Лекция в школьном музее "Ты же выжил, солдат!"
классный час по краеведению по теме

Матиенко Ольга Яковлевна

Лекция для учащихся 5-8 классов проводится в школьном историко-краеведческом музее "Живи и помни".  Лекция о солдате-односельчанине, на которого пришла похоронка с войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ty_zhe_vyzhilsoldat_lekciya_o_budkove_p.f.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Смирненская основная общеобразовательная школа»

 Кулундинского района

Алтайского края

Школьный

 историко-краеведческий  музей «Живи и помни».

Лекция по экспозиции

 «Ты же выжил, солдат»

 

(для 6-9 классов ) 

Руководитель: Матиенко О.Я.

экскурсовод: Павлинова С,

ученица 9 класса

Смирненькое, 2011

«Ты же выжил, солдат»»

 

Цели:

Содействовать:

  1. воспитанию чувств истинного патриотизма, заключающегося в уважительном отношении к подвигу своих соотечественников в годы Великой Отечественной войны, послевоенные годы;
  2. развитию интереса к истории Родины на примере судьбы односельчанина Будкова П.Ф.

         

Ход экскурсии.

1. Психологический настрой

 

Победа, как она досталась?

Каким путем мы к ней пришли?

И раны были и усталость,

И шрамы на груди земли,

Могилы братские, в которых

Бойцы погибшие лежат,

И въевшийся всем в лица порох

На безымянных рубежах.

В то утро 22 июня 1941 года у миллионов советских людей оборвалась мирная жизнь.  Никто тогда еще не знал, что большая беда станет великим испытанием для всего народа. Свыше 27 миллионов человек погибло в той страшной войне. Среди живых не осталось ни одного, кто не изведал бы горечь потери.

Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание чувствуется и теперь. Ведь она круто изменила  жизнь целой страны, вошла в каждый дом, в каждую семью.

Да, война отгремела давно. Но забывать об уроках того времени мы не вправе, забывать о тех, кто подарил нам право на жизнь, не смеем!

 Герои Великой Отечественной войны всегда будут для нас примером мужества, героизма, истинного патриотизма, основанного на гуманности и человеколюбие.

2. Судьба человека.

В нашем музее сохранились некоторые документы, рассказывающие  об интересной судьбе нашего односельчанина Будкова Петра Федоровича.

Данная экспозиция названа «Ты же выжил, солдат»

Начало войны Петр Федорович Будков встретил восемнадцатилетним юношей. 9 ноября 1941 года он был призван в ряды Советской Армии. Обучение воинскому делу он проходил в городе Бийске. Ввиду военного времени оно было недолгим, и уже в январе 1942 года Петр Федорович находился в рядах защитников Ленинграда.

 Ленинград в это время находился в огненном кольце. Гитлеровцы, не сумев сразу занять город, блокировали его, думая принудить город к сдаче. И только дорога, проложенная по льду Ладожского озера, соединяла Ленинград с «Большой землей». По этой дороге защитникам города поступали боеприпасы и оружие, продовольствие, а из города вывозили раненых и детей.

Часть, в которой служил Петр Федорович стояла в городе Старая Русса, она входила в Северо-Западный фронт, ведущий тяжелые, кровопролитные бои, отстаивая Ленинград. Каждый день приходилось отражать многочисленные атаки фашистских войск.

Здесь, под Старой Руссой, Петр Федорович получил боевое крещение. В феврале 1942 года, во время атаки, он был ранен в руку, но части своей не оставил. В марте этого же года тяжелое ранение вывело его на время из строя. На этот раз Петр Федорович был эвакуирован в тыл.  Госпиталь в котором он проходил лечение, находился в городе Красноярске. Раны зажили. И начало 1943 года Петр Федорович встретил в Туле, где был включен в состав маршевой роты, готовящейся к отправке на фронт. В это время на фронте уже явно обозначился перелом. Под Сталинградом фашисты потерпели сокрушительное поражение.

  В начале лета 1943 года в районе Курской дуги советским командованием готовилось сражение, в котором наш земляк принял участие в составе мотострелкового батальона, входящего во второй Белорусский фронт.

5 июня немецко-фашистские войска предприняли массированное наступление в районе Курска.

Все это время Петр Федорович находился на передовой, обеспечивая связь командира роты с другими подразделениями. На третий день контрнаступления неподалеку от него взорвался тяжелый снаряд. Свет померк перед глазами, и наступила тишина…

Батальон продолжал наступление, а Петр Федорович перестал числится в списках своей части, как погибший смертью храбрых в боях за освобождение нашей Родины.

Домой, в Смирненькое полетела черная весть… Родные получили похоронку.

Но нет!  

Всем смертям назло был жив солдат.

Контуженного, тяжелораненого, полузасыпанного землей, его подобрали солдаты другой части. Снова госпитальная койка. На этот раз в городе Горьком, где он находился на излечении 11 месяцев.

Стоял март 1945 года. Часть вела бои в Прибалтике. Нашим войскам предстояло овладеть городом Кенигсбергом. Город считался неприступной крепостью. Фашистская пропаганда заявляла, что советским войскам никогда не овладеть городом. Но город был взят, правда, ценой многих жизней. Это был последний город в штурме которого участвовал наш земляк. Их бригада была отправлена в г. Осиповичи на переформирование. Затем установление мирной жизни в Западной Украине и Белоруссии…

И только в 1948 году закончилась служба солдата. Воспоминания фронтовика записаны в 1978 году и оформлены в альбоме «Они защищали Родину».

3. Письмо красных следопытов.

Началась мирная жизнь. Нашел свою половину, образовалась большая работящая дружная семья в которой росли 3 дочери и сын.

1975 год. Страна готовилась отметить 30-летие Победы над фашизмом, а в семью Будковых пришло письмо с орловщины, адресованное маме Петра Федоровича, но ее уже не было в живых и письмо прочел сам Петр Федорович.

Красные следопыты писали матери о том, что ее сын геройски погиб 14.июля 1943года на орловщине и похоронен со всеми почестями в братской могиле которая находится в деревне Мелынь Мценского района Орловской области. Просили его фото, написать каким он был.

Что чувствовал Петр Федорович читая это письмо ? Известно ему одному.С этим письмом он пришел  к Ключниковой Вере Георгиевне и рассказал эту истории. Затем была статья в районной газете.( от 27 ноября 1975 года)  Вместе они решили написать ответ, а вот съездить бывшему солдату к братской могиле не пришлось, хотя мечта такая была.

К 40-летию Великой Победы в районной газете «Советская Кулунда» напечатана статья «Как и прежде в строю» от 30.10.1984 г.

По воспоминаниям односельчан Петр Федорович был человеком с активной жизненной позицией, которому до всего было дело. О том что он никогда не сидел сложа руки говорят записи в его трудовой книжке, медаль «За освоение целины», в 1983 году присвоено звание «Ветеран труда».

На экспозиции также представлены часть наград- юбилейные медали  и орден Отечественной войны 2 степени с удостоверениями.

Личные документы подарены дочерью Валентиной Петровной Будковой (Войлоковой).

4.Заключение.

Ты же выжил, солдат

Хоть сто раз умирал…

Жизнь Петра Федоровича похожа на слова из этой песни.

Умирая несколько раз он остается живым в памяти своих односельчан.

Школьный историко-краеведческий музей «Живи и помни»

Перечень экспонатов экспозиции «Ты же выжил, солдат»

  1. Районная газета «Советская Кулунда» от 27.11.1975 г.;
  2. Районная газета «Советская Кулунда» от 30.10.1984 г.;
  3. Конверт+письмо от красных следопытов, 1975г;
  4. Орден Отечественной войны 2 степени;
  5. Орденская книжка к ордену Отечественной войны;
  6. Юбилейная медаль «60 лет вооруженным силам СССР»;
  7. Юбилейная медаль «40 лет Победы в ВО войне»;
  8. Юбилейная медаль «70 лет вооруженных сил СССР»;
  9. Удостоверение к юбилейной  медали «60 лет вооруженным силам СССР»;
  10.  Удостоверение к юбилейной  медали «40 лет Победы в ВО войне»;
  11.  Удостоверение к юбилейной  медали  «70 лет вооруженных сил СССР»;
  12. Медаль «Ветеран труда»;
  13. Удостоверение к медали «Ветеран труда»;
  14. Удостоверение о вручении медали «За освоение целины»;
  15. Трудовая книжка;
  16. Свидетельство о рождении;
  17. Альбом Они защищали Родину»;
  18. Фотография «Встреча ветеранов 9 мая»
  19. Фотография « На мехтоку»;
  20. Фотография «Будков П.Ф.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час, посвященный Сталинградской битве "Ты же выжил, солдат!"

Классный час, посвященный Сталинградской битве "Ты же выжил, солдат!" Данная разработка классного часа может использоваться классным руководителем в целях улучшения патриотического воспитания детей....

Классный час "Ты же выжил, солдат!"

Классный час посвящен жителям села Никольское Троснянского района Орловской области, ветеранам ВОВ....

ДЕНЬ ПОБЕДЫ ("Ты же выжил,солдат!")

Сценарий праздничного театрализованного концерта, посвященного Великой Победе.реализован в Центре реабилитации инвалидов( ментальные нарушения) Может  фрагментарно использоваться в школе....

Лекция в школьном музее ко Дню защитника Отечества

Расширить и углубить представления детей о празднике, посвященом Вооружонном Силам России....

День неизвестного солдата "Ты же выжил солдат!"

Данное мероприятие было посвящено Дню Неизвестного Солдата. Этот праздник отмечается с 2007 года по указу президента. Познавательное занятие интересное, материал подобран в соответствии с возрастными ...

Презентация к познавательному занятию "Ты же выжил солдат!"

Презентация предназначена для проведения познавательного занятия ко Дню Неизвестного Солдата....

Литературно-музыкальная гостиная "Ты же выжил, солдат"

Гостиная подготовлена в сооавторстве с учителем музыки, Гуляевой Т.В. и учителем русского языка Ворониной Л.Ю. для ветеранов Великой Отечественной войны. Музыкальные номера перемежаются стихами и отры...