Тематическое планирование кружка "Красоты Тульского края"
календарно-тематическое планирование по краеведению (7 класс) по теме

Чистякова Елена Евгеньевна

Планирование предназначено для занятий  с учениками  6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok._krasoty_tulskogo_kraya.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Методическое объединение гуманитарного цикла

Рабочая учебная программа

 кружка

«Красоты Тульского края»

для обучающихся  7-8  классов

Автор –  Чистякова Елена Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ № 9»:

___________________ С.В.Лукьянова

«___»________________ 20___ г.

РЕКОМЕНДОВАНА

к утверждению на заседании

методического объединения                                            гуманитарного  цикла

 МБОУ «СОШ №9»:

       «___»_________________20___ г.

               _________________  А.С.Мухина

г. Донской.

2012  год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа рассчитана для учащихся 7 класса. Один год обучения.

Количество часов: всего – 34

Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры.

Задачи курса:

изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края;

расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;

на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.

Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.

 Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций  в разных его проявлениях.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 7-8 классов.

 На территории Тульской  области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Тула, , Алексин, Белёв, Богородицк, Венёв, Плавск, Одоев, Чекалин, посёлок Епифань, село Крапивна. . Они сохранили свою историческую планировочную структуру, застройку, природный ландшафт и насыщены памятниками истории и культуры.
Богата событиями история Тульского края. Здесь находится первое ратное поле России, где в 1380 году произошла историческая Куликовская битва, положившая начало освобождению русских земель от татарского ига. Со всего мира люди едут в мкзеи-усадьбы Л.Н.Толстого и В.Д.Поленова.

С нашим краем связаны имена известных учёных, писателей, поэтов, композиторов, общественных деятелей, национальных героев - А.С.Хомякова, И.С.Тургенева, А.Т.Болотова, В.А.Левшина, В.А.Жуковского, К.Д. Кавелина, М.П.Мусоргского, А.С.Даргомыжского, Н.И.Белобородова, В.В.Вересаева, А.И.Бунина, В.Ф.Руднева и других. Они - слава Тульской земли и национальная гордость России.

Тульская  область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.

Главным смысловым стержнем программы должна стать связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края могут быть решены на базе практико- ориентированной работы учащихся через призму ученической исследовательской деятельности, через метод учебных проектов как системный компонент учебно-воспитательного процесса, позволяющий построить его на принципах проблемного и деятельностного подходов, личностно ориентированного обучения, педагогики сотрудничества. Формами работы может быть посещение музеев, выставок, создание презентаций, творческих практических работ.

Предлагаемый перечень объектов художественной культуры не является стабильным. Именно расширение поиска новых памятников, предметов, объектов искусства и других достопримечательностей является первоочередной задачей

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

Общие требования к знаниям и умениям по курсу «Культура края»:

1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.

2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.

3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.

4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого его района, поселка.

6. Знать декоративно-прикладное творчество родного края, имена народных мастеров.

Список литературы для учителей и обучающихся

1) С.Д.Ошевский. Тульский биографический словарь. Новые имена.- Тула: Издательский Дом .  «Пересвет», 2003

2) Александр Белов, Юрий Задков. Донской. Тула: Издательский Дом . «Пересвет», 2004

3) Майорова Т.В. История Тульского края в географических названиях.- Тула: Издательство Тул.гос.пед.ун-та им Л.Н.Толстого, 2009

4) Красная книга: Особо охраняемые природные территории Тульской области. – Тула: Гриф и К.

5) З.Журавлёва. Филимоновские чародеи. Тула: Приокское книжное издательство1987

6) И.Афремов. История Тульского края. Тула: Приокское книжное издательство 2002

7) Н.И.Троицкий. Тульские древности. Тула: Приокское книжное издательство 2002

8) Край наш Тульский. Путеводитель. Тула: Издательский Дом «Пересвет» 2002

9) Ты частицы России единой – дорогой наш Донской. Тула – Донской 2009

10) Ты частицы России единой – дорогой наш Донской. Художники города. Тула: Гриф и К. 2009

11) Энциклопедия городов и районов Тульской области. Тула: Издательский Дом «Пересвет» 2000

Поурочно- тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дом.задание

Примечание.

ВВЕДЕНИЕ.  

Урок № 1

Что изучает курс «Культура края».

1

Подобрать материал о памятниках культуры

АРХИТЕКТУРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И АНСАМБЛИ ТУЛЬСКОГО КРАЯ

Урок № 2-3

Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.

2

Сбор материала

презентация

Урок № 4-5

Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы.

2

Создать презентацию

Презентация

Урок № 6-8

Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни.

3

Создать презентацию

презентация

МИР МУЗЕЯ

Урок № 9-12

Музеи тульской области

4

подготовить сообщение об одном объекте

презентация

ТУЛЬСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Урок № 13

 Возникновение тульских народных промыслов.

1

подготовить сообщение

презентация

 КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ, ЕГО ЦЕНТРЫ. ОСОБЕННОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ.

Урок № 14

 Кружевной промысел в городе Белеве.

1

подобрать материал

презентация

Урок № 15

Одоевские кружева.

1

презентация

Урок № 16

 Крестьянские центры кружевоплетения.

1

подготовить сообщение

презентация

Урок № 17

 Белевский Крестовоздвиженский девичий монастырь.

1

презентация

 ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА, ЕЕ ФУНКЦИИ, БЫТОВАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ И ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ.

Урок № 18

Филимоновская игрушка. История становления и развития промысла.

1

начать работу над созданием проекта

презентация

Урок № 19

Художественные особенности филимоновской игрушки.  

1

продолжить работу  по проекту

презентация

Урок № 20

Тульская игрушка как феномен взаимодействия народной и профессиональной культуры.

1

продолжить работу  по проекту

презентация

Урок № 21

"Тульские князьки"

1

продолжить работу  по проекту

презентация

Урок № 22-23

Белёвская глиняная игрушка. "Белёвская барыня".

2

продолжить работу  по проекту

презентация

ПРЯНИЧНЫЕ ДОСКИ.

Урок №24-25

История пряничных досок.

2

продолжить работу  по проекту

презентация

ТУЛЬСКАЯ ВСЕЧКА

Урок № 26

Секреты тульскойвсечки

1

продолжить работу  по проекту

презентация

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Урок № 27-31

Работа над мини проектами о народных промыслах тульского края.

5

продолжить работу  по проекту

консультации

Урок № 32-34

Защита проектов.

2

Урок № 35

Викторина по пройденным темам.

1

Тематический план

Темы

Кол-во часов

Введение

1

Архитектурные комплексы и ансамбли Тульского края

7

Мир музея

4

Тульские народные промыслы

14

Практическая работа

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация женщины-уроженки тульского края

Женщины участники боевых стражений...

Паганини Тульского края

Классный час «Паганини Тульского края» посвящен нашему земляку, человеку-патриоту – Н.И.Белобородову, создателю тульской хроматической гармони,  первого оркестра гармонистов, основателю коллектив...

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)

Внеклассное мероприятие по краеведению Путешествие по Тульскому краю. (Проводится после обобщающего занятия по спецкурсу «История Тульского края»)...

Исследовательская работа. Промыслы Тульского края. «КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТУЛЬСКОГО КРАЯ. ТУЛЬСКИЕ САМОВАРЫ»

В исследовательской работе изучается возрождение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, народных промыслов и ремесел является приоритетным направлением в культурной жизни Тульской обла...

По знаменательным местам Тульской области. Ясная Поляна. (Лев Толстой и Тульский край)

К нам Лев ТолстойПриходит в раннем детстве.И с той незабываемой порыЖивут вокруг меня с реальностью в соседствеЕго необычайные миры… Я за полночь от книги отрываюсь,Сквозь сон шепчу героев ...

Календарно-тематическое планирование курса «Край корабельных сосен, край голубых озёр…» в рамках модуля «Дополнительные главы географии»

Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и...