"Петербургские музеи-хранители истории"
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему

Селиверстова Светлана Станиславовна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по музеям, являющимися -визитной карточкой нашего города. Петербургские музеи-хранители истории.

Слайд 2

Что такое музеи? Кладовая сокровищ Хранение экспонатов, картин Места проведения выставок Место, где хранятся предметы старины.

Слайд 3

Обычаи Обряды Традиции Религии Музеи Дома Техника Сооружения Орудия труда Что такое духовная и материальная культуры? Материальная культура, то что создано руками человека. Духовная культура-это ценности, передающиеся из поколения в поколение.

Слайд 5

Расположенное на набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Музей, основанный по указу Петра I, открыл свои двери для посетителей в 1714 г. Он был создан с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Кунсткамера

Слайд 8

Эрмитаж Музей был основан в 1764 году, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию из 255 картин из немецкого города Берлина. Сегодня государственный Эрмитаж обладает более 2,7 млн. экспонатов и отображает разнообразные искусство и артефакты из разных стран мира и всей истории (от Древнего Египта до начала 20 века в Европе). Коллекции Эрмитажа включают в себя произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальные коллекции Рембрандта и Рубенса, многие работы французских импрессионистов Ренуара, Сезанна, Мане, Моне и Писарро , многочисленные полотна Ван Гога , Матисса , Гогена и несколько скульптур Родена. Коллекции Эрмитажа демонстрируются в прилегающих зданиях, выстроенных вдоль побережья Невы, они в совокупности образуют огромный музейный комплекс: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и, наконец, Новый Эрмитаж. Государственный Эрмитаж – музей и частный театр, построенный царями, это красиво оформленный амфитеатр, в котором по-прежнему проводятся регулярные лекции, концерты, оперные и балетные спектакли. Эксперты говорят, что если вы потратите по минуте, смотря на каждый экспонат на выставке в Эрмитаже, вам потребуется 11 лет, чтобы осмотреть их все.

Слайд 11

Первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства, основан в 1895 году в Санкт-Петербурге. Основан российским императором Николаем II в память о своём родителе — императоре Александре III . В настоящее время в собрание Русского музея входят следующие отделы: русская и советская живопись , скульптура , графика , декоративно-прикладного и народного искусства ( мебель , фарфор , стекло , резьба , лаки , изделия из металла, ткани, вышивка , кружево и др.) Русский музей

Слайд 13

Музей включает следующие объекты: Петропавловская крепость , Шлиссельбурская крепость Орешек , Особняк Румянцева , Музей-квартира А.А. Блока , Музей С.М. Кирова , Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина), Монумент героическим защитникам Ленинграда , Музей печати . Государственный музей истории Санкт-Петербурга - один из крупнейших в России исторических музеев. Его родоначальником является основанный в 1907 году Музей Старого Петербурга. В его создании принимали участие А.Н.Бенуа, П.П.Вейнер , В.А.Покровский, П.Ю.Сюзор , А.Ф.Гауш , бароны Н.Н.Врангель, Н.Е.Лансере, В.Я.Курбатов, князь В.Н.Аргутинский-Долгоруков , В.А.Щуко . Государственный музей истории Санкт – Петербурга.

Слайд 15

Исаакиевский собор Крупнейший православный храм Санкт-Петербурга . Расположен на Исаакиевской площади . Построен в 1818 — 1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана ; строительство курировал сам император Николай I . выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы. В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

Слайд 17

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ Один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира. Он ведет свое начало от Модель-камеры — хранилища кораблестроительных моделей и чертежей, основанной императором Петром I в 1709 году. Собрано около двух тысяч уникальных моделей кораблей. Фонды насчитывают около 800 тысяч предметов, более 3,5 тыс. флагов и знамен.

Слайд 18

Гипотеза: « Петербургские музеи- хранители истории»

Слайд 19

«Ночь музеев» в Санкт-Петербурге с 19 на 20 мая 2012 года. Общей темой для всех программ «Ночи музеев 2012» станет тема «Городские тайны». Музеи Петербурга хранят множество тайн – громких и почти неизвестных широкой публике. Загадочные события, захватывающие истории, тайны отдельных экспонатов или целых зданий – все это станет частью программы «Ночи музеев 2012». Акция «Ночь музеев» является международной и проходит в 42 странах Европы. Почти 2000 музеев не спят один раз в год, открывая свои двери для всех, кому интересно увидеть музей в необычное время суток. Акция «Ночь музеев» впервые была проведена в 1997 году, в Берлине. А в 2001 году в акции приняли участие уже 39 стран Европы и Америки. В 2007 году к музеям Европы присоединились московские музеи, а в 2008 году и музеи Санкт-Петербурга. День музеев 18 мая, для удобства открывают двери музеи, чтоб познакомить с ранее не известными музеями.

Слайд 21

Домашнее задание: Подготовить рассказ о своем любимом музее Санкт-Петербурга

Слайд 22

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга:

         « Петербургские музеи-хранители истории».

Учитель: Селиверстова Светлана Станиславовна

Задачи:  

  1. Создать образ о Санкт-Петербурге, как « о городе-музее».
  2. Развивать мышление и познавательную активность обучающихся.
  3. Развивать  речевую активность, умение добывать знания из разных источников.
  4. Воспитывать патриотизм, формировать чувства прекрасного.

Оборудование:

Презентация: «Петербургские музеи-хранители истории».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение нового материала.

План  урока:

  1. Знакомство с понятиями ( музей, духовная и материальная культура)
  2. Путешествие по музеям, являющимися визитной карточкой Санкт-Петербурга.

А) Кунсткамера

Б) Эрмитаж

В) Русский музей

Г) Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Д) Исааковский Собор

Е) Военно-морской музей.

      3. «Ночь музеев» в Санкт-Петербурге.

      4.  Вывод по теме урока.

Проверка домашнего задания:

  1. Часть задания была дана с опережением, и мы выслушаем сообщения по ходу урока.
  2. А сейчас вспомним, что мы проходили на прошлом уроке:

Как называлась тема? ( Повседневная жизнь петербуржцев)

Какие века мы с вами брали для сравнения? (18-20)

Почему именно с 18 века? ( Потому что Санкт-Петербург был основан в 1703 году)

Кто основал Санкт-Петербург? (Петр I)

В чем заключается уникальность нашего города? (наличие большого количества музеев)

Новая тема:

  1. Тема нашего урока называется: «Петербургские музеи-хранители истории» ( записали в тетрадь - слайд1)

 Одни люди говорят, что об этом слышали, те кто живут в других городах,  другие говорят, что читали об этом. Наша с вами задача, изучив главные музеи города,  в конце урока доказать или опровергнуть это высказывание.

  1. По улицам Санкт-Петербурга  можно ходить как по огромному музею. Сколько мировых шедевров прикладного искусства, скульптуры, живописи хранится в петербургских собраниях: Все это – наша история, все это наши предки создавали и хранили для нас.

Музейная работа-дело живое. Постоянно обновляются старые экспозиции, создаются новые музеи, открываются новые филиалы. И сегодня мы это увидим на уроке.

  1. Что такое музей? Как вы понимаете? (слайд 2) Дается определение: Музей -  это постоянное место расположения, кладовая сокровищ, хранение экспонатов, картин, проведение выставок, там собирают предметы старины.
  2.   В петербургских музеях хранятся более 15 млн. памятников духовной и материальной культуры (слайд 3)

Что такое  духовная культура? (обряды, традиции, религия, то, что передавалось из уст в уста, и записывалось нашими предками)

               Что такое материальная культура? ( все, что создано руками            

                человека, напр. Картины, дома, машины, музеи)

 Как можно сохранить наши музеи, памятники, обряды, традиции?

(реставрация зданий , открытие новых  филиалов, реставрация картин, записывать новые традиции и переписывать старые, не рисовать на зданиях, не разрушать их)

 

По музейным залам можно путешествовать, как по эпохам. Соизмеримо с путешествием в машине времени. Можно узнать о жизни фараонов  Древнего Египта, раскроют мир живописи. Ежегодно по залам петербургских музеев проходят сотни тысяч человек.

В нашем городе более 250 музеев и филиалов, но все мы с вами изучить за один урок не сможем, поэтому предлагаю в нашем воображении отправиться в путешествие по музеям, которые считаются визитной карточкой нашего города.

  1. Посмотрите на слайд 4, и скажите, что это за музей, где он расположен? ( Кунсткамера,  находится на стрелке Васильевского острова)

Слайд 5 –комментарии на слайде (сообщение .)

Слайд 6, фотографии экспонатов. Кто – то был там?

  1. Посмотрим на следующий слайд 7, где будет следующая наша остановка? (Эрмитаж,  Дворцовая площадь, Невский проспект.)

Комментарии на слайде 8, (сообщение )

Слайд 9, фотографии. Кто здесь бывал?

  1. Недалеко от Эрмитажа расположен музейный комплекс из 4-х музеев сразу, но  название у музея одно, какое? (Русский музей)

(Слайд10)

Слайд 11 информация.

В каком из музеев вы побывали хоть раз?

  1. Давайте, вспомним, по картинкам на слайде, что за отдельные музеи входят в огромный  музейный комплекс, и назовем музей, который тоже является визитной карточкой? (слайд12)  ( Государственный музей истории СПб)

Слайд 13 комментарии.

  1. Недалеко от Эрмитажа, расположен еще один памятник архитектуры. Что это за здание? (слайд 14, Исаакиевский Собор)

(Слайд 15 сообщение).

  1.  Стоя на колонаде Исакиевского Собора мы могли бы  увидеть музей, в котором находится ботик Петра I?  (слайд 16, но почему могли бы увидеть, а не увидим? Есть предположения? - Адрес, по которому находится Здание музея другое -  Площадь Труда 5.)

Слайд 17 информация и вид нового здания.

  1.  На этом небольшое наше путешествие подходит к концу, Давайте вспомним, в каких музеях мы сегодня побывали?

Что нового узнали о музеях? (музейные комплексы, где расположены, что хранится в музеях, как выглядят здания)

А никто не заметил,  по какому принципу выбраны были музеи, которые мы посетили? ( популярность,  большие по размеру)

И давайте сделаем вывод, подтверждаем мы гипотезу о том,  что «петербургские музеи являются хранителями истории» ?

 (ДА)

Какими фактами мы можем подтвердить? ( слайд18)

  1.  Наш город  с 2008 года участвует в акции « Ночь музеев».

Для чего проводится эта акция, кто – то слышал?

Чтоб люди знали, какие музеи в городе вообще есть, что хранится в этих музеях, какие экспонаты, где они находятся территориально.  Мне бы хотелось наш урок закончить словами В.В. Путина, который  сказал, что ходить в музеи в последнее время стало модно.  Выделяются деньги из бюджета на ремонт зданий, картин, монументов, скульптур. Жители своего города должны знать свою историю и сохранять для своих потомков. Именно музеи показывают, что в жизни есть вещи дороже денег, которые никогда не появятся на рынке. Это наше культурное наследие и его надо беречь.

Домашнее задание: подготовить письменный рассказ о своем любимом музее Санкт-Петербурга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный музей - хранитель народной памяти, центр гражданско-патриотического и нравственного воспитания учащихся

Статья о  деятельности  школьных музеях  Старооскольского городского округа. Школьный музей является не только хранителем народной памяти, но и центром гражданского и патриотического во...

Музей "Хранитель времени"

    Программа школьного музея "Храненитель времени" Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся ...

Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)

Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...

Методическая разработка: "Музей - хранитель воинской славы"

Методическая разработка "Музей - хранитель воинской славы" является обобщением опыта работы школьного музея....

О школьном музее "Хранители воинской славы"

О школьном музее "Хранители воинской славы"...

"Петербургская Троя". Из истории Петербурга до Петербурга

В презентации рассказывается об археологических раскопках на Охтенском мысе, о шведской крепости Ниеншанц, построенной в 1611 году,  о возникшем рядом поселении Ниене, которое вскоре получило ста...