Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
методическая разработка по краеведению (10 класс) по теме

В основе урока лежит  системно-деятельностный подход. Информация   усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: технология "Развитие критического мышления через чтение и писльмо", технология коллективной мыслительной деятельности(КМД), информационно-коммуникативная технология..

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sholohov.ppt2.39 МБ
Microsoft Office document icon plan_uroka_sholohov.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель истории, обществознания, кубановедения Капинос Татьяна Петровна (МАОУ СОШ № 17)

Слайд 2

ЛЕТО - годы, прожитые человеком или народом, его жизнь ЛЕТОПИСЬ – описание событий жизни народа или страны по годам. Летописец – тот, кто описывает жизнь народа и страны.

Слайд 4

(1903 – 1984 гг.), академик АН СССР(1939), дважды герой Социалистического труда (1967, 1980), член КПСС (1932), член ЦК КПСС (1961), лауреат Нобелевской премии, присуждаемой за особые заслуги в науке и литературе (1965).

Слайд 6

«Нахалёнок», «Донские рассказы», «Тихий Дон» - Нобелевская премия «Поднятая целина» - Ленинская премия, «Они сражались за Родину», «Судьба человека».

Слайд 7

Знаменский боготворил Шолохова, ему были до боли близки и понятны те герои, которых создал Шолохов

Слайд 8

«…Как опытный мастер слова, М.Шолохов переосмыслил, художественно обобщил, подчинив своему замыслу отдельные черты богатой фактами биографии казака… и создал неповторимый и яркий литературный образ. Один из любимых героев писателя – дед Щукарь – раскрывается во всем своем жизнелюбии… Творческое воображение писателя и черты реальной личности вместе создают тип героя. … Это собирательные, вымышленные образы, однако мы не сомневаемся в их реальном существовании. Создавая образы своих героев, Михаил Шолохов видел в них и других современников. На родине писателя (ст.Вёшинская Ростовской области) встречались старики-шутники, называвшие себя Щукарями, а узнавали они себя, когда читали роман («Поднятая целина»).

Слайд 9

ОБОБЩИЛ ЧЕРТЫ РЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕАЛЬНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ УЗНАВАЛИ СЕБЯ КАЗАКИ

Слайд 10

«Тихий Дон»: Судьба и правда великого романа

Слайд 11

Возник слух о некоем белом офицере , который теоретически подобный роман написать как раз мог . Слух этот родился не из фактов, но — из сомнений, из необъяснимости возникновения такого феноменального явления, как «Тихий Дон». Этот феномен был не чем иным, как явлением гения . А гений, как известно, вещь плохо понимаемая и трудно объяснимая. Белого офицера, якобы написавшего первые две книги «Тихого Дона», не обнаружилось. Была создана писательская комиссия во главе с А. С. Серафимовичем. Изучив представленные Шолоховым материалы и рукописи, комиссия пришла к выводу, обнародованному в «Письме в редакцию» в газете «Правда»: автором «Тихого Дона» является М. А. Шолохов. Вывод комиссии был основан на скрупулезном анализе рукописи первых двух книг «Тихого Дона». Но после этого вышли в свет третья и четвертая книги, центральные для романа, содержащие в себе кульминацию и развязку, художественно наиболее мощные. Появление третьей и четвертой книг «Тихого Дона» было самым аргументированным ответом противникам Шолохова, погасившим слухи и сплетни

Слайд 12

Величайшими произведениями Шолохова являются… В них он отразил (показал)… Мировое признание гения Шолохова выразилось в… Однако не все поверили в то, что…

Слайд 13

казачество

Слайд 14

13 сентября 2012 года – 75-летие образования Краснодарского края

Слайд 16

Мини-сайт учителя http :// nsportal.ru / kapinos-tatyana-petrovna



Предварительный просмотр:

План урока кубановедения по теме

«Летописец судеб народных М.А.Шолохов»

Цель урока:

1.Обучающая - показать роль М.А.Шолохова в формировании представлений советской общественности о быте, культуре, нравственных ценностях и жизненных установках казачества.

2.Развивающая – развивать у учащихся исследовательские способности, умения и навыки сравнения, анализа, умения доказывать свою точку зрения

3.Воспитательная – воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к проявлениям свободы личности.

Основные понятия: казачество как феномен, нравственные ориентиры, диалектизмы

План урока:

  1. Казачество в русской истории и произведениях русских писателей
  2. Казачество в произведениях М.А.Шолохова

- долг перед Отечеством;

- роль семьи в жизни казака;

- нравственные ценности;

- использование диалектных слов.

3. Кубанские авторы о творчестве М.А.Шолохова

        -Анатолий Знаменский - почитатель творчества Шолохова;

        -споры об авторстве  «Тихого Дона»

ХОД УРОКА

Этап урока, слово учителя

Формы и методы

Время, мин.,слайд

I

Оргмомент

0,5

Слайд 1

1.В преддверии празднования 75-летия Краснодарского края мы обращаемся к теме казачества в  произведениях писателей ХХ века. Какие писатели за последние два века в своем творчестве отразили особенности быта, нравы казаков?

- Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий»

- Л.Н.Толстой «Казаки» (произведение написано после 1,5 –летнего пребывания на Кавказе в среде терских/гривенских казаков)

- М.А.Шолохов  «Донские рассказы», «Тихий  Дон»,  «Поднятая целина»

Какая часть казачьего сообщества отражена в их произведениях?

- Гоголь Н.В. – Запорожские казаки,

- Толстой Л.Н. – Гривенские казаки,

Шолохов М.А.-  Донские казаки

 В начале ХХ века в Российской империи было 11 казачьих войск:

-Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Забайкальское. Сибирское, Амурское, Семиреченское, Уссурийское, Астраханское.

Какие из перечисленных черт свойственны казачеству в целом?

Независимость, своеобразная замкнутость, свободолюбие, трудолюбие, дисциплинированность,  почитание старших, невежество, жестокость, удаль.

В 20-е годы писатели приносили  материал о казаках из разных концов страны:

Серафимович открыл Кубань, Иванов – Сибирь, Фадеев – Дальний Восток, Сейфуллина – Урал,  Фурманов – Семиречье, Шолохов открыл Дон

«Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал»

2.Шолохов стремится показать казачество как целый мир, живущий общечеловеческими радостями и печалями. Показывая жизнь казаков в кризисные для России переломные годы Первой мировой войны, революций 1917 года и Гражданской войны Шолохов подчеркнул внутреннее богатство и сложность простого человека. А за историческими судьбами отдельных людей показал судьбу народа России.

Работа с литературным источником:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока кубановедения в 10 классе "Меотские племена и кочевники на Кубани"

Одним из важных элементов  данного урока являются анализ научных источников, работа учащихся с картой и извлечение материала из схем и иллюстраций. Схемы,  которые указаны в плане урока,...

Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."

В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет  включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...

Урок кубановедения "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"

Тема урока «Летописец судеб народных М.А.Шолохов» рассматривалась согласно Примерным программам преподавания кубановедения на базовом уровня в рамках раздела «Литература Кубани». ...

Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room" 4 класс

Презентация к плану уроку по английскому языку по теме "My room"  4 класс...

Соли . Презентация и план урока , 8 класс

К учебнику О.С.Габриеляна. Отражает классификацию и свойства солей....

Презентации и планы уроков обж 8 класс

Презентации и планы уроков ОБЖ 8 класс...

Презентации и планы уроков обж 10 класс

Презентации и планы уроков обж 10 класс...