Образовательная программа кружка "Музееведение"
рабочая программа по краеведению (10 класс) по теме

Мишина Ольга Валентиновна

Рабочая программа кружковой деятельности в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_mbou_sosh_no63.rar44.36 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Мельникова Н.И. городского округа Самара

(МБОУ СОШ № 63 г. о. Самара)

«Согласованно»                                                                   «Утверждаю»

с председателем М/О                                                              Директор МОУ Школы №63

______________________                                            __________________Н.М. Попова

                                                                                                           «___»___________2012г.

Рабочая программа

кружка «Музееведение»

на 2012-2013 учебный год

Направление развития личности школьника:

духовно-нравственное и общекультурное.

Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов.

Количество часов по учебному плану:                                                  всего 72 ч.   

                                                                                                               в неделю 2 ч.

                                                                                                                                     всего 72 ч.

                                                                                                               в неделю 2 ч.

        

Автор программы: Мишина О.В

г.о. Самара 2012

Пояснительная записка

В условиях модернизации системы российского образования изменяются цели, задачи, содержание и методы процесса воспитания. Главной задачей является формирование гражданина - патриота. Противоречия между объективными требованиями повысить уровень работы по патриотическому воспитанию и недостаточной разработанностью организационно-методических основ осуществления данной работы заставило автора разработать данную программу. В последнее время в стране все более возрастает интерес к школьным музеям. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности в нашем регионе. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Но программ, которые было бы возможно непосредственное применить на практике очень мало. В МБОУ СОШ №63 музей отсутствует, необходимость в нем существенна, т.к. школа имеет богатую историю, являясь самым старинным учебным заведением в городе. Поэтому практическая необходимость заставила автора разработать данную программу. Программа носит авторский характер.

Программа занятий кружка «Музееведение» имеет духовно-нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал. Существование музея позволяет, с одной стороны, наглядно продемонстрировать многие аспекты музейной работы, а с другой стороны, способствует дальнейшему активному развитию музея, позволяет формировать в определенной степени профессиональный актив, объединять юношеский коллектив. Процесс преподавания курса дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальные формы работы, использовать различные технологии обучения, формировать компетенции учащихся. Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов. Учащиеся данных классов уже имеют достаточно знаний по истории, краеведению, сформированный уровень информационной компетентности, самостоятельность, что позволит организовать обучение на высоком продуктивном уровне.

Цель: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей и юношества.

Задачи программы:

  1. получить представление об основах музейного дела;
  2. сформировать практические навыки работы в музее;
  3. привлечь учащихся к работе по организации и созданию музея на базе школы № 63;
  4. организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда;
  5. исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы;
  6. публично представить результаты своей работы.

Режим занятий: раз в неделю по 2 учебных часа.

Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций.

Формы работы

Цели и практическая направленность

Лекции

Получение первичных знаний о музейной работе.

Посещение музеев, экскурсии

Первичное знакомство, поиск тем для рефератов и сообщений. Составление самостоятельных экскурсий. Ознакомление с основами оформления музейных экспозиций.

Создание презентаций по профилю музея

Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить  работу

Оформление выставки

Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций

Выступление перед членами кружка с докладами, сообщениями.

Овладевать навыками публичных  выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Видеозанятия

Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира.

Работа по индивидуальному плану

Индивидуальные консультации

Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, написание докладов и т.д., подготовка проектов и творческих работ

Оказание помощи учащимся в подготовке  творческих работ.

Проектно - исследовательская деятельность

Создание и реализация коллективного проекта по организации школьного музея.

Ожидаемые результаты:

  1. в обучающей сфере - приобретение учащимися знаний по музееведению, усиление интереса учащихся к музейной деятельности (активность в создании самостоятельных исследовательских проектов);
  2. в воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям, сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения и активной гражданской позиции;
  3. в развивающей сфере - достижение учащимися высокого уровня умений и навыков по научно-музейной обработке, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, проведение экскурсий по экспозициям музея; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации работ по профилю музея; сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.

В результате работы кружка будет создана экспозиция, посвященная истории школы и деятельности ее выдающихся педагогов, ряд проектов по профилю организуемого музея.

Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.

Методическое обеспечение программы: программа обеспечена наглядным материалом -  музейными предметами. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий используются визуальные средства – видеофильмы по истории и искусству, интернет -  сайты, содержащие информацию о музеях страны и мира. Программа обеспечена методическими видами продукции – это разработки лекций, бесед, практических занятий по музееведению. 

Срок реализации программы – один год.

Учебно-тематический план

Тема занятия.

Теоретические занятия

Практические занятия

Итого

Введение

1

1

Тема №1. Понятие о музее – 11 часов.

1.1.

Понятие о музее. Функции и профили музея.

1.2.

Из истории музеев. Известные музеи России и мира.

1.3.

Многообразие музеев Самары.

2ч.

1.4.

Экскурсии в музеи Самары.

1.5.

Понятие о школьном музее.

1.6.

Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея.

Тема №2.Фондовая работа – 26 часов.

2.1

Понятие «фонд». Виды и характеристика фондов.

2.2

Основной и вспомогательный фонды.

2.3

Учет и научное описание музейного фонда. Хранение материалов.

2.4

Шифрование предметов.

Тема № 3.Экспозиционная работа – 17 часов.

3.1

Экспозиции музея. Тематико-экспозиционный план.

3.2

Виды текстов. Этикетаж

3.3

Музейная выставка.

Тема № 4.Экскурсионная работа – 17часов.

4.1

Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.

4.2

Подготовка и проведение тематической экскурсии .

4.3

Массовые мероприятия в музее.

Итого

24ч

48ч

72ч

Содержание программы

Введение (1ч)

Предмет и задачи кружка. Понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура кружка, цели и задачи музейного дела в школе.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны получить первичное представление о музее и музееведение как науке;
  2. представлять структуру кружка «Стань патриотом своей школы»;
  3. принимать на себя роль участника кружка;
  4. освоение коммуникативной компетенции.

Тема №1. Понятие о музее (11ч)

1.1. Понятие о музее, функции и профили музея.

Первоначальное представление о музее. Назначение музеев в обществе как хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности. Разнообразие профилей музеев их особенности.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать основную музейную терминологию, функции и задачи музея;
  2. должны уметь свободно ориентироваться в музейной терминологии;
  3. уметь различать профили музеев;
  4. называть особенности профилей музеев.

1.2. Из истории музеев. Известные музеи России и мира.

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Начало провинциальных музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи. Становление советской системы музеев. Новая сеть советских музеев. Изменение роли музеев в постсоветском обществе. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России сегодня и перспективы их развития. Музеи, имеющие мировое значение.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать основные этапы становления и развития музеев в России;
  2. уметь систематизировать полученный материал и составлять таблицу;
  3. знать ведущие музей мира;
  4. уметь создавать презентации о различных музеях России и мира.

1.3. Многообразие музеев Самары.

Музеи Самары. Тематика музеев и их специфика. Основные направления деятельности музеев города. Фонды музеев. История родного города в экспозициях музея.

Планируемые результаты:

  1. получить представление о различных музеях города Самары;
  2. понимать значение музейной деятельности для развития чувства гражданственности, любви к малой Родине.
  3. уметь составлять презентации о деятельности музеев города Самара.

1.4.Серия экскурсий в местные музеи.

Проведение экскурсий в музеи города. По желанию учащихся посещение 2-х или более  музеев города для знакомства с профилем и деятельностью музея. Изучение фондов музея. (Экскурсии в музей РЖД и ФСБ)

Планируемые результаты:

  1. знакомство с деятельностью конкретного музея;
  2. определение его специфики

1.5. Понятие о школьном музее.

Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в школе.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать признаки школьного музея;
  2. иметь представление об основных этапах создания школьного музея;

1.6. Профессии в музеи. Личные качества сотрудника музея.

Разнообразие профессии сотрудников музея и их функции. Требования к сотрудникам музея.

Планируемые результаты:

  1. представлять специфику профессии «работник музея», знать их функции и требования, предъявляемые к ним.
  2. оценка своих возможностей и способностей в овладении данной профессии.

Тема 2.Фондовая работа музеев (26 ч).

2.1 Фонды музея и их характеристика.

Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.

Практические занятия (практическая работа по классификации фондовых материалов, имеющихся в школе).

Планируемые результаты:

  1. знать понятия фонды музея, музейный предмет;
  2. уметь характеризовать и классифицировать фондовые материалы;
  3. соотносить музейные предметы к основному либо вспомогательному фонду.

2.2 Основной и вспомогательный фонд.

Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.

Практические занятия (практическое задание по отбору материалов в основной фонд).

Планируемые результаты:

  1. знать понятия основные фонды и критерии отбора материалов в основные фонды;
  2. уметь классифицировать музейные предметы согласно критериям;
  3. активно взаимодействовать в группе, совершенствовать коммуникативную компетенцию.

  1. . Учет и научное описание музейного фонда. Хранение фондов.

Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Цели учета материалов. Основным документом учета и охраны материалов музея. Инвентарная книга и правила ее заполнения. Книга учета научно-вспомогательного фонда. Справочные и инвентарные карточки. Акт приема-передачи и его форма. Инвентаризация музейных предметов. Библиотека музея. Режим хранения. Требования к фондовым помещениям. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Хранение экспонатов в экспозициях и на выставках. Основные условия их безопасности. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов.

Практические занятия (комплектование и обработка материалов для выставки).

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать структуру фондов и фондовую документацию; особенности хранения и экспонирования музейных предметов.
  2. уметь работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;
  3. атрибутировать материалы для выставки.

2.4 Шифрование предметов

Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию предметов. Схемы описания музейных предметов.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать понятие шифр, правила шифрования предметов;
  2. изучить схему описания музейных предметов;
  3. освоить технику описания музейных предметов;
  4. уметь описывать музейные предметы;

Практическая работа по описанию и шифрованию музейных предметов.

Тема №3. Экспозиционная работа музея (17ч).

3.1. Экспозиционный план.

Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.

Планируемые результаты:

  1. знать основные принципы размещения экспонатов в экспозиции;
  2. разработка и составление экспозиционного плана.

Практическая работа по составлению плана экспозиции.

3.2. Виды текстов. Этикетаж.

Оглавительный, ведущий и объяснительный текст.

Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток. Особенности этикетажа различных музейных предметов.

Планируемые результаты:

  1. знать характеристику основных видов текстов и этикетажа.
  2. знать особенности этикетажа различных музейных предметов;
  3. активно взаимодействовать в группе;
  4. изготовление этикеток для музейных экспонатов.

Практическая работа по изготовлению этикеток и проведение этикетажа имеющихся музейных экспонатов.

3.3. Музейные выставки.

Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию фондовой выставки. Создание тематической фондовой выставки, посвященной деятельности Мельникова Н.И. и истории школы в годы Великой Отечественной войны.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать: характеристику музейной экспозиции и особенности экспозиционно-выставочной работы;
  2. освоить основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок.
  3. уметь пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки.
  4. активно взаимодействовать  в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки.

Практическая работа по разработке и созданию тематической фондовой выставки.

Тема № 4.Экскурсионная работа (17ч).

4.1. Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.

Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях.

Планируемые результаты:

  1. учащиеся должны знать виды культурно-просветительной деятельности музея, правила написания, подготовки и проведения экскурсии, правила поведения экскурсовода;
  1. грамотно пользоваться письменной речью;
  2. учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст.

4.2. Подготовка и проведение пробных экскурсий (экскурсии будут посвящены деятельности Мельникова Н.И. и истории школы в годы ВОВ)

Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.

Планируемые результаты:

  1. знание механизма проведения экскурсий;
  2. составление маршрута экскурсии;
  3. извлечение необходимой информации из различных источников;
  4. ориентировка в экспозиционно-выставочном пространстве;
  5. проведение диалога со слушателями.

Практическая работа по составлению маршрута экскурсии, отработка маршрута и проведение пробной экскурсии.

4.3.Массовые мероприятия в музее.

Проведение дня музея в школе. Экскурсии на фондовую выставку, посвященной деятельности Мельникова Н.И. Участие в краеведческих конференциях, викторинах, конкурсах, олимпиадах. Встреча с интересными людьми, имеющими отношение в истории школы.

Планируемые результаты:

  1. активизация участия учащихся в конференциях, конкурсах, олимпиадах;
  1. проведение экскурсии и дня музея в школе.
  2. коммуникация с педагогами - ветеранами.

Практическая работа по проведению дня музея в школе и организации встречи с педагогами ветеранами и выпускниками школы.

Список литературы по методике музейной деятельности

1. Ванслова Е. Г.  Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.

3. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997

4. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

5. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996

6 Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.

7. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.

8. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.

9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.

Литература, рекомендуемая для учащихся

  1. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
  2. Музейный мир России. — М., 2003.
  3. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
  4. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
  5. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
  6. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
  7.  Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
  8. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.
  9. Интернет-ресурсы:

http://www.museumforum.ru/index.php   Музейный форум

http://www.museum.ru/rme/sci_museology.asp  Российская музейная энциклопедия

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html  Онлайн энциклопедия Кругосвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...