Урок музейной грамоты
методическая разработка по краеведению по теме

Солодухина Татьяна Константиновна

Наш историко – краеведческий музей был открыт в 1998 году. Основой для его создания послужил материал, накопленный в школе. Экспонаты музея рассказывают нам об истории нашей малой Родины села Тарбагатай.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzeynoy_gramoty.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музейной грамоты

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся со школьным историко-краеведческим музеем, его наиболее интересными документальными свидетельствами;
  2. научить пользоваться музейной терминологией: экспонат, музей, исторический источник, экскурсовод, реставратор;
  3. воспитывать чувство любви к своей малой Родине – селу

Оборудование: экспонаты школьного музея.

Ход занятия.

Учитель: “Здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок – урок музейной грамоты. Его мы проводим в историко-краеведческом музее «Память» . Мне помогают мои помощники: экскурсоводы, архивариус, реставратор.

А знаете ли вы, что такое музей? А какие бывают музеи?

Архивариус, не поможете ли вы нам?

Архивариус: “Музей (от латинского museum, от греческого “мусеойн” – “храм муз”) научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение, показ и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры. Виды музеев: естественно – научные, краеведческие, мемориальные, художественные и другие”.

Учитель: “Каждый музей по-своему неповторим. Каждый хранит и передаёт будущим поколениям запечатлённые мгновения прошлого”.

Показываю иллюстрации музеев.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя.

Где цвёл? Когда? Какой весною?

И долго ль цвёл? И сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?...

Вслед за А.С.Пушкиным при изучении каждого предмета мы задаём вопросы: “Что? Где? Когда? Кто?” Именно в музее мы стараемся получить ответы на все эти вопросы.

Наш историко – краеведческий музей был открыт в 1998 году. Основой для его создания послужил материал, накопленный в школе. Экспонаты музея рассказывают нам об истории нашей малой Родины села Тарбагатай”.

Экскурсовод:

Настоящее связано с прошлым неразрывной нитью. В постоянно меняющемся мире современный человек, чтобы не только выжить, но и полноценно жить в социальном и духовном отношении, должен чувствовать и понимать великое наследие прошедших веков, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, определяет и расставляет свои ценностные ориентиры, исходя из опыта, мудрости предков, оставленных им в наследство.

         Семейские – община русских староверов, проживающая в деревнях отдаленного района Забайкалья. Их образ жизни отражает русскую народную культуру XVI – XVII веков, включающий традиционные постройки, костюмы, церемонии, музыку, ритуалы, пословицы, религиозные верования и формы выражения.

         В 1653 – 1660 годах произошел так называемый раскол в результате церковной реформы. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвергнуты жестоким репрессиям: горели костры, рубились головы, ссылались на каторгу, сажались в тюрьмы. Многие бежали за границу в Польшу. 

Во второй половине XVIII века царское правительство, надеясь создать в Сибири устойчивое хлебопашество для снабжения Нерчинских рудников, согнало старообрядцев с насиженных мест и направило в Забайкалье. Переселяли староверов семьями , поэтому за ними закрепилось название семейские. И по сей день они проживают в Бичурском, Мухоршибирском, Тарбагатайском, Заиграевском, Кижингинском и других районах Республики Бурятия и Красночикойском районе Читинской области.

        Переселение староверов за Байкал не было чьей то прихотью или мщением за раскол. Заселение Восточной окраины России вызывалось государственной необходимостью. Развитие горнозаводского промысла в Нерчинском округе и установление границ с восточными соседними странами требовали немалого количества прежде всего продовольствия для содержания горнорабочих и армии. Старообрядцы как раз явились тем колонизационным источником, который мог восполнить пробел в развитии земледелия на восточной окраине русского государства. Староверы оправдали возложенные на них надежды, они скоро привыкли к суровой сибирской природе и очень высоко по тому времени подняли земледелие и другие отрасли сельского хозяйства.

        Живя вдали от России, в условиях чуждой культуры, ревностно охраняя свой жизненный уклад, они сумели сохранить старинные обычаи, обряды, старинные одежды, многие элементы культуры Московской допетровской Руси.

В «Ведомости», обнаруженной доктором исторических наук Н.Н. Покровским в Центральном государственном архиве древних актов, показано, «сколько выведенных из Польши российских беглых людей… в Сибирь отправлено было». «Из Калуги отправлено в разных партиях 10917 человек. Из того числа, следуя до Тобольска, померло и бежало 2690. В Тобольске в формирующиеся Томский и Селенгинский полки годных в службу с их семействами определено 3955 человек. За неспособностью быть в службе… отправлено на поселение в Селенгинское ведомство 2949 человек».

             Другая группа в составе 824 человек, по данным найденного документа, была в 1765 году поселена недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково и Бурнашево, где проживали русские сторожилы. Позже, в течение 35 последующих лет 18 века, из этих деревень часть староверов будет расселена в другие селения – Надеино, Жиримское, Новобрянское, Заиграево и др.  Для начальных обзаведений каждому домохозяину выдано было по лошади, корове, сошнику и семян на посев.

             Найден документ «Росписи Тарбагатайской Зосимо – Саватиевской церкви прихожанам разных селений» (начат в 1746 г., окончен в 1779 г.), в котором обнаружены подробные списки «новопоселенных ис поляков с их семейством» по деревням: в Тарбагатайской слободе, в Куйтунской, в Куналейской, Десятниковской, Бурнашевской.

             Найденный документ содержит большую информацию: точную дату поселения, количество новопоселенных  по деревням, фамилии первых жителей. Потомки тех «ново поселенных ис поляков» проживают до сих пор в названных селах.  Они селились целыми семьями и поэтому их стали называть «семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских, скоро выросли добротные селения. Одно из них  старообрядческое село Тарбагатай. Наблюдения декабристов над жизнью староверов оказались настолько яркими, что Н.А.Некрасов  использовал их при описании села Тарбагатай в поэме «Дедушка», в которой, как известно, дана высокая оценка свободе и труду человеческому в крылатой фразе: « Воля и труд человека дивные дивы творят». В названном селе, в  Тарбагатае, в отличие от деревень Нееловых, Гореловых, Голодухиных, описанных поэтом, достаток чувствуется во всем и «жители бодры всегда».

Путь декабристов пролегал через Яблоневый хребет, по Уде, через бурятские степи к Верхнеудинску и затем через села Пестерево, Тарбагатай, Десятниково, Мухоршибирь, Хонхолой, Никольское и Харауз. Декабристов покорила красота забайкальской природы, но особенно важно их описание встреч с бурятским и русскими населением.

      У И.Д. Якушкина мы читаем: «… когда мы приблизились к Тарбагатаю, перед нами развернулся чудесный вид: все покатости гор, лежащие на юг, были обработаны с таким тщанием, что нельзя было довольно налюбоваться на них. Из страны совершенно дикой мы вступили на почву, обитаемую человеком, деятельность  и постоянный труд которого преодолели все препятствия неблагоприятной природы и на каждом шагу явно свидетельствовали о своем могуществе.

Жители староверческого этого селения вышли к нам навстречу в праздничных своих нарядах. Мужчины были в синих кафтанах, а женщины в шелковых сарафанах и кокошниках, шитых золотом. По наружности и нравам своим это были уже не сибиряки, а похожие на подмосковных или ярославских поселян. За Байкалом считают около 20 тыс. староверови туземцы называют их «поляками».

              Наиболее подробно о жизни и быте «семейских» пишет А.Е.Розен: « От города Верхнеудинска мы свернули с большой дороги влево, через три перехода прибыли на дневку в обширное село Тарбагатай, похожее с первого взгляда на хорошие села ярославские, приволжские по наружному виду жителей и просторных домов».

А.П.Беляев в своих  «Воспоминаниях о пережитом и перечувствованом» сообщает: «Когда мы подходили к Торбоготаю … нам навстречу вышла пропасть народа…  Все старообрядческие селения  были  очень богаты и имели большие хорошо устроенные дома и даже с некоторым крестьянским комфортом».

    Отмечены им интересы семейских. « Многие из людей богатых выписывали и читали журналы и газеты, интересовались современностью и охотно входили в религиозные  разговоры со многими из наших, которые хорошо знали церковную историю». Далее А.П.Беляев писал: «Торбоготайские староверы были отличные пахари. Земледелие у них в самом цветущем состоянии, а как их местность вообще гористая, то все склоны гор были возделаны с большим тщанием, что нас очень удивляло и радовало. Когда мы жили в Петровском остроге, то все хлебное  продовольствие нам привозили из Торбоготая». 

      Н.А. Бестужев  в 1841 году в письме к сестре Е.А.Бестужевой следующим образом  характеризует  условия возделывания пашен у семейских: «Здесь по Чикою реке есть селение, где не только равнины, но даже горы до самих  до самых вершин запахиваются,  куда соху надо завозить верхом или заносить руками, и где пашут на таких крутизнах, что борозду  можно делать только сверху, на верх соху на руках заносить должно. Этот пример трудолюбия  почти всегда награждается урожаями. Внизу по течению реки Селенги есть старообрядческие многолюдные селения, которые также щеголяют хлебопашеством, особенно известна так называемая «Тарбагатайская пшеница».

     Пашни оправдывали себя, т.к. даже в засушливые годы на них получали неплохие урожаи. Выращивали рожь, ярицу, пшеницу, ячмень, гречиху, овес. Сажали картофель, разводили огороды.

          «Край обогател…Подле семейских и сибиряки… стали лучше обрабатывать землю, принялись за пашню и буряты», - писал в 1872 году этнограф П.А. Ровинский.

«Этнокультурному явлению семейских старообрядцев Забайкалья Тарбагатайского района» присвоено высокое почетное звание «Шедевр культурного и нематериального наследия человечества». Намечены мероприятия по сохранению культуры семейских, принят план совместных мер, предусматривается финансовая помощь, но при условии софинансирования. Если же Россия и Республика не будут помогать материально, ЮНЕСКО финансировать проект не будет.

     Из 32 стран участвующих в борьбе за высокое звание ЮНЕСКО – 19 явлений были объявлены шедеврами.

     Это звание дается навсегда, - то есть пока живет народ, сохраняется и его самобытность. Или наоборот: пока сохраняет народ свои национальные традиции, свой уклад свою веру – он жив. Во всяком случае, сегодня феномен семейских Забайкалья именно таков. И от всех нас зависит, чтобы он сохранился.

Учитель: “История нашего края во многом связана с историей нашей страны, с её далёкими, и подчас героическими событиями”.

Экскурсовод: “ Следующая экспозиция рассказывает о событиях Великой Отечественной войны. На стенде расположены фотографии героя Советского Союза Гуслякова Георгия Ивановича:; фотографии земляков – участников Вов, тружеников тыла.Здесь собран материал о школе и селе в годы войны.

Тематическая экскурсия

 «Войны священные страницы навеки в памяти людской»

1 ученик        

Великая Отечественная! Под таким гордым названием навсегда вошла в историю священная война советского народа и его воинов против фашистского нашествия в 1941 – 1945 годах, на гигантском фронте от заполярья до Черного моря 1418 дней и ночей полыхал огонь сражений, каких еще не знало человечество. Беспримерный подвиг народа – героя, народа – богатыря не померкнет в веках. Герои шли на подвиг не ради личной славы, а по велению ума и сердца, во имя Родины, за народное счастье.

Вашему вниманию предлагаем экскурсию под названием «Войны священные страницы навеки в памяти людской», посвященной 65 летию Великой Победы.

2 ученик

Тарбагатай в годы войны

Жизнь в деревне шла своим чередом, никто не догадывался о надвигавшейся беде для всей страны. Но она пришла. 22 июня 1941 года страшная весть разнеслась: ВОЙНА!

Война… Она пришла в каждый дом.

 

Шумел июнь, кружилось лето,

Беспечной радостью одето.

Вдруг наступила тишина…

И грянул гром средь ясна неба:

«…сегодня началась война!»

Вскоре начался массовый призыв военнообязанных на фронт. Призывали молодежь с 19 лет и старше и уже семейных мужчин. Это был период страха и горького предчувствия за жизнь уходящих, может быть, навсегда любимых мужей–кормильцев и сыновей — еще почти босоногих мальчишек, иногда единственных.

В первые месяцы войны из деревень нашего сельского аймака на фронт  ушли многие мужчины, остались женщины, старики, подростки и дети. На их плечи легла вся тяжесть деревенской жизни. Надо было обрабатывать землю, выращивать хлеб, готовить корм для скота — коров, лошадей, — основной тягловой силы в деревне

Тяжело приходилось подросткам — мальчишкам и девчонкам 11–15 лет, которые выполняли мужскую работу, заменяя отцов, братьев, ушедших на фронт. Их фронт был в колхозе  Работать приходилось много — от темна до темна.

На более легкие работы подростки выходили без руководства старших: ворочать и грести сено, подгребать за возами, вязать снопы, молотить. Обмолот зерновых снопов производи ли конной молотилкой. «Какое удовольствие испытывали мы от коллективной работы, — вспоминает Чебунина Варвара Климовна — И пусть было трудно, но мы не унывали, знали, что этим помогаем фронту. Наши отцы почти у всех были на войне...».

Деревня и уцелевший за зиму скот оживали с приходом весны. Ели все, что можно было взять от земли, начиная с картошки, которая осталась невыбранной с осени. Питательную ценность представлял крахмал, который отмывали, отстаивали и сушили, а потом употребляли его в разных невероятных блюдах неписаной кулинарии Лакомством служили «казачки» с сосны. Затем шли земляника, малина. Мальчишки и девчонки корзинами и решетом ловили вьюнов в нашей речке Тарбагатайке.

3 ученик

Наша школа в военное лихолетье

Трудными и суровыми были военные годы в тылу. Нелёгким было это испытание для учеников и учителей школы. Зимой стояли лютые морозы. В школе замерзали чернила, не было бумаги, учебников (1 на 10 человек). Хотя время было и трудное, в школе проводилась большая работа, вовсю работали кружки, регулярно собирался Совет дружины. Коллектив учителей был дружным, очень работоспособным. Было много творческих учителей:

Чебаков Григорий Ильич

Писарева Елена Михайловна (кавалер Ордена Ленина)

Колодина Елена Николаевна

Щербакоа Ттьяна Даниловна

Адушинова Ольга Осиповна

Кривенко (Авдошина)Наталья Романовна

Как бы трудно ни было людям, они старались всем возможным помогать фронту. «Мысли и дела учителей Тарбагатайской средней школы направлены на помощь фронту. Учителя ежемесячно отчисляли однодневный заработок в фонд обороны Родины В школе работали пионерская и комсомольская организации. Дети участвовали во всех делах, направленных на помощь фронту, а ещё — шили кисеты, вязали носки, варежки для воинов. Учителя готовили посылки и отправляли их на фронт.

 

В 1942 году по всей стране началось новое патриотическое движение – сбор крупных сумм на строительство танковых колонн и эскадрилий боевых самолётов. Коллектив школы № 5 заработал и собрал более 22 тысяч рублей на строительство танков. Деньги отправили в Фонд обороны страны, в ответ пришла телеграмма за подписью И.В.Сталина.

Из воспоминаний Псельской Галины Иннокентьевны.

Школе в годы войны приходилось очень тяжело, но она жила. Учеников было много, однако не всем пришлось учиться. не хватало учебников, не было чернил, бумаги, поэтому писали на амбарных и старых книгах между строк. Было холодно, голодно, особенно голодали большие семьи. Запасы продуктов, у кого они были на начало войны, закончились.

 В здании большой школы учились в 2 смены. В школе было очень холодно, замерзали чернила. Вечером  печки топили технички. Старшие школьники заготовляли дрова на зиму, готовили «жерде». Много помогали колхозу: ходили на сенокос, копали картошку, вручную жали пшеницу. Младшие школьники собирали колоски, потом их сдавали, денег за работу не платили. Иногда не успевали выполнить всю работу, и часть картошки оставалось в земле. Но копать для себя ее не разрешали. Только весной можно было копать мерзлую картошку. Школьники  помогали семьям погибших, ставили концерты для жителей села.  Школьники вязали теплые вещи на фронт, собирали деньги на самолет.

Из воспоминаний Болотникова К. И.

 Запомнилось, что в школе иногда кормили завтраком — жидким супом из картошки или «затиркой» из муки. А во время экзаменов кормили кашей и белым хлебом, испеченным в пекарне колхоза «Красный партизан. Писали на старых книгах чернилами из свеклы или сажи. Трудно было, но мы не падали духом. При всех трудностях и тяжкой для детских плеч работе в колхозе дети учились и даже развлекались, забывая по-детски обо всех неприятностях . Зимой мы катались на санках, на деревянном коньке, на лыжах с гор Крестик, Гуриха, Степушка. На лыжах ходили в лес по следам полевой и лесной дичи. Летом с азартом играли на лужайке в забытые  ныне игры «лапта», «бабки», «зоска».

4 ученик

    Массовый патриотизм наших земляков проявился в годы Великой Отечественной войны. Среди участников обороны Москвы, Сталинграда, Ленинграда были и выходцы из Тарабагатая. Многие из них освобождали Польшу, Венгрию, Чехословакию, Румынию, штурмовали Берлин. Среди воинов – освободителей есть и кавалеры многих воинских наград, и Герой России Гусляков Георгий Иванович.

Гусляков Георгий Иванович родился 14 февраля 1922 года в селе Большой Куналей. Георгию  очень хотелось учиться. Всем деревенским утехам предпочитал книгу. Семилетку закончил на одни  «пятерки». До 1940 года работал в колхозе. Ему стоило большого труда убедить мать, что ему надо дальше учиться. В 1940 году уехал в Ленинград к родственнику. Первое время Георгий ходил по городу, не замечая прохожих, буквально впитывал неповторимую красоту северной столицы. Поучиться в институте так и не удалось, тогда учеба тоже платной была. Устроился на авиационный завод, чтобы на институт заработать. Сметливый, ухватистый парень быстро освоил специальность монтажника. Подумывал уже о поступлении в техникум при заводе, все больше нравилось ему быть причастным к рождению крылатых машин. И вот, как снег на голову, война…

Первый раз к званию Героя Советского Союза его представляли в августе 1944 года. За Львовско – Сандамировскую операцию свыше 400 км. Он прошел на Т – 34 под постоянным огнем без аварий и пробоев.

В конце октября 1944 года за участие в боях был награжден орденом Красной Звезды. С 14 января 1945 года принимал участие в боях  Висло – Одерской операции, форсированием рек Пилица, Варта. С боями прошел от Вислы до Одера, был награжден орденом Отечественной войны  II степени.

За участие в Берлинских боях командир 69 – го гвардейского танкового Сандомирского  Краснознаменного полка гв. Майор Малых, вновь пишет представление  к званию Героя Советского Союза. И вновь он не получил награду.

В феврале 1994 года Указом Президента Российской Федерации №400 от 28 февраля Б.Н. Ельциным Гуслякову Г. И. было присвоено звание Героя Российской Федерации. Поздравить героя пришли односельчане и другие почетные гости. Событие это произошло 18 мая 1994 года. Торжество проходило в здании центра культуры в Тарбагатае. Командующий войсками Забайкальского военного округа генерал – полковник Третьяков В. С. вручил «Золотую Звезду» Героя.

И в мирное время он оставался ярким примером служения народу. К годовщине 60- летия Победы на его Родине в с. Большой Куналей открыт мемориал.

1 ученик

Я представляю авторскую фотовыставку «Я знаю! Я помню! Я горжусь!»

Вот вечный памятник – огонь горит…

Я на него могу смотреть так долго.

И в этот день солдат благодарить

Считаю я своим святейшим долгом.

В толпе я отыскала старика.

Он грустными усталыми глазами.

Смотрел на пламя Вечного огня

И ордена перебирал руками.

Но в глубине его печальных глаз

Я не увидела огня Победы,

В них не было тебя, меня, всех нас…

Война была в них, боль её и беды.

Но вот салюта залп раздался,

Он вздрогнул, будто бы от взрыва.

Закрыв лицо руками, разрыдался,

Лишь повторяя тихо: «Как красиво!»

И подходили девушки к нему,

Цветы дарили, в щёку целовали,

Но все цветы напоминали старику

Те неизбывные его печали.

Я подойду к нему с большим букетом

Цветов обычных, полевых,

Как солнце с розовым рассветом,

Напомнят пусть ему родных….

И кроткая улыбка старика

Понятна мне: он вспомнил отчий дом.

И лучшая награда для меня –

Хоть чуточку согреть его теплом.

Мне хочется сказать всем ветеранам:

«Спасибо за спасённую страну!

Вы столько горя на войне узнали –

Пред вами я колени преклоню…

Минуло много лет, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. И с каждым годом, отдаляющим нас от  огненных дней, все величественнее и ярче проявляется историческое значение одержанной нами Победы. Беспримерный подвиг народа – героя, народа – богатыря не померкнет в веках.

Учитель: “О далёком прошлом нам рассказывают экспонаты нашего музея – исторические источники. Ребята, а что такое исторические источники? Архивариус помогите нам”.

Архивариус: “Исторические источники – любой остаток старины кусочек одежды и жилища, украшения, монеты, предметы повседневного быта”.

Учитель: “О далёком прошлом нам рассказывают экспонаты нашего музея, многие из них переданы поисковиками, жителями села. Слово нашему реставратору”.

Реставратор: туески, прялки, сундуки  Предметы быта, сельхоз инвентарь – вот некоторые экспонаты, переданные нашими земляками.

Перед вами фотографии, они подарены родственниками героев.

Учитель: “Музеи хранят, собирают, изучают и показывают памятники искусства, естественной истории, материальной и духовной культуры. Научно – вспомогательный фонд нашего музея ежегодно пополняется.

А вот Исследовательские работы учащихся нашей школы. Перед вами выставка работ призёров, победителей различных конкурсов”.

Учитель: “На сегодняшнем занятии мы с вами говорили об истории нашей малой Родины – села Тарбагатай. Вспомните:

– версии происхождения названия села;

– дату появления первых жителей села;

– имена героев Вов, чьи имена носят улицы села.

Учитель: Музеи учат нас быть добрее, справедливее. Я думаю, что “ Золотые правила” помогут вам в этом.

“Золотые правила”:

1. Береги своё достоинство.

2.Береги достоинство другого!

3.Весь мир – музей. Береги предметный мир, и особенно музейные предметы!

4. Не будь вандалом!

5. Почитай своих предков!

6. Познай самого себя!

7. Умей прощать!

8. Передай добро по кругу!

9. Культура даёт человеку счастье.

10. Будь носителем культуры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведение на уроках обучения грамоты в 1 классе.

У народа, который не помнит своего прошлого - нет будущего.Через познание малой родины, человек осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.Поэтому с недавнего времени в общ...

Урок музейной педагогики "Великая Отечественная Война"

Формирование целостной системы знаний о ходе,  итогах   сражения, положившего начало коренному перелому в войне в пользу ССР...

Специфика логопедической работы на уроках обучения грамоте детей с ОВЗ в коррекционной школе VIII вида.

В каждой стране есть дети с тяжелой умственной отста­лостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. В тесно...

Урок обучение грамоте

Звук [щ]. Буквы щ, Щ....

Урок обучения грамоте в 1 классе "Согласные звонкие звуки [в, в\']"

Тема урока: Согласные звонкие звуки [ в, в\'], отличающиеся по признаку мягкости-твёрдости, буквы В,в. Цель урока: познакомить учащихся со звонкими звуками [ в, в\' ] , упражнять в чтении слогов, слого...

Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея....