Мне посчастливилось родиться на Руси
методическая разработка по краеведению по теме

развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.

Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Годовое открытое занятие 13.05.10г.

Воспитателя 4 «А» класса ГС(К)ОУ школы-интерната №3

Никитиной Ирины Николаевны.

       

             

 

 

 

 

Тема: Мне посчастливилось родиться на Руси.

Цель: развивать познавательный интерес к истории нашей Родины.

Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что ставит костюм в ряд ценнейших источников материальной и художественной культуры русского народа. Развивать у детей эстетический  вкус, любознательность, интерес к русской литературе, истории, народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за свой народ, культуру, за « золотые» руки русских мастеров.

Предварительная работа: 1. домашнее задание: сфотографировать или найти в семейном альбоме изображения деревянных домов и быта своих предков.

2.Ручной труд: роспись деревянных ложек; изготовление коробочек и сундучков из лыка.

3.Художественная литература и кино: чтение русских народных сказок « О рыбаке и рыбке», просмотр фильмов: « Аленький цветочек», «Сказка о мёртвой царевне», « Колобок», « Филиппок»

Словарная работа: закрепить знакомые и выучить новые слова Русь, славяне.

Изба : ставни, наличники, русская печь, кочерга, лавка,
Одежда: понёва- юбка одетая на рубаху.

Лапти с онучами – лентой намотанной вокруг ноги. Гуски, душегрея, телогрея, сарафан.

Оборудование:  выставка детских рисунков и поделок. Иллюстрации русских народных костюмов: головных уборов, платьев, обуви.( какошник,лапти,сарафан, сапожки).

Изображения русской избы ( внешняя и внутренняя часть дома).  Богатого купеческого дома.

Изображения русской природы.

                        ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная часть.

Рассказ- беседа « Как жили люди на Руси».

Давным-давно на месте городов, где мы с вами сейчас живём, находились непроходимые леса, полные зверей и птиц. Много места занимали и болота. Жить в таких условиях могли только сильные, выносливые и храбрые люди.

Среди них были и наши предки-славяне.

Многие из них отличались необыкновенной физической силой. Мужчины охотились.

- А чем занимались женщины?(женщины собирали в лесу съедобные растения, готовили пищу, ухаживали за детьми, занимались хозяйством.)

Восточных славян часто называли русью. поэтому и их земли стали величать Русской землёй или Русью.

Вова.

 Россия-мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Максим.

Ты отражала в глади вод

И первый кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

                        Н.Жмуров, Г.Петров

ЮляА.

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Виталик.

Вижу горы-исполины,

Вижу реки и моря –

Это русские картины,

Это Родина моя!

Полина

Слышу песни жаворонка,

Слышу трели соловья –

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

               Ф.Савинов

2.Основная часть занятия.                              

Составление рассказа « Русская изба, чем ты красна?»

Русский деревянный дом назывался избой.

Русский дом можно отличить от домов других народов.

Давайте рассмотрим иллюстрации домов и их особенности.

Дом неслучайно воспринимался живым существом и пышно украшался. Давным - давно люди считали, что дом должен быть не только крепким, добрым но и служить преградой злым силам.

Для этого дома украшались различными знаками, орнаментом, росписью. Особенно много знаков – оберегов было вокруг оконных и дверных проёмов. « мой дом – моя крепость» - гласит старинное изречение.

Введение в активную речь детей слов:наличники-украшение вокруг окон – лицо дома. Ставни. В какой сказке мы видели ставни. Благодаря которым над девушкой сыграли злую шутку. Крыльцо.

В каждом доме была русская печь. Она выполняла много полезных функций.  

Каких назовите?(обогревала дом, в ней готовили еду, спали на печи). Каких сказочных героев вы знаете, которые любили поспать на печи?(«Емеля», « Иван Дурак»).

А это что? – кочерга. Для чего она нужна в домашнем хозяйстве?

После долгого дня трудового вся семья у саживалась на…лавки, за большой стол.

Скажите все ли дома были одинаковые?

Нет! Были бедные и богатые дома.

- может ли в этом доме жить бабка с дедом из сказки «колобок»? ( нет, бабка с дедом жили бедно, а в этом доме живут люди с достатком.)

Кто же может там жить? (Купец из сказки « Аленький цветочек», семь богатырей из « сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Саша сейчас покажет и расскажет о своём деревенском доме.

Рассказ ребёнка о своём загородном домике.

Что бы вам хотелось перенести из старинной избы к себе в дом?

- есть ли предметы, помещения, старинных построек 

-, от которых в современных зданиях следует отказаться.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА

«Дедушка Мазай».

Считалкой выбирается, дедушка Мазай.все остальные отходят в сторону,договариваются,как объясняться с отгадчиком, когда он их станет спрашивать.

Играющие подходят к отгадчику, кланяются:

- Здравствуй, дедушка Мазай!

- Здравствуйте ребятки! Где вы были? Что делали?

- Где мы были, мы не скажем, а что делали- покажем.

Играющие представляют знаками и жестами какое нибудь занятие, работу ( бельё стирают, дрова рубят, копают землю).

3ЧАСТЬ. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ.

Когда человек выходил из своего жилища его защитой была одежда,благодаря,которой по народным представлениям, он был недоступен для холода, грязи и недоброго глаза.

В наши дни мы с восхищением смотрим на старинный народный костюм.

Не смотря на то,что узоры и самаодежда были простые,как и быт людей.

Каждый маленький штрих был – символом.

Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги в жизни.

Волнообразные линии и зигзаги изображали воду; ёлочки- это дерево жизни- охраняли человека на его жизненном пути.

Мы с вами уже много говорили об одежде русских людей. Какие названия вы запомнили?(перечисляют и показывают на картинке).Воспитатель задаёт наводящие вопросы. дополняет ответы.

Рубаха – была основной частью костюма на Руси. Её носили все и женщины и мужчины.

Сарафан – один из древнейших видов народной одежды. Представляет собой длинную одежду на лямках. Подол и грудь сарафана украшалась тесьмой и аппликациями из ткани.

Поверх сарафана одевали- фартук; душегрею- коротенькую на лямках кофточку, похожую на маленький сарафанчик. Помните мы читали:-

      На крыльце стоит его старуха

      В дорогой собольей душегрейке,

      Парчовая на маковке кичка,

      Жемчуги огрузили шею…

Из какой сказки этот отрывок?

В ненастную погоду деревенские модницы надевали телогреи-кофты с воротником и длинными рукавами – они напоминали маленькие шубки.

А были ли у женщин  юбки?

Да! Только они назывались- панёва-это прабабушка современной юбки. Одевалась на рубаху. Юбка была длинной. Во время работы крестьянки подворачивали полы понёвы за пояс.

Мужской костюм не имел значительных отличий.

Из чего он состоял? ( рубахи и портков – штанов).рубаха шилась длинною до колена и подпоясывалась кушаком, к которому подвешивались все необходимые в быту личные предметы: кошелёк, кисет, гребешок. Почему так делали? (карманов не было).

- Что вы знаете о старинной русской обуви?

Веками самой типичной для России обувью были лапти.

Вопитатель показывает настоящие лапти

- из чего плели лапти? (Из лыка).

А что такое лыко? ( подкорка липы).

Что такое онучи? (куски ткани, портянки обмотанных вокруг ноги, держат лапти.)

Шили на Руси и кожаную обувь: различные сапоги, чеботы, коты.

Первую кожаную обувь делали одинаковой для обеих ног. Только в процессе ношения она приобретала нужную для правой и левой ноги форму.

Какой цвет преобладает в орнаменте и цвете одежды? Покажи где это видно.

Красный значит – красивый.

Голубой-символ чистого неба.

- закончу наше занятие словами: « Слава и мой низкий поклон безымянным русским женщинам прошлых времён,которые из поколения в поколение, из века в век создавали, шлифовали и несли в будущее своё искусство, название которому « русский народный костюм».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мне посчастливилось родиться на Руси

развивать познавательный интерес  к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за её историю....

"Мне посчастливилось родиться на Руси"

Внеклассное мероприятие, которое рассказывает о быте русского народа, ремеслах и красотах России....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"

Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников ...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"

Если спросить у наших воспитанников: чем дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята ответят на эти вопросы? З...

Край, где посчастливилось родиться

Презентация о истории малой Родины, о Новочеркасске....