Правда жизни в рассказе А. Бадмаева "Голубоглазая каторжанка"
статья (краеведение) по теме

Квачева Галина Ивановна

Литературоведческий анализ рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_rasskaze_a.docx16.48 КБ

Предварительный просмотр:

В рассказе А.Б. Бадмаева «Голубоглазая каторжанка» открывается новая грань писательского таланта, ставшая явной не вместо, а вместе с его искусством правдиво показывать реальную действительность трудного времени. Для меня, прежде всего, необычайно ценно и дорого то, что в рассказе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема долга, проблема предопределения и свободы.

Главной героине Бадмаева необходимо решение всех этих проблем с единственной целью, чтобы глубже понять смысл жизни. Ведь постижение истины позволяет приблизиться ко многим тайнам бытия, а значит, и к смыслу жизни.

«Калмыцкое село Хулхута ничем не отличается от других сел, разбросанных по обширной Сарпинской низменности»,- так начинает А.Б. Бадмаев свой рассказ. Нескольких предложений достаточно, чтобы читатель ощутил себя непосредственным свидетелем происходящего, увидел это село и его обитателей. Писатель обращается к обычным, на первый взгляд, типам человеческих характеров, чтобы через их переживания рассказать трагедию целого народа-   насильственное выселение калмыков за пределы республики. В то время, когда тысячи калмыцких воинов, не щадя своей жизни, мужественно сражались на различных фронтах с фашизмом и приближали своими ратными делами великий день Победы, их отцов и матерей, жен и детей согнали под дулами автоматов и винтовок с родных мест, погрузили как скот, в тысячи «телячьих» вагонов и повезли под охраной, как преступников, на восток. Десятки железнодорожных эшелонов с калмыками медленно потянулись в Сибирь, оставляя в пути сотни, тысячи трупов, в основном стариков и детей.

Повествование ведется от лица главной героини - Аллы Викторовны, живущей в этом селе с двумя детьми, свекром и свекровью.

Первая любовь, разочарование, встреча с Цереном, будущим мужем, педагогический техникум, замужество, высылка в Сибирь…Все это выпало на долю героини -   робкой молоденькой девушки в начале рассказа и зрелой, готовой к борьбе женщины- в конце. Перед нами ее воспоминания, похожие на подведение итогов жизни.

Весь рассказ по объему хотя и мал, но состоит из трех частей. В первой части, которая называется «Становление», автор использует прием обрамления, то есть рассказ в рассказе. В описание событий действительности автор умело вводит события прошлых лет, о которых главная героиня вспоминает как о самых счастливых днях своей жизни. «Хотя и прошло уже четырнадцать лет с тех пор, Алла с радостью вспоминала сегодня те счастливые дни». А дни, действительно, были счастливые! А.Бадмаев умеет живо, образно подать сложные переплетения человеческих взаимоотношений. Можно спорить с автором, насколько правдоподобна история любви «нацмена» Церена и русской девушки Аллы. Судьба героев здесь показана в многообразных жизненных ситуациях. «Кто мог подумать, что та случайная встреча на рынке станет такой счастливой».

Война вошла в жизнь русских и калмыцких семей жарким летом 1941 года. Ушел на фронт и Церен. Герои, предчувствуя беду, но, не осознавая ее истинного масштаба, еще живут в мирном режиме.

Если первая часть играла роль вступления, то вторая, названная автором «Пришла беда-   отворяй ворота», является кульминацией. То, что писатель- калмык в своем рассказе употребил русскую поговорку, еще раз доказывает нам, читателям, насколько судьба русского народа тесно переплелась с судьбой калмыцкого. Нет чужой беды-  есть беда общая, которую можно устранить только вместе. А несчастье, которое обрушилось на калмыцкий народ в тот суровый декабрь сорок третьего года, было чудовищно. «Если вы русская, мы вас не тронем, мы ищем только калмыков»,- сказал совсем молодой парень. У Аллы Викторовны была возможность избежать Сибири. Но она не бросает стариков, которые нуждались в ее помощи, которые были не просто родителями Церена, но и ее тоже. Русская женщина разделяет участь калмыков. «Это был невероятно тяжелый путь для всех, но Алле Викторовне было трудней, чем многим.

На ее плечах двое детей и двое беспомощных стариков». Изнуренные долгим и трудным путем, болезнями, голодом и холодом, люди пришли в отчаяние. «Страх, сидящий в каждом, вырвался из них, как вода, прорвавшая плотину в половодье, отметая на своем пути разум и здоровый рассудок». И тут на середину вагона вышла Алла Викторовна, которая на «чистеньком» калмыцком языке обратилась к изгнанникам с ободряющими словами, которые «вошли в сердце каждого из них». Многие в вагоне знали Аллу, знали ее историю, но то, что эта миловидная молодая женщина владеет калмыцким языком так изящно, никто не думал, поэтому ее обращение к ним сначала ошеломило их. С тех пор Алла Викторовна стала как бы старостой вагона. Образ главной героини здесь является символом веры для калмыцкого народа, олицетворяя лучшие черты русского характера: широту души, внутреннее благородство, человечность.

И вот Сибирь.

Ценно в рассказе писателя то, что правдиво, без лишних украшательств передана жизнь алтайского села. Все время чувствуешь связь этой деревни со своей страной, так как события, отраженные в рассказе были типичные для того времени.

Новые испытания легли на хрупкие плечи женщины. Она сортировала семена, крутила веялку, работала на прополке свеклы. Смогла, выжила, дождалась победного сорок пятого! «Трудности, лишения, унижения, вынесенные за эти годы, она будто бы стряхнула и стала легкой и счастливой.

Странно, автор в этом рассказе не дает пышного описания природы. Может быть, герои в то трудное время не смогли заметить ее красоты? А может быть, величие природы чужого края не тронуло их души? Правда, по возвращении Церена с фронта, Бадмаев ведет своих героев за село, в поле, засеянное озимой рожью. До самого горизонта раскинулось широкое, уже зазеленевшее поле! Именно здесь Алла рассказывает мужу о перенесенных страданиях. «А вот поле, земля помнит все. Она не только наша кормилица, но и хранительница наших бед, страданий и счастья. Вот и я пришла к ней со своей радостью». И еще. Тоскуя по Калмыкии, Алла вспоминает ее привольные степи. «А как хочется в Калмыкию!- сказала она невзначай. Этим сильно задела Церена, который часто скучал по Родине, по Калмыкии». Природа помогает глубже почувствовать драму человеческих сердец.

Третья часть рассказа называется «Размышление у площади Свободы» и является логическим концом сюжета, идеи, замысла рассказа в общем. Само название парадоксально. «Ссылка», «изгнание» и «свобода»- слова, которые никак не могут стоять рядом. По иронии судьбы, здесь, на площади Свободы, размещалась спецкомендатура, куда Аллу Викторовну привели, чтобы предложить ее второй раз отречься от родства с калмыками. А героиня? Поведение и борьба Аллы за справедливость и честность подтверждают ее исключительную принципиальность, умение не подчиняться обстоятельствам, а противостоять им, добиваться желанной цели. «У меня есть фамилия на паспорте, которую я нашу уже двадцать лет!- сказала Алла». В последнем эпизоде рассказа, где говорится о препонах, которые встретила Алла, собираясь на похороны матери, она предстает перед нами зрелой женщиной, которая ради справедливости готова на все! «Я и так каторжанка!- почти закричала она, захлебнулась от слез и выбежала на площадь Свободы…»

Сюжет, может быть, кому- то покажется незатейливым, но несмотря на это, читая рассказ, не ощущаешь его простоты- ведь обилие бытовой лексики А.Бадмаев компенсирует описаниями, сравнениями, поистине превращающими текст в настоящее художественное произведение. Его приемы разнообразны. Он использует размышления действующих лиц, внутренние монологи и диалоги, воспоминания, мечты.

И в заключении я бы хотела выразить свое восхищение калмыцким народом! Выстояли, не сломались, а главное-  не ожесточились, не озлобились!

Тема, которая затронута Бадмаевым в рассказе «Голубоглазая каторжанка», будет актуальна всегда. Дружба калмыцкого и русского народов, ее крепость никогда не должна подвергнуться сомнениям! В этом наша сила. Наше будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе по творчеству Н.В. Гоголя « О правде жизни написал он»

 Тема: «О правде жизни написал он»(Урок, посвященный Н.В.Гоголю в 8 классе) Цель: Прививать учащимся любовь к творчеству Н.В.ГоголяЗадачи:1.Познакоми...

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

«Правда жизни в картинах Павла Андреевича Федотова»

Павел  Андреевич  Федотов  прожил  короткую  жизнь,  всего  37  лет, из  которых  лишь  восемь  полностью  посвящены  творчеству,...

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Исследовательская работа "Правда жизни и правда вымысла в сказках Юрия Литвинова".

Данная работа основана на  творчестве Ю. Литвинова. Цель работы -  изучение восприятия единства правды жизни и правды вымысла героями произведений Ю. Литвинова как единственного способ...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

Тема: Правда жизни. Руководитель: Грачева Октябрина Анатольевна, учитель истории

Среди экспонатов школьного музея мы увидели книги небольшого формата с рисунками на обложке. Эти  книги - Сергея  Терентьевича Семенова, нашего земляка – писателя.В 2018 году исполняет...