НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья по краеведению по теме

Тишкина Елена Александровна

 

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РОЛИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.П. Базарова, Е.А. Тишкина,

Старый Оскол

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

           Огромную роль в системе образования и духовно-нравственного воспитания играют народная культура и литература родного края. В наше кризисное время стало очевидно каждому, что, если люди теряют связи со своей малой родиной, они теряют силу, теряют своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше уходят от нас традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их песни, сказки, семейные предания и обряды... И мы начинаем превращаться в «Иванов, родства не помнящих». Много ли, например, сейчас найдётся семей, знающих своё родословное дерево, многие ли выпускники наших школ могут назвать выдающиеся литературные памятники, оставленные нам нашими земляками. А они, как будто обидевшись на нас, уходят всё дальше и дальше, оставляя едва заметный след в музеях, научных фолиантах, но не в душах наших подрастающих поколений.

          Народная культура Белгородчины занимает достойное место в общем процессе развития русской культуры прошлого и настоящего. Бесспорно, что культура тесно связана с эпохой. Но не менее связана она и с местностью, породившей то или иное произведение. Прекрасна наша чернозёмная земля, непередаваемо хороши её индустриальные и сельские пейзажи, богаты её недра, трудолюбивы люди. Хорошо известно, что родина начинается с тех дорогих мест, где мы родились, где впервые узнали вкус хлеба и запах цветов, услышали задушевные песни и звуки грозы, познали любовь. На всей земле это место самое дорогое для человека.

          Культура может успешно развиваться, если осваивается наследие предшественников. В нашем крае сохранились богатейшие певческие, хореографические и музыкальные традиции. В области взят курс на возрождение традиционной народной культуры. Изучение народной культуры края включается в учебно-воспитательный процесс. Это уроки внеклассного чтения, внеклассные мероприятия, где изучаются народные календарные и обрядовые праздники, фрагменты уроков, литературные вечера, встречи со старожилами, встречи с писателями и поэтами, экскурсии по литературным местам Белгородчины.

           Конечно же, краеведение должно включать в себя изучение народно-поэтического творчества. А.М. Горький говорил: «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствовал истории».

            Мы хотим показать, как используется фольклорный материал Белгородчины в системе образования и воспитания учащихся.

            В 5 классе изучается русская народная сказка, говорится о возникновении сказок, видах сказок. Дети изучают русские народные сказки разных видов: волшебные, сказки о животных, бытовые. На уроке внеклассного чтения «Русские народные сказки» мы говорим детям о том, что в нашем крае во многих вариантах бытуют волшебные сказки. Несомненный интерес представляет сказка «Девушка-колосок», записанная в селе Незнамово от Базаровой Анны Ивановны (1914 г.р.). Учащиеся читают сказку по книге Беликовой Т.П., Емельяновой М.И. «Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура». После чтения выявляются характерные особенности волшебной сказки.

          Дети отмечают, что в ней отразились исторические особенности далёкого прошлого нашего края - набеги татар и половцев. Кроме того, в ней прослеживаются черты древнего мировоззрения: земля и ночь наделяются человеческими качествами. В сказке совершается волшебство: девушка превращается в колосок. Вымысел несёт определённую идейную нагрузку: добро и зло в сказке ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного идеала жизни - это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка зовёт на борьбу со злом, врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм. В ней предельно ярко выражаются нравственные нормы наших земляков.

           Прочитав сказку, дети отмечают, что записана она, с сохранением колорита местного говора: «Давно эта была. Жила у деревне вдова. И была у ней дочкя-красавица. Работящая, добрая, ласкавая. Матери во всём помощница. Налятели злыя вораги, схватили дочкю Машанькю и увязли у палон...» [1, с. 97]

           На этом же уроке изучается бытовая сказка «Разговор», записанная той же хранительницей сказок Базаровой А.И. в 1985 году. Обучающиеся читают её и отмечают, что в сказке отразились особенности трудовой деятельности наших земляков, их нравственные понятия, лукавый ум.

            На уроке литературы в 6 классе изучается тема «Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора». Известно, что пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением человека к труду, Родине, родителям, друзьям. После изучения темы учащимся предлагается задание: записать фразеологизмы, пословицы и поговорки, которые бытуют в нашем крае и указать, как проявляется в них народная мудрость.

            Среди поговорок дети отмечают те, которые говорят о внутреннем состоянии человека «Ходит козырем» (о человеке, который находится в приподнятом состоянии), «Как в воду опущен» (о человеке в угнетённом, подавленном состоянии), «На себе волосы рвёт» (состояние раздражения, отчаяния)...

            Есть поговорки, которые образно передают характер человека, его внутренние качества: «Душа нараспашку», «Сердце, что воск» (об открытом человеке), «Сундук с двойным дном» (о скрытном, лицемерном человеке)...

            Пословицы и поговорки о родной земле, доме: «Своя земля и в горсти мила», «Родной куст и зайцу дорог», «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха»...

            Учащиеся отмечают, что распространены в нашем крае пословицы и поговорки, в которых выражается вера русского народа в премудрость, всемогущество и благость промысла Божия: «богат Бог милостию», «Бог даст день и даст пищу», «бережёного Бог бережёт». В пословицах и поговорках, бытующих в нашем крае, преподаны нравственные нормы: трудолюбие, чувство дружбы, верности, смелости, порядочности, вера в Бога. И они должны восприниматься как норма жизни.

           Обучающиеся, кроме изучения фольклорных произведений нашего края по учебной литературе, получают задания исследовательского характера. Они встречаются со старожилами, людьми, которые помнят старину, беседуют с ними, записывают пословицы, поговорки, народные приметы, бытующие в том или ином селе нашего края. Такая работа носит название «фольклорной практики». Сначала она проводится в рамках кружка «Литературное краеведение» под руководством учителя, а потом носит характер самостоятельной деятельности.

            Так, например, учащиеся 9 класса провели исследовательскую работу по теме «Обряды, обычаи, суеверия наших земляков». Они побывали в селе Берёзово, побеседовали с жительницами этого села Масаловой Натальей Ивановной (1910 г.р.) и Ползиковой Ольгой Федоровной (1923 г.р.).

             Старожилы поведали ребятам об обрядах, связанных с русской печью, крестьянской трапезой, домашней утварью. Из уст хранительниц старины ребята узнали, что в крестьянской избе главное место занимал красный угол. «Красный» - значит красивый. Красный угол - самое чистое, светлое и нарядное место во всём крестьянском доме. Здесь на особой полочке - божнице («где Боги стоят») - у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни - иконы (Божией Матери, Иисуса Христа, Николая Чудотворца). Всякий гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами Красный угол, снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уж потом здоровался с хозяевами. Печь была вторым по значению «центром святости». Около печи всегда главенствовала хозяйка дома. «Бабий кут» - так называли единственное, пожалуй, место, где мужчина не был властен в доме. Здесь женщина стряпала, пекла хлеб. Но какая же печка без огня. Во время трапезы огонь угощали первым и лучшим куском. Его защищали, как родного. Нечистая сила не смела приблизиться к огню, зато он был способен очистить что-либо осквернённое. Множество примет связано с огнём и печью. В присутствии огня считалось немыслимым выругаться «Сказал бы тебе...да нельзя: печь в избе!» А вот сваха, явившаяся сватать невесту, непременно протягивала руки к печи, грея ладони: тем самым она призывала огонь к себе в союзники, заручалась его поддержкой. Новобрачную молодой муж трижды обводил вокруг печи. А если во время рождения ребёнка огонь неожиданно угасал, то в этом видели верный признак рождения будущего злодея.

            Из уст хранительниц старины ребята услышали народные песни, пословицы, поговорки. Данный материал был записан, обработан. Работа была направлена на VI научно-практическую краеведческую конференцию, посвящённую 275-летию образования Белгородской губернии, где заняла III место. (Руководитель работы - Тишкина Е.А)

           Ученики 8 класса побывали в селе Незнамово Старооскольского района, побеседовали с жительницей этого села Сальниковой Ольгой Дмитриевной, 1925 г.р. Она рассказала об обрядовых и престольных праздниках села. Данный материал использовался при подготовке праздников «Масленица», «Рождество», «Пасха», которые традиционно проводятся в школе. Такая работа - встреча со старожилами - очень важна. В первую очередь, это непосредственное общение с хранителями, знатоками народных обычаев и обрядов. Это общение не может заменить ни одна книга, ни самый современный компьютер. Сегодня всё очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществить воспитание и развитие ребёнка.

            Таким образом, изучение народного искусства - мощное средство воспитания. Оно помогает сохранить пластичный контакт с окружающим миром, раскрыть непреходящие ценности - истину, добро, красоту. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

             Кроме народно-поэтического творчества, богата наша земля писательскими талантами. В данной статье мы обратимся лишь к некоторым писателям - белгородцам, чья общественная и литературная деятельность имеет заметный след в общем процессе развития отечественной литературы и покажем, как данный краеведческий материал можно использовать в системе образования и воспитания.

           Так, проводя уроки по изучению биографии А.С. Пушкина в старших классах, важно указать на то, что наш земляк Владимир Федосеевич Раевский (1795 - 1872) был современником и единомышленником великого русского поэта. С В.Ф. Раевским, участником Отечественной войны 1812 года, «первым декабристом» и поэтом Пушкин познакомился во время своей южной ссылки. Обучающимся для изучения предлагаются книги А. Крупенкова и Н. Крупенкова «Судьба декабриста» и «Братья Раевские», которые содержат сведения о встречах А.С. Пушкина и нашего земляка. Из главы «Знакомство с Пушкиным» учащиеся отмечают, что встретились молодые люди в Кишинёве. Пушкин и Раевский были молоды, увлечены поэзией, придерживались прогрессивных взглядов по вопросам общественной жизни, что не могло их не сблизить.

            Много ещё сведений сообщают учащиеся о жизни и литературном творчестве В.Ф. Раевского. И. конечно, никто из учащихся не останется равнодушным к тем жизненным испытаниям, что выпали на долю В.Ф. Раевского. И важно то, что такой человек родился на нашей Белгородчине.

             Кроме уроков литературы, с жизнью и творчеством В.Ф. Раевского знакомим во внеклассной работе, при проведении заочной экскурсии «Здесь колыбель твоя была...» в село Богословку. Частью этого села стала бывшая слобода Хворостянка, где в 1795 голу родился поэт. Для проведения заочной экскурсии используем фотоматериал, собранный при посещении мемориально-культурного культурного комплекса В.Ф. Раевского и научно - методический материал, которым охотно поделилась с нами заведующая музеем Л.А. Тюпина, Фотоматериал и ученики-экскурсоводы рассказывают о том месте, где прошли детские годы нашего земляка, о его родителях, о годах обучения в Благородном пансионе Московского университета. Особенно поражает учащихся рассказ об участии В.Ф. Раевского в Отечественной войне 1812 года. Ведь по определению Раевского война была «роковым вступлением в жизнь».

            Мы считаем, что такая работа позволяет не только заинтересовать учащихся сведениями о земляках, но и стимулировать исследовательскую работу, поисковую работу, чтение краеведческой литературы, местной печати, побуждает сохранить этот материал на долгое время, если не навсегда.

            Изучая литературу родного края, нельзя не коснуться жизни и литературной деятельности В.Я. Ерошенко, слепого поэта, сказочника, неутомимого путешественника. С В.Я. Ерошенко русского читателя, как это ни парадоксально, впервые познакомил классик китайской литературы Лу Синь. Слепой русский поэт Ерошенко — герой его новеллы «Утиная комедия». А в Японии простодушие и мудрость сказок нашего земляка, дружественный порыв его сердца оценили многие; он стал известным писателем, а со временем, можно сказать, и классиком детской японской литературы. И только в 1962 году в России, в Белгороде, впервые на русском языке был издан сборник его произведений. О десяти годах, проведённых В.Я. Ерошенко на Востоке, известно больше, чем об остальных 52, проведённых им в России. Вот почему сегодня нужно говорить именно о возвращении творческого наследия писателя на его родину.

            Материал, собранный о нашем земляке, мы систематизировали и подготовили литературный вечер для старшеклассников «Поэт Востока - сын России», который теперь традиционно проводится в нашей школе ко Дню рождения В.Я. Ерошенко. Сценарий данного мероприятия содержит материал о детстве Василия Ерошенко, его учёбе в московской школе для слепых детей, путешествиях. Кроме этого, учащиеся читают стихи нашего земляка, отрывки из его сказок, воспоминания о поэте.

           Одной из форм работы по изучению жизни и творчества В.Я. Ерошенко является посещение дома-музея в селе Обуховка, обмен впечатлениями об экскурсии. Обучающиеся пишут творческие работы в стиле писательской манеры В.Я. Ерошенко.

          Литературу родного края мы изучаем и на примере творчества современных писателей, поэтов. Частым гостем нашей школы бывает Г.С. Ларкович, член Союза писателей России. И каждый его приход в нашу школу - настоящий праздник для ребят. Геннадий Степанович с любовью рассказывает обо всём: о людях, которые живут рядом с ним, о героях своих произведений. Встреча с писателем - это и беседы о жизни, это наставление молодёжи: каким быть, что лучше, что нежелательно, т.е. это встречи - размышления.

          Таким образом, в данной работе мы показали лишь малую часть того, как можно использовать краеведение в обучении и воспитании.

          Педагогическая практика последних лет убедительно доказывает, что без знания исторических, литературных фактов, без интереса к истории города, школы, традициям народной культуры не может быть полноценным и нравственным школьное воспитание, теряется личность гражданина, патриота, уважение к своему народу и стране.

          А краеведение не только способ познания и изучения, но и своеобразный ключик к пониманию и сохранению культурных традиций. Краеведение является не просто совокупностью сведений о какой-то конкретной территории, но и школой познания, школой культурного воспитания, средством передачи накопленных знаний и традиций, формой общения людей разных поколений, разного уровня культуры и образования. Мы точно знаем и видим, что краеведение несет в себе любовь к родному краю, родине, к её духовной культуре, является мощным воспитательным средством, приобщает к познанию истоков наших. В этой связи краеведение является способом освоения и сохранения исторического опыта.

Литература

1)Беликова, Т. П., Емельянова, М. И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. - Старый Оскол, 2003.

2)Гринёва, С.П. Писатели Белгородчины и литературный процесс. Краеведческий альманах №1. - Белгород, 1999.

3)    Импульс Ерошенко: Жизнеописание: Сказки слепого поэта, познавшего мир// Авт-сост. В.Я. Лазарев, В.Г. Першин.-М.:ТПО ТАМП, 1991.

4)    Крупепков, А. Братья Раевские. - Белгород: Везелица, 1992.

5)    Крупенков, А., Крупепков, Н. Судьба декабриста. - Белгород, 1994.

6)    Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

7)    Музыкант, путешественник, поэт, педагог. К I00-летию со дня рождения В.Я. Ерошенко// Авт.-сост. Осыков Б.И. - Белгород, 1989.

К)   Рябцев, Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI - XVII вв.: Учебное пособие - М, 1997.

9)   Харьковский, А. С. Человек, увидевший мир. - М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования...