Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"
методическая разработка по краеведению на тему

Очирова Надежда Михайловна

Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников к самому дорогому и близкому для человека – любви к земле, на которой родился и рос. Если спросить у наших воспитанников: чем особенно дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята подготовлены к ответам на эти вопросы? Задумывались ли они над тем, что любовь к Родине, верность своей Отчизне начинается с малого: с ощущения красоты родной природы, с уважительного отношения к культурному наследию наших предков, к историческому прошлому народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nravstvennogo_vospitaniya.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа нравственно-патриотического воспитания

ВОТ ГДЕ НАМ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ РОДИТЬСЯ

                                 «Вот где нам посчастливилось родиться,                                                                                                                                                                

                                      Где на всю жизнь до смерти мы нашли                                                                                                                                                            

                               Ту горсть земли, которая годится,                                                                                                                                                    

                                           Чтоб видеть в ней приметы всей земли»

       Константин Симонов, отрывок из стих. «Родина»

Пояснительная записка

Памятники истории, культуры и природы родного края, народные традиции, духовная преемственность поколений… Как использовать их в патриотическом воспитании учащихся? Как приобщить воспитанников к самому дорогому и близкому для человека – любви к земле, на которой родился и рос. В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», читаем, что для нравственной оседлости человека совершенно необходимо … любить свою семью, свои впечатления детства, свой дом, свою школу, свое село, свой город, свою страну, свою культуру и язык. Если спросить у наших воспитанников: чем особенно дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята подготовлены к ответам на эти вопросы? Задумывались ли они над тем, что любовь к Родине, верность своей Отчизне начинается с малого: с ощущения красоты родной природы, с уважительного отношения к культурному наследию наших предков, к историческому прошлому народа.

«Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и, чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина», - пишет В. Песков. Этим ростком может быть та культурная среда, в которой растет ребенок. Но без мудрого, целенаправленного, неразрывно связанного эстетического, нравственного, гражданского воспитания не обойтись. В способности видеть, ощущать, переживать красоту окружающего мира видел истоки гражданственности В.А. Сухомлинский.

Путешествия в мир природы могут начаться прямо за школьным порогом: в ближайшей роще, на берегу речки. Патриотические чувства питаются также красотой истории своего народа, своего села. Полезно совершить с учащимися путешествие к памятникам истории, культуры и природы родного края и наглядно убедиться в красоте своей малой родины.

Цель: Формирование патриотичной личности, преданной родному краю, глубоко знающей историю и культуру своего народа, бережно относящейся к природе и преумножающей традиции своего народа.

Задачи:

  • воспитание патриота с гражданской позицией, с патриотическим и экологическим сознанием;
  • формирование физически и духовно здоровой личности, умеющей преодолевать препятствия, быстро оценивать и самостоятельно принимать правильные решения и обеспечивать личную безопасность;
  • разрабатывать и вести дневник наблюдений за природными объектами;
  • пополнение банка данных по различным маршрутам;
  • охрана и очистка объектов природных достопримечательностей;
  • составление памяток о том, как вести себя на природе;
  • выпуск печатной продукции.

Ожидаемые результаты:

Предполагается, что при обучении данного двухгодичного курса обучающимися будут достигнуты следующие личностные качества:

  • становление граждан, осознающих уникальность малой Родины, обладающих гражданской ответственностью за её развитие, высокой социальной активностью, приоритетом общего над личным;
  • социализация и самореализация человека как индивидуальности, служащей развитию общества;
  • соблюдают природоохранные традиции местного населения;

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, всего 68 часов (каждый год по 34 часа), состоит из нескольких частей: этнографическая, экологическая, духовно-нравственная. В программе курса предусмотрена межпредметная связь экологии c историей, географией, химией, биологией. Возраст учащихся, способных осознанно усвоить материал курса 12-15 лет.

Планирование курса

п/п

Наименование темы

Кол.

часов

Содержание материала

I год обучения

1

Введение

2

Знакомство с источниками знаний о Гильбиринской долине: литературные источники, лесники, таежники, старожилы сел. Организация поиска, сбора и изучения материалов краеведения. Географическое расположение Иволгинского района на карте республики, села на карте района. Практическая работа. Оценка географического положения района по физической и административной картам Республики Бурятия.

2

Наши далёкие предки

3

Основные этапы заселения Гильбиринской долины. Источники знаний о первых переселенцах, занятиях населения.

3

Возвращение к истокам Заповедной зоны

6

  • Обоо Чингисхана – сакральное место Заповедной зоны монголоязычных народов. Их-Хориг. История создания, продолжение традиции молебнов у Обоо.  

Шэнэhэтэ – храм под открытым небом. Да здравствует биоразнообразие священной рощи. Паспорт рощи. Защита от антропогенного воздействия священной рощи Шэнэhэтэ. Список редких и ценных растений, птиц обычных для местообитания Шэнэhэтэ.                                                                                      

4

Душа деревьев

5

Отношение к деревьям у русского и буддийских народов. Деревья – целители. Мудрая сосна.

5

Святая вода аршана                                                                                                

5

Отношение к целебным источникам. Аршан Ухаа Толгой, Нооли, Баян Улаан

6

Золотые и серебряные страницы Хурамши

5

Рудопроявления  драгоценных  металлов  в  окрестностях нашего села. Возраст  древних  отработок  и  каналов. Добычей золота до начала 1930-х годов занимались предприимчивые китайцы – непревзойденные золотоискатели. Причины, по которым прекратилась добыча драгоценных металлов

7

Экологическое мировоззрение традиционного бурятского общества.

3

Бурятское население проповедует буддизм, совершают обряды поклонения духам гор, воды, земли. Закон кармы и накопления кармы. Роль воспитания ответственного отношения к родным местам, своим родителям, повседневному труду в становлении человека.

8

Экологический фольклор русского и бурятского народов

5

Посещение школьного музея. Знакомство с материалом местного фольклора. Знакомство с традиционными ремеслами нашей местности. Сбор фольклорного материала в своих семьях. Составление перечня старинных ремесел и существующих в настоящее время.

9

Основы безопасности в природных условиях.

Знакомство со станциями экологической тропы

10

Работа на экологической тропе: описание и наблюдение природных объектов, выявление взаимосвязей отдельных объектов с живой и неживой природой. Посильная охранная деятельность (изготовление аншлагов, беседа с родителями и сверстниками), подкормка птиц и рыб, уборке мусора.

II год обучения

10

Названия, что сердцу дороги

5

Формирование местной топонимики. Топонимы, связанные с геологией. О происхождении некоторых зоонимов и фитонимов. Топонимы, происходящие от бурятских слов. Легенды Хурамши.

11

Неписанные правила «Сээртэй»

5

Особое природоохранное значение имеет система «запретов». Слово «сээртэй» означает нельзя, потому что грех. Правила, собранные учителем (автором) за годы педагогической деятельности.

12

Мы гордимся своим селом

2

Особенность экономико-географического положения села (близость к городу Улан-Удэ, особый микроклимат, обеспеченность водой, плодородная почва и т.д.), обуславливающие занятия местных жителей. Отношение местных жителей к священным местам, школе.

13

Красная книга Иволгинского района

2

Составители ученые, земляки Б.Б. Намзалов, Б.О. Юмов. В Красную книгу включены очень редкие виды, практически не встречающиеся в других районах республики. разделы: фауна, флора, ландшафтные памятники, геолого-археологические памятники

14

Проектная деятельность

Основы мониторинга биогеоценозов

Оформление работ на научно-практическую конференцию

13

Выбор тематики работ учащихся. Проведение на этно-экологической тропе экскурсий, раскрывающих экологическое, биологическое, социальное, фольклорное значение выбранных учениками природных объектов.

Инструментарий учителя

  • Подборки статей из периодической печати.
  • Сведения основных информаторов: Л.Б.Намжилон, Б.О.Юмова,

     А.Л.Ковалевского и собранные в беседах со старожилами села, лесниками,

     таежниками;

  • Книги автора «Золотые россыпи долины Гильбира», «Мой отчий край, Хурамша – уголок моей души»;
  • Грантовые отчеты ученых: Б.Б. Намзалова, Б.О. Юмова
  • Статьи автора в республиканской печати: «Мы гордимся своим селом»,

«Легенды Хурамши», «Экологическое образование и народные традиции», «Юные лесоводы Гильбиры». «Мои родители»

  • Буклеты учащихся: «Да здравствует биоразнообразие», «Сборник неписанных правил СЭЭРТЭЙ», «Оценка жизненного состояния леса по сосне обыкновенной», «Заповеди друзей леса».

Литература

  1. Гомбоин Ч.Д. Их – Хориг- заповедная зона предков / Правда Бурятии, 27

    марта. 1999;

  1. Ковалевский А.Л. статья  «Золото Хурамши», газета «Правда Бурятии»,  

    30.03.1991;  

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1985;


  1. Намжилон Л.Б. Волшебные чётки. Улан-Удэ. 1996; Намжилон Л.Б.

    Автореферат «Лексика северноселенгинского говора как фактор организа-                  

    ции внутриэтнического и межэтнического общения», Улан-Удэ, 1997;

  1. Намжилон Л.Б. статья «Олзон-шоно тухай домог», газета «Буряад Унэн»,

    Улан-Удэ,  6.10.1994;

  1. Намжилон Л.Б. Волшебные чётки. Улан-Удэ. 1996;
  2. Очирова Н.М.., Дашицыренова С.Ц., Нимаева Д.Н. Золотые россыпи

    долины Гильбира. – Улан-Удэ Республиканская типография, 2001 г.

  1. Песков В. Клочок земли, припавший к трем березам …// Комсомольская

    правда. – 1984.– 21 ноября.

  1. Статьи Очировой Н.М. в республиканской периодической печати


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мне посчастливилось родиться на Руси

развивать познавательный интерес к истории нашей Родины. Дать представление, что быт отражал тесную связь человека далёкого прошлого с природой. Показать уровень высокого мастерства предков, что став...

Мне посчастливилось родиться на Руси

развивать познавательный интерес  к истории нашей Родины; воспитывать чувство гордости за её историю....

"Мне посчастливилось родиться на Руси"

Внеклассное мероприятие, которое рассказывает о быте русского народа, ремеслах и красотах России....

Программа нравственно-патриотического воспитания "Краски Донской земли" для коррекционной школы-интерната VIII вида

В процессе изучения родного края происходит расширение социального опыта у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, формирование естественных и общественно-исторических знаний и представл...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Нравственно-патриотической направленности «Я Человек - России»

Даная программа направлена на патриотическое воспитание обучающихся. Особую актуальность она получает именно сегодня в наше не спокойное время. Решение множества проблем в жизни страны во многом завис...

Программа нравственно-патриотического воспитания "Вот где нам посчастливилось родиться"

Если спросить у наших воспитанников: чем дороги им родные места? Что они знают об историческом и культурном прошлом своего села? Есть ли любимый уголок природы? Все ли ребята ответят на эти вопросы? З...

программа нравственно-патриотического воспитания "Связь поколений"

Данная программа обеспечивает реализацию Федерального государственного образовательного стандарта и способствует освоению образовательной программы в сфере личностных результатов, обеспечивает духовно...