Элективный курс «Занимательное краеведение»
элективный курс по краеведению (9 класс) на тему

Суркова Галина Владимировна

По мнению Д.С.Лихачева, краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnoe_kraevedenie.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса «Занимательное краеведение» (9 класс)

Пояснительная записка

     Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов детей. Современное образование, ориентированное на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения.   Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения  краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.  

     Д.С. Лихачёв писал:  «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в  сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и  школьники».  

     Элективный курс «Занимательное краеведение» рассчитан на 34 часа и предназначен для обучающихся 9-х классов в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля. Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую гуманитарную направленность, способствовать развитию краеведческой грамотности.     

     Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.

     Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.

     Цель   курса:  развитие исследовательских умений обучающихся в процессе знакомства с историей родного края.

     Задачи  курса:

 -  развитие познавательного интереса обучающихся к истории своего края;

 - формирование деятельности, интегрирующей специальные историко-краеведческие  знания с умениями и навыками организации коллективной творческой деятельности;

- воспитание у обучающихся активной жизненной позиции путём привлечения их к организации коллективных творческих дел среди школьников различных возрастных групп.

    В соответствии с данными задачами в содержании элективного курса «Занимательное краеведение» выделяются два раздела. Раздел «Наш край»,  направлен на расширение знаний по истории родного края за счёт занимательных фактов и сведений. Раздел «Краеведческое исследование»,  направлен на формирование исследовательских умений и навыков.

     Изучение курса способствует проявлению и реализации исследовательской активности воспитанников, удовлетворению повышенной познавательной потребности  школьников, определению детьми своей области интересов.  

     Предполагаемые результаты: факт осознанного продолжения  изучения  истории края и истории вообще; участие команды обучающихся данного элективного курса в исторических интеллектуальных играх, научно-практических конференциях; высокий уровень познавательной активности; толерантность как приобретенный навык культуры общения и как гарантия патриотического, гражданского и  интернационального самосознания.

 Методическое обеспечение

     Среди методов обучения приоритет отдается методам, стимулирующим активную самостоятельную познавательную и творческую деятельность обучающихся: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов, имитационные игры и др.

     Методами диагностики выступают: наблюдение учителя за состоянием и деятельностью детей; результативность деятельности ребенка согласно разработанным показателям; участие в интеллектуальных мероприятиях; «портфолио» и другие средства оценивания и учета достижений обучающихся; анализ продуктов деятельности (творческих работ).    

     При реализации программы соблюдается дифференцированный подход в обучении. Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся: различные виды тестов и заданий поискового и творческого характера.

     Ведущие формы работы: работа по исследовательским и творческим проектам; научно-практические конференции и семинары; творческие конкурсы и интеллектуальные игры.

     Элективный курс предусматривает как классно-урочную, лекционно-практическую систему, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий. На занятиях используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Занятия проводятся в форме экскурсий, практикумов, семинаров, игр, конференций.

     Используются методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного обучения, частично-поисковые, исследовательские (беседы, наблюдения, эксперименты, интервью).

     Обучающиеся  осваивают следующие этапы организации исследования:

- актуализация проблемы,

- определение сферы исследования,

- выбор темы,

- выдвижение гипотез,

- выявление и систематизация подходов к решению,

- определение последовательности проведения исследования,

- сбор и обработка информации,

- анализ и обобщение полученного материала, подготовка отчета,

- презентация результатов исследования,

- обсуждение итогов завершенной работы.     

 Ресурсное обеспечение:

1. Техническое оснащение: компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ к Интернету.

2. Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии и видеофильмы из циклов: «Имя на карте», «Омская летопись», «Даль», «Венок столетий», «Национальный характер».

3. Материалы на печатной основе: учебники, методические пособия, справочники.

4. Дидактический материал: карточки и индивидуальные задания по темам курса.

Содержание программы

Введение.  (2 чаcа)

Место краеведения в системе гуманитарного образования. Цели, задачи и содержание элективного курса. Вводное анкетирование и тестирование.  

Раздел 1. Наш край. (12 часов)

Тема 1.   Историческая ономастика (3 часа).

Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Составные части ономастики. Виды топонимов. Исследование онимических особенностей нашего края.                                                                                                                                                                                

Тема 2. Судьбы, связанные с родным краем.  (3 часа)

Народные герои, исторические личности, политические деятели, военачальники, деятели культуры и т.д. Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края.                                                                        

Тема 3. Древние письмена. (3 часа)

Нарративные источники по истории родного края и методы их исследования. Занимательные сюжеты в исторических документах и в историко-краеведческой литературе.

Тема 4. Мой край родной. (3 часа)

Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы.      

Форма подведения итогов: составление экскурсионного маршрута по городу Омску.

Раздел 2.  Краеведческое исследование. (16 часов)

Тема 1.   Подготовительный этап краеведческого исследования. (4 часа) 

Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования.

Тема 2. Целевой этап краеведческого исследования. (4 часа)

Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования.

Тема 3. Поисковый этап краеведческого исследования. (4 часа)

Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.

Тема 4. Аналитический этап краеведческого исследования. (4 часа)

Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования.

Форма подведения итогов: краеведческая викторина «Наш любимый край».

Заключение. (4 часа)

Защита коллективных проектов и индивидуальных краеведческих исследований.

Тематическое планирование

Тематика

разделов

Темы занятий

Содержание

Часы

Всего

Теория

Практика

Введение

Значение истории. Место краеведения в системе гуманитарного образования. Цели, задачи и содержание элективного курса. Вводное анкетирование и тестирование.

2

1

1

Раздел 1. Наш край.

12

4

8

1.1

Историческая ономастика.

Ономастика как вспомогательная историческая дисциплина. Составные части ономастики.                     Виды топонимов. Исследование онимических особенностей нашего края.                                                                                                                                                                                

3

1

2

1.2

Судьбы, связанные родным краем.  

Народные герои, исторические личности, политические деятели, военачальники, деятели культуры и т.д.                     Роль знаменитых личностей в становлении и развитии нашего края.                                                                        

3

1

2

1.3

Древние письмена.

Нарративные источники по истории  родного края и методы их исследования. Занимательные сюжеты в исторических документах и в историко-краеведческой литературе.

3

1

2

1.4

Мой край родной.

Методы работы с устными краеведческими источниками. О чём рассказывают старожилы.

3

1

2

Раздел 2. Краеведческое исследование

16

8

8

2.1

Подготовительный этап краеведческого исследования.

Организация исследовательской деятельности по краеведению. Проблема и гипотеза, объект и предмет исследования.

4

2

2

2.2

Целевой этап краеведческого исследования.

Цель краеведческого исследования и поиск путей ее реализации через фиксирование задач и необходимых методов экспериментальной работы. Алгоритм исследования.

4

2

2

2.3

Поисковый этап краеведческого исследования.

Сбор краеведческого материала по обозначенному содержанию с использованием выбранных методик. Результат исследования в виде конкретных выводов.

4

2

2

2.5

Аналитический этап краеведческого исследования.

Оценка краеведческого исследования. Оформление и презентация исследования. Перспективы работы.

4

2

2

Заключение

Защита коллективных проектов и индивидуальных краеведческих исследований.

4

1

3

Итого

34

14

20

Результативность программы

Критерии

Показатели

Способ отслеживания

Сформированность системы краеведческих знаний.

Обучающийся владеет: понятиями,  датами, фактами, законами, закономерностями развития человечества.

Обучающийся умеет работать с документами, научно-популярной и справочной литературой.

Обучающийся умеет применять знания в нестандартных ситуациях.

Тестовые задания.

Проверочные работы.

Творческие и исследовательские проекты.

Владение навыками исследовательской деятельности.

Обучающийся знает этапы исследовательской деятельности,

планирует деятельность, умеет формировать положительную мотивацию к деятельности

Наблюдение.  

Оценка коллективных проектов и индивидуальных исследований.

Развитие коммуникативной культуры.

Обучающийся самостоятельно, свободно проявляет способность к совместной работе, умеет вести диалог, дискуссию, понимать точку зрения другого человека.

Наблюдение, работа в группах

Методика: изучение личностных сфер ребенка.

Сформированность логических операций

Сформированность логических операций:

анализа, синтеза, систематизации, классификации,

абстрагирования.

Задания на логику мышления.

Методика определения способности самоуправления деятельностью.

Список литературы:

1. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность как модель педагогической технологии //Народное образование. - 1999. - № 10.

2. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование. - 1999. - № 10.

3. Российская педагогическая энциклопедия/под. ред. В.В. Давыдова. - М., 1993.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. Учебное пособие. - М., 2006.

5. Савенков А. Игры, дающие старт исследовательской практике//Директор школы. - 2004. -  № 1.

6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по краеведению

Элективный курс по краеведению "История Невского района Санкт-Петербурга" для учащихся 10-11 классов (17 часов)....

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»

Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»...

элективный курс "Занимательное краеведение"

Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса. В курсе его изучения, рассматриваются темы, которые связаны с историей родного края, поселка.    Учащимся представляется в...

Элективный курс :"БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ФАУНА МОРДОВИИ".

Программа курса рассчитана на поддержку базового курса биологии 7 класса.Она раскрывает многооб­разие животного  мира Мордовии.Программа курса рассчитана на 34 часа....

Элективный курс:"Биологическое краеведение. Флора Мордовии".

Программа элективного курса составлена на основе программ факультативного курса по биологии  «Жизнь растений» «Программы. Факультативные курсы. Сборник №2. Математика. Биология. Химия» М, Просвещ...

Рабочая программа курса "Занимательное краеведение" в системе дистанционного обучения

    Актуальность данного дистанционного курса определяется повышением интереса к своему краю. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к...