Что такое религиозная культура
методическая разработка по краеведению (8 класс) по теме

Предлагаю конспект первого урока  в 8 или 9 классе (в разных школах по-разному начинают изучать "Духовное краеведение Подмосковья"). В презентацию нужно  включить фото храмов и монастырей, расположенных в Вашем районе (области). Обязательно использую музыку (колокольный звон, духовные песнопения, в исполнении С.Копыловой).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Духовное краеведение Подмосковья

Тема:  Часть 1.О предмете «Духовное краеведение Подмосковья» (История и культура религии (Православие).  

Урок 1. «Что такое «религиозная культура»?

              (Первый ознакомительный  урок по предмету)

Класс 8, 9

Подготовила  Киселева Н.И., МОУ Дубровицкой  СОШ Подольского района, Московской области

2011 год

Цель: познакомить учащихся с основными понятиями предмета.

           Задачи урока:

  1. способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о  вечных ценностях;
  2. дать учащимся представление о духовном  мире  человека,  достойном подражания;
  3. расширить знания о духовном наследии Подольского района;
  4. познакомить с произведениями литературы, музыкальными произведениями, проникнутыми духом Православия;
  5. воспитание души ребенка через святыни Родины.

Основные понятия: Краеведение. Подмосковье. Духовность. Культура. Добро и зло. Вера в Бога. Любовь к ближним.Любовь к Отечеству. Этические нормы. Ценности жизни. Культурный человек. Историческая память. Православное христианство. Религия.Богословие. Религиозная культура. Духовная культура. Духовное краеведение Подмосковья.

Оборудование:

  1.  Мультимедийный проектор для демонстрации презентации по теме.
  2. УМК Л.Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», иллюстрации учебника №№ 1-9.
  3. Музыкальное сопровождение: колокольный звон, песни Л.Копыловой, Ж.Бичевской .

Подготовительная работа: создание мультимедийной  презентации;

                                                   подбор музыкального сопровождения;

                      подготовка раздаточного материала  «Цитаты из Библии».

План проведения  урока.

1.Вступительное слово учителя, обращение к детям, приглашение совершить заочное путешествие по земле Подмосковья.

2.Объяснение нового материала. Работа с понятиями.

3. Закрепление материала.

4. Подведение итогов и домашнее задание.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя, обращение к детям, приглашение совершить заочное путешествие по святой  земле Подмосковья.

От «Духовного краеведения» -  к  гармонии в душе.

Слайды  1-2

                Ребята, в этом году вы начинаете изучать новый предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Я очень надеюсь, что вы, как и ваши старшие товарищи, очень скоро поймете, что это  не просто интересный предмет, который объединяет историю, литературу, музыку, живопись, богословие,    но и очень нужный.  Это один из немногих учебных предметов, в основе которого лежит не столько получение определенной суммы знаний по истории  христианской православной культуры, сколько  развитие души, формирование человеческих и патриотических чувств на примерах славного духовного наследия наших предков.

Вот некоторые высказывания ребят:

 Уроки «Духовного краеведения» помогли мне  поверить в бога, я стал лучше разбираться в душевном состоянии людей и после каждого урока обретаю душевное спокойствие и благополучие.

Уроки «Духовного краеведения» помогли мне узнать о боге больше, чем я знал раньше, о храмах Подмосковья, о святых, их поступках, о притчах, о служении церкви и о своем внутреннем мире;

Узнал много нового, я даже не предполагал, что то, о чем мы говорим на уроках, поможет мне в жизни. Я избежал множества ошибок  благодаря беседам и фильмам, которые мы смотрели на уроках.

Я стал духовно богат, добрее ко всему, узнал об истории  русской православной культуры.

Я много узнал о нашем родном крае, смог полюбить этот предмет: мы смотрели фильмы, учили стихи, читали притчи и даже успели побывать в Троице-Сергиевой Лавре. Я хотел бы, чтобы и в следующем году был такой замечательный предмет, и мы бы смогли посмотреть на другие храмы.

Я обогатил свою душу духовными знаниями, изменил свой образ жизни, посмотрел на мир по-другому и очень сильно изменился, пересмотрел свои взгляды на мир, религию и другие вещи.

Эти уроки учат добру и милосердию. Хотелось бы, чтобы в следующем году эти уроки продолжались.

Эти уроки мне помогли лучше понять то, на чем держится христианская религия, что есть добро и зло. Это скорее не уроки, а разговор с учителем.

Меня, взрослого человека, этот предмет тоже сделал духовно богаче, чище. Я люблю то, что преподаю вам. Надеюсь на то, что моя любовь к предмету и к вам, вера в Бога и в вас, надежда на взаимопонимание и сотрудничество помогут нам стать еще лучше. Приглашаю вас в увлекательное путешествие в прошлое, чтобы наше настоящее и будущее было счастливым.

2.Объяснение нового материала.

Слайды 3-6

Мы сегодня познакомимся с многими новыми для вас понятиями и терминами. Это будет первой ступенькой на нашей лестнице познания и подъема вверх над собой сегодняшним.

Краеведение – это знание о крае (стране, городе, поселке) .

Объектом изучения духовного краеведения является история  христианской  православной культуры.

Историческая память - это  сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Религиозная культура - это традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства. 

Религия – это « благочестие, набожность, святыня» - это вера в Бога и почитание его человеком.

Богословие – это теология или учение о Боге .

 Как вы думаете о ком идет речь, каким словом можно охарактеризовать человека, обладающего следующими качествами:  он любит свое Отечество, почитает память своих предков, сохраняет святыни родной земли, проявляет добрую заботу о всех людях, как о своих ближних, делает все, чтобы сохранить этот прекрасный мир. Конечно же, это  культурный человек.

Много или мало таких людей вокруг нас? Но я убеждена в одном:уроки «Духовного краеведения» способствуют тому, чтобы их было больше.

Вот сегодня мы и постараемся это доказать.

 Человек, страна живут в трех измерениях: прошлое, настоящее и будущее. Именно поэтому мы сегодня будем говорить об уроках прошлого, о фактах настоящего и загадках будущего. Хватит ли у нас мудрости извлечь уроки из прошлого?

В истории христианства были разные периоды. Как вы думаете о каком времени идет речь?

А) Начались гонения на православие. Грабили и уничтожали храмы, вместо церквей открывались клубы, зерносклады, а священнослужители отправлялись на каторги и ссылки, или даже расстреливались. Произошла подмена жизненных ценностей: вместо духовного – материальное благополучие. (1917 год) .

Б) На рубеже  этих веков человечество снова возвращается к вере. Однако, в этом  веке страшно то, что человек перестает узнавать  самых близких людей: соседа, брата, а порой и своих детей и родителей.

                                                                (на рубеже 20 и 21веков)

А какие факты настоящего мы с сожалением констатируем? Низкий уровень культуры.

Проблемный вопрос: Что можно противопоставить этому? -  Только возвращение к своим истокам как святому  целительному источнику. Как научить вас, наших детей,  выстоять в таких непростых условиях? Как научить найти источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, как отличить добро от зла? Христианин все это находит в духовном религиозном мировоззрении, в данных Богом нормах и правилах, которые называются заповедями. А главная книга для него – «Библия».

Мы с вами счастливые люди, потому что мы на уроках «Духовного краеведения» прикоснемся к высокому духовному началу православия, как одной из мировых религий.

Уроки «Духовного краеведения» помогут нам разгадать и загадки будущего. Потому, что мы с вами узнаем, что человек приходит на эту землю для свершения добрых дел,  для познания самого высшего смысла христианской веры: после суда божьего по делам нашим земным возможно воскрешение из мертвых.

А великие русские поэты помогут нам найти ответ на главный вопрос:

 В чем смысл жизни человека? 

Послушайте стихотворение А.С Пушкина «Дар напрасный…» и ответ  ему митрополита Филарета.

  Слайд 24

                                    Александр Пушкин

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?...

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

 Митрополит Филарет:

Не напрасно, не случайно

Жизнь судьбою мне дана;

Не без правды ею тайно

На тоску осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из тайных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною,

Просияй сквозь сумрак дум,

И созиждутся Тобою

Сердце чисто, светел ум.

Проблемный вопрос: Что помогает человеку найти смысл жизни, во имя чего человек способен возвысить свои добрые качества? – Вера в Бога, жизнь с Богом, служение Богу, Отечеству, людям, своей семье.

Слайды 7-9 

Разговор о семье. О  Дне семьи, любви и верности, о Благоверных  князьях  Петре и Февронии Муромских .

Семья для христианина тоже храм, только меньший.

«Неразлучные»  учат нас беречь свою любовь, а преподобный Иосиф Волоцкой учит жить так, чтобы нам было хорошо там, где мы есть, а главное, чтобы с нами было хорошо другим.

Слайды 10-23   

 Мы с вами живем, работаем, учимся, творим  в Подольском районе. Совершим заочное путешествие по православным святым местам  Подолья.

 Поговорим о храмах, об иконах и о святых, в честь которых названы храмы.

Слайд 25.

 А теперь мне хотелось бы поговорить с вами о главной книге христиан.

Проблемный вопрос: Какие  христианские добродетели  проповедует Библия? Давайте откроем эту великую книгу.

Цитаты из Ветхого Завета.

Доброе имя лучше большого богатства, а добрая слава лучше серебра и золота.            

Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Начало всякого  дела  - размышление, а прежде всего действия – совет.

Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, чужой, а не язык твой.

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.                  

Не будь скор языком твоим;  ленив и нерадив в делах твоих…  Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании.

Не обращай алчных взоров на достояние ближнего твоего. Почитай отца твоего и мать твою.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не скоро совершается суд над худыми делами: от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.

3.Закрепление изученного материала

Ребята, откройте учебник на стр.10. Выполним задание №4.

   Кто не хочет, чтобы его окружали именно такие люди? Какая бы замечательная жизнь была у нас, если бы все жили по христианским заповедям.

Буква Л славянского алфавита обозначает целое слово «люди», а буква М – «мыслете». Так будем же мыслить, размышлять,  а главное принимать в свою душу  эту вековую мудрость.

Христианская религия на примерах жизни своих преданных служителей, монахов учит нас жить для людей.

 Сергий Радонежский оставил такое  завещание своим ученикам: «нужно иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, единомыслие друг к другу хранить»

 Слайды  26- 28.  Послушайте, пожалуйста,  песню  «Родник» в исполнении Жанны Бичевской.  Подумайте, поразмышляйте над ее словами, полюбуйтесь великолепными святыми источниками и храмами . Это наше наследие, наше духовное и культурное богатство, которое нам завещано сохранить.

Слайд 29.  Я желаю всем вам найти свою дорогу к своему храму и обязательно зажечь в чьем-то сердце огонек. Возможность  зажечь свечу есть у каждого. Учитель – в душе  ученика, врач – в душе  пациента, строитель – в душе  благодарного жильца построенного им дома, художник и музыкант – в душах своих поклонников. Представьте себе,  как будет много света и душевного тепла.  

4.Подведение итогов урока: Вы услышали сегодня много нового, но еще больше вам предстоит узнать в этом году.    Мыслите,  думайте, рассуждайте! И тогда вам будет интересно на уроках.

Задание на дом: Работа над расширяющим информационным блоком «Наше наследие» стр.10; задание 5 стр.11                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое религиозная культура (урок)

Все о религиозной культуре к уроку...

Презентация к уроку "Что такое религиозная культура"

Нужно добавить местный краеведческий материал и музыку....

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»).                         ...