Главные вкладки

    Домашний очаг
    методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

    Алеева Эльза Гусмановна

    -Стимулировать в ребятах желание узнать больше о быте и укладе жизни своих предков

    - Стимулировать в ребятах желание беречь, хранить,  изучать историю своей семьи, сохраняя и изучая предметы быта.

    - Показать, что культура быта является частью культуры народа.

    - Развивать творческие навыки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon derevyannaya_lozhka.ekskursiya.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из цикла «Домашний очаг»

    О чем могут рассказать предметы быта:

    «Сказание о деревянной ложке»

    (экскурсия)

    Цель экскурсии:

    Познакомить ребят с историей деревянной ложки.                                

    Показать ребятам, что участвуя в краеведческой экспедиции, они знакомятся с жизнью и бытом своих предков, и становятся участниками создания в школьном музее краеведческого отдела «Домашний очаг».

    Задачи:

    -Стимулировать в ребятах желание узнать больше о быте и укладе жизни своих предков

    - Стимулировать в ребятах желание беречь, хранить,  изучать историю своей семьи, сохраняя и изучая предметы быта.

    - Показать, что культура быта является частью культуры народа.

    - Развивать творческие навыки.

    Продолжительность экскурсии: 35 - 40 минут

    Маршрут: школьный музей, районный краеведческий музей.

    Этап экскурсии

    Объект показа

    Наименование этапа


    время

    Организационные указания

    Методические указания

    1вводный


    Общий вид музея

    Детская краеведческая

    экспедиция «Домашний очаг»

    2 минуты

    В форме беседы разговор на тему участия ребят в школьной

    краеведческой

    экспедиции

    Провести знакомство с ребятами,

    Напомнить о правилах поведения в музее, ознакомить ребят с итогами проведенной работы, чтобы заинтересовать их для дальнейшего участия в экспедиции

    Деревенская изба

    Слай-шоу вид деревенской избы, по итогам краеведческой экспедиции, проведенной поисковцами в 2006-2007 годах по деревням Высокая  Гора, Алаты, Потаниха, Б.Битаманы, Бикнарат, Абсабаш

    Общий вид экспозиции «Домашний очаг»

    5 минут

    Деревенская изба

    Рассказ  о деревенской избе,

    Показ слайдов и фотографий

    Форма проведения этапа в виде рассказа, с использованием контрольных вопросов

    Деревянная ложка

    Коллекция деревянных ложек

    6 минут

    Из  истории деревянной ложки

    Ребята слушают рассказ об истории деревянных ложек, дополняют пословицы, раскрывают смысл пословиц


    Форма проведения этапа рассказ, творческое задание с элементами рассуждения о значении пословиц

    Творческая деятельность

    Деревянные ложки

    5 минут

    Ансамбль народных инструментов

    Придумать название  фольклорной группы, исполнить  куплет народной песни в сопровождении ложек

    Метод театрализации

    Домашнее задание

    Проект «Деревянная ложка»

    Коллекция деревянных ложек

    2 минуты

    Проект деревянная ложка

    Ребята  получают задание нарисовать  деревянную ложку с орнаментом

    Предложить детям два варианта:

    -рисование с натуры

    -придумать свой орнамент с использованием традиционных элементов

    Оформление выставки.

    Заключение

    Вывод

    Общий вид музея

    Детская краеведческая экспедиция

    «Домашний очаг» продолжается

    2 минты

    Ребята составляют синквейн
    ,

    Говорят свои суждения, подводят итог  по содержанию экскурсии.

    (доп.  вариант –тест)

    Прием синквейн
    прием незаконченная фраза,

    Доп. Вариант –тест)

    1вводный

    Уважаемые ребята, мы рады видеть Вас у нас в гостях. Как видите, наши экспозиции расширяются, и наш домашний очаг пополняется новыми экспонатами. На прошлом занятии, которая называлась «Бабушкина кукла», мы с вами говорили о том, что такое экспонат, экспонировать  и выставка.

    Посмотрите, пожалуйста, внимательно, и назовите новые экспонаты

    (Ребята внимательно рассматривают предметы, читают название экспоната и называют предмет, многие предметы ребята называют сами).

    Молодцы ребята. А скажите, пожалуйста, где вы можете увидеть эти предметы?

    (Самый частый ответ: «В деревне у бабушки»)

     А у вас есть такой старинный утюг, деревянные ложки, чугунки … (экскурсовод показывает вышедшие из употребления 5-6 предметов)

    (ответ учащихся чаще всего: «нет»)

    А может, ребята, подумаете и скажете, для чего мы стараемся собрать эти предметы в музее.

    (ребята дают свой ответ)

    Правильно, ребята, вот поэтому мы с вами участвуем в очень интересном и полезном проекте, который называется «Домашний очаг». Мы с вами построим, создадим свой домашний очаг из предметов старины. Работа предстоит интересная, увлекательная, кропотливая. А самое главное в нашем начинании то, что это очень значимое, важное дело. Вы больше узнаете об истории вашей семьи, узнаете, как жили ваши предки 50 -100 лет назад. Все поколения вам будут благодарны за то, что вы смогли, помогли сохранить мир старины.

    Деревенская изба
    (показ слайдов)

      Испокон веков  наши предки строили дома. Дом объединял семью, защищал от холода и врагов. Но вы знаете, что дом это не только стены. В каждом доме своя атмосфера, в каждом доме свой порядок, свой уют. Если у вас есть дом, где жили многие поколения ваших родных, вы обязательно почувствуете дух старины. Вы увидите старинную мебель,  часы, которые  постукивают в такт минувших лет, семейные фото на стене, печку в углу…

      Время бежит, мчится. Время компьютерной технологии и современной техники за несколько последних десятилетий изменили наш мир настолько, что многие из вас и не представляют, как  носили воду коромыслом, стирали и гладили при помощи вот такой доски, которая называется «валек», зажигали лампаду и рукодельничали, вышивали вот такие орнаменты, разжигали в доме печь, стряпали, как собирались всей семьей за деревянным столом и вот такими деревянными ложками из чугунка ели кашу, картошку или щи.

    (все предметы по ходу рассказа экскурсовод демонстрирует детям)

    А как выглядели дома, в которых жили и живут ваши предки, мы покажем на слайдах. Все эти кадры мы сделали сами, участвуя в краеведческих экспедициях в селе и станции Высокая Гора, деревень Алаты, Потаниха, Битаманы, Бикнарат, Абсабаш.

     (экскурсовод демонстрирует кадры видов деревянных домов)

      Исстари повелось строить крестьянские дома из боровой сосны или ели. Сначала крыши крыли соломой, то есть сверху, на крыше, сооружали плотное соломенное (из ржаной соломы) покрытие. Часто крыша имела в основе берестяное покрытие (для этого широкие полосы бересты долго варили в воде, пока они не становились эластичными и прочными). Реже (у богатых крестьян) крыши покрывались тесом или дранью (широкой и длинной щепой). Иногда на крышу насыпали слой земли (чаще это делали на хозяйственных постройках).

    (кадры окон с наличниками)

    Обратите внимание, ребята, на окна. Наличники и ставни были лицом дома. Они украшались резным, ажурным  орнаментом, здесь мастера – умельцы проявляли свое умение, фантазию, творчество. Каждая деревня имеет свои характерные узоры, а на некоторых домах видна рука мастера и отличается ажурным переплетением традиционных элементов и собственной фантазии.

    (кадры ворот)

    Ворота так же были лицом дома и выходили на деревенскую улицу. Наблюдатель по Владимирской губернии отмечает: "Ворота у них не последнее украшение, которое составляется из двух претолстых верей, иногда гладко, а иногда резьбою сделанных и накрытых тесом или дранью».

    (кадры деревенской печки дер. Бикнарат, Бол. Битаманы, с. Высокая Гора.)

    Сначала изба топилась "по-черному", то есть дым из устья печи выходил ("курился") прямо в помещение избы и только потом через отверстия в крыше (специальные деревянные трубы — "дымники") и в стенах (через окошки) выходил наружу. Конечно, вы скажете, что дом был весь в копати, дыму, Но и в этом была и мудрость народная, и необходимость. Дело в том,              что дым постоянно дезинфицировал помещение, сводя к минимуму число блох, тараканов, сверчков и т.п.

    В XVIII в в деревенских избах стал появляться потолок и начали отводить печную трубу и топить по белому. Конечно, в домах стало чище и опрятнее.

    (кадры деревенских погребов дер. Ювас)

    Исследователь деревенского быта И. Георги замечает: "Избы большей частью имеют подполья или подвал, род кладовых или погребов теплых для поклажи запасов съестных. Крестьяне в такие подполья на зиму ставят квас, капусту, грибы и другие запасы.

    Деревянная ложка

    День крестьян проходил в трудах и, конечно, самым торжественным, долгожданным моментом было, когда собиралась вся семья на  трапезу. (экскурсовод показывает предметы кухонной утвари). Тарелки, плошки, блюдца в основном были из дерева и глины. А вот здесь в чугунке вы увидите нашу коллекцию деревянных ложек. Спасибо, что и вы активно принимаете участие в конкурсе «Ложкари», и наша коллекция пополняется.

    А ведь у ложки, ребята, тоже есть своя история.

    Мельников-Печерский, автор романов "В лесах" и "На горах" говорит, что «…леса крестьянина кормят…». «Ложки, плошки, чашки, блюда … точит да красит... все, что из лесу можно добыть, рук его не минует»

    Основная  версия происхождения слова «ложка» заключается в корне этого слова. Фонетически логичным является происхождение от слова лог (овраг, углубление), в древнерусском (лъжка). История ложки своими корнями уходит в эпоху неолита. Первые ложки из обожжённой глины появились примерно в III тысячелетии до н.э. Осознав всю полезность ложки, люди стали применять для изготовления ложек рыбные кости, рога, раковины, дерево, бронзу, серебро с золотом.

     В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда.

     В старину ложки и посуда, которыми пользовались крестьяне на Руси, были исключительно деревянными, как и во всех странах Европы, где в пищу употребляли жидкие яства - супы, каши. Первое упоминание о русских ложках встречается в "Повести временных лет", где описан пир у князя Владимира. На Руси ложка, как средство принятия пищи, появилась по приказу князя Владимира в 998 году н.э., который сразу после крещения всего «честного народа» для повышения культуры до уровня западных стран велел кушать не руками, а специальными для того приспособлениями. После этого славяне стали «всё меньше смахивать на варваров и поднялись в глазах иностранных наблюдателей».

    Рис. 1.

    Составными частями ложки являются:


     1. черпало (хлебало) — это основная рабочая часть ложки

     2. перемычка служит для жесткого скрепления хлебала и держала;
     3. держало - форма и длина которой менялись со сменой норм этикета в обществе.

      На Руси активно развивался промысел по изготовлению ложек.  Развитию промыслов способствовали наличие богатых запасов древесины, близость крупнейших торговых центров.     

      Резчик изучал свойства древесины при выделке ложек из клена, липы, березы, ольхи, ели, осины, сосны. При этом иногда первые этапы - раскалывание чурбана на баклуши (чурки), обтесывание баклуши вчерне - доверяли детям, а заключительные - скобление готовой продукции ножом, ошкуривание и полировку - женщинам. Отсюда, кстати, пошло выражение "бить баклуши", которое первоначально означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать, праздно проводить время. При изготовлении ложек резчик использовал особый ложкарный топорик, рашпили, резцы, тесло и нож. На ложки наносили яркий цветочно-ягодный орнамент,  способом крапления, нанося тушь и чернила куриным или гусиным пером, с легкой подкраской силуэтов - кистью. Рисунок выполнялся свободно, одним росчерком пера. Здесь и сочные ягоды рябины, малины, вишни, и золотые листья затейливых форм. Похоже на драгоценную парчу "круглое" письмо, когда золотые цветки и такие же листья обрамляют фон красного или черного цвета. Такая роспись имеет название "кудрина".  Мотивы этой росписи состоят из округлых завитков, похожих на кудри.

      Особенно на Руси славились семеновские мастера. Они делали ложки "такие приглядные да ловкие, - пишет современный сказочник С. В. Афоньшин, - что люди тюрю с квасом, горох и кисель без масла и приправы хлебали и прихлебывали". Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Блеск золота и киновари на них воспринимался как драгоценность, ассоциировался с царственной роскошью. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.

    Семеновские ложки расходились во все стороны России. Скупщики торговали ими даже за границей - в далекой Персии. Особый заказ на деревянные ложки для солдат царской армии также традиционно выполняли нижегородцы. Известно, что в Семеновском уезде в начале ХХ века вырабатывали в среднем за год 100 миллионов ложек

    Надо сказать, что не всегда ложка имела форму, которую мы можем наблюдать сегодня. Первое поколение ложек, например, имело короткое держало и захватывалось всей пятернёй. В первой половине XVII века держало ложки удлинилось в несколько раз. Объясняется этот факт тем, что в то время в Европе царила мода  носить жабо и сильно выпирающие вперёд воротники. Примерно с конца XIX века правила  «хорошего тона» стали предписывать удержание ложки при помощи трёх пальцев.

     У разных народов существуют пословицы в содержании которых обыгрывается слово «ложка». В каждой из этих пословиц народная мудрость.

    1. Был бы мир пловом, а я — ложкой! (даргинская)
    2. В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
    3. Дорога ложка к обеду (русская)
    4. Каши мало, зато ложка большая (малайская)
    5. Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
    6. Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
    7. Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
    8. Пустая ложка губы царапает (осетинская)
    9. Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать (русская)
    10. Состояние котла лучше всего знает разливная ложка
    11. Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
    12. Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

    Подумайте и объясните значение русских  пословиц  «Дорога ложка к обеду» (русская) ,  «Ложка дёгтя в бочке мёда» (русская)

    (ответы ребят)

    Творческая деятельность

      Деревянные ложки сегодня встречаются редко в быту и всё меньше используются по прямому назначению, их можно увидеть в качестве декоративных изделий либо музыкальных  этнических инструментов.

     Деревянные ложки стали неотъемлемой частью славянской музыкальной культуры и  используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Есть разные способы извлечения звука двумя ложками, тремя ложками. Мастера  исполнители использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

    А теперь мы предлагаем вам создать группу – ансамбль народных инструментов. Ваша задача подготовиться, сыграть на ложках и спеть русскую народную песню. (Если ребята затрудняются, предложить им песню: Во кузнице, Калинка).

    Деревянные ложки традиционно - лучший сувенир из России, и, как встарь, они могут многое рассказать об удивительных  умельцах, сохранивших секреты Древней Руси.

    Домашнее задание

    Проект деревянная ложка
    (Ребятам можно дать следующее домашнее задание:

     Ребята, мы вам предлагаем нарисовать ложку,  используя традиционный орнамент, или самим придумать орнамент с использованием классических элементов. Рисунок должен быть нарисован красками. С помощью тонкой кисточки попробуйте нанести орнамент. По вашим рисункам мы устроим выставку.

    Заключение

    Вывод

     Таким образом, ребята, вы видите, что простые бытовые домашние предметы могут рассказать нам многое об истории и культуре нашей страны и даже об истории развития мировой культуры.  Сегодня мы узнали с вами об истории деревянной ложки. Этот, казалось бы, простой предмет быта  показывает развитие культуры, норм поведения народа, является неотъемлемой частью фольклора,  народного промысла, и как мы видим, как русская матрешка, самовар, является символом России.

      Вот такое интересное путешествие совершили мы с вами ребята в мир домашнего очага. Что нового вы узнали сегодня?

    (ответы ребят)

    (можно использовать и другую форму контроля. Составить по содержанию экскурсии ряд контрольных вопросов в форме теста и предложить выполнить тест в конце занятия)

      И в заключении, вспомните, ребята,  наше  предыдущее занятие «Бабушкина кукла» и наш сегодняшний разговор и продолжите фразу: «Мы должны сохранить и знать историю о том, как жили наши прадеды, чтобы….» (ответы ребят)

    Давайте попробуем с вами составить короткие стихи, которые называются синквейн.

    Синквей состоит из 5 строк. Это краткое изложение основной идеи.

     1 строчка – тема

    2 строчка- предложение - определение

    3 строчка -3 прилагательных, которые характеризуют эту тему

    4 строчка -3 глагола, которые характеризуют тему

    5 строчка-ваша основная ассоциация предмета разговора.

    Например:

    Деревянная ложка

    Предмет народного быта

    Яркий, красочный, полезный

    Кушать, музыку играть, быт украшать

    Традиция России

      Спасибо, ребята, что пришли к нам в музей. Мы надеемся, что вы узнали много интересного и полезного. Ждем вас в гости снова и надеемся, что вы и ваши родители будут и дальше активно участвовать в нашей краеведческой экспедиции «Домашний очаг».

    До свидания. До новых встреч.


    Список литературы:

    1. Ю.Иванова. Чудо ложки из Семенова. Наука и жизнь. №7, 1999.

    2. Ложка – Википедия. Журнал Русская речь. №4, 1968

    ru.wikipedia.org/wiki/Ложка

    3.  Н Коноплева. Многоликая ложка.

    nauka.relis.ru/41/0211/412 11128.htm.

    3. Л.В. Милов Великорусский пахарь. Изба и подворье 2 века назад. М.

    4. Фотографии слайд – шоу «Деревенская изба» по материалам краеведческой экспедиции по деревням Высокогорского района.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Тепло родного очага"

    Данный классный час позволит с формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге....

    Урок - презентация в 11 классе Быт и бытие героев «Тихого Дона». Идея домашнего очага как общечеловеческой ценности.

    На этом уроке рассматриваются такие  незыблемые истинные ценности как семья,  нравственность.  На примере семьи Мелеховых обращается внимание  на быт донского казачества, отношение...

    Хранитель домашнего очага - Домовой.

    Дать представление о хранителе очага у славян, об оберегах, ознакомить со значениями символов оберегов.  Выполнить основные детали  домового. Ознакомить учащихся с последовательность изготов...

    Дополнительная общеобразовательная программа "Домашний очаг" (Кулинария)

    Социально-педагогическая направленность программы предполагает предполагает адаптацию обучающихся к жизни в обществе, приобщение их к труду, к культуре и традициям русской национальной кухни, а так же...

    ПРОГРАММА "Домашний очаг"

    Развивать у воспитанников творческую фантазию, воображение и эстетическое восприятие средствами декоративно–прикладного искусства. Сделать первые шаги на пути овладения мастерством ручного вязания и, ...

    Программа элективного курса «Создание домашнего очага»

    Элективный курс предназначен для расширения знаний учащихся 8 класса в разделе семейной экономике. Он поможет учащимся освоить навыки применения полученных знаний и умений на практике, организовывать...