Конспект занятия «Игровая культура детства»
план-конспект урока краеведения (5 класс) на тему

Конспект занятия "Игровая культура детства" Занятия проводятся с детьми 5 класса в музее "Русская изба"

Цель занятия: познакомить детей с играми наших бабушек и дедушек, научить играть в игры того времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_cherkasova_v.a..doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Городская станция юных туристов»

г.Ногинск Московская область

Конспект занятия на тему:

«Игровая культура детства»

подготовила

педагог дополнительного образования Черкасова Валентина Анатольевна

г. Ногинск 2011 г

План занятия

Дата:        19 октября 2011г.года

Раздел программы «Игрушка - небалушка!» Занятие первое.

Тема занятия: Игровая культура детства.

Тип занятия: формирование новых знаний Вид занятия: Занятие - игра. Цели занятия: Познавательная

-        Формирование у воспитанников представление об играх и игрушках детей конца XIX века, умений и навыков народных игр.

-Развитие познавательных интересов Развивающая

  1. Развитие творческих способностей;
  2. Развитие речи ;
  3. Развитие двигательной активности.

Воспитывающая

-Пробуждение интереса к народной культуре;

-        Формирование чувства уважения и гордости к национальным традициям,

народным умельцам;

-        Воспитание наблюдательности, творческой активности;

-        Формирование умения действовать коллективно, совершенствование навыков общения.

Оборудование, дидактический материал:

Занятия проводятся в музее «Русская изба конца XIX века», которая оформлена и оснащена в соответствии с эпохой: русская печь, мебель, посуда, утварь, одежда, орудия труда, игрушки, коллекция игр народного промысла «Богородская игрушка». На занятии присутствует ноутбук для показа презентации.

То. что занятия проходят в русской избе, создает определенную атмосферу погружения во времени, дети как бы переносятся на 100 с лишним лет назад и ведут себя соответственно.

Педагог одет в соответствии с эпохой: русская рубаха, понева, головной убор.

Применяемые технологии:

-Групповая;

-Игровая

Ход занятия: 1.Организационный момент.

Дети заходят в избу, садятся в избе на лавки вокруг большого стола. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы вновь пришли в избу в гости к тетушке Параскеве. Давайте вспомним, как же надо вести себя в избе?

ДЕТИ: В избе не толкаются, не ругаются, не кричат, не обижают друг друга, помогают девочкам.

2. Повторение и закрепление равнее усвоенных ранее знаний.

Педагог: На прошлом занятии мы с вами говорили об убранстве избы, рассматривали утварь, предметы старины, которые находятся здесь в избе, называли их назначение, для чего был необходим тот или иной предмет?

Давайте сейчас вспомним их названия и предназначения. Сейчас Матвей, Василиса, Ваня выберут предмет быта, находящиеся здесь в избе и вспомнят, как они называются, из чего сделаны, как для чего предназначены?

Дети выбирают предметы быта, говорят название и предназначение предмета: Например: Это рубель, он сделан из дерева им гладили белье, (показывает как)

-Это прялка, она деревянная, на ней пряли пряжу;

- Это уздечка для лошади, она из кожи, ее одевали на лошадь, чтобы держаться за нее ( взять лошадь под уздцы) и др. (Если дети ошибаются, педагог поправляет, следит за правильным произношением названия, речью)

Педагог: Ребята, правильно ли названы выбранные предметы и их назначения?

Молодцы! Внимательно слушали мой рассказ на прошлом занятии. На следующем

занятии я попрошу других ребят выбрать и рассказать о понравившихся предметах.

3.Опрос по заданному на дом материалу:

На прошлых занятиях мы с вами говорили не только о том, что находится в избе, но и смотрели презентацию, где были изображены старинные избы. Нам с вами очень понравились красивые наличники на окнах. А дома вы должны были нарисовать то, что вам больше понравилось. Вот ваши рисунки, посмотрите, (дети рассматривают рисунки друг друга)

Мне очень понравились все рисунки, вот посмотрите- Оля очень красиво нарисовала ажурные наличники. Сеня нарисовал домашних животных около дома (молодец, внимательно слушал рассказ), а Таня нарисовала самовар и очень красивую посуду в избе.

Молодцы! Ваши рисунки обязательно покажем другим ребятам.

Постановка цели занятия. А цель нашего занятия сегодня познакомиться с теми играми и игрушками, в которые играли дети в конце XIX века, научиться играть в эти игры.

4.Восприятие и осознание учащимися нового материала;

Педагог: А сейчас мы с вами вспомним, что находимся в избе у тетушки Параскевы.

Мы с вами уже говорили, что семьи были большие, и ребятишек в семье тоже было

много. Ребятишки рано взрослели, их рано приучали к труду. Работы в деревне всегда

было много и дети помогали своим родителям. Как вы думаете, что делали

мальчишки по хозяйству, как помогали своим отцам и дедам?

Дети: Кололи дрова, косили сено, пасли скот ...

Педагог: А как трудились .чем помогали матери девочки'?

Дети: кормили, поили скотину, мели двор, убирались в избе, вязали, шили.

Педагог: Правильно! И. конечно же. очень уставали, потому, что были еще детьми. А

как вы думаете, хотелось ли им играть, когда уже все дела по дому были закончены?

Дети: Конечно хотелось играть.

Педагог: Правильно! А вы хотите узнать, какие игрушки были у детей того времени и в какие игры они играли? В какие играли девочки, а в какие мальчики, в какие все вместе? Дети: Да!

Педагог: Тогда слушайте и смотрите внимательно. Вот у нас в избе висит люлька, в ней спит младенец. А как вы думаете мальчик это или девочка? Иди Саша, посмотри, кто там лежит? Дети смотрят в люльку.

В люльке рядом с младенцем лежит маленькая фигурка коня. Дети: Это мальчик!

Педагог: Правильно. Если рождался в семье мальчик, то отец топором рубил игрушку- коня, сначала маленького, потом побольше. Коня клали в люльку к младенчику.Когда мальчик подрастал, он сразу брал коня в руку и играл с ним. Педагог: Ребята, а почему отец делал именно коня?

Дети: Конь - помощник в крестьянской семье, на нем пашут, возят, ездят. И мальчика

с детства приучали любить коня и заботиться о нем. И в будущем из мальчика

вырастал хороший хозяин - хлебопашец, воин.

Педагог: А теперь посмотрите, кто у нас спит в люльке? Иди Катя.

Дети вытаскивают из люльки маленькую прялочку.

Дети: В люльке лежит девочка.

Педагог: Правильно, маленькой девочке в люльку клали вот такие маленькие прялки,, и как только девочка вытаскивала ручки из пеленок, сразу же брала маленькую прялочку и играла с ней.

потому что потом, когда подрастет будет на ней прясть. Вообще игрушки того времени приучали детей к труду. Детей учили бережливости, игрушки никогда не ломали. Играя в игрушки, дети учились быть взрослыми. А как вы думаете из чего делали эти игрушки? Если вы заметили, то делали игрушки из натурального материала. Какого? Правильно, дерева.

Педагог: А как вы думаете еще из какого материала делали игрушки детям? Мамы и бабушки тоже принимали участие в изготовлении игрушек. Вот посмотрите, у мальчиков был еще и такой конь, (показывает тряпичного коня), его сшила мама, он мягкий, теплый, возьмите, подержите в руках. А вот такую тряпичную куклу ( показывает куклу) мама делала своими руками дочке. А когда та подрастала до пяти лет, то сама уже вертела из тряпочек себе кукол. Вот посмотрите как их у нас много, все они разные, какие они красивые тоже мягкие и теплые. Таких тряпичных кукол в каждой семье было до 100 штук. Их берегли, за ними ухаживали и даже невеста, приходя жить в дом своего жениха приносила в новую избу корзину своих кукол. И никто не смеялся над этим. Потому, что играя с куклой, девочка училась быть матерью, она же ухаживала за куклой, как за дочкой, училась быть хорошей хозяйкой, потому что шила на нее одежду, вышивала ее. украшала бисером. Когда кукла болела, лечила ее, заботилась о ней. И из такой девочки вырастала хорошая мама и хозяйка. Педагог; Еще из тряпочек делали игрушки, как вы думаете, какие: Вот посмотрите какие красивые мячики, некоторые из них были погремушками, в них клали горох, камушки, привязывали бубенчики и в них тоже можно было играть. А на улице играли в мячик в такую игру - вышибалы, она сохранилась до нашего времени и мы тоже знаем ее и любим играть в эту подвижную игру. А как можно еще играть с мячом? Еще мяч бросали в цель, развивая меткость. Давайте мы с вами сейчас тоже поиграем.

ИГРА: «Попади в цель» Дети делятся на две команды, бросают мячи по корзинам. У какой команды в корзине окажется больше мячей, та и победила.

Педагог: А теперь давайте подумаем, из какого материала еще делали кукол? Дети: Дерева, любого природного материала (трава, лыко, пряжа ...) Педагог: Вот посмотрите, из чего еще делали куклу? Брали поленце, заворачивали в бабушкин платок. Получался младенец. Вот подержите на ручках. Почувствуйте тепло от куклы. Посмотрите внимательно у этой куклы нет глазок, носа, рта, но если

включить воображение, то все это можно увидеть, вот посмотрите, правда, видно личико? Вообще лица куклам не рисовали, потому что существовало поверье, что кукла с лицом имеет душу и может навредить ребенку.

Педагог: А вот мальчик вырос, и что он все играл с маленьким конем? С конем, но уже не с этим. Вот посмотрите (берет ухват), вот этот ухват, который был в каждой избе и предназначался для чего?

Дети: Им вытаскивали горшок с кашей из печи.

Педагог: Это и был конь. Иди Семен, покажи, как скакали на этом коне? Молодец! Так скакали мальчишки на любой палке. Дети:скачут на «коне».

Педагог: А сейчас я вам покажу игрушку, в которую играли и мальчики и девочки. Как вы думаете она называется? Правильно, волчок Когда вы были маленькие тоже играли в волчок, только теперь они из пластмассы, металла. А старинный волчок, конечно был из дерева.

Давайте поиграем в волчок. Правила простые. У кого волчок дольше прокрутится, тот и выиграл.

Педагог делит детей на группы по 2 человека, раздает на каждую группу по волчку. Дети играют волчком.

Педагог: Молодец, Таня, у тебя волчок крутился дольше всех. Но ничего, мы с вами будем на переменах тренироваться, чтобы у всех хорошо получалось. Педагог: А еще дети играли и в подвижные игры. Избы были большие, просторные. За окном холодно, а в избе топится печка тепло, уютно. А ребятам хочется подвигаться. Как вы думаете, в какие подвижные игры дети играли в избе?

Педагог показывает презентацию « Игры детей конца XV11 века в живописи великих художников» где дети играют в прятки, в жмурки.Дети рассматривают картины, педагог задает вопросы, комментирует увиденное.

11сдагог: Давайте мы с нами тоже поиграем в жмурки.

Дети играют в игру «Жмурки» (Все встают в круг, в центре водящий с завязанными глазами. Надо угадать кого поймал.)

Педагог: Вы знаете ребята! У нас на Русибыли талантливые умельцы, которые вырезали из дерева очень сложные фигурки, в основном животных. И дети тоже играли с этими игрушками. Мы знаем, что животных в деревне было очень много и. играя дети учились ухаживать за животными.

Игрушек того времени у нас в избе нет, но и в наше время есть мастера, которые делают такие деревянные игрушки. Недалеко от Ногинска есть Подмосковный город Сергиев-Посад и село Богородское, где и делают замечательные деревянные игрушки. Наши ребята бывали там на экскурсии и мы с вами обязательно там побываем. У нас в избе собрана большая коллекция таких игрушек. На наших занятиях мы обязательно будем говорить об этом народном промысле « Богородская игрушка». А сейчас я вам покажу эти игрушки.

Педагог показывает Богородские игрушки: курочки клюют черно, медведь рубит топором, зайцы катаются на качелях.

5.Проверка усвоения полученных знаний:

Педагог А сейчас давайте посмотрим как вы запомнили то. о чем я вам рассказывала? Вот вам корзина в которой лежат разные игрушки и задание: выберите игрушки, в которые могли играть дети 100 лет назад и расскажите, почему это так.

Педагог дает корзину, в которой находятся игрушки современные и старинные, каждый ребенок выбирает старинную игрушку и говорит почему она старинная.

Дети: Игрушки того времени были сделаны из натурального материала и это: орудия труда, предметы быта, мячи, лошадки, куклы.

6.        Постановка домашнего задания.

Педагог: Ребята, давайте на следующее занятие принесите свою любимую игрушку, вспомните кто и когда вам ее подарил, и составьте рассказ о ней, почему она вам нравится и как вы в нее играете. Мы с вами выберем самую интересную игрушку, отметим самый интересный рассказ и поиграем в самую интересную игру, (игрушка должна быть любимой!)

7.        Закрепление изученного материала:

Педагог: А теперь я хочу послушать вас. о каких играх и игрушках вы сегодня узнали, какая игрушка или игра вам понравилась больше всего, и в какие игры вы будете теперь играть дома или в школе на перемене? Дети: Прятки, жмурки, куклы.

Педагог А хотелось бы вам научится делать такие куклы своими руками? Педагог: На следующем занятии мы с вами будем учиться делать игрушки своими руками, и вы сможете взять их с собой, подарить младшей сестренке, научить подругу делать такую же игрушку. И даже можете создать коллекцию, потому что куклы очень разные, по разному называются, и каждая имеет свое назначение. Но это все вы узнаете на следующих занятиях.

8.Подведенис итогов занятия.

Педагог Сегодня мы с вамиузнали в какие игры и игрушки играли наши прабабушки и прадедушки, когда были маленькими детьми, узнали из чего их делали, научились играть в некоторые из них. Я думаю что игры вам понравились и вы можете с друзьями играть в них у себя дома, на улице, в школе на перемене, а когда вырастите и станете взрослыми научите играть в эти игры своих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Конспект занятия НОД область"Физическая культура" по теме" Игры маминого детства" для детей подготовительной группы.

Конспект занятия НОД область "Физическая культура", тема: " Игры маминого детства" для детей подготовительной группы....

Обобщение опыта по физической культуре по теме: "использование игровых технологий на занятиях физической культуры"

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я счит...

Конспект занятия: "Звуковая культура речи: звук [ш]"

Цель. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой....

Конспект занятия на тему: «Игровая культура детства»

Конспект занятия на тему:«Игровая культура детства»Раздел программы «Игрушка - небалушка!» Занятие первое.Тема занятия: Игровая культура детства.Тип занятия: формирование новых...

Конспект занятия: "Правовая культура"

Материал может быть использован социальными педдагогами учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же в школе...