История и культура Ленинградской земли
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему

Михеева Елена Владимировна

Программа курса по краеведению для 9 класса 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_istoriya_i_kultura_leningradskoy_zemli.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумиловская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «Шумиловская СОШ»

______________В.В.Смирнова

«____» ____________ 2012 г.

Рассмотрено на методическом                                            

объединении учителей  

 профильных предметов

_________ М.А.Бусова

Протокол №____ от _____                                      

                                           

  Согласовано:  

  Зам. директора МОУ «СОШ №1»

  __________ В.Г.Ласточкина

 «____» ____________ 2012 г.

 Протокол заседания методического

 совета школы №____ от _________                    Рабочая программа курса

 «История и культура Ленинградской земли»

 для 9 класса

на 2012 – 2013 учебный год.

                                                                                    Составитель: Михеева Елена Владимировна

учитель географии 1 категории

 п. Саперное, 2012 год

Пояснительная записка

    Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся 9 классов (34 часа – 1 час в неделю) является важной составной частью интегрированного предмета «Природа, история и культура Ленинградской земли» -  СПб, ЛОИРО, 2006.

Он решает ряд принципиально важных задач по реализации федерального и регионального компонентов исторического образования.

    Цели изучения. В соответствии с федеральным государственным стандартом цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания.

    Эта общая цель определяет задачи регионального предмета «История и культура Ленинградской земли», изучение которого направлено на овладение учащимися основными знаниями по истории и культуре Ленинградской области, формирование основ системных исторических знаний, основ гуманитарной и гуманистической культуры, способствует социальной адаптации ученика.

    Курс соответствует целям исторического образования в целом и направлен на формирование у школьников патриотизма, уважения истории и традициям нашей Родины, на овладение методами исторического познания, навыками работы с различными источниками исторической информации, применения знаний и представлений для жизни в современном обществе.

   Кроме сформулированных выше, курс преследует цель, сформулированную в региональной целевой программе развития образования Ленинградской области: воспитание гражданственности и любви к Родине, труду, развитие образования с учётом  специфики социально-экономического и культурного развития региона, выступающего в качестве одного из факторов его экономического и социального развития.

настоящий региональный курс призван дать учащимся знания по истории и культуре Ленинградской области и на  их основе сформировать у школьников:

- чувство любви и признательности к малой Родине;

- умение использовать приобретённые знания в повседневной жизни;

- компетенции, необходимые для социального и профессионального самоопределения.

   Программа курса ориентирована также на формирование у школьников уважения к символике России и Ленинградской области как составной части воспитания гражданина.

Программа рассчитана на организацию самостоятельной работы учащихся с использованием знаний, приобретённых по другим предметам, а также имеющегося опыта повседневной жизни и практической деятельности.

Курс разработан с учетом возрастных особенностей учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса  «История и культура Ленинградской земли» учащийся должен:

знать и понимать:

- основные этапы и ключевые события истории родного края с древнейших времён до наших дней;

- взаимосвязь всемирной, отечественной и локальной истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся у народа, населяющего территорию Ленинградской области;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- виды исторических источников для изучения прошлого и настоящего своей малой Родины.

уметь:

- соотносить даты событий отечественной и региональной истории;

- определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий;

- объяснять своё отношение к событиям и личностям, оставившим заметный след в истории края;

- рассказать об исторических  событиях и их участниках, показывая знания фактов, дат и терминов;

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- использовать приобретённые знания при написании творческих работ (рефератов, сочинений, олимпиадных работ);

- показывать на исторической карте границы территорий и их изменения, города и районы, места исторических событий;

- искать историческую информацию и критически её анализировать;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для понимания причин и значения событий и явлений современной жизни региона;

- для определения собственной позиции по отношению к историческому прошлому и явлениям современной жизни;

- для осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина и патриота;

-  для использования знаний об истории и культуре региона в общении с людьми другой культуры, национальности и религиозной принадлежности.

Содержание курса:

Введение – 1 час.

Ленинградская земля в составе Российской Федерации. Санкт – Петербург – политический и культурный центр Ленинградской области. Особенности природы, климат, почвы, растительный и животный мир Ленинградской области.

История заселения и формирования этнического состава населения области.

Глава 1. Наша земля с древнейших времён до XIX века – 9 часов.

Заселение региона 5-4 тыс. лет до н.э. Археологические памятники. Первобытные поселения, этносоциальный состав, основные занятия, языческие верования. Протосаамы.  Расселение «уральских племён» - волжско-финского населения. Прибалтийско-финские племена. Пути и характер расселения славян. Социально – экономическое развитие и древние торговые пути. Ладога и Новгород  в свете традиционных и современных концепций возникновения Древнерусского государства (Киевская Русь). Признание варягов – Рюрик.  Становление Новгородской республики. Особенности культурного развития региона как фактора формирования древнерусской народности.  Борьба с немецкой и шведской агрессией. Александр Невский и битва за независимость. Основание Выборга. Социально-экономическое развитие. Расцвет Ладоги. Христианизация края. Историко-культурное наследие, объекты Всемирного наследия на территории региона. Северо-Запад во внутренней политике Москвы. На страже северо-западных рубежей России. Ливонская война. Экономическое развитие региона. Основные черты культурного развития. Монастырское строительство. Наш край в эпоху Смутного времени. Столбовский мир. Ингерманландия. Северо-Восток Новгородской земли. Борьба России за возвращение Ижорской земли во второй половине 17 века. Освобождение Ижорской земли. Хроника военных действий Северной войны. Образование Санкт-Петербургской губернии и её административно-территориальное устройство. Роль и значение столицы Российской империи в развитии губернии.  Социально-экономическое развитие и культура региона. Древние города Северо-Запада в 18 веке.

 Глава 2. Петербургская губерния в XIX веке – 4 часа.

Сельское хозяйство, промыслы, особенности помещичьего хозяйства. Мануфактуры. Население, становление этнического обновления региона. Война со Швецией 1808-1809 гг. Губерния в Отечественной войне 1812 г.

Крестьянские волнения. Движение декабристов. На пути к реформам. Крымская война. Отмена крепостного права.  Крестьяне и реформа. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Промышленность, транспорт и связь. Губернское земство. Образование, медицина.  Жизнь и быт населения. Фольклорные традиции. Религиозная жизнь. Храмы русского Севера. Творческие мастерские деятелей литературы и искусства.

  Глава 3.  Наш край в 1900-1940 гг. – 7 часов.

Губерния на рубеже 19-20 вв. Состав населения. Социально-экономическая характеристика. Органы власти и управления в губернии.  Конфликты рабочих с предпринимателями. Экономические и социальные требования рабочих. Противоправительственные выступления. Революционные организации. Массовое революционное движение 1905 г. Аграрная реформа 1906 г. Аграрная политика П.А.Столыпина. Начало мировой войны. Хроника революционных событий февраля-марта 1917 г.

Октябрьское вооружённое восстание. Трудные месяцы новой власти. На пути к Гражданской войне. Наш край в годы Гражданской войны. Преодоление политических и экономических трудностей. НЭП. Общественно-политическая и культурная жизнь. Административно-территориальное устройство и организация власти. Образование Ленинградской области.  Курс на индустриализацию страны. Перелом в жизни крестьянства. Противоречия социально-культурного развития. Советско-финская война - «Война, которой могло не быть».

Глава 4. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг) – 6 часов

Боевые действия на территории области. Переход Ленинградской области на военное положение. Формирование ЛАНО. «Невский пятачок», Ораниенбаумский плацдарм, Лужский оборонительный рубеж, «Дорога жизни». Создание чрезвычайных органов руководства областью. Организация эвакуации населения. Строительство оборонительных сооружений и защита укрепрайонов. Поставка продовольствия и техники для оккупированного Ленинграда. Оккупированные районы. Жестокость оккупационных властей.  Массовые репрессии. Постановление «О формировании партизанских отрядов». Партизанское движение. «Никто не забыт, ничто не забыто!». Тяжёлые последствия войны: материальный ущерб и людские потери. Возрождение городов и посёлков.

Помощь государства.

 Глава 5. Послевоенное и современное развитие Ленинградской области – 6 часов.

План восстановления и развития хозяйства области на 1946-1950гг. Рост населения. Герои Социалистического труда в послевоенные годы. Интенсивное индустриальное развитие области. Новостройки. превращение Ленинграда и области в единый территориально-экономический комплекс. Особенности нового исторического этапа. Новое административное управление Ленинградской области. Социальные последствия непродуманных реформ. Некоторые положительные сдвиги  в развитии области. Приоритетные направления социально-экономического развития области.  Успешное решение социальных проблем. Культурное развитие. Звание «Почётный гражданин Ленинградской области». Реализация стратегического плана развития топливно-энергетической отрасли: первая очередь БТС, строительство РПК, Терминалов Морского торгового порта в Усть-Луге. Строительство «Северного потока». Газификация районов области.

Резерв – 1 час.

Тематическое планирование курса «История и культура Ленинградской земли» - 34 часа.

№ п/п

Название темы

Дата

Оборудование урока

Понятия (знать, уметь)

Контроль (контрольные, практические, лабораторные)

1.

Введение -1 час.

Особенности географического положения.

Учебник. Карта Ленинградской области России. Герб и флаг.

Мультимедиа ресурсы (компьютер, проектор, презентация, выход в интернет).

Знать и уметь показывать положение Ленинградской области на карте России.

Знать создателя герба и его историю.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником и картой.

              Глава 1. Наша земля с древнейших времён до XIX века – 9 часов.

2.

Древнее население области: водь, ижора, вепсы. Славяне.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы

Знать народы древности и их расселение на территории нашего края. Протосаамы.

Уметь показывать пути переселения славян, и древние торговые пути («из варяг в греки», «из варяг в арабы») Знать их быт и занятия.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником и видео слайдами.

Работа в тетрадях.

3.

Древняя Ладога.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Презентация по теме «Древняя Ладога»

Знать и уметь описывать Древнюю столицу Руси.

«Верхняя Русь», роль Ладоги в цивилизации Древней Руси.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником и видео слайдами.

Работа в тетрадях.

4.

Северо – Запад Руси в X -  XII вв.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы

Ладога и Новгород  в свете традиционных и современных концепций возникновения Древнерусского государства (Киевская Русь). Признание варягов – Рюрик.  Становление Новгородской республики.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником и видео слайдами.

Работа в контурных картах

5.

В составе Новгородской республики XII – XV вв.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы.

Особенности культурного развития региона как фактора формирования древнерусской народности.  Борьба с немецкой и шведской агрессией. Александр Невский и битва за независимость. Основание Выборга.

Составление кроссворда.

Работа с текстом в учебнике.

6.

Социально-экономическое развитие региона в XII – XV вв.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы.

Социально-экономическое развитие. Расцвет Ладоги. Христианизация края. Историко-культурное наследие, объекты Всемирного наследия на территории региона.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником и видео слайдами.

7.

Северо-Западные земли в составе Российского государства.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы.

Северо-Запад во внутренней политике Москвы. На страже северо-западных рубежей России. Ливонская война. Экономическое развитие региона. Основные черты культурного развития. Монастырское строительство.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником и видео слайдами.

Работа в контурных картах.

8.

Северо-Запад России в XVII в.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы.

Наш край в эпоху Смутного времени. Столбовский мир. Ингерманландия. Северо-Восток Новгородской земли. Борьба России за возвращение Ижорской земли во второй половине 17 века.



Фронтальный опрос.

Работа с учебником и видео слайдами. Составить развёрнутый план текста.

9.

Санкт-Петербургская губерния в XVIIIв.

Северная война.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы.

Освобождение Ижорской земли. Хроника военных действий Северной войны. Образование Санкт-Петербургской губернии и её административно-территориальное устройство. Роль и значение столицы Российской империи в развитии губернии.  Социально-экономическое развитие и культура региона. Древние города Северо-Запада в 18 веке.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником и видео слайдами.

Работа в контурных картах.

10.

Обобщение и контроль знаний по теме.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы.

Тест по теме.

               Глава 2. Петербургская губерния в XIX веке – 4 часа.

11.

Губерния в первой половине XIX века.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Сельское хозяйство, промыслы, особенности помещичьего хозяйства. Мануфактуры. Население, становление этнического обновления региона. Война со Швецией 1808-1809 гг. Губерния в Отечественной войне 1812 г.

Крестьянские волнения. Движение декабристов. На пути к реформам. Крымская война.

Работа с учебником.

Составление развернутого плана текста.

12.

Губерния во второй половине XIX века.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Отмена крепостного права.  Крестьяне и реформа. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Промышленность, транспорт и связь. Земство.

Фронтальный опрос.

Работа с текстом учебника.

13.

Культура Петербургской губернии в XVIII в.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Образование, медицина.  Жизнь и быт населения. Фольклорные традиции. Религиозная жизнь. Храмы русского Севера. Творческие мастерские деятелей литературы и искусства.

Составление кроссворда, вопросов викторины, сообщения учащихся.

14.

Обобщение и контроль знаний по теме.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Тест по теме.

               Глава 3.  Наш край в 1900-1940 гг. – 7 часов.

15.

Социально-экономическое развитие губернии в конце 19 – начале 20 вв.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Губерния на рубеже 19-20 вв. Состав населения. Социально-экономическая характеристика. Органы власти и управления в губернии.

Фронтальный опрос,

работа с текстом.

16.

Общественно-политическая борьба в губернии в годы первой российской революции.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы


Конфликты рабочих с предпринимателями. Экономические и социальные требования рабочих. Противоправительственные выступления. Революционные организации. Массовое революционное движение 1905 г.

Работа с текстом по составлению плана статьи

17.

Аграрная реформа в губернии.

Учебник. Карты Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы

Презентация



Аграрная реформа 1906 г. Аграрная политика П.А.Столыпина.

Работа с текстом учебника, составление конспекта.

18.

Петроградская губерния в пожаре гражданского противостояния.

Учебник. Карта Ленинградской области. Мультимедиа ресурсы


Начало мировой войны. Хроника революционных событий февраля-марта 1917 г.

Октябрьское вооружённое восстание. Трудные месяцы новой власти. На пути к Гражданской войне. Наш край в годы Гражданской войны.

Работа с учебником.

Заполнение таблицы

19.

Петроградская губерния на путях хозяйственного возрождения (1921-1927 гг).

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Преодоление политических и экономических трудностей. НЭП. Общественно-политическая и культурная жизнь.

Фронтальный опрос.

Работа с учебником, сообщения учащихся

20.

Противоречия и трудности в развитии Ленинградской области в условиях сталинского режима (1927- июнь 1941гг.).

Учебник. Карта Ленинградской области.

Презентация о советско – финской войне.

Мультимедиа ресурсы

Административно-территориальное устройство и организация власти. Образование Ленинградской области.  Курс на индустриализацию страны. Перелом в жизни крестьянства. Противоречия социально-культурного развития. «Война, которой могло не быть».

Работа  с текстом.

Составление конспекта.

21.

Обобщение и контроль знаний по теме.

Карта Ленинградской области.







Тест по теме.

Глава 4. Ленинградская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг) – 6 часов

22.

Организация отпора фашистским захватчикам на Ленинградской земле.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Боевые действия на территории области. Переход Ленинградской области на военное положение. Формирование ЛАНО. «Невский пятачок», Ораниенбаумский плацдарм, Лужский оборонительный рубеж, «Дорога жизни».


Фронтальный опрос.

Сообщения учащихся.

23.

Трудящиеся прифронтовых районов области фронту.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Создание чрезвычайных органов руководства областью. Организация эвакуации населения. Строительство оборонительных сооружений и защита укрепрайонов. Поставка продовольствия и техники для оккупированного Ленинграда.

Беседа. Работа с учебником.

24.

Оккупационный режим.

Учебник. Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы

Оккупированные районы. Жестокость оккупационных властей.  Массовые репрессии.

Фронтальный опрос.

Работа с текстом учебника.

25.

Всенародная борьба в тылу врага.

Учебник.

Портреты юных патриотов.

Мультимедиа ресурсы

Постановление «О формировании партизанских отрядов». Партизанское движение. «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Фронтальный опрос.

Сообщения учащихся о героях партизанского движения.

26.

В освобождённых районах.

Учебник.

Карта Ленинградской области.

Мультимедиа ресурсы


Тяжёлые последствия войны: материальный ущерб и людские потери. Возрождение городов и посёлков. Помощь государства.

Фронтальный опрос.

Работа с текстом.


27.

Обобщение и контроль знаний по теме.


Тест по теме.

               Глава 5. Послевоенное и современное развитие Ленинградской области – 6 часов.

28.

Возрождение Ленинградской земли (1946-1960гг).

Учебник. Карта Ленинградской области.

Презентация по теме «Знаменитые люди Ленинградской области»

План восстановления и развития хозяйства области на 1946-1950гг. Рост населения. Герои Социалистического труда в послевоенные годы.

Творческие сообщения учащихся о знаменитых и почитаемых людях Ленинградской области.

29.

Ленинградская область в 60-80-е гг.

Карта Ленинградской  области.


Мультимедиа ресурсы.

Интенсивное индустриальное развитие области. Новостройки. превращение Ленинграда и области в единый территориально-экономический комплекс.

Фронтальный опрос.

30.

Трудные 90-е гг.

Карта Ленинградской  области.


Мультимедиа ресурсы.

Особенности нового исторического этапа. Новое административное управление Ленинградской области. Социальные последствия непродуманных реформ. Некоторые положительные сдвиги  в развитии области.

Работа с текстом и статистическими материалами.

31.

Вступая в 21 век.

Карта Ленинградской  области.


Мультимедиа ресурсы.

Приоритетные направления социально-экономического развития области.  Успешное решение социальных проблем. Культурное развитие. Звание «Почётный гражданин Ленинградской области».

Работа с текстом и статистическими материалами.

32.

Топливно-энергетический комплекс и роль Ленинградской области в развитии ТЭК страны.

Карта Ленинградской  области.


Мультимедиа ресурсы.

Реализация стратегического плана развития топливно-энергетической отрасли: первая очередь БТС, строительство РПК, Терминалов Морского торгового порта в Усть-Луге. Строительство «Северного потока». Газификация районов области.

Работа с текстом и статистическими материалами, статьями периодической печати.

33.

Обобщение и контроль знаний по теме.

Тест по теме.

34.

Обобщение знаний по курсу «История и культура Ленинградской земли».

Карта Ленинградской  области.


Мультимедиа ресурсы.

Викторина «Что? Где? Когда?»

Список литературы:

1. История и культура Ленинградской земли с Древнейших времён до наших дней/

 под ред. С.А.Лисицина.- СПб.: Специальная литература, 2003.

2.  Ленинградская область – транзит в будущее.-СПб.: Лики России, 2002.

3. Архитектурное наследие Ленинградской области.- Л., 1983.

4. Атлас Ленинградской области.-М.,1967.

5. М.Х.Алешковский каменные стражи: Путеводитель по древним крепостям.- Л., 1971.

6. И.П.Барбашин и др. Битва за Ленинград. 1941-1944.-М.,1964.

7. Л.И. Гришанина и др. памятные места Ленинградской области.- Л., 1973.

8. В.И.Громов, И.П.Шаскольский Приозерск.- Л., 1976.

9. А.В.Даринский Ленинградская область.- Л., 1975

10. Достопримечательности Ленинградской области.- Л., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс

Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...

Рабочая программа по предмету "История православной культуры земли Смоленской"

Программа составлена для 5-6 классов коррекционной школы 8 вида....

История и культура Ленинградской земли

Кроссворды, посвященные природе и истории Ленинградской земли....

Ленинградское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах

Ленинградское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в 1966-70 - х годах...

Рабочая программа по Истории Ленинградской земли 8 - 9 класс

Значение курса «История и культура Ленинградской земли» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их исторической и культу...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....