Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории
статья по краеведению (10 класс) по теме

В статье содержатся практические рекомендации по организации изучения топонимов родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕРЕБРЕННИКОВА Т. В., учитель истории, руководитель музея МБОУ СОШ №185 г, Ленинского района,  Н. Новгорода

Топонимическая лаборатория как форма внеклассной работы по истории

В 2005 г. в музее школы №185 «Память сердца» началась работа по изучению истории возникновения географических названий Ленинского района г. Нижнего Новгорода. Почему была выбрана именно эта тема? Публикация материалов топонимии, интерпретация названий в Нижегородском крае насчитывает более чем вековую историю. Но, если мы обратимся к Нижегородскому топонимическому словарю, то обнаружим сведения только о 7 топонимах Ленинского района. Топонимы Ленинского района – недостаточно изученная сфера, позволяющая организовать творческую поисково-исследовательскую деятельность школьников, вовлечь их в активных познавательный процесс, с использованием информационных технологий.

На 1-м организационном этапе на базе школьного музея была открыта топонимическая лаборатория. Ребята разбились на 5 поисковых групп по объектам исследования:

1-я группа собирала и изучала топонимы, носящие имена выдающихся деятелей прошлого;

2-я группа – названия, связанные с хозяйственной деятельностью людей;

3-я группа – мемориально-идеологические названия;

4-я группа – названия, связанные с природно-климатическими особенностями района;

5-я группа занималась изучением и сбором информации о «народных топонимах», т.е. названиях, не имеющих официального статуса.

Участники исследования были снабжены памятками «Что нужно знать о топониме»:

1. Характер объекта (гидроним, ойконим, дидроним и т. п.)

2. Статус названия объекта: официальное название, неофициальное название, старое (вышедшее из употребления) название.

3. Местонахождение объекта.

4. Происхождение объекта.

5. Источники сведений о топониме.

2-й этап – поисковая деятельность

Ребята работали с разнообразной литературой, интернет-ресурсами, изучали карты района, записывали воспоминания старожилов, собирали старые фотографии, делали новые снимки, совершали пешие прогулки по улицам, посещали музеи района. Регулярно проводились консультации. Вот темы некоторых из них: «Организация работы поисковой группы», «Как работать с картой, схемой, планом местности», «Как работать с историческим источником», Во время консультации «Социальные сервисы сети интернет» ребята получили навыки работы с картами Google, веб-альбомами Picasa и Panoramio.

Ребятам было рекомендовано проверять сведения, содержащиеся в источниках, сопоставлять имеющиеся данные. Например, беседуя со старожилами, ребята узнали, что улица Замковая своё название получила по одному из видов продукции расположенного рядом завода «Красная Этна». Но сотрудники музея завода заявили, что на «Красной Этне» не выпускали замки. Работая с картой района 1920-30-х гг. школьники заметили, что в то время улица Замковая была тупиком. А по сложившейся традиции именно такие улицы обычно называли «замками».

Учащиеся не только изучали сведения о топонимах, но и собирали фотографии улиц района, сделанные в 1950-1990-ее гг. Все собранные фотографии были перенесены на цифровые носители и размещены в веб-альбоме Picasa, а также на сайте «Letopisi.ru» на странице виртуального музея истории Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

Поисковые группы обменивались опытом, отчитывались о проделанной работе. В качестве примера приведу фрагмент отчёта поисковой группы:

«…Одно из старейших поселений на территории Ленинского района – деревня Борзовка. 1-е документальное свидетельство о деревне Борзовке содержится в Писцовой книге 1621 г. Почему деревня так называлась? По одной из версий сюда приезжали «борзовать», т.е. дрессировать охотничьих собак. Но поскольку псовая охота получила распространение в России лишь в 18 веке, а название деревни упоминается в Писцовой книге 1621 г., то истинность данного толкования представляется сомнительной. По другой версии, название деревни связано с протекающей здесь речкой Борзовкой, прозванной так за большую скорость течения («борзой» - «быстрый»). С данным объяснением можно было бы согласиться. Однако в Писцовой книге 1621 г., где впервые упоминается деревня Борзовка, речка, на которой стоит деревня, именуется Сандырёвкой. То есть, не деревня получила название по имени речки, а речку в последствии переименовали по названию деревни. Поэтому мы считаем, что название деревни характеризует первых её жителей, основавших селение. «Борзовошный» - означает «наглый, агрессивный». В Вачском районе Нижегородской области есть деревня с одноимённым названием. По преданию, записанному Н. В. Морохиным, «борзовошный» народ отселился из села Клин и осел в этом месте.»

3-й этап – систематизация собранного материала. Учащиеся создали рукописный словарь «Топонимы Ленинского района» и его электронную версию. В словаре объясняются названия 172 объектов. При этом сообщается официальный статус называемого объекта, его местонахождение, сведения о перемене статуса и название в прошлом. Если есть старое название – оно объясняется.

Изучение топонимов, объяснение их смыслового значения удовлетворяет не только простую любознательность. Учащиеся углубляют свои знания в области языкознания, истории, географии и других наук. Например, в середине 19 века на территории ныне входящей в состав Ленинского района появилось название «Шуваловские дачи». Эти земли принадлежали графу Шувалову. «Дачей» в то время называли участок земли под лесом.

Ряд топонимов помогает больше узнать об особенностях природы района: улица Карповская – ранее здесь находились водоёмы, в которых водилось много карпов, а улица Кисловодская когда-то называлась Торфяной из-за расположенных в окрестностях болот. Пески – старое название местности, где в настоящее время располагается микрорайон Комсомольской площади Бугры – народное название входящего в черту Ленинского района посёлка Свободы.

Некоторые топонимы несут свидетельства об истории района, развитии хозяйства. Например, старое название переулка Вайгач – Слободка. Так называли пригородные поселения, население которых занималось ремеслом. Улица Волочильная названа так потому, что здесь в начале 20 века занимались «волочением» -  изготовлением проволоки.

Изучая топонимы, ребята больше узнали и об истории страны. Например, улица Каховская названа в память об обороне Каховского плацдарма, в районе которого в 1920 г. было остановлено наступление белогвардейцев под командованием Врангеля. Улица Правды была названа в честь ежедневной общеполитической газеты, органа ЦК КПСС, основанной Лениным в 1912 г., улица Искры повторяет название первой общероссийской политической марксистской нелегальной газеты, основанной Лениным в 1900 г.

4-й этап  - подведение итогов поисковой деятельности

В музее школе была проведена конференция, на которой участники поисковых групп выступили с докладами. Каждый доклад сопровождался показом презентации. Кроме того была организована выставка «Моё Заречье», посвящённая истории Ленинского района. На выставке демонстрировались экспонаты, собранные участниками топонимической лаборатории. Это фото улиц Ленинского района, сделанные в 1950-1990-ее гг.,  также личные вещи и документы старожил района. В ближайшее время планируется открытие временной экспозиции, посвящённой Затону 25 лет Октября.

Участники топонимической лаборатории неоднократно становились победителями и призёрами конференции НОУ и областного конкурса «Загадки топонимики». Ребята стали победителями всероссийского интернет-проекта «Навстречу солнцу», посвящённого истории географических названий малой Родины. На всероссийском образовательном сайте «Letopisi.ru» была размещёна электронная версия топонимического словаря «Улицы Ленинского района города Нижнего Новгорода», создана страница топонимической лаборатории музея школы «Память сердца»

Топонимы Ленинского района города Нижнего Новгорода – историко-культурное наследие, формировавшееся на протяжении нескольких веков. Важно фиксировать и хранить их, помнить названия исчезнувших географических объектов, ведь в них заключены частицы истории страны, города, района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парковая лаборатория как форма внеклассной работы

Парковые лаборатории – форма внеклассной работы, которая практикуется в нашей гимназии уже несколько лет и, судя по отзывам учащихся, вызывают большой интерес....

Инсценирование сказок как форма внеклассной работы по английскому языку в начальных классах

Статья по теме и три инсценировки сказок,доступных для детей младшего школьного возраста....

Поэзия – как одна из форм внеклассной работы по английскому языку. Развитие творческой активности учащихся в работе над стихами на уроках английского языка

Нам бы хотелось рассказать о том, как мы развиваем творческую активность ребят, используя стихотворения английских и американских авторов в учебном процессе....

Семинар на тему "Патриотическое воспитание на уроках истории и во внеклассной работе по истории

Выступление с кратким обзором направлений патриотического воспитания на уроках истории...

Использование цифровой лаборатории «Архимед» во внеклассной работе по географии.

P { margin-bottom: 0.21cm; } 02.11.2012. Выступление на семинаре-практикуме. Тема семинара: «Подходы использования цифровой техники в исследовательских проектах и при дистанционном обучении». (Му...

"Массовые формы внеклассной работы по истории"

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоцио...

Кружковая работа как форма внеклассной работы по русскому языку

                             Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому...