Вепсы: история, культура, этнос.
статья по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

В сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, забвение собственной культуры. Бережно сохранить культуру могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к малочисленным народам в ленинградской области вепсам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вепсы: история, культура, этнос.94.66 КБ
Файл drevo_zhizni.pptx981.69 КБ

Предварительный просмотр:

Вепсы: история, культура, этнос.

    В сокровищницу мировой культуры внесли свой вклад все этносы, и большие, и малые. Но для малого народа приобщение к "плодам цивилизации" имеет и обратную сторону - утрату национального своеобразия, забвение собственной культуры. Бережно сохранить культуру могут только талантливые, гордые, независимые народы. И в полной мере это можно отнести к малочисленным народам в ленинградской области вепсам. Вепсы, или "весь", принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них как о самостоятельном народе vasina упоминает в VI в. н. э. готский хронист Иордан. К концу 1 тысячелетия нашей эры предки вепсов из Восточной Прибалтики продвигаются на юго-восток по рекам Оять, Свирь и Паша. К этому времени племя становится одним из самых могущественных в регионе, заметную роль  "весь" играет в военной политике древнерусского государства. В тот период начинает складываться уникальный комплекс материальной и духовной культуры вепсов. В русских летописях "весь" упоминается в связи с событиями 859 и 862 годов, временем призвания варягов на Русь. Позже (882 г. н.э.) в "Повести временных лет" встречается одно из последних упоминаний этнонима "весь". С XII в. история вепсов прочно связана с Новгородом, а затем с Русским централизованным государством, что сыграло решающую роль в этнокультурном развитии вепсской народности. К концу XV в. вепсы начинают осваивать юго-западное побережье Онежского озера. Вепсские поселения Шокша и Шёлтозеро впервые упоминаются в Писцовой книге новгородского архиепископа Феодосия (1453 г.). С конца XVIII в. на жизнь прионежских вепсов влияет развитие казенной металлургической промышленности в Карелии. Проживание вепсов на берегу Онежского озера, входящего в Мариинскую водную систему, способствовало развитию культурных связей с центром. В XIX в. у прионежских вепсов распространяются отхожие промыслы. Мужчины уходят на заработки в Эстляндию, Лифляндию, Финляндию, по найму выполняют сельскохозяйственные работы, плотничают, кладут печи. Но особенно славились вепсские каменотесы. Вепсский язык подразделяется на три диалектико-территориальные группы: северных вепсов (прионежских) в Карелии, средних и южных, населяющих районы Ленинградской и Вологодской областей. В настоящее время численность этой народности катастрофически упала, вепсов осталось всего восемь тысяч. Расселены они между Ладожским, Онежским и Белым озерами. Наряду с развитием собственно этнокультурной традиции, в XIX в. происходило дальнейшее углубление вепсско-русских культурных связей. Их сближению способствовала широко распространенная сеть народных школ. Христианизация вепсского народа проходила как в открытой борьбе с языческими представлениями, так и путем приспособления к ним. В результате православие здесь как бы соединилось с элементами языческих обычаев. В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных, птиц и рыб. Как и у других народов, у них существовал культ медведя, комплекс верований был связан с поклонением щуке. Почитался лес - из ольхи изготавливались посохи для колдунов, которые использовались в дни проведения свадеб и других обрядов. Для защиты от "сглазу" и напастей, при лечении болезней вепсы прибегали не только к магическим обрядам, но и к силе слова - заговорам. При обустройстве своего жилья вепсы огромное значение придавали приметам. По поверьям, нельзя было ставить дом на тропе: хозяину к смерти. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты. Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние. Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним - хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Если он запоет - жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет - хозяин недолго будет жить. Вселяясь в новый дом, хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы "теплее было и богато жилось". Среди вепсов до сих пор широко распространено поверье: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым умирает. Поэтому сначала новоселье в избе справляла кошка - ее оставляли там на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день. На столе «всему голова» был хлеб, а любимые открытые пироги назывались калитки. На праздниках южных и средних вепсов царило пиво. У вепсов существует также множество примет и верований, связанных с домом. Очень занимательны мифы вепсов о существах, населяющих дом и хозяйственные постройки. У каждой избы был хозяин, назывался он - пертинижанд. Вепсы верили, что в их домах обязательно проживали мифологические существа: пертинижанд — хозяин избы, и пертинемаг — его жена. Пертинижанд, или, по-нашему, домовой считался покровителем семьи. Его появление перед жителями дома обычно служило предупреждением о грядущих бедах. Очень богатой и древней историей славится село Винницы. Так впервые о селе как о погосте у Вьюнице упоминается в приписке к Уставу Святослава Олеговича от 1137 года. Позже в промежутке между 15 и 16 веками название в писцовых книгах меняется на «Веницкий погост», и в начале двадцатого века Винницы становятся волостным центром. С давних пор это самобытное место считали столицей Вепсарии, и именно с тех мест расселился вепсский народ, а его странное название, как считают, произошло от вепсского слова «веняник», что в переводе означает «русский». На краю Ленинградской области есть нетронутый уголок природы, который является государственной собственностью и особо охраняемой территорией. Это Вепсский природный парк - экологически чистый заповедник, который расположен далеко от человеческой цивилизации, от больших магистралей и высоких технологий. В нем удивляют своим первозданным видом многочисленные чистые озера и реки, в которых водится разнообразная рыба, родники с кристально чистой и как - будто хрустальной водой, нетронутые человеком таежные леса с редкими животным и разнообразной растительностью. Только там, где проходит водораздел двух бассейнов морей - Балтийского и Каспийского, существуют неповторимые природные системы и комплексы, которые сохранились в своем первозданном виде. Вепсский лес - это своеобразный музей под открытым небом. Этот природный парк приютил на своей территории вепсов, которые являются малой народностью России со своей самобытной культурой, обычаями и языком. В поселке Винницы пытается сохранить культуру и возможность говорить на родном языке, возрождают свои обычаи и традиции. В Винницах  проводят один из самых красивых и оригинальных праздников вепсов «Древо жизни», он стал интересным для многих людей, которые приезжают на этот праздник со всех концов России, даже с ближнего зарубежья. Организаторам праздника остается только радоваться тому, что их идеи нравятся и поддерживаются ценителями древних культур и традиций.

Вепсский природный парк

Фото: Вепский праздник «Древо жизни»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДРЕВО ЖИЗНИ Подготовила Презентацию Белешина С.Н. Учитель ИЗО г.Санкт -Петербург

Слайд 2

ДРЕВО ЖИЗНИ На берегу реки Оять в Подпорожском районе на северо-востоке Ленинградской области в густых северных лесах есть небольшое село с необычным для русского человека названием – Винницы . Село Винницы - административный центр Подпорожского района Винницкого сельского поселения Ленинградской области. И хотя многим из нас название этого села ни о чем не говорит, однако сюда каждый год стекается много гостей на вепсский праздник «Древо жизни» - уникальный по своей природе.

Слайд 3

СЕЛО ВИННИЦЫ Очень богатой и древней историей славится село Винницы. Так впервые о селе как о погосте у Вьюнице упоминается в приписке к Уставу Святослава Олеговича от 1137 года. Позже в промежутке между 15 и 16 веками название в писцовых книгах меняется на « Веницкий погост», и в начале двадцатого века Винницы становятся волостным центром. С давних пор это самобытное место считали столицей Вепсарии , и именно с тех мест расселился вепсский народ. Вепсы в основном занимались обработкой земли, гончарным и кузнечными делами, а некоторые делали ювелирные изделия. У народности вепсов было несколько названий, существовавших ранее: « кайваны », « чухари ». Кроме того, в официальной статистике до 1920-х годов сохранялся этноним «чудь». И только перепись населения 1926 года закрепила за всей народностью название «вепсы».

Слайд 4

ЗЕМЛЯ ВЕПСОВ

Слайд 5

Деревушки вепсов Деревушки вепсов и сегодня стоят в глухих и отдаленных местах, сохранивших первозданную красоту. Правда из-за удаленности от городов многие селения канули в лету или оживают только на время дачного сезона. Опустело большинство деревень, находившихся на Вепсовской возвышенности. Их жители теперь живут в поселке Шугозеро, Тихвине, Подпорожье, Санкт-Петербурге, Киришском районе. Вместе с деревнями уходят и старейшины, - носители древней вепсской культуры. Хотя многие из них, проведя всю жизнь в трудах, зачастую добираются до девяностолетнего рубежа, а то и столетний преодолевают. Сохранить наследие предков, - традиции, фольклор, ремесла, язык - одна из задач организаторов природного парка «Вепсский лес».

Слайд 6

Вепсский народ стал притесняться правительством, коренных вепсов заставляли отказаться от своего языка и имени, в результате этого многие из вепсов оторвались от своих корней и не приросли к другим, стали потерянными людьми. Многочисленные когда-то вепсы стали вымирать и их численность на сегодняшний день составляет около восьми тысяч человек.

Слайд 7

Что носили и как жили? Очень интересны особенности традиционных костюмов вепсов, их пристрастий в еде и обустройства быта. Так, у мужчин в традиционной одежде были рубахи с вышивкой по вороту, рукавам и подолу, а штаны шили с узким шагом. В гардеробе женщин было два наряда: сарафанный и юбочный. Очень интересно, что свадебный головной убор, называвшийся сорока, женщина должна была хранить всю жизнь и быть в ней похоронена. На столе «всему голова» был хлеб, а любимые открытые пироги назывались калитки. На праздниках южных и средних вепсов царило пиво.

Слайд 8

ОДЕЖДА ВЕПСОВ

Слайд 9

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА На столе «всему голова» был хлеб, а любимые открытые пироги назывались калитки . На праздниках южных и средних вепсов царило пиво. У вепсов существует также множество примет и верований, связанных с домом. При закладке избы под ее углы прятали монетки и ни в коем случае не ставили жилище на тропе, - мол, к смерти хозяина. А еще до сих пор вепсы первой в дом пускают кошку. Говорят, что кто первым войдет, тот первым и умрет. Так что кошку запускают в новый дом и оставляют на ночь, а сами хозяева вселяются только на следующий день. Очень занимательны мифы вепсов о существах, населяющих дом и хозяйственные постройки. У каждой избы был хозяин, назывался он - пертинижанд . Вепсы верили, что в их домах обязательно проживали мифологические существа: пертинижанд — хозяин избы, и пертинемаг — его жена. Пертинижанд , или, по-нашему, домовой считался покровителем семьи. Его появление перед жителями дома обычно служило предупреждением о грядущих бедах.

Слайд 10

Винницкие вепсы относятся к средним, оятским вепсам. Здесь в Винницах вновь возрождается вепсская культура, создаются условия для ее развития. На основе традиций обычаев проводятся красивейшие праздники под открытым небом, которые привлекают большое количество зрителей с разных уголков Земли. Организаторам праздника остается только радоваться тому, что их идеи нравятся и поддерживаются ценителями древних традиций.

Слайд 11

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В Гости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вепсы: история, культура, моя семья.

Исследовательская работа ученицы 9 "Г"  класса Стириной Анастасии о малочисленных народах фино-угорской языковой семьи вепсов....

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по истории «История культуры России»

Методическое пособие по подготовке к ЕГЭ по истории. Содержит  иллюстративный  и теоретический материал по вопросам древнерусской культуры....

Карта урока по теме: "Культура Древней Руси. Страницы истории культуры X - XIII веков"

Карта урока поможет педагогам в создании урока по данной теме....

Положение о Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся "Моя малая Родина: природа, культура, этнос"

Республиканская научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся "Моя малая Родина: природа, культура, этнос" ежегодно в марте проводится в МБОУ "Зубово-Полянская гим...

Внеклассное мероприятие по истории Краеведческий устный журнал «Бирюсинская краса- село Бузыканово (история, культура, люди)»

Краеведческий устный журнал «Бирюсинская краса- село Бузыканово (история, культура, люди)»...

Изучение истории культуры в школьных курсах истории

Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, которые знакомы с масштабными явлениями культуры...