района.

        Д.З.       Историю  происхождения  названий  сел,  которые  не упоминаются   в  тексте,  а также рек, протекающих на территории нашего района найти в   книге Шувалова Н.И. « От Берлина до Парижа»,  Челябинск, 1989  год.

Учащиеся представляют результаты труда.

-Что такое достопримечательность?  ( ответы)  Визитная карточка была бы не полной, если бы мы не сказали о достопримечательностях  нашего края.

Сообщения учащихся  сопровождаются слайдами:   храмы  района,  знаменитые  люди района, краеведческий музей в бывшем  доме Балласа,  Демаринский бор,  Санарский  бор.

-Сделайте вывод   о  достопримечательностях  нашего   района

      (Храмы были разрушены, но в настоящее время  восстановлен  храм в Кочкаре, построен  в селе Верхняя Санарка,  В настоящее время   восстанавливается   в Демарино.  Особого внимания заслуживают  памятники природы,  особенно  в   охране.  Это не только задача  государства, но и каждого   из жителей   района)  

      Инструктаж  по  выполнению  домашнего задания- заполнить  до конца  визитную  карточку  по  маршруту  путешественника.

Спасибо  за приятное путешествие, наш урок  подошел к концу и я попрошу вас выразить свое мнение

Рефлексия:  продолжите фразу:  -Мне было на уроке интересно, потому что…

-Для меня  главным стало…..

- Сегодня  я понял, что…

-главным открытием для  меня……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Топонимика родного края"

Предлагаемый курс посвящен одному из разделов лексикологии - топонимике. Топонимы могут рассказать нам много интересного из жизни наших предков. Интересна народная этимология, в ней проявляются творче...

Урок по топонимике родного края

Конспект урока  по краеведению в 6 классе  включает в себя  выполнение практической  работы  по географическим названиям  Пластовского района  Челябинской  обла...

Конспект урока Географические названия родного края.

Урок проводится с целью изучения географии своего субъекта федерации. Урок дает сведения о возникновении названий географических объектов на территории Переволоцкого района Оренбургской области. Более...

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"

Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

2 КЛ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ РОДНОГО КРАЯ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ ЯРЧЕ РАСКРЫТЬ ТЕМУ УРОКА. В НЕЙ СОДЕРЖАТСЯ ЗВУКОВЫЕ ФАЙЛЫ...

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».

Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....