Дополнительная образовательная программа "Мой Край и Я"
материал по краеведению по теме

Пересыпкина Анна Евгеньевна

В целях обучения детей младшего школьного возраста в г. Трехгорный Челябинской области создана программа «Мой край и Я». Это информативный курс, рассчитанный на приобретение воспитанниками азов знаний по биологии и экологии Родного Края. По этой программе в течение 5 лет обучаются дети 7 – 12 лет.
Программа “Мой края и Я” реализуется по эколого-биологической направленности дополнительного образования детей, конкретизирует, развивает содержание биологического образования, дает распределение учебных часов по темам, определяет последовательность изучения тем содержания программы с учетом межпредметных связей (Биология и экология и др.), учитывает логику учебного процесса и возрастные особенности обучающихся.
Цель данной программы заключается в воспитании гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.
Организационные условия работы по программе:
Каждый раздел программы представлен в 2 вариантах.
Первый вариант рассчитан на изучение программного материала по 4 часа в неделю, по 144 часа в год. Данный вариант содержит учебное время на проведение практических работ, дидактических игр, экскурсий и других видов деятельности.
Второй вариант рассчитан на изучение программного материала по 2 часа в неделю, по 72 часа в год, за счет сокращения часов на проведение практических работ.
Этапы реализации программы соответствуют годам обучения освоению содержания программного материала:
1 этап—первый и второй год обучения — первоначальное овладение экологическими знаниями, умениями наблюдать, анализировать, проводить сравнения, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, развитие первичных навыков исследовательской деятельности, накопление информации о процессах и явлениях природы.
2 этап—третий год обучения — углубление полученных теоретических знаний, развитие навыков практико-ориентированной деятельности, обучение умениям использовать полученные знания в повседневной жизни.
3 этап—четвертый и пятый год обучения — формирование ключевых компетенций: учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-логических, учебно-коммуникативных.
Формы организации учебно-познавательной деятельности: Занятие-беседа, Занятие-сказка, Занятие-путешествие, Занятие-рассказ, Изобразительная деятельность, Викторины, Практические занятия, Дидактические игры, Сюжетные игры, Экскурсии, Презентации, Защита проектов, Праздники, Тестирование, Анкетирование, Проектная деятельность, Упражнения по аналогу, Походы, Самостоятельные работы.
Методы работы по программе: Словесные, Наглядные, Практические, Иллюстративные, Создание ситуации успеха, Создание ситуации творческого поиска, Психологические упражнения, Рефлексия деятельности, самопроверка и самооценка, Методы взаимных заданий, Объяснительно-иллюстративный, Эвристический, Проблемный, Программированный, Репродуктивный, Поисковый или частично-поисковый, Метод проблемного изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_moy_kray_i_ya.docx64.49 КБ

Предварительный просмотр:

Кудашева Анна Евгеньевна


«Образовательная программа по краеведению «Мой Край и Я».

Автор: Кудашева Анна Евгеньевна.

Предмет преподавания: биология

Должность: учитель

Название учреждения образования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 108».

Адрес учреждения: 456080, г.Трехгорный, Челябинская область, ул.Космонавтов, д.20а.

Телефон учреждения образования: 8(35191)6-22-06.

Адрес автора: 456080, г.Трехгорный, Челябинская область, ул.Кирова, д.10, кв.15.

Е-mail автора: kudasheva_a@mail.ru

Домашний телефон: 8(35191)6-52-68

г.Трехгорный, Челябинская область, 2010г.


Оглавление

Пояснительная записка        

Раздел №1. Учебно-тематический план. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.        

Содержание программы. Раздел №1. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год        

Раздел №2. Учебно-тематический план. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.        

Содержание программы. Раздел №2. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.        

Раздел №3. Учебно-тематический план. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.        

Содержание программы. Раздел №3. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.        

Раздел № 4. Учебно-тематический план. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год        

Содержание программы. Раздел №4. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год        

Раздел № 5. Учебно-тематический план. 5  год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.        

Содержание программы. Раздел №5. 5 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.        

Предполагаемые результаты:        

Методическое обеспечение образовательной программы        

Формы организации работы по программе:        

Материально-техническое обеспечение:        

Список литературы для педагогов:        

Пояснительная записка

Программа “Мой края и Я” реализуется по эколого-биологической направленности дополнительного образования детей, конкретизирует, развивает содержание биологического образования, дает распределение учебных часов по темам, определяет последовательность изучения тем содержания программы с учетом межпредметных связей (Биология и экология и др.), учитывает логику учебного процесса и возрастные особенности обучающихся.

Актуальность создания программы вызвана тем, что биологические науки, изучающие жизнь планеты во всём многообразии её проявлений, в настоящее время достигли высочайшего уровня развития, и решение глобальных проблем человечества становится зависимым от уровня биологического образования каждого человека.

Цель данной программы заключается в воспитании гражданина России, патриота Малой Родины, знающего и любящего свой край, город и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи, стоящие при обучении  программе:

  1. В обучении:
  1. Дать знания об экологическом многообразии растительного мира.
  2. Научить проводить наблюдения за экологическими объектами.
  3. Научить использовать информацию о современных достижениях в области экологии.
  4. Научить применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы.
  5. Научить работать с дополнительной литературой и специальным оборудованием.
  6. Познакомить с методами познания и исследования живой природы (наблюдение, анализ и т.д.)
  1. В развитии:
  1. Развивать художественно-эстетический вкус.
  2. Расширить пространство образного мышления.
  3. Развивать навыки художественно-эстетической обработки природного материала.
  4. Формировать умение работы с различными источниками информации.
  5. Развивать коммуникативные навыки детей.
  1. В воспитании:
  1. Воспитать нормы социальной жизни (патриотические, гражданские, нравственные, эстетические и др.).
  2. Приобщать к культуре родного края.
  3. Воспитать позитивное эмоционально-ценностное отношение к живой природе.
  4. Воспитать нравственную позицию ребёнка по отношению к родному краю.
  5. Воспитать чувство принадлежности к малой Родине, России, родным корням.
  1. В оздоровлении:
  1. Закрепить правила поведения в природе профилактики заболеваний, стрессов и вредных привычек.
  2. Укрепить психологическое и физическое здоровье детей.
  3. Обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка.

Новизна содержания программы обусловлена потребностью формирования экологического, ценностного мировоззрения через систему знаний о многообразии природного окружения, о социально-экологических явлениях, использовании краеведческого материала в обучении и воспитании.

Организационные условия работы по программе:

Программа рассчитана на возрастную категорию детей от 7 до 12 лет. Срок реализации программы 5 лет. Учитывая возрастные особенности детей, в группе должно быть 10-12 человек.

Вариант программы рассчитан на изучение  материала по 2 часа в неделю, по 72 часа в год. Данный вариант содержит учебное время на проведение практических работ, дидактических игр, экскурсий и других видов деятельности.

Этапы реализации программы соответствуют годам обучения освоению содержания программного материала:

1 этап—первый и второй год обучения—первоначальное овладение экологическими знаниями, умениями наблюдать, анализировать, проводить сравнения, формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, развитие первичных навыков исследовательской деятельности, накопление информации о процессах и явлениях природы.

2 этап—третий год обучения—углубление полученных теоретических знаний, развитие навыков практико-ориентированной деятельности, обучение умениям использовать полученные знания в повседневной жизни.

3 этап—четвертый и пятый год обучения—формирование ключевых компетенций: учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-логических, учебно-коммуникативных.

 Основные направления и содержание деятельности при работе по программе:

Формы организации учебно-познавательной деятельности:

  1. Занятие-беседа.
  2. Занятие-сказка.
  3. Занятие-путешествие.
  4. Занятие-рассказ.
  5. Изобразительная деятельность.
  6. Викторины.
  7. Практические занятия.
  8. Дидактические игры.
  9. Сюжетные игры.
  10. Экскурсии.
  11. Презентации.
  12. Защита проектов.
  13. Праздники.
  14. Тестирование. Анкетирование.
  15. Проектная деятельность.
  16. Упражнения по аналогу.
  17. Походы.
  18. Самостоятельные работы.

Методы работы по программе:

  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Практические.
  4. Иллюстративные.
  5. Создание ситуации успеха.
  6. Создание ситуации творческого поиска.
  7. Психологические упражнения.
  8. Рефлексия деятельности, самопроверка и самооценка.
  9. Методы взаимных заданий.
  10.  Объяснительно-иллюстративный.
  11. Эвристический.
  12. Проблемный.
  13. Программированный.
  14. Репродуктивный.
  15. Поисковый или частично-поисковый.
  16. Метод проблемного изложения.

Предполагаемые результаты.

В результате освоения программы учащиеся получают комплекс знаний и приобретают определенные умения и навыки.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  1. Особенности живой и неживой природы
  2. взаимосвязь организмов в природе
  3. компоненты и особенности урбосистемы
  4. историю создания города
  5. особенности и типы городов Челябинской области
  6. особенности выращивания и ухода за овощными культурами на собственных приусадебных участках
  7. биологическое многообразие растительности в городе
  8. причины негативного антропогенного воздействия на растения города
  9. особенности национальных костюмов народов, проживающих на территории Челябинской области
  10. Традиции и обычаи различных национальных культур.

Уметь:

  1. объяснять роль человека в сохранении и поддержании биологического разнообразия флоры и фауны
  2. распознавать по внешнему виду растения местных пород деревьев, их плоды и семена, листья
  3. выявлять изменчивость растений под влиянием внешних факторов среды
  4. анализировать и оценивать степень воздействия факторов окружающей среды
  5. анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу второго года обучения учащиеся должны:

Знать:

  1. характерные признаки растений
  2. основные виды плодов растений
  3. сорные растения, характерные для Челябинской области
  4. дикорастущие и культурные растения, характерные для Челябинской области
  5. основных представителей насекомых-вредителей, характерных для Челябинской области
  6. основных представителей ядовитых насекомых
  7. общие признаки позвоночных животных
  8. правила оказания первой медицинской помощи при травмах, нанесенных насекомыми
  9. основных представителей аквариумных рыб
  10. основных представителей рыб, обитающих в реках и озерах Челябинской области
  11. основных представителей птиц Челябинской области
  12. роль животных в жизни человека
  13. основных представителей животного мира, обитающих на территории Челябинской области
  14. закон об охране природы России

Уметь:

  1. наблюдать за фенологическими изменениями в природе
  2. определять принадлежность различных видов к определенной систематической и экологической группам
  3. объяснять необходимость защиты окружающей среды
  4. находить в описании отличительные признаки основных систематических и экологических групп
  5. объяснять  зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
  6. делать выводы на основе сравнения
  7. объяснять необходимость защиты окружающей среды
  8. находить в биологических словарях значение экологических терминов
  9. распознавать животных различных экологических групп
  10. анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу третьего года обучения учащиеся должны:

Знать:

  1. виды деревьев
  2. отличие кустарников и деревьев
  3. виды цветов
  4. строение деревьев
  5. строение и отличительные признаки цветов
  6. полезную деятельность различных птиц
  7. особо охраняемые территории Челябинской области
  8. лекарственные растения
  9. отличие культурных и естественных сообществ
  10. правила ухода за комнатными растениями
  11. экологические условия содержания комнатных растений
  12. место и роль животных в природных сообществах
  13. трофические связи
  14. экологические ниши
  15. биологические способы борьбы с вредителями
  16. факторы среды
  17. влияние факторов неживой природы на живые организмы
  18. важнейшие экологические проблемы

Уметь:

  1. определять приспособленность организмов к окружающей среде
  2. описывать физиологические процессы, происходящие в растении
  3. наблюдать за состоянием растительности города
  4. наблюдать за фенологическими изменениями в природе
  5. распознавать и описывать на таблицах, гербариях, схемах основные части растительного и животного организма
  6. определять принадлежность различных видов к определенной систематической и экологической группам
  7. находить в описании отличительные признаки основных систематических и экологических групп
  8. объяснять  зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
  9. делать выводы на основе сравнения
  10. объяснять необходимость защиты окружающей среды
  11. находить в биологических словарях значение экологических терминов
  12. распознавать животных различных экологических групп
  13. анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  1. Что такое семья?
  2. Потребности людей
  3. Что такое натуральное и товарное хозяйство?
  4. Историю денежной единицы России
  5. Бюджет семьи
  6. Отношение «покупатель-продавец»
  7. Примеры экономических отношений в школе
  8. Формы заработной платы
  9. Среды жизни
  10. Экологические ниши
  11. Виды борьбы за выживание
  12. Жизненные силы биосферы
  13. Что такое климат?
  14. Стихийные явления природы
  15. Виды техногенных аварий

Уметь:

  1. Определять приспособленность организмов к окружающей среде
  2. Объяснять зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды
  3. Наблюдать за состоянием растительности города
  4. Составлять экологическую карту своего микрорайона
  5.  Оценивать экологическое состояние окружающей среды Челябинской области
  6. находить в дополнительных информационных источниках необходимую информацию, в том числе с использованием информационных технологий
  7. объяснять результаты экологических практикумов
  8. анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

К концу пятого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  1. историю заселения Челябинской области
  2. географическое положение Челябинской области
  3. традиции природопользования
  4. природные зоны Земли
  5. важнейшие природные экосистемы
  6. основные направления промышленного сектора Челябинской области
  7. основные направления в развитии сельского хозяйства Челябинской области
  8. природные ресурсы Челябинской области
  9. основные особенности растительного и животного мира Челябинской области
  10. культурные центры Челябинской области
  11. основные направления деятельности предприятий города и их влияние на окружающую среду
  12. основные географические открытия Челябинской области
  13. основные профессии
  14. права потребителей

Уметь:

  1. находить в дополнительных информационных источниках необходимую информацию, в том числе с использованием информационных технологий
  2. изучать природные объекты и процессы
  3. сравнивать представителей разных систематических и экологических групп
  4. объяснять результаты экологических практикумов
  5. распознавать по внешнему виду различных представителей флоры и фауны
  6. оценивать природные условия и ресурсы
  7. выявлять зависимость между компонентами природы
  8. оценивать состояние окружающей среды своего города, области
  9. анализировать влияние собственных поступков на живые организмы и окружающую среду.

Овладеть навыками:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями и животными
  2. соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Раздел №1. Учебно-тематический план. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Предметы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

1. Вот веселый огород, что в нем только не растет?

22

2

20

2. Город, в котором мы живем…

28

12

16

3. Культурный центр – Южный Урал.

18

10

8

Итоговое занятие

2

2

Итого

72

26

46

Содержание программы. Раздел №1. 1 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год

Вводное занятие (2 часа)

План работы. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Правила безопасности дорожного движения.

1.  Вот веселый город, что в нем только не растет?! (22 часа)

Травянистые растения, у которых едят листья, корни, побеги, цветы, плоды. Витамины. Посев семян. Полив огорода, прополка огорода. Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.

Практическое занятие №5 “Вот веселый огород, что в нем только не растет”.

Практическое занятие №6 “Лук от семи недуг”.

Практическое занятие №7 “Ах, картошка, объеденье!”.

Практическое занятие №8 “Золотое яблоко”.

Практическое занятие №9 “Огурец у нас не плох”.

Практическое занятие №10 “Сорок одежек и все без застежек”.

Практическое занятие №11 “Морковкина копилка”.

Практическое занятие №12 “Ох, ох, ох, покатился наш горох”.

Практическое занятие №13 “Свекла - древний овощ”.

Практическое занятие №14 “Уродись редька, ни густа, ни редка”.

2.Город, в котором мы живем…(28 часов)

2.1 Природа в городе (12 часов)

Природа. Живая и неживая природа. Взаимосвязь организмов в природе. Природа и человек. Краски природы. Знакомство с материалами и инструментами.

Практическое занятие №1 “Лес”.

Практическое занятие №2 “Облака”.

Практическое занятие №3 “Ветер”.

Практическое занятие №4 “Дождь”.

2.2. Особенности городской фауны. (6 часов)

Животный мир. Домашние и дикие животные. Взаимосвязь животных в природе. Отличительные признаки животных.

Практическое занятие №15 “Какие бывают животные?”

2.3. Город, в котором мы живем (10 часов)

История создания города. Основные улицы в городе от момента создания до нынешних времен. Самые известные и интересные места в городе.

Практическое занятие №16 “Пойти туда, не знаю куда” (“Мой адрес”).

Практическое занятие №17 “Что (кого) можно назвать маленьким и большим?”

Практическое занятие №18 “Мой дом” (рисунки).

3. Культурный центр – Южный Урал. (18 часов)

3.1. Искусство и музыка Южного Урала (8 часов)

Познакомить с творчеством уральских писателей, поэтов и музыкантов.

Практическое занятие №19 “Уральская природа в стихах и рассказах” (встреча с поэтами и писателями г. Трехгорный).

3.2. Многонациональность жителей Южного Урала (6 часов)

Познакомить с различными национальностями, встречающимися на Южном Урале. Традиции.

Практическое занятие №20 “Моя родословная”.

3.3. Национальный костюм Южного Урала (4 часов)

Раскрыть особенности национальных костюмов различных народов мира.

Практическое занятие №21 “Мой национальный костюм”.

Итоговое занятие (2 часа). Викторина “Красота - страшная сила!”

Раздел №2. Учебно-тематический план. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Предметы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие: Что такое экология? Правила техники безопасности.

1

1

-

1. Растительный мир. Растения родного края.

14

5

9

2. Мир насекомых. Насекомые Челябинской области.

11

4

7

3. Обитатели вод. Рыбы, обитающие в Челябинской области.

10

5

5

4. Обитатели воздушного пространства Челябинской области.

16

6

10

5. Животный мир. Звери, обитающие на территории Челябинской области.

12

6

6

6. Охрана природы Челябинской области.

6

3

3

Итоговое занятие

2

-

2

ИТОГО:

144

55

89

Содержание программы. Раздел №2. 2 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Вводное занятие (1 час).

План работы. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Правила безопасности дорожного движения.

1. Растительный мир. Растения родного края. (14 часов).

Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растения. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Лекарственные растения. Краснокнижные растения.

Практическое занятие № 1. «Экскурсия «Осень в жизни растений».

Практическое занятие № 2. «Экскурсия «Осень на газонах».

Практическое занятие № 3. «Экскурсия «Теплица ЭБО».

Практическое занятие № 4. «Экскурсия «Осень на водоеме».

Практическое занятие № 5. «Осенний бал».

Практическое занятие № 6. «Зеленый мир вокруг нас (Викторина)».

2. Мир насекомых. Насекомые Челябинской области. (11 часов)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые – вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые Челябинской области.

Практическое занятие № 7. «Экскурсия «Осень в жизни насекомых».

Практическое занятие № 8. «Экскурсия «Осень на водоеме».

Практическое занятие № 9. «Где и как зимуют насекомые?».

Практическое занятие № 10. «Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесенных насекомыми».

Практическое занятие № 11. «Пластилиновая коллекция «Насекомые Челябинской области».

Практическое занятие № 12. «Кто важнее? (Викторина – игра «Спор насекомых»)».

3.Обитатели вод. Рыбы, обитающие в Челябинской области.(10 часов).

Общие признаки позвоночных животных. Рыбы, обитающие в реках и озерах Челябинской области. Как рыбы ориентируются в воде? Спят ли рыбы? Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства Челябинской области. Аквариумное рыбоводство, разведение рыб. Охрана рыбных хозяйств.

Практическое занятие № 13. «Как рыбы ориентируются в воде? ».

Практическое занятие № 14. «Пластилиновая коллекция «Рыбы, обитающие в реках и озерах области».

Практическое занятие № 15. «Аквариумное рыболовство. Разведение рыб в аквариуме.»

Практическое занятие № 16. «Аппликация «Жизнь за стеклом аквариума».

Практическое занятие № 17. «Я хотел бы рыбкой стать…».

Практическое занятие № 18. «Золотая рыбка (Викторина)».

4.Обитатели воздушного пространства Челябинской области. (16 часов)

Птицы. Птицы Челябинской области. Кочующие, оседлые, перелетные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Дикие и домашние птицы. Как зимуют птицы? Охрана и привлечение птиц. Краснокнижные птицы.

Практическое занятие № 19. «Экскурсия «Следы птиц».

Практическое занятие № 20. «Экскурсия «Жизнь птиц зимой».

Практическое занятие № 21. «Экскурсия «Зима в жизни растений».

Практическое занятие № 22. «Составление портрета птиц».

Практическое занятие № 23.  «Птицы – питомцы нашего дома».

Практическое занятие № 24. «Птичка-невеличка (Викторина)».

Практическое занятие № 25. «Пластилиновая коллекция «Птицы Челябинской области».

Практическое занятие № 26. «Аппликация «Свободный полет».

Практическое занятие № 27. «Птичий час (игра)».

5.Животный мир. Звери, обитающие на территории Челябинской области. (12 часов)

Животный мир. Звери, обитающие на территории Челябинской области. Жизнь зверей зимой. Хищники. Враги моего жилья. Борьба с грызунами. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Краснокнижные виды.

Практическое занятие № 28. «Экскурсия «Жизнь зверей зимой».

Практическое занятие № 29. «Составление портрета животного».

Практическое занятие № 30. «Пластилиновая коллекция «Животный мир Челябинской области».

Практическое занятие № 31. «Экскурсия в «Живой уголок».

Практическое занятие № 32. «В мире животных (Викторина)».

6. Охрана природы Челябинской области. (6 часов)

Закон об охране природы в России. Красная книга России и Челябинской области. Зоопарки России, области и мира.

Практическое занятие № 33. «Экскурсия – знакомство с памятниками природы родного города».

Практическое занятие № 34. «Экскурсия «Весна в жизни растений».

Практическое занятие № 35. «Экскурсия «Обитатели временных пресных водоемов».

Практическое занятие № 37. «Экскурсия «Весна на водоеме».

Итоговое занятие (2 часа).

Раздел №3. Учебно-тематический план. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Предметы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

1. Природа Южного Урала

38

15

23

1.1. Что за чудо этот лес!

14

4

10

1.2. Что за прелесть эти птички!

8

2

6

1.3. Особо охраняемые территории Южного Урала

7

4

3

1.4. Растительный и животный мир заповедных территорий (красная книга Южного Урала)

6

4

2

1.5. Красная книга России

3

1

2

2. Пока природа спит…

20

6

14

2.1. Растительность в городе

8

2

6

2.2. Животные в городе

6

2

4

2.3. Насекомые в городе

6

2

4

3.  Городская среда и человек

10

4

6

3.1. Роль температуры, света и влажности в жизнедеятельности человека

6

2

4

3.2. Охрана живой природы от воздействия человека

4

2

2

Итоговое занятие

2

2

Итого

72

27

45

Содержание программы. Раздел №3. 3 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Вводное занятие (2 часа)

План работы. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Правила безопасности дорожного движения.

Тема №1. Природа Южного Урала (38 часов)

1.1 Что за чудо этот лес (14 часов)

Лес и его обитатели. Деревья. Виды деревьев. Хвойные и лиственные деревья. Строение деревьев. Ствол, корень, ветви, листья, плоды, семена, росток. Культурные и дикорастущие кустарники. Отличия кустарников от деревьев. Разнообразие кустарников. Строение злаков. Виды цветов. Строение и отличительные признаки цветов.

Практическое занятие №1 “Где растут растения?”

Практическое занятие №2 “Этажи леса”.

Практическое занятие №3 “Чудо растения - лист”.

Практическое занятие №4 “В красоте увидеть чудо” (“Моё любимое дерево”)

Практическое занятие №5 “Красота вокруг нас”.

1.2. Что за прелесть эти птички! (8 часов)

Птицы. Разнообразная окраска птиц. Экологические группы птиц: птицы лесов, водоёмов и их побережий, открытых пространств, кормящихся в воздухе. Полезная деятельность насекомоядных, плотоядных хищных птиц. Охрана и привлечение птиц. Забота о потомстве. Сезонные явления. Перелёты птиц. Подкормка птиц. Знакомство и работа с природным материалом (пух, мех, перья)

Практическое занятие №6 “Жизнь птиц зимой”

Практическое занятие №7 “Лучшая кормушка”.

Практическое занятие №8 “Птицы и их детёныши”.

Практическое занятие №9 “Моя любимая птица”.

Практическое занятие №10 “Домашние птицы”.

Практическое занятие №11 “Дикие птицы”.

1.3. Особо охраняемые территории Южного Урала (7 часов)

1.3.1. Ильменский заповедник

1.3.2. Геологические памятники природы

1.3.3. Геоморфологические памятники природы

1.3.4. Пещеры - памятники природы

1.3.5. Гидрологические памятники природы

1.3.6. Ботанические памятники природы

1.3.7. Природно-исторические памятники

1.3.8. Природно-территориальные комплексы

1.3.9. Государственные охотничьи заказники

1.4. Растительный и животный мир заповедных территорий (красная книга Южного Урала) (6 часов)

1.5. Красная книга России (3 часа)

Практическое занятие №12 “Заповедная сказка”

Практическое занятие №13 “На лесной поляне”.

Тема №2. Пока природа спит… (20 часов)

2.1. Растительность в городе (8 часов)

Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Отличие культурных сообществ от естественных. Зависимость их от человека. Роль человека в природе.

Практическое занятие №14 “Естественное природное сообщество: луг, лес, болото”

Практическое занятие №15 “Культурные природные сообщества: поле, сад, парк”.

2.2. Животные в городе (6 часов)

Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи. Цепи питания. Экологические ниши. Дикие и домашние животные. Среда обитания. Животные и их детёныши.

Практическое занятие №16-17 “Разнообразие животных”

Практическое занятие №18 “Мой домашний любимец”.

2.3. Насекомые в городе (6 часов)

Многообразие насекомых. Особенность строения насекомых. Вредители лесных и сельскохозяйственных растений. Одомашнивание насекомых. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Общественные насекомые. Особенности их жизни, организация семей. Поведение. Инстинкты. Биологический способ борьбы с вредными насекомыми. Охрана насекомых.

Практическое занятие №19 “Муха”

Практическое занятие №20 “Муравей”.

Практическое занятие №21 “Комар”

Практическое занятие №22 “Таракан”.

Тема №3. Городская среда и человек (10 часов)

3.1. Роль температуры, света и влажности в жизнедеятельности человека (6 часов)

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

Практическое занятие №23 “Оценка микроклимата помещения”

Практическое занятие №24 “Оценка режима дня”.

3.2. Охрана живой природы от воздействия человека (4 часа)

Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Практическое занятие №25 “Город моей мечты”.

Итоговое занятие (2 часа)

Раздел № 4. Учебно-тематический план. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год

Предметы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

1

1

-

1. Наши семьи.

6

2

4

2.Потребности и возможности.

9

4

5

3. Мы – потребители.

17

5

12

4. Спасем Землю!!!

38

17

21

Итоговое занятие

1

-

1

72

29

43

Содержание программы. Раздел №4. 4 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год

Вводное занятие (1 час)

План работы. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Правила безопасности дорожного движения.

1.Наши семьи. (6 часов)

Что такое семья? Обязанности членов семьи. Слова «хочу» и «надо». Откуда берутся товары и услуги?

Практическое занятие № 1. «Обязанности членов семьи».

Практическое занятие № 2. «Моя семья отдыхает».

Практическое занятие № 3. «Хочу» и «надо» - делаю выбор».

Практическое занятие № 4. «Что мы знаем о наших семьях?».

2.Потребности и возможности. (9 часов).

Потребности людей. Выбор. Ограниченность выбора. Натуральное и товарное хозяйство. Наш микрорайон.

Практическое занятие № 5. «Путешествие на необитаемый остров».

Практическое занятие № 6. «Путешествие в страну Натурального хозяйства».

Практическое занятие № 7. «Индивидуальное и конвеерное производство».

Практическое занятие № 8. «Дерево решений».

Практическое занятие № 9. «Наш микрорайон».

3.Мы – потребители. (17 часов)

История денежной единицы России. Заработная плата и ее формы. Бюджет семьи. Расходы. Наш город. Покупатели и продавцы. Экономика в школе.

Практическое занятие № 10. «Что могут деньги? Для чего они нужны?».

Практическое занятие № 11. «Богатство».

Практическое занятие № 12. «Место, где «растут» деньги».

Практическое занятие № 13. «Как защитить сове имущество от несчастного случая?».

Практическое занятие № 14. «Строительный бизнес».

Практическое занятие № 15. «Газетный бизнес».

Практическое занятие № 16. «Открываем свой ресторан».

Практическое занятие № 17. «Мы идем в банк».

Практическое занятие № 18. «Наш город».

Практическое занятие № 19. «Что значит экономить?».

Практическое занятие № 20. «Почему цены разные?».

Практическое занятие № 21. «Игра «Магазин».

Практическое занятие № 22. «Игра «Аукцион».

4.Спасем Землю!!! (38 часов).

Среды жизни. Особь. Популяция. Экологическая ниша. Экосистема. Пищевая цепь. Борьба за выживание. Биосфера. Жизненные силы биосферы. Что такое климат? Стихийные природные явления. Леса Челябинской области. Реки Челябинской области. Ядовитые стоки. Угроза питьевой воде. Техногенные аварии.

Практическое занятие № 23. «Пищевая цепь. Яд в пищевой цепи».

Практическое занятие № 24. «Защитная окраска».

Практическое занятие № 25. «Климат. Загрязнение атмосферы».

Практическое занятие № 26. «Акция «Посади дерево» (озеленение школьной территории, двора, улиц, района, уход за парками).

Практическое занятие № 27. «Загрязнения водоемов».

Практическое занятие № 28. «Акция «Очистим водоемы».

Практическое занятие № 29. «Акция «Спасем Землю» (проблема бытовых отходов).

Практическое занятие № 30. «Что можешь сделать ТЫ?» (10 заповедей экологии).

Практическое занятие № 31. «Экологическое состояние окружающей среды Челябинской области».

Практическое занятие № 32. «Экологическая карта микрорайона».

Практическое занятие № 33. «Коллекция «В мире нет вещей ненужных».

Итоговое занятие. (1 час)

Раздел № 5. Учебно-тематический план. 5  год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Предметы и темы

Количество часов

всего

теория

практика

Вводное занятие

2

2

1. География Южного Урала

40

16

24

1.1. История заселения Южного Урала

2

2

1.2. Наши районы и города

6

4

2

1.3. Основные природные зоны Южного Урала

4

2

2

1.4. Промышленность и сельское хозяйство Южного Урала

4

2

2

1.5. Природные ресурсы Южного Урала

6

2

4

1.6. Основные особенности растительного и животного мира на Южном Урале

18

4

14

2. Культурные центры Южного Урала

4

2

2

3. Предприятия г. Трехгорный и основные направления их деятельности

10

2

8

4. Многообразие профессий

8

2

6

5. По следам великих географических открытий

6

2

4

Итоговое занятие

2

2

Итого

72

26

46

Содержание программы. Раздел №5. 5 год обучения, 2 часа в неделю, 72 часа в год.

Вводное занятие (2 часа)

План работы. Правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Правила безопасности дорожного движения.

Тема №1. География Южного Урала (40 часов)

1.1. История заселения Южного Урала (2 часа)

1.2. Наши районы и города (6 часов)

Практическое занятие №1 “Сканворд”

1.3. Основные природные зоны Южного Урала (4 часа)

Природная зона. Природные зоны Земли: тундра, тайга. смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Практическое занятие №2 “Кто, где живёт”.

1.4. Промышленность и сельское хозяйство Южного Урала (4 часа)

Практическое занятие №3 “Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов”.

1.5. Природные ресурсы Южного Урала (6 часов)

Практическое занятие №4 “Выявление зависимости между компонентами природы”.

1.6. Основные особенности растительного и животного мира на Южном Урале (18 часов)

Практическое занятие №5 “Лесопарковая зона”.

Практическое занятие №6 “Моя малая Родина”.

Практическое занятие №7 – 8 – 9 “Экосистемы различных природных зон”.

2. Культурные центры Южного Урала (4 часа)

Практическое занятие №10 “То, что я люблю”.

3. Предприятия г. Трехгорный и основные направления их деятельности (10 часов)

Знакомство с основными направлениями деятельности различных предприятий города. Их влияние на окружающую среду.

Практическое занятие №11 – 12 “Плох обед – если хлеба нет”, “Волшебное молоко” (предприятие “Консум”).

Практическое занятие №13 “Мой дом – моя крепость” (ЗАО“Альтернатива”).

Практическое занятие №14 “В доме покой и уют” (предприятие “Акваполимер”).

Практическое занятие №15 “Красота – это сила” (предприятие “Морион”).

4. Многообразие профессий (8 часов)

Профессии и виды оплаты. История возникновения денег. Откуда берутся товары и услуги?

Практическое занятие №16 “Солнце” (по лучам солнца описать, кем хочешь стать).

Практическое занятие №17 Экскурсия в СЭС.

5. По следам великих географических открытий (6 часов)

Практическое занятие №18 “Природа – это мы”.

Практическое занятие №19  Знаменитые люди – уроженцы Урала.

Итоговое занятие (2 часа)

Праздничное мероприятие. Подведение итогов.

Предполагаемые результаты:

1. Знать/понимать

-особенности природной среды обитания, методы и способы экологических исследований; компоненты городской среды, природных экосистем;

-функциональные особенности флоры; видовое многообразие растений;

-влияние природных объектов на здоровье человека, причины негативного антропогенного воздействия на живую природу.

2. Уметь

-объяснять: роль растений и животных в экосистемах, роль человека в сохранении и поддержании биологического разнообразия флоры; объяснять необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и городской среды обитания; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

-изучать  природные объекты и процессы; растение как биологическая система; описывать физиологические процессы, происходящие в растении; объяснять результаты экологических практикумов; наблюдать за состоянием древесной растительности города, состоянием животных различных экосистем, фенологическими изменениями в природе;

-распознавать и описывать:  на таблицах, гербариях, схемах основные части растительного и животного организма; распознавать по внешнему виду растения местных пород деревьев, распознавать их плоды и семена, листья; распознавать животных различных экологических групп;

-размножать, распространять, воспроизводить объекты живой природы;

-выявлять изменчивость растений под влиянием внешних факторов среды, определять приспособленность организмов к окружающей среде;

-сравнивать экологические объекты – представителей разных систематических и экологических групп растений, умение делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность разных растений к определённой систематической и экологической группам (классификация);

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в городской среде обитания; влияние собственных поступков на живые организмы и городскую экосистему;

-проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в описании отличительные признаки основных систематических и экологических групп растений; в биологических словарях значение экологических терминов; в дополнительных информационных источниках необходимую информацию о представителях различных организмов их биологических и экологических особенностях (в том числе с использованием информационных технологий);

-использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний вызываемых растениями и животными;

-соблюдения правил поведения в окружающей среде, охрана растений города;

-выращивание и размножение декоративных растений.

Содержание программы предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: учебно-организационных, учебно-информационных, учебно-логических, учебно-коммуникативных.

Диагностика результативности работы по программе

Для выявления результативности работы моно применять следующие формы деятельности:

- наблюдения в ходе обучения с фиксацией результатов;

- проведения контрольных срезов знаний;

- анализ, обобщение и обсуждение результатов обучения;

- проведение открытых занятий сих последующим обсуждением;

- проведение анкетирования для выявления роста познавательного, интереса, мотивации;

- участие со своими работами в проектной деятельности города, области;

- оценка уровня выполненных практических работ, проектов;

- успеваемость за год по предметам естественно – научного цикла.

Методическое обеспечение образовательной программы

При проведении занятий по программе применялась технология игрового обучения. Тематические игры связаны с изучаемым материалом. Они помогали обучающимся усвоить знания, ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Отображение наблюдаемых объектов природы в технике: «монотипии», на «мятой» бумаге, «набрызга», «гратаж», аппликации из бумаги и природного материала, позволяют пережить повторно виденное на экскурсиях, что способствует обострению восприятия цветового колорита, форм природы, лучшему усвоению знаний.

Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний предложенных В.А. Оганесяном (1980г.), В.П. Беспалько (1995г.):

  1. Объяснительно – иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, чтение учебных текстов и др.);
  2. Эвристический – метод творческой деятельности (сочинение и сказывание сказок, выполнение рисунков по темам, изготовление моделей и т.д.);
  3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися;
  4. Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: экологический практикум, проектная деятельность, экскурсии);
  5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: пересказ, беседа, упражнения по аналогу);
  6. Частично – поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога (форма: беседа);
  7. Метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогам, решение её самим педагогом, соучастие обучающихся при решении (форма: рассказ).

Формы организации работы по программе:

  1. Проведение экскурсий.
  2. Занятия теоретического характера.
  3. Дидактические и сюжетные игры.
  4. Изобразительная деятельность.
  5. Проведение практической работы.
  6. Тестирование. Анкетирование.
  7. Викторины.
  8. Итоговое занятие в виде праздника.

Приложение:

Дидактическое обеспечение программы представлено разработанными планами и конспектами занятий, дидактическими карточками, методическими пособиями, плакатами, дифференцированными заданиями (тесты, опросники), учебными текстами, анкетами.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Видео- и телеаппаратура
  2. Компьютер
  3. Интерактивная доска
  4. Цветные карандаши (25 наборов)
  5. Цветная бумага (40 наборов)
  6. Фломастеры (25 наборов)
  7. Клей ПВА (15 тюбиков)
  8. Ножницы (15 шт.)
  9. Картон белый (15 наборов)
  10. Картон цветной (15 наборов)
  11. Краски акварельные (15 наборов)
  12. Краски гуашевые (15 наборов)
  13. Бумага А4 (2 пачки)
  14. Альбомы для рисования (75 штук)
  15. Историко-географические фильмы
  16. Тематические фильмы ВВС
  17. Контурные карты (75 шт.)

Список литературы для педагогов:

  1. Анашкина Е.Н. Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды. – Ярославль: Академия развития: академия, К0 : Академия Холдинг, 2000.-192с.: ил.
  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-48с.
  3. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. Изд. Произведение г. Москва
  4. Васильева - Гангус Л.П. Уроки занимательного труда. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1987.-120с.
  5. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Рабочая тетрадь. – Челябинск: «Абрис», 2004г.
  6. Григорьева Е.В. Природа Южного Урала. Тесты. Краевед. зад. д/мл. шк. Кроссворды, викторины, головоломки: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2000. - 224с.: ил.
  7. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981.-80с., ил.
  8. Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Подготовительный класс: Пособие для учащихся.- Мн.: «Тесей», 1999.-112с. - (Здоровый образ жизни)
  9. Егоров В.К. Водный край. – Челябинск: ЮУКИ, 1968.
  10. Животный мир России: Справочник. – М.: Астрель, 1998г.
  11. Жизнь животных: в 7 т. – М.: Просвещение, 1984г.
  12. Калугин Н.А., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: академия, К0 : Академия Холдинг, 2000.-224с.: ил.
  13. Кирин Ф.Я. Природа Челябинской области. – Челябинск: ЮУКИ, 1973.
  14. Козлина А.В. Уроки ручного труда: Конспекты занятий. – М.: Мозаика—Синтез – 64с.
  15. Лысенко А.С. Географическое краеведение. – Челябинск: ЮУКИ, 1969г.
  16. Маракаева О.А. Первый букет. Увлекательная энциклопедия о цветах. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0 », 1999.-224с.: ил.
  17. Нагибина М.И. Природные формы для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-192с.: ил. (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  18. Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природных материалов. – Ярославль: Академия развития: академия, К0: Академия Холдинг, 2001.-160с.: ил.
  19. Опорный край державы. – М.: Советская Россия, 1982г.
  20. От молекул до человека. – М.: Просвещение, 1993г.
  21. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, родителей и педагогов. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2000.-160с.
  22. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии д/учит. нач. Кл. – М.: Просвещение, 2005.
  23. Подкорытов Ю.Г. Сказки из старинной шкатулки: сказки и легенды. – Челябинск.: ЮУКИ, 1980.
  24. Познай свой край. Челябинская область. Краткий географический справочник / сост. Гиттис М.С., Моисеев А.П. – Челябинск: «Абрис», 2004г.
  25. Постоенко Г.А. Экологические зарисовки. Информационный методический бюллетень «Волна», - 1995. - №4-5. – с. 45-46.
  26. Природа родного края / Методические рекомендации д/учит нач. Кл. // сост. Григорьева Е.В. – Челябинск: Дом печати, 1997.
  27. Радионова О.А. Ты природу береги! Начальная школа. – 1995. - №5
  28. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.: Топикал, 1994.
  29. Субботина Л.Б. Игры для развития и обучения. Дети 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития: академия, К0: Академия Холдинг, 2001.
  30. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: академия, К0 : Академия Холдинг, 2003.-240с.: ил.
  31. Тырычева Л.А. Наш край. Учебное пособие. – Миасс: Геотур, 1996.
  32. Фатеева Л.П. 300 подвижных игр для младших школьников./ Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: академия, К0 : Академия Холдинг, 2000.-224с.: ил.
  33. Фауна мира: Млекопитающие: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1990г.
  34. Фауна мира: Птицы: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1991г.
  35. Федотов Г.Я. Сухие травы: основы художественного ремесла. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 1999.-208с.
  36. Экологический марафон «Люби и изучай родной Уральский край»: Краеведческая игра д /мл. шк. // сост. Григорьева Е.В., Трушникова А.З. – Челябинск, ЧГПУ, 1996.
  37. Эколого-экономические игры и задания. Методические пособия д/учит. нач. шк./ сост. Аменд А.Ф., Рябинина Н.П. и др. – Челябинск, ЧГПУ, 1996.
  38. Энциклопедия для детей. Т.2.Биология.- 5-е изд.,/глав. ред. М.Д. Аксёнов. – М.: Аванта+, 2001. – 704с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа" Литература родного края"

Дополнительная образовательная программа «Литература родного края"рассчитана на учащихся 13-15 лет увлекающихся литературным творчеством и литературным краеведением. Срок реализации программы 2 года. ...

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"

Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»

Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...

дополнительная образовательная программа "Мой край"

Программа «Мой край» может быть использована учителями начальных классов на уроках окружающего мира в разделе «Краеведение», а также на внеурочных занятиях по предметам. Данной программой могут воспол...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная образовательная программа "Тоонто нютаг - Родной край" для детей старшего дошкольного возраста

В 1992г. В республике Бурятии вышел закон о придании статуса государственного бурятскому языку. Язык - душа народа, часть национальной культуры, поэтому изучение бурятского языка мы рассматриваем в ра...