Вепсы: история, культура, моя семья.
творческая работа учащихся по краеведению по теме

Нечаева Татьяна Васильевна

Исследовательская работа ученицы 9 "Г"  класса Стириной Анастасии о малочисленных народах фино-угорской языковой семьи вепсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vepsy.doc247 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16» Г. ПРЕМИ

VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских

экологических проектов «Человек на Земле»

Номинация №4

«Этнографические исследования»

Вепсы: история, культура, моя семья

Работу выполнила

ученица 9 «Г» класса

МОУ «СОШ №16» г. Перми

Стирина Анастасия

Руководитель:

учитель географии

Нечаева Татьяна Васильевна

Пермь 2011

Содержание

        Главы                                                                            Страницы

Введение                                                                                         3

1.  История формирования вепсских народов                             3 - 4

2.  Расселение вепсов на территории России        4 - 5

3.  Откуда произошло название нашего города         5 - 6

4.  История  моей семьи           6

5.  Этнографическая культура вепсов        6 - 8

     А) Национальный костюм  вепсов        8

      Б) Национальная кухня вепсов        8

6. Другие народы финно-угорской языковой группы        8 - 9

Заключение        10

Список литературы        10

Приложение        1 - 2

Введение

Я выбрала эту тему, потому что она связана с историей моей семьи. В пятом классе я узнала, что семья моего папы происходит от народа Вепсы, жившего по берегам Ладожского и Онежского озёр, оттуда же происходит история моей фамилии. Ещё я узнала, что мой дедушка, (отец моего папы) является вепсом.

В летние каникулы мы с папой и с дедушкой ездили в Карелию, на родину вепсов, а соответственно и на мою историческую родину. Там мне очень понравилось, я немного узнала про народ вепсы и заинтересовалась им ещё сильнее. Теперь мне захотелось больше узнать об этом народе, о его культуре и традициях, потому что мне кажется, раз я на четверть являюсь вепсом, то я должна знать об этом народе.

 Вообще мне всегда нравились истории разных народов, я люблю узнавать что-то новое, тем более что это имеет отношение ко мне и к моей семье. Мне кажется это очень интересно – исследовать эту тему, и я думаю, что в дальнейшем она может мне, чем-нибудь пригодиться.

Поэтому целью своей работы я считаю узнать историю формирования вепсских народов, узнать историю их расселения в России, проследить историю моей семьи, а так же узнать много нового и интересного о культуре этого народа.

1.  История формирования вепсских народов.

Самоназвания — вепся, бепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад, До 1917 года вепсы официально именовались чудью. Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели пренебрежительный оттенок).

Предки Вепсов упомянуты в сочинении готского историка Иордана (6 век нашей эры), арабских источниках, начиная с Ибн Фадлана (X век), в Повести временных лет (XI век, весь), у западно-европейских авторов - Адама Бременского (конец XI века), Саксона Грамматика (начало XIII века). Археологические памятники древних Вепсов - многочисленные курганные могильники и отдельные поселения X - начала XII веков в юго-восточном Приладожье, Прионежье и Белозерье. Вепсы сыграли важную роль в этногенезе карелов, а также участвовали в формировании северных русских и западных коми. В начале 18 века Вепсы были приписаны к Олонецким (Петровским) оружейным заводам и Лодейнопольской верфи. В 1930-х годах осуществлялась попытка внедрения преподавания вепсского языка (алфавит на основе латинской графики) в начальной школе. В конце 1980-х годов в некоторых школах снова начали преподавание вепсского языка; издан вепсский букварь. Большинство говорит по-русски, вепсский язык считают родным 37,5%. В 1980-е годы возникло движение сторонников возрождения вепсского этноса и его культуры.

Традиционное занятие было  пашенное земледелие, животноводство и охота играли подсобную роль. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение для внутрисемейного потребления. Со второй половины XVIII века развилось отхотничество - лесозаготовка и сплав, бурлачество на реках Свирь, Нева. На реке Оять бытовал гончарный промысел. В советское время у северных Вепсов получило развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление. Многие Вепсы работают в лесозаготовительной промышленности, 49,3% проживают в городах.

Корни вепсского народа уходят в глубокую древность. Главные события исторического прошлого древних вепсов тесно связаны с городом Ладогой, который в IX-начале XI в.в. был крупнейшим форпостом государственного значения на Северо-Западе Руси, а позже и с Новгородским государством, в границы которого входили их земли.

2. Расселение вепсов на территории России.

 Выделяются три этнографические группы вепсов:

северные (прионежские) вепсы — на юго-западном побережье Онежского озера на границе с Ленинградской областью);

средние (оятские) вепсы — в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области);

южные вепсы — на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Общая численность в России — 8 240 человек по переписи 2002 года,  в 1989 — 12 142 человека, в 1959 — около 16 170. После  последней переписи только в Винницах обнаружены десятки человек, записавшие себя русскими по различным причинам. В связи с этим падение численности вепсов уменьшилось на 4 000 человека, то есть на треть.

В Карелии проживает 4 870 тыс. вепсов, что составляет более половины от общей численности этого народа. В 1994 году образована Вепсская национальная волость в Прионежском районе Карелии. Население Вепсской национальной волости проживает в 14 населённых пунктах, объединённых в три национальных вепсских сельсовета. Бывший центр волости — село Шёлтозеро — расположено в 84 км от Петрозаводска. В настоящее время на территории Республики Карелии находится три вепсских сельских поселения: Шёлтозерское, Рыборецкое и Шокшинское. В Вологодской области  В Бабаевском районе статусом национального вепсского сельского поселения обладает Куйское сельское поселение: деревни Кийно (Kuja), Никонова Гора (Pondala). Наибольшая по площади часть этнической территории вепсов располагается в Ленинградской области на стыке границ трёх административных районов Подпорожского, Тихвинского и Бокситогорского. Численность вепсов в Ленинградской  области 2 019 человек. Небольшие группы вепсов, переселенцев начала XX века, сохранилось в Кемеровской области и в Усть-Ордынском бурятском округе Иркутской области. В Кемеровской области перепись 2002 года зафиксировала 83 вепса. 281 вепс было зафиксировано переписью Украины 2001 года. В Пермском крае сейчас проживает 6 вепсов.

Языки — вепсский финно-угорской группы уральской семьи и русский. Вепский язык включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под сильной угрозой исчезновения». Большинство верующих — православные христиане.

Существует Общество вепсской культуры в Петрозаводске, пользующееся значительной помощью со стороны властей Карелии, и Вепсское общество в Санкт-Петербурге.

3. Откуда произошло название нашего города.

Пермский край занимает площадь 160236,5 кв.км на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, на стыке двух частей света - Европы и Азии. Территория региона почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому). Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км.

Самая северная точка Прикамья - гора Пура-Мунит (1094 м) на водораздельном Уральском хребте в верховьях рек Хозья, Вишера и Пурма - имеет координаты 61o 39' с.ш.

Впервые слово «пермь» встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала XII века «Повесть временных лет». Среди народов, которые «иже дань дают Руси», названа и Пермь. Если учесть, что первые походы русских на Урал проходили севернее бассейна Камы, то, вероятнее всего, так называли население Вычегодского бассейна, предков коми-зырян.

Откуда возникло слово «пермь»? Выяснением его происхождения занимались еще в XVIII веке. Среди многих объяснений заслуживает внимания гипотеза Д. В. Бубриха. Слово «пермь» пришло от финноязычных вепсов, населявших землю между Онежским и Ладожским озерами. Именно здесь проходили первые пути новгородцев на европейский Север. Встретившись с вепсами, новгородцы, естественно, интересовались еще более дальней северной землей. На языке вепсов далекая земля, или земля за рубежом, и называлась «перама». Вепское «перама» было переделано сначала в «перемь», а затем в «Пермь».

Первыми проявили интерес к великопермской земле новгородские купцы, которые за пушниной и данью неоднократно направляли сюда дружины своих ушкуйников. Однако вскоре у них появились соперники. В XIV - первой половине XV века земли по Верхней Каме все настойчивее посягало Московское княжество. Продвижение московских князей на северо-восток являлось частью борьбы за создание единого Русского государства.

Христианизация Прикамья проводилась в два этапа. В 1455 г. «приездил владыко Питирим в Великую Пермь на Чердыню крестити ко святой вере чердынцов», а в 1462 г. пермский епископ Иона «добавне крести Великую Пермь, поставим им церкви и попы и княжат Михайловы крести». На древней пермской земле начинают строить первые храмы.

4. История  моей семьи.

Моя собственная фамилия «Стирина» имеет интересное происхождение. Раньше племена вепсов жили в окрестностях реки Свирь, между Ладожским и Онежским озёрами. Когда Пётр Великий начинал строить флот на северо-западе России, он нанимал рабочих, строителей кораблей. Старшими над ними были приглашённые голландские мастера судостроения и судовождения, которых называли штурманами. Штурман – заимствовано в Петровскую эпоху из голландского языка, в котором sturman – сложение stur – «руль» и man – «человек, мужчина» буквально значит «рулевой». Вепсы, немного исказив голландское слово, называли из штирменами. Когда их спрашивали, чьи они, они преобразовывали притяжательное прилагательное и отвечали: «Мы штирменовы». С течением времени это прилагательное постепенно стало фамилией – Штирменов, затем звук, обозначаемый буквой Ш, постепенно стирался, сглаживался, слово менялось. В результате образовались фамилии «Стирменов», «Стирин» и др. похожие на них фамилии.

 Эта история моей фамилии помогла установить историю моей семьи, а именно кем были мои предки. И это действительно так, мой дедушка по папиной линии является вепсом, папа вепс на половину, а я на четверть. Интересна так же и история моей семьи по маминой линии, потому что многие мои родственники являются удмуртами. Удмурты, как и вепсы относятся к финно-угорской группе народов.

5.  Этнографическая культура вепсов.

Среди эпических жанров фольклора представляют интерес зачатки исторического эпоса — предания о первых насельниках местного края, так называемых панах-предках, а также о древней чуди. Развит сказочный эпос (волшебные, бытовые, сатирические сказки). Довольно устойчиво сохраняются некоторые жанры обрядового фольклора, например, погребальные причитания. Широко бытуют разнообразные пословицы, поговорки, крылатые выражения.  Наиболее распространенные поговорки «Выше всех – наша гора; лучше всех – наш родной язык», «Родная земля – моя боль и моя сила».

По мотивам вепсского музыкального фольклора профессиональными композиторами написаны «Вепсская рапсодия» Р. Пергамента, «Вепсская сюита» Л. Вишкарёва, «Фантазия на вепсскую тему для квартета кантеле» А. Голланда.

В 2006 году Национальный ансамбль песни и танца Республики Карелия «Кантеле» создал программу «Вепсские фантазии».

В 2008 году была создана вепсская фольклорная группа «Noid», исполняющая традиционные вепсские песни в современной аранжировке.

Вепсский праздник «Древо Жизни» проходит каждый год в селе Винницы Ленинградской области.

Национальный музыкальный инструмент – кантеле (см. Приложение).

Вепский язык очень красивый, интересный и непростой. Например, в нем 18 падежей, над отдельными буквами есть разные обозначения смягчения, слома интонации, удлинения.    

Cвято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь находится в 260 км от Санкт-Петербурга и в 21 км от районного центра г. Лодейное Поле. Монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения карелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря.

В 2002 году в рамках Года вепсской культуры в Финляндии прошла выставка «Страна вепсов» подготовленная и организованная Шелтозерским вепсским этнографическим музеем с привлечением фондов Карельского государственного краеведческого музея, школьных музеев Ленинградской и Вологодской области.

Выставка «Вепсская женщина конца XIX – начала XX веков состоялась в 1992 году в городе Кухмо в Финляндии. Основной идеей выставки было -  раскрыть для посетителя традиционное искусство вепсских мастеров XIX-XX веков. Показать на примере женских традиционных занятий – ткачества, вышивки, вязания – действия принципа «сохраняя, возрождаем».  На примере мужских традиционных занятий – добычи и обработки камня, кузнечного и плотницкого дела, берестоплетения – значимость и популярность вепсских мастеров далеко за пределами своего региона. 2005 год был объявлен
Годом коренных народов в Баренцевом сотрудничестве. В рамках мероприятий года в городе Мурманске открылась выставка «Прикладное искусство коренных народов Баренцева». В выставке приняли участие кольские саамы, северные вепсы и ненцы из Ненецкого автономного округа. Вепсский этнографический музей представил свою выставку, рассказывающую о традиционных ремеслах и современном прикладном искусстве вепсских мастеров. Фольклор признан международным сообществом главным источником национального самосознания. В селе Шелтозеро организовано три творческих коллектива - Вепсский народный хор, детский вепсский хор и хор ветеранов. Работа музея по сохранению, возрождению и развитию традиционных вепсских промыслов и занятий сегодня перешла на качественно новый уровень. Участие музея в проектах «Народные ремесла», «Сохранение культурных традиций Вепсского края», «Вепсские ручные ремесла», проведение международных семинаров на базе музея – все это привело к созданию в селе Шелтозеро организации "Каичей", объединившей вепсских мастеров и ремесленников Вепсской национальной волости. Цели организации - содействовать сохранению и развитию традиционных промыслов и ремесел, передавать навыки и умения молодежи, повышать эффективность и упорядочение производства продукции традиционных народных ремесел и промыслов.

А) Национальный костюм вепсов.

Особенность женской традиционной одежды - бытование юбочного (юбка и кофта) наряду с сарафанным комплексом (см. Приложение).

Б) Национальная кухня вепсов схожа  национальной  кухней карел. Основная отличительная особенность карельской кухни -  редкое присутствие в ней мяса, обилие рыбы и использование в большинстве случаев ржаной и ячменной муки. Традиционная пища - кислый хлеб, пироги-рыбники, рыбные блюда; напитки - пиво (олуд), хлебный квас. Калитка – традиционное блюдо (см. Приложение).

6. Другие народы финно-угорской языковой группы.

Народы финно-угорских языков живут на территории Европы уже почти 10 тысячелетий. В настоящее время представители уральской семьи языков (финно-угорских и самодийских) насчитывают около 25 миллионов. К финно-угорским относятся 24 народа. Будучи коренными жителями на своей земле, они в большинстве своем государственности никогда не имели. Только около 15 млн. венгров, 5 млн. финнов и 1 млн. эстонцев к настоящему времени создали свои независимые государства. Саамы живут в четырех странах и говорят на девяти разных языках. Квены в Норвегии говорят на диалекте финского языка и считаются национальным меньшинством. Диалект меянкиели (тоже финский) имеет статус регионального языка в Швеции. Ливы получили статус коренного народа в Латвии, но ливский язык изучается только на университетском уровне. Большая часть традиционной территории расселения народа сето находится в Псковской области России, однако большинство их переселились в Эстонию. Из 24 финно-угорских народов 17 проживают в России, три из них (саамы, ингерманландские финны и сето) – как в России, так и за ее пределами. Самые многочисленные финно-угорские народы имеют свои республики (карелы, мордва, марийцы и удмурты) или автономные округи (ханты, манси и ненцы), в которых являются национальными меньшинствами. Коми-Пермяцкий АО, где коми-пермяки были в большинстве, объединен с Пермской областью в Пермский край. У вепсов в Карелии есть своя национальная волость, а ингерманландские финны, ижора и селькупы не располагают территориальной автономией ни в каком виде. Водь, ижора и энцы (енисейские самодийцы) родным языком владеют лишь пожилые люди.

Число жителей России, фактически владеющих финно-угорскими языками сокращается. Существует немало факторов, которые тормозят рост национального самосознания финно-угорских народов. Основные: урбанизация, современные демографические изменения и миграционные тенденции, а также смешанные браки и недостаточное развитие городской культуры у этих народов. Все перечисленные факторы препятствуют сохранению у финно-угров присущего им образа жизни, который отвечал бы их самобытным традициям и культурным предпочтениям. Еще один немаловажный фактор – сокращение объема образования на родном языке. Некоторые коренные финно-угорские языки служат языком обучения только в начальной школе, а по новым учебным программам сокращается объем преподавания родных языков и литератур в старших классах. Главным фактором, который объединяет финно-угорские народы, является принадлежность их языков к одной языковой семье. Несмотря на одинаковую структуру языков, уральские народы не всегда понимают друг друга. Эстонец, правда, может понять речь финна, эрзяне понимают мокшан, а удмурт может побеседовать с коми, однако более удаленные друг от друга носители уральских языков должны проявить усердие, чтобы обнаружить общие черты своих языков, которые подтвердили бы их общее происхождение. В отличие от индоевропейцев люди, думающие на финно-угорских языках, склонны рассматривать природу не как объект, а скорее как своего партнера. У большинства финно-угорских народов культура не наложила печати агрессивности на их историю. Они всегда стремились приспосабливаться к своим новым соседям – вплоть до того, что предпочитали мигрировать, дабы сохранить свою самобытность. Западные финно-угры принадлежат к европеoидной расе. Самые близкие венграм народы – ханты и манси в Сибири, а также их соседи самодийцы – относятся к уральской подрасе, имеющей как европеоидные, так и монголоидные черты. Что касается религии, то большинство финно-угров – христиане. Эстонцы, финны и западные саамы – лютеране, венгры – большей частью католики, хотя среди них есть также кальвинисты и лютеране. В Европейской части России финно-угры исповедуют главным образом православие. Однако удмуртам и марийцам удалось сохранить и свою древнюю анимистическую религию, а сибирским финно-угорским и самодийским народам – шаманизм. См. приложение таблица 1 – финно-угорские народы.

Заключение.

Я узнала много всего нового и интересного о культуре народа вепсов, например, как он сформировался и как расселялся, написание этой работы показалось мне очень интересным. Больше всего мне понравилось и заинтересовало меня то, что я имею отношение к теме народа вепсы, а так же меня удивило то, что мои родственники со стороны мамы и со стороны папы входят в одну группу финно-угорских народов. При написании этой работы у меня возник неподдельный интерес к теме народа вепсы и я дальше буду продолжать знакомиться с ней.

Список литературы

Малиновская 3. П. Из материалов по этнографии вепсов.

Патрушев В. С. Финно-угры России. Йошкар-Ола, 1992 г.

В. В. Пименов. Вепсы (статья из справочника).

Пименов В. В. Вепсы. М.—Л., 1965 г.

Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. 1997 г.

Строгальщикова З. И. «Проблемы истории и культуры вепсской народности», Петрозаводск, 1989.

ru.wikipedia.org/wiki/Угр.

www.belti.ru/peoples/finnougr.html.

www.kominarod.ru/finno-ugry/

Приложения

Национальный музыкальный инструмент – кантале

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь

                         

Национальный женский костюм вепсов

   

           

Национальное блюдо – калитка 

Финно-угорские народы        Таблица 1

Народ

Численность

Рост / сокращение 1989-2002*

Страны

Венгры

  15 000 000

 

Венгрия, Румыния, Словакия, Австрия и др.

Финны

5 000 000

 

Финляндия, Швеция, Россия, Эстония

Эстонцы

1 000 000

 

Эстония

Мордва (эрзя и мокша)

843 400

-22%

Россия

Удмурты

636 900

-11%

Россия

Марийцы

604 300

-6%

Россия

Коми-зыряне

293 400

-13%

Россия

Коми-пермяки

125 200

-15%

Россия

Карелы

93 300

-27%

Россия

Саамы

55 000–100 000

 

Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия

Ненцы

41 300

+21%

Россия (Сибирь)

Ханты

28 700

+28%

Россия (Сибирь)

Чанго

20 000

 

Румыния

Манси

11 400

+37%

Россия (Сибирь)

Квены

10 000

 

Норвегия

Вепсы

8 200

-33%

Россия

Селькупы

4 200

+16%

Россия (Сибирь)

Бесермяне

3 000

 (в 1989 г. не учитывались)

Россия

Нганасаны

800

-38%

Россия (Сибирь)

Ижорцы

700

-12%

Россия

Энцы

300

+50%

Россия (Сибирь)

Ливы

250

 

Латвия

Водь

100

 (в 1989 г. не учитывались)

Россия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вепсы: история, культура, этнос.

В сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, за...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по истории «История культуры России»

Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по истории. Содержит  иллюстративный  и теоретический материал по вопросам древнерусской культуры....

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Статья Зариповой М.А. "Семья Эйхенвальд как феномен в истории культуры и науки России второй половины XIX - начала ХХ века"

Статья напечатана в сборнике: Этнические немцы России: Исторический феномен народа в пути. Материалы XII международной научной конференции. Москва, 18-20 сентября 2008 г.  - М.: МСНК-пресс, 2009....

Внеклассное мероприятие по истории Краеведческий устный журнал «Бирюсинская краса- село Бузыканово (история, культура, люди)»

Краеведческий устный журнал «Бирюсинская краса- село Бузыканово (история, культура, люди)»...

Заметка о проекте "История России-моя история" НПК "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"

Проект " История России - моя истории"  объединил и взрослых, и детей. Ребята с интересом изучали архивные документы, брали интервью, находили старые фото, узнавали факты из истории сво...