элективный курс "Занимательное краеведение"
элективный курс по краеведению (9 класс) по теме

Малова Ольга Геннадиевна

 

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. В курсе его изучения, рассматриваются темы, которые связаны с историей родного края, поселка.

   Учащимся представляется возможность самим собирать материал, встречаться с людьми, работать с историческими источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_elektiv_kurs.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

             1. Введение

    В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на внедрение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в отечественной педагогической практике.                               

   Современная система образования должна не только вооружить учащихся знаниями, но и сформировать у них потребность в непрерывном самостоятельном процессе г< овладению новыми знаниями, привести к необходимости самообразования, самоопределения, самосовершенствования.

Одним из направлений модернизации образования является профилиза ция старшей ступени школьного образования, что, в свою очередь,влечёт за собой необходимость соответствующей предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, которая выражается в необходимости введения для девятиклассников элективных курсов, способствующих осознанному выбору ими будущего профиля обучения, организации информационной работы, предпрофильной ориентации, консультирования по подготовке к выбору профиля обучения, новой рейтинговой оценки в их итоговой аттестации.                                                                                 

  Это совершенно новое и актуальное направление в развитии современной школы.

   В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания системы                                               Специализированной подготовки (профильное обучение) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы и высшего профессионального образования, что позволит создать эффективный комплекс, обеспечиваю щий логичный переход от профильного к профессиональному образованию.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии сих профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Чтобы отвечать требованиям современного общества, современная школа должна, сохраняя всё, что есть в ней лучшего, используя имеющиеся возможности   постоянно меняться.

     В Концепции профильного обучения отмечается, что реализация идеи  профилизации  обучения  на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения собственного выбора- предварительного  самоопределения, в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

     Предпрофильная подготовка (до профильная)  -это система педагогической, психолога-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Предпрофильная подготовка рассчитана на всех учащихся, а не только на успешно обучающихся. Ребёнок должен занимать в ней центральное место. Поэтому курсы по выбору должны предлагаться всем, однако их посещение не является обязательным.

Главной задачей учитель должен видеть помощь и слабому, и сильному ученику в выборе своего будущего, в выстраивании индивидуальной образовательной траектории.

В программе предпрофильной и профильной подготовки курсы по выбору занимают центральное место.

Задачи курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки:

- способствовать осознанному выбору девятиклассниками профиля обучения в старшей школе и в целом выбора собственного содержания образования;

-представить специфику видов деятельности, которая является ведущей в той или иной профессиональной сфере;

-обеспечить удовлетворение запроса учащегося на образовательные услуги.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке выступают в трёх видах.

- Ориентационные курсы  призваны обучить способам принятия решений о  выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.

Такие   курсы призваны помочь девятикласснику сделать обоснованный самостоятельный выбор собственного образовательного пути, попробовать себя в различных видах деятельности.

-Предметные (пробные)  курсы по выбору.

Эти курсы являются пропедевтическими (выполняют задачи практико-ориентированной помощи) по отношению к профильным курсам повышенного уровня.

Задачи курсов данного типа:

  1. в рамках предметно-ориентированных курсов по выбору учащиеся реализуют интерес к предмету но не просто к учебному предмету, а к предмету, освоение  которого нужно для обучения по выбранному профилю и будущей практической деятельности);
  2. учащиеся уточняют готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  3. учащиеся готовятся к экзамену по выбору.

Содержание курсов данного типа:

Программа курсов включает углубление отдельных тем базовых общеобразовательных предметов. Но курсы должны ориентировать не на предмет, а на профиль обучения.

  -Межпредметные ориентационные курсы по выбору.

Задачи курсов данного типа:

  1. создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий;
  2.  поддерживать мотивацию ученика, способствуя его внутрипрофильной специализации.

Содержание курсов данного типа: 

Программы таких курсов предполагают выход за рамки традиционных учебныхпредметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их применения в различны профессиональных сферах.

Формы организации занятий могут быть самыми разнообразными. Но преимущество должно быть за формами обучения, ориентированными на инновационные педагогические технологии , развивающими самостоятельность и творческую инициативу учащихся , развивающими способность принятия решений. «Реализация курсов по выбору в предпрофильной подготовке предполагает использование следующих потенциальных возможностей повышения готовности  учащихся к самообразовательной деятельности: самостоятельное изучение основной

и дополнительной литературы, а также иных источников информации; сочетание обзорных и установочных лекций с лабораторными работами, семинарами, дискуссиями, творческими встречами; информационная поддержка образовательной деятельности с помощью учебных видеофильмов, электронных тестов, телекоммуникационных средств; проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов, эвристических контрольных работ; включение в учебную деятельность экскурсий на предприятия и специализированные выставки; социальные и профессиональные практики на адаптационных рабочих местах; работу в третьем секторе экономики, волонтёрство» 1

    Общая задача элективных курсов - помочь школьнику реально оценить свои возможности и сделать обоснованный выбор профиля, образовательного вектора,сопоставив своё «хочу» и своё «могу». Требования к курсам по выбору 

  1. Одно из важных требований - полнота. Курсы должны быть представлены по всем имеющимся профилям;
  2. Набор, предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, то есть по каждому профилю их количество должно быть избыточным для обеспечения  реальной свободы выбора курсов учащимися;
  3. Следует помнить, что курсы предлагаются очень юным школьникам, поэтому их названия должны быть привлекательными, яркими, способными привлечь их внимание и заинтересовать;
  4. Научный по содержанию материал, надо стремиться подать в интересной, занимательной форме с включением оригинальных, важных и интересных для учащихся сведений;
  5. Курсы не должны быть длительными. Их продолжительность может

варьироваться, но оптимальная находится в пределах 8-16 часов. Таким

образом, создаются условия в организации учебного процесса, которые позволяли 6ы ученику менять «Пакет курсов», по крайней мере два раза за учебный год;

  1. Подготовка программ и проведение занятий должны быть обеспечены учительскими кадрами высокой квалификации;
  2. Учебные занятия должны проводиться преимущественно в активной форме;
  3. Курсы должны быть предложены учащимся в конце 8-го класса, чтобы можно было дать информацию к следующему учебному году и сформироватьобразовательную программу;
  1. Социальная и личная значимость;
  1. Курсы должны поддерживать изучение базовых и профильных  общеобразовательных предметов;

Обладать развивающим потенциалом; формировать целостную картину мира; Элективные курсы могут быть весьма разнообразными и выбираются исходя из конкретных условий (материально-техническая база, запросы учащихся, региональная специфика труда и т.д.).

 Типы элективных курсов.

1. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящим в базисный план. В свою очередь предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

          1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета. Выбор такого курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне.

          2)Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы  основного курса, входящие в обязательную программу данного  предмета.

           3)Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного  предмета.

          4)Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике.

           5)  Элективные курсы, посвящённые истории предмета.

2. Межпредметные элективные курсы  цель которых - интеграция знаний учащихся.

Элективные курсы должны помочь в решении следующих функциональных  задач:

Первая из них - создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определённым видом профессиональной деятельности, или отказался от него. («Пробные» элективные курсы).

  Вторая задача - помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней. (Ориентационные курсы).

Основные необходимые структурные компоненты             

                             программы:

  1. Аннотация
  2. Пояснительная записка
  3. Учебный план
  4. Учебно - тематический план
  5. Программное содержание курса
  6. Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
  7. Список литературы, рекомендуемой учащимся
  8. Список литературы для учителя.

    Аннотация -это своего рода реклама курса, которая несёт информацию для учащихся.

   В программе элективного курса обязательно должна быть пояснительная записка.

    Её составление очень важный этап в работе учителя. Представляется, что пояснительную записку учитель должен писать дважды. Первый раз - перед началом работы над программой, когда учитель вырабатывает «рабочую гипотезу», выстраивает предварительную логику своего курса. Второй раз - по её завершении. В окончательном варианте учитель отталкивается уже от содержания и вносит необходимые коррективы. В пояснительной записке должно быть дано полное представление курса с точки зрения его содержания и особенностей организации работы.

    Прежде всего в пояснительной записке определяется место курса в системе предпрофильной подготовки или профильного обучения, к какому виду относится данный курс (предметный или межпредметный...), на какой профиль ориентирует. Каково его место в соотношении с общеобразовательными и базовыми профильными предметами:

  1. какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса;
  2. какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются;

- каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.

   В пояснительной записке формулируется цель данного курса по выбору.

     Цель  -это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека, то есть цель -это конкретно заданный результат

Цель должна быть реалистичной, то есть достижимой для учащихся.

Цель должна быть реалистичной с точки зрения обеспеченности ресурсами. Цель должна быть чётко определена во времени, то есть реализуема в определённые сроки. Цель должна быть конкретной и напрямую связанной с темой курса. Она не может быть шире или уже заявленной темы. Цель должна обладать побудительной силой, то есть побуждать учащихся к деятельности.

    Задачи курса -это те необходимые проблемы, которые надо решить для достижения данной цели. Задачи должны ставиться строго в рамках данной темы  и прямо вытекать из цели вашего курса. Задачи должны формулироваться конкретно. Традиционное разделение задач на обучение, воспитание, развитие не обязательно, поскольку оно зачастую является искусственным и не отражает целостности образовательного процесса.

В пояснительной записке должно быть указано место курса в системе предпрофильной подготовки.

Способы разворачивания содержания, внутренняя логика построения курса.

Здесь следует разъяснить логическую структуру курса, показать, почему именно в такой последовательности будет идти освоение материала учащимися, как будет компоноваться материал по содержанию. Рекомендуется модульное построение курса.

  Условия. Если есть необходимость, указываются особые условия. Это может быть уровень предварительной подготовки учащихся, особые условия организации курсов, особый характер работы, необходимое оборудование.

Организация учебной работы (форма занятий, виды деятельности учащихся). Формы занятий и виды деятельности учащихся подробно отдаётся предпочтение и почему.

Ожидаемые результаты -это ответ на вопрос, какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по её окончании, будут получены, какие ценности будут предложены для её усвоения. То есть надо указать, к каким ценностным, деятельностным, профориентационным результатам стремитесь вы вместе с учащимися в рамках вашего курса.

   Результаты должны быть значимы для самих учащихся. Они могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать (иметь представление, приводить примеры), уметь, иметь опыт», так и в терминах компетентностей. В последнем случае необходимо описать уровень достижений учащихся в областях деятельности (решение проблем. Работа в группе, работа с информацией...).

 Формы контроля (текущего и итогового), критерии успешного освоения  материала.

    Формы контроля могут быть самыми разнообразными.

Для текущего контроля уровня достижений учащихся могут быть использованы такие способы, как наблюдение активности на занятиях, беседы с учащимися, родителями, анализ творческих исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради, анкетирование, тестирование. Важно использовать оценку промежуточных достижений, прежде всего как инструмент положительной мотивации, а также своевременной коррекции деятельности, как учащихся, таки учителя. Курсы по выбору могут завершаться как экзаменационным испытанием, так и

защитой выполненного проектного или исследовательского задания, выступлением на конференции или публикацией результатов работы. Итогом может быть также подготовка эссе, написание эвристического сочинения, выполнение творческого задания, создание проекта.

     В пояснительной записке следует также отразить инструментарий  диагностики. 

    После пояснительной записки в программу следует включать учебный план и учебно- тематический план.

     В учебном плане материал курса распределяется по модулям. Определяется количество часов на освоение каждого блока и формы контроля.

№ п\п

раздел

Кол-во часов

Форма контроля

В учебно-тематическом плане раскрывается содержание каждого блока по темам с указанием количества часов, форм учебных занятий и видов деятельности учащихся.

№ п\п

тема

Кол-во часов

Организация учебной работы

Содержание программы. Здесь раскрывается содержание по разделам.

Краткие методические указания к проведению занятий. Даются методические указания К проведению отдельных занятий, приводятся задания для  самостоятельной работы учащихся, раскрываются формы контроля знаний учащихся.

В списке литературы следует отдельно выделить литературу, с которой работал учитель при разработке программы, и литературы для учащихся, на основании изучения которой они будут осваивать элективный курс.

 Элективный курс для учащихся 9 класса

          «Занимательное краеведение»

                                  Аннотация

   Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. В курсе его изучения, рассматриваются темы, которые связаны с историей родного края, поселка.

   Учащимся представляется возможность самим собирать материал, встречаться с людьми, работать с историческими источниками.

                                  Пояснительная записка.

  Представленный курс направлен на знакомство с основами планирования, постановки целей и проведения исследовательской работы в области истории. С другой стороны, данный курс ставит задачу пробы сил школьников для последующего обучения в социально – гуманитарном классе.

  В ходе прохождения курса учащиеся знакомятся с основными методами эксперимента, приобретают навыки проведения поисково – исследовательской работы научатся собирать и систематизировать, редактировать собранный материал.

   По окончании занятий каждый ученик представляет учителю Дневник краеведа, где собраны материалы его находок, а также представлен творческий проект «Золотое кольцо», в котором необходимо презентовать экскурсию по историческим местам своей родины, на основании чего и будет делаться вывод об успешности прохождения каждого  занятия и всего курса.

Вид курса по выбору: Предметный (пробный)

 Цель данного курса:

   Ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на подготовку к осознанному и ответственному выбору будущей профессиональной деятельности.

Место курса в соотношении с образовательными предметами:

  1. реализуются межпредметные связи с литературой, музыкой, изобразительным искусством  (оформление работ в Дневнике краеведа);
  2. развиваются самостоятельность и уверенность в своих знаниях при представлении накопленного материала.
  3. условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения:

1)интригующий момент;

2)самостоятельная сборка;

3)работа с различными источниками информации, умение добывать и читать информацию;

4)экскурсии в музеи.

   Задачи курса:

-развивать интерес к истории родного края;

- выработать навыки самостоятельной работы с историческими документами;

- воспитывать способность адекватно оценивать свои возможности;

- формировать аккуратность и прилежность в работе.

Способы разворачивания содержания, внутренняя логика построения  данного курса.

Так как в основе курса преобладают занятия с историческими документами, то естественно, большое внимание уделено правилам работы с документами, материалами архива.

Первое занятие будет посвящено изучению  понятий краеведение, исторические источники, вещественные источники, значение работы краеведов, с профессией краеведа..

Для основной части курса подобраны вопросы по родному краю, которые не повторяют, а дополняют и расширяют представления учащихся, полученные ими при прохождении основного курса истории.  Учащиеся осваивают виды деятельности, которые потребуются   им при обучении в профильной школе: от анализа литературы и чтения инструкции, по проведению сбора материала, редактированию и сопоставлению исторических фактов.

Организация учебной работы. (форма занятий, виды деятельности учащихся).

Ожидаемые результаты:

Учащийся должен знать: правила работы с историческим материалом, соблюдать этикет при проведении опроса

иметь представление: о значимости собираемого материала.

Уметь: соблюдать этикет при проведении опроса, анализировать и обрабатывать полученный материал, редактировать собственные записи.

Работать в группе:  при работе в паре или группе уметь чётко распределятьобязанности, не создавать конфликтных ситуаций.

Работать с информацией: выполнять инструкции и рекомендации при работе  параллельно с виртуальным инструктором

(мультимедийный проектор).

Формы контроля (текущего и итогового), критерии успешного освоения
материала.

& Наблюдение активности на занятиях.

& Беседы с учащимися.

& Анализ творческих исследовательских (реферативных, проектных) работ

& Результаты выполнения текущих проверок и итогового  

       тестирования . Защита проектного задания.

& Эвристическое сочинение.

Инструментарий диагностики

-Карты - инструкции

-Устный журнал

К важным исследовательским моделями технологиям обучения истории относится технология ученического проектирования - метод проектов. Метод проектов основан на такой организации учебного процесса, когда учащиеся работают индивидуально или в группах над проектным заданием. Этот метод помогает индивидуализировать учебный процесс; здесь важен не только результат обучения, но и разработка сценария и процесс выполнения проектного задания.

Проект -это результат скоординированных совместных усилий учащихся и учителя; при использовании этого метода нет уроков в привычном понимании. Учитель координирует деятельность учащихся по созданию и выполнению разных проектов, поддерживая, помогая и поощряя участников. Учитель помогает им в поиске источников информации, осуществляет обратную связь и оценивает совместно с участниками исследовательской деятельности качество выполненных проектов.

Учебный план

Учебно-тематический план

Программное содержание курса

      Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Занятие № 1

Введение.

Цель занятия: знакомство с новым курсом.

Рассказать о значении и ценности работы историка - краеведа, познакомить с особенностями его работы

Занятие № 2

Цель занятия: познакомить с историей образования Павловки.

Рассказать историю возникновения села Павловка, познакомить с историей первых поселенцев и особенностями их расселения

Занятия № 3-6

Цель занятий:познакомить с историей установления советской власти и гражданской войны, с первыми годами  новой эпохи.

 Собрать материал  о  П.Ф.Баулине, А.И.Гусеве,  З.И.Храмайкове.

Занятия № 7-9

Цель занятий: познакомить с биографией павловчан-фронтовиков

   Рассказать о генерал-майоре Ф.В.Захарове, героях Советского Союза П.И.Викулове и З.С.Хусаинове; о подвиге летчика Н.Шутова.

  Собрать материал о участниках Великой Отечественной войны (Басмуров П.Я., Паштанов А.И.,Ежков П.В., Килячков П.И. и др.).

Занятие № 10

 Цель занятия :познакомить с историей развития образования  и здравоохранения в районе.

Собрать материал о заслуженных учителях школы, учителях-пенсионерах и заслуженных врачах больницы..

Занятие № 11

Цель занятия :познакомить с топонимикой Павловского края.

Составить словарь географических названия Павловского района.

Занятие № 12

Цель занятия :познакомить с развитием культуры, литературы и живописи в Павловке.

Собрать  материал о художниках,поэтах.

Занятие № 13

Цель занятия: познакомить с личностями М.А.Суслова, Ф.И.Панфёрова,В.Ф.Русяева,И.В.Балбашова.

Занятие № 14

Цель занятия : познакомить с легендами о Павловском крае.

Собрать легенды, стихи о родном крае.

Занятие № 15

Цель занятия: защитить проект «Золотое кольцо» Павловки.

Составить план проведения экскурсии по памятным местам Павловки и Павловского района, с описанием достопримечательностей.

                                Заключение.

  Целью моей авторской работы является изучение теоретического и практического материала по краеведению, по методу проектного обучения, а также разработка такого элективного курса для 9 классов, ученики будут посещать с большим желанием и интересам.

  Я думаю, что элективные курсы предпрофильное и профильное образование займут свое достойное место в системе образования. Такая система позволяет учащимся раскрыть свои интересы, желания и способности намного раньше и в большей степени.

 Когда в коллективе занимаются заинтересованные дети, «дыхание одной идеей, целью», то даже ребята, имеющие знания слабее, чем большинство  тянутся друг за другом и тем самым  поднимают свой уровень  знаний.

  Данный элективный курс в настоящее время проходит апробация. Я думаю, что эксперимент удался. Ребята посещающие курс, проявляют интерес к истории родного края, наша земля вырастила таких выдающихся и знаменитых людей как М.А. Суслова, писателя Ф.И. Панферова; совет дипломата С.А. Виноградова; профессора, доктора военных наук, начальника кафедры С – П академии тыла и транспорта А.Н. Шаронова и др.

  Ведь в настоящее время огромное внимание уделяется патриотизму воспитанию учащихся.

Список литературы для учащихся

1.В.Ф.Русяев «Наш Павловский край»

2 Газета «Искра» с 1965 года.

3 «Природные условия Ульяновской области»,под ред.А.П.Дедкова,-  

    Изд.Казанского университета,1978г.

Список литературы для учителя

1.Г.Б.Голуб,А.В.Великанова Предпрофильная подготовка учащихся,изд.дом Федоров,2006,160 с.

2.В.Ф.Русяев «Наш Павловский край»

3 Газета «Искра» с 1965 года.

4.Из этнической истории  Ульяновской области,Ульяновск,1993,-64с.

5 «Природные условия Ульяновской области»,под ред.А.П.Дедкова,-  

   Изд.Казанского университета,1978г.

6. «Особо охраняемые природные территории Ульяновской области»,под  

       ред. В.В.Благовещенского, Ульяновск,Дом печати,1997.

7. Т.Б.Табарданова «Историческое краеведение в школе»,    

        Ульяновск,ИПКПРО,2003-48с.

8. Содержание и технологии предпрофильной подготовки и профильного    

    обучения. Часть 8. Методические рекомендации по истории и

      обществоведению. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 104с.

9.Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки,под  

     ред.Т.Б.Качкиной.-Ульяновск,ИПКПРО,2004.-100с.

10.Элективные ориентационные курсы и другие средства  

      профильной ориентации в предпрофильной подготовке

     школьников:учебно - методическое пособие. - М.: АПК и ПРО,

     2003.- 15с.

Приложение 1

Занятие

Тема занятия: .

Цель занятия:  воспитание патриотизма через историю.

Задачи занятия: познакомить с биографией  героев-павловчан, ;

 формировать стойкую гражданскую позицию подростков.

Методы обучения: рассказ, иллюстрация  (выставка книг о войне).

Время проведения: 45 минут.

Оформление зала: выставка книг, репродукций, фотографий о войне.

                     Этапы занятия

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Стихотворение « 22 июня 1942 года»

   Казалось, было холодно цветам,

  1. от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник
  1. немцы, кончив кофе пить, в тот миг

   Влезали в танки, закрывали люки.      

   Такою всё дышало тишиной,

   Что вся земля ещё спала, казалось,

   Кто знал, что между миром и войной    

   Всего каких-то пять минут осталось.

22 июня 1941 года на нашу Родину напали фашисты. Не обошла стороной беда и нашу  Павловку.

3.Изучение данных РВК.

  В числе первых 26 июня 1941 года на фронт были призваны женщины-медики Н.Н.Кононова,А.К.Зубкова,З.Я.Захарова,А.В.Казакова. Особенно большие группы мобилизованных отбыли из Павловки по данным РВК

28 июня-58 человек

30 июня-155человек

8 июля-352 человека

25 августа-231 человек

1сентября-81 человек

29 сентября-69 человек

10 октября-59 человек

26 октября-63 человека

3 ноября-56 человек

  - О чём вам говорят эти цифры?

- Кроме того, что уходили люди на фронт отправляли и технику, которая была  40 автомобилей с шоферами, 6 тракторов «ЧТЗ» и 12 тракторов «УТЗ»,вместе с трактористами.

-А эти цифры, о чём говорят?

- 1 декабря 1941 года из Павловского РВК была направлена группа на специальную медицинскую комиссию, группа  из 25 человек, добровольно изъявивших желание поступить в школу ВВС.

  Всего в течение 1941 года на фронт из Павловского района в границах того же времени было призвано 1767 человек. А всего было мобилизовано, по данным РВК 3534 человека.

 На фронт ушли 203 члена  и кандидаты в члены ВКП(б)) и 141 комсомолец. В защите Родины приняло участие 143 женщины. Из нашего района в современных границах призвано было 4485 человек. В это число не входят наши земляки, которых война застала в действующей армии.

  Приблизительно каждый 6  житель нашего района был на фронте. Таков вклад Павловского района в священное дело защиты Отчизны.

4.Знакомство с  павловчанами Героями Советского Союза.

       Многие воины- павловчане проявили в боях с врагом несгибаемое мужество и отвагу, стойкость и бесстрашие. Двум из них –П.Викулову (житель  с.Андреевка) и З.Хусаинову(с.Евлейка) присвоено звание Героя Советского Союза.

   В наградном листке к Указу Президиума Верховного совета СССР от 27 февраля 1945 года записано: «Товарищ Викулов в боях под станицей Чирин-Борск, находясь в разведке, используя складки местности, обходом с тыла подавили 15 орудий противника, затем на максимальной скорости подавил обоз противника и 40 подвод с военным имуществом. Продвигаясь вперед, обнаружил отходящие танки и метким огнём подбил 3 танка противника. Следуя по пути, догнал колонну противника, которую огнем и гусеницами уничтожил. Убито около 400 солдат и офицеров. За период боев в районе ст.Чирны-Борск, г.Сохчев, г.Бранбогр уничтожил 15 танков, орудий 23,миномётов-6,пулемётов 8.За отличное выполнение задания командование и проявление при этом мужества и геройства тов.Викулов удостоен звания Героя Советского Союза»

  Не зная страха  в бою с врагом наш земляк Закирья Хусаинов. Он начал свой боевой путь от волжской твердыни. Тяжелые бои под Перекопом, освобождение Одессы, Белоруссии, наконец Венгрии.

 О храбрости и мужестве советского воина-танкиста, красноречиво говорят 2 ордена боевого Красного Знамени,2 ордена Красной Звезды, Орден Славы 3 степени и многие медали.

  Беспримерный подвиг совершил командир танка старшина Хусаинов, в бою под Венгерским городом Хауди-Сават в октябре 1944 года. Танковый полк, преодолевая яростное сопротивление противника, неудержимо продвигался к городу. Устранив неисправность машины экипаж танка Хусаинова догонял свою часть. В боевом отсеке машины находилась святыня полка -его боевое Красное Знамя. Неожиданно из-за фланга наперерез вышли 12 немецких танков и бронетранспортёров с пехотой.

  Раздумывать времени не было. Закирья принимает решение идти в неравный бой и любой ценной спасти знамя части. Умело маниврируя, мужественный экипаж сумел подбить 5 танков врага. Но силы были не равны Прямым посланием снаряда, заклинило башню танка. Немцы решили живыми захватить членов экипажа. Упорство и воля, стремление к победе, помогли танкистам устранить повреждение. Танк словно ожил и продолжал громить наседавшего врага. Сеть немецких танков застыли и догорали на месте, но уцелевшие продолжали окружать героев.

…Удар снаряда и танк замер –вышла из строя ходовая часть.Собрав последние силы, в тлеющей одежде, Хусаинов вылез из башенного люка.в руках противотанковые гранаты. Ползком он направился к вражескому танку  и метнул гранату. Раздался оглушительный взрыв. Поднявшись во весь рост, он направился к другому танку, но пулемётная очередь изрешетила его, и Хусаинов рухнул на землю.

 Вот такие два человека выросли на нашей земле и совершили подвиги во имя мира на земле.

  Традицией нашей школы является шефство над ветеранами. Вспомните, их фамилии и имена.

5. Доклад о подвиге Н.Шутова.

6.Беседа с ветераном Великой Отечественной войны с С.И.Маловым.

7.Рассказы детей о своих родственниках( 2 человека, творческие работы)

8.Итоги занятия.

 Работа с таблицей.

9.Задание.

 Подготовить сообщение  о ветеранах войны, закреплённых за школой.

10.Рефлексия

 

Приложение 2

Занятие

Тема занятия: .

Цель занятия:  воспитание патриотизма через историю родного края.

Задачи занятия: познакомить с топонимикой Павловского края.;

                            формировать стойкую гражданскую позицию подростков.

Методы обучения: рассказ.

Время проведения: 45 минут.

Оформление зала: выставка книг, репродукций.

                                   Этапы занятия

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по краеведению

Элективный курс по краеведению "История Невского района Санкт-Петербурга" для учащихся 10-11 классов (17 часов)....

Программа элективного курса "Краеведение. Топонимика Ивановской области"

Курс обучения "Краеведение. Топонимика Ивановской области" предназначен в качестве элективного курса для учащихся 7 класса....

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ».

Программа элективного курса «ТУРИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА И ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ»,  предназначена для учащихся 7 - 8 классов.Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и...

Элективный курс «Занимательное краеведение»

По мнению Д.С.Лихачева, краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень....

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

Программа элективного курса по литературному краеведению «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» (10 класс)

Предлагаемый элективный курс «О, Еравна, размах твоих крыльев широк…» включает в себя материалы, не содержащиеся в программе национально-регионального компонента в базовых программах, тем самым расшир...

Рабочая программа элективного курса "Краеведение"

Программа предназначена для учащихся 9 класса.Составлена на основе учебного пособия  по краеведению «Клепиковская земля. История родного края», под редакцией профессора Б.В.Горбунова, Рязан...