Урок-размышление по теме" Крепка семья-сильна Россия"
классный час по краеведению (7 класс) по теме

Мероприятие проводится в 7 классе, где 19 учащихся. Из них из полных семей 11, неполных семей 7, учащихся находящихся под опёкой (после детского дома) -  1, неблагополучных семей, где пьющие родители - 8, две девочки  из многодетных семей. Поэтому возникла необходимость в проведении мероприятия по данной теме. Предварительно учащиеся посетили школьный музей и прослушали обзорную лекцию. Особое внимание уделено выставкам «Земляки – защитники Отечества», «Связь поколений», «Материнская слава». Есть материал, который ребята собрали сами.

Цель: Формирование гражданской позиции школьников через  позитивное отношение к семейным ценностям

Задачи:

  • показать ценность семейных отношений в различных жизненных ситуациях,
  • формировать коммуникативные навыки, позитивные межличностные отношения с окружающими людьми, воспитать толерантные черты личности;
  • развивать у школьников интерес и увлечения, способствующие укреплению духовных ценностей семей;
  •  воспитывать уважение к родственникам,
  •  развивать творческие способности
  • создание исследовательской работы и проекта  по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kunina_l.n._krepka_semya-silna_rossiya.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – размышление

«Крепка семья    –  сильна Россия»

Составила:  Зам.директора по УВР, руководитель школьного музея

Кунина Лариса Николаевна

Учитель высшей категории

2012 г.

Пояснительная записка.

Мероприятие проводится в 6 классе, где 19 учащихся. Из них из полных семей 11,

неполных семей 7, учащихся находящихся под опёкой (после детского дома) -  1, неблагополучных семей, где пьющие родители - 8. В классе учатся Швецова Н. и Попова Е.  из многодетных семей. Поэтому возникла необходимость в проведении мероприятия по данной теме.

      Предварительно учащиеся посетили школьный музей и прослушали обзорную лекцию. Особое внимание уделено выставкам «Земляки – защитники Отечества», «Связь поколений», «Материнская слава». Есть материал, который ребята собрали сами.

Предварительное задание:

  1. Принести родословную своей семьи;
  2. Побеседовать с родителями и составить рассказ об интересных случаях из жизни ваших близких, участвовавших в защите Отечества;

Форма занятия: урок-размышление

Цель: Формирование гражданской позиции школьников через  позитивное отношение к семейным ценностям

Задачи:

  1. показать ценность семейных отношений в различных жизненных ситуациях,
  2. формировать коммуникативные навыки, позитивные межличностные отношения с окружающими людьми, воспитать толерантные черты личности;
  3. развивать у школьников интерес и увлечения, способствующие укреплению духовных ценностей семей;
  4.  воспитывать уважение к родственникам,
  5.  развивать творческие способности

Методы: эвристический, исследовательский

Формы деятельности: коллективная, групповая, парная

Технология сотрудничества и элементы ЛОО

Оборудование: компьютеры, проектор, презентация,  выставка музейных экспонатов.

Ожидаемый результат:   Дети должны знать:

  1. культуру общения друг с другом;
  2. семейные традиции;
  3. роли членов семьи.

Уметь:

  1. распределять роли в семье;
  2. трудиться;
  3. уважать труд других людей
  4. создавать и поддерживать семейные традиции.

Ход занятия:

1.Оргмомент (позитивный психологический настрой на познавательную деятельность) (Слайд 1. Тема занятия) Здравствуйте ребятки, сегодня светит яркое солнышко и улыбается нам, как ваша любимая, добрая мама. Пусть весь урок с вами будет тепло вашей семьи. Тема  урока-размышления «Крепка семья - сильна Россия»        

 Мотивация: ( Слайд 2. Эмблема года семьи).

Учитель: (Слайд 3)      Здравствуй семья дорогая!

                                          Жена, сыновья и  дочери,

                                          Здравствуй мой род золотой!

Это письмо написал мой папа всей нашей большой и дружной семье из командировки в 1965 году, когда мне было всего 2 года, а в семье я седьмая, семь детей, двадцать внуков, двадцать семь правнуков, два праправнука. Давайте сегодня поговорим о наших семьях. Семья - величайшее создание человечества. Именно здесь происходит рождение человека, становление и формирование личности гражданина своего государства – России.

Фронтальная беседа:

  1. Как вы можете определить понятие «семья»?
  2. Что значит для вас семья?
  3. Кто являются членами вашей семьи?
  4. Почему и зачем эти люди живут вместе?
  5. Любите ли вы свою семью? За что?
  6.  Можете ли вы сказать: «Моя семья – моя гордость»?
  7. Можно ли сказать, что семья это маленькое государство?
  8. Какая связь между вашими семьями и нашей огромной Россией?

Учитель(Слайд 4) Итак, подведем итог: Семья́ — важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей различных поколений, они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге. В хороших семьях вырастают хорошие люди, порядочные граждане России.

Ученик: (Слайд 5) Каждая семья – это свой маленький мир, где есть свои правила и традиции. Семья – это маленькое государство, со своими порядками, законами. Семья – значит все вместе: один за всех и все за одного. В семье радости или беды общие. Ты знаешь, что есть люди, которые тебя поймут, дадут совет или просто пожалеют. Только семья может дать ощущение защищенности и взаимной заботы. Первая страничка:

I. Любовь к Родине.  (Слайд 6) «Любовь к Родине начинается с семьи». (Ф. Бэккон) Как вы понимаете эти слова?

Учитель:  Правильно, каким человек вырастет в семье, как его воспитают, так он и Родину будет любить и защищать. Семья, родня, родители, созвучные слова к понятию Родина. Ребята, мы с вами были в школьном музее, какие выставки вы видели? «Связь поколений» - на выставке  представлен материал о семьях «защитников Отечества», где дед ветеран Великой Отечественной войны, сын – служил в рядах Советской Армии, внук – прошёл Афганистан, Чечню или кадровый военный. Это семейная традиция – Родину защищать. (Слайд 7)  И таких семей в посёлке Масальском много: Ефремовы, Жуковы, Дроздовы, Свиридовы, Овчаренко, Полянские, Божковы и другие. Среди них я назвала фамилии ваших родственников. Каждый мужчина выполнил свой гражданский долг – защищал Родину, Россию, не жалея своей жизни. Это качество человека заложено в семье. Сегодня внукам есть чем гордиться. Прочитайте свой рассказ об интересных случаях из жизни ваших близких, участвовавших в защите Отечества;

Следующая страница:

II .   Мое село, мой край родной, Россия милая моя.

Без малой родины нет родины большой.
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснёшься,
И в жаркий день у родника напьёшься.
Мой край родной! Я с родником,
И с каждым ключиком знаком.
“Родник” и “родина” созвучны.
Близки как братья, благозвучны.
Без них и жизнь свою не мыслю,
Без них – я дерево без листьев.
Н. Смирнов

Ученик 1:  Что такое семья? это родители, дети, бабушки и дедушки. Это любовь и заботы, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции. Может ли существовать Родина без семьи? Родина - это родительский дом, утопающий в цветах, это речка Каменка с её прозрачной водой, это запах свежескошенного сена, это радуга после дождя и теплая роса на траве, это друзья и соседи, это школа. Масалиха – это  наша малая Родина. Это часть России. Вырастите, но помните здесь жили ваши предки, ваши родители, семья. (слайд 8)

Не найду угла другого,
Чтоб меня душой завлек

Дом  родной – села родного
Сердцу милый уголок.

Ученик 2: В 2012  году исполняется 75 лет со дня основания Алтайского края.

Родная земля в поднебесье Алтая,
Взрастив, отпускает своих сыновей.
Невидимой нитью птенцы, улетая,
Наверное, крепко привязаны к ней.

«Родной мой Алтай, чудесный край сибирский!» сказал  Г.С.Титов второй космонавт, наш земляк. Даже такие известные люди всегда помнят свой исток. Гордость и слава Алтая – его люди. Изобретатель первого в мире парового двигателя – И. И. Ползунов, выдающийся гидротехник К. Д. Фролов, металлург П. П. Аносов. Здесь жили и работали   академик М.А. Лисавенко, космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев, кинорежиссёры и актёры В.М. Шукшин, М. Евдокимов, В.Золотухин, А. Панкратов – Чёрный, писатели и поэты: В.Бианки, Р. Рождественский, В.Шишков и др. (Слайд 9)  Вспомните выставку в музее «Широкий путь в большую жизнь открыла школа нам». Сколько хороших людей выросло в нашем посёлке. Как вы думаете, а вами сможет гордиться школа, село? Что для этого нужно сделать?

Ученик 3:

            Пусть свет звезды во мраке не тает

Пусть сияет во все времена

 Я Россией горжусь и мечтаю

 Что бы мною гордилась она.


III. Мама – основатель маленького государства.

 Учитель: Семья это маленькое государство со своим укладом жизни. Давайте попробуем проанализировать свои семьи и поделить обязанности.

(фронтальная беседа)

- Кого бы вы назвали президентом в семье?

- Кого бы вы назвали министром экономики и финансов?

- Кто в вашей семье отвечает за воспитание и образование детей, кто министр образования?

- Кто является министром здравоохранения?

Почти на все вопросы вы отвечали – мама. Получается, что ваше маленькое государство строит мама. Девочки, смотрите, какая обязанность возлагается в семье на женщину. Чтобы у вас была хорошая и счастливая семья вам необходимо много знать и уметь.  Мама является хранительницей очага. (Слайд 10) В нашем музее есть выставка «Материнская слава» - в нашем селе 33 многодетных семьи, есть «Мать – героиня» Шапова А.Г. воспитавшая 11 детей, и семья Швецовых награжденная медалями «Родительская слава» за воспитание 10 детей. Многие из них уже имеют свои семьи и все дружны, они всегда поддерживают друг друга, помогают в домашних делах. Давайте попросим Надю Швецову рассказать о своей семье и о маме.

Послушаем стих о маме:      

Песни мамы!.. Сколько разных самых

Пелось в доме, в поле, у ручья…

Не было б на свете мамы –

Я бы не был, я бы не был я.

Песни мамы… Скромность и величье,

Сердце мамы – кладезь тайных сил…

Завещал отец мне, умирая:

«Душу дома, маму береги!»          Р. Гамзатов.

Учитель: Ребята, давайте поделим обязанности в семье – как в государстве: президент – папа, министр экономики и финансов – мама, министр образования – старший брат, министр здравоохранения – бабушка. Так и маме будет легче, и каждый будет нести ответственность за своё дело. Ведь у начала всех наших жизненных дорог стоят мамины руки!

IV.       Труд – основа государства.  

Учитель: (Слайд 11)  «Дети – будущие граждане общества, и ценность их в этом обществе будет определяться тем, насколько они готовы к труду». Эти указания А.С. Макаренко актуальны и в наши дни. Совместный труд в семье помогает научить ребенка приёмам труда, это общение с членами семьи. Дети, воспитанные в труде, упорны в достижении своей цели, не боятся трудностей, растут честными, правдивыми и крепкими физически. Дети с раннего возраста должны жить интересами семьи, коллектива, интересами страны. В семье,  формируются глубинные качества человека, а от того, хорошо или плохо это происходит, зависит, каким именно гражданином и работником он станет - хорошим или плохим. Ведь труд объединяет, в семье ребёнка  учат уважать чужой труд, помогать старшим. (Слайд 12. Мальчики помогают убирать территорию у дома участника войны Гонтарева И.З.) Труд, взаимопомощь, поддержка усиливают отношения в семье, сплачивают семью. (Слайд 13.) Прабабушки работали в тылу в годы войны- это трактористка Баранникова А.С, - прабабушка Вики, Никурдина М.О.- прабабушка Ромы и другие.  Много в селе семей имеющих одну на всех профессию – их называют «династии» А вы знаете профессии ваших родителей? ( слайд 14). 

V. Доброта спасёт мир.  

Учитель: «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».  В.Сухомлинский. (Слайд 15) Семья – это место, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, доверия, понимания, веры. Красота и уют, внутренняя теплота семейной жизни - какое это богатство!

Проведём тренинг «Волшебный стул»: один ученик садится в центр, каждый должен сказать ему то, доброе слово, какое бы он хотел услышать от своих родных, условие - не повторяться.

Ребята, вам понравилось говорить добрые слова, старайтесь всем и всегда говорить только добрые слова. Помните, добро идёт из семьи, какой уклад семьи, взаимоотношения. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». (Л.Толстой)

Игра «Семейный бюджет». (Работа в парах) Вы сегодня не случайно сидите парой – мальчик и девочка. Сейчас вы выступите в роли родителей, допустим,  вы получили зарплату и её нужно распланировать на месяц. На карточке вам предложены товары, вы, посовещавшись, поставите цифры по порядку необходимости покупки. Не забывайте, нужно подумать о всех членах семьи.

А теперь проверим правильный ответ  ( на Слайде 16). Скажите, легко ли заботиться о каждом члене семьи? Поэтому, прежде чем попросить у родителей игрушку, подумайте, а может братику нужнее варежки? Взаимоотношения, чувства, на которых стоит семья, рождают в детях способность дорожить близкими, как собой, их интересами - как собственными.

VI. Семейные реликвии.

У Себастьяна Бранта есть такие строки:

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

Родители пример ему, А дом его – большая крепость!

Наш музей сохраняет память семей (Слайд  17. медали ветеранов войны)   А какая вещь, секрет или традиция передаётся в вашей семье из  поколения в поколение?   Кого из вас назвали в честь родственников, каких и почему?

Работа в группах у компьютера:

1 группа. Что означают имена ваших мам?

2 группа. Что означают имена ваших пап?

Учитель:  Международный день семей отмечается 15 мая, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня ставит целью обратить внимание общественности стран на многочисленные проблемы семьи. 8 июля  в России праздник любви, семьи и верности названный в честь святых Петра и Февронии. Это значит, что государство заботится о том, чтобы семьи были крепкими и счастливыми. Семья как стартовая площадка заводит человека в большой мир. Семья – основа государства. Посмотрите на наши ключевые слова, они записаны на доске, именно они определяют семейные ценности и являются основой государства: Любовь к Родине; Мое село, мой край родной, Россия милая моя; Мама- основатель маленького государства; Труд – основа государства; Доброта спасёт мир.  

Задание:

  1. Составить рассказ, сочинить стих о своей семье или  на тему «Моя будущая семья»
  2. Нарисовать рисунок о своей семье
  3. Пополнить фонд школьного музея материалами из вашей семьи

Рефлексия:

Что вы расскажите родным об этом уроке?

Ученик:   Семья

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!  

 ( Слайд 18) Мира и добра вашей семье!

Приложение 1.

Товар

Ваше решение

Правильный ответ

Цветы

7

Продукты

1

Косметика

8

Варежки

4

Диски с фильмами

6

Посуда

2

Елочные игрушки

5

Обувь детям

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-пресс конференция (урок размышление) «Прошлое, настоящее, будущее России с позиций экологии человека»

В настоящее время такие исследования ведутся в нескольких институтах и центрах России. Глобальных размеров загрязнение среды вызвало ухудшение качества жизни населения. Болезни: анемия, сердечно-сосуд...

Открытый классный час "Крепка семья - сильна держава"

Открытый классный час для 9 класса. Можно провести 1 сентября....

Крепкая семья – сильная Держава

Чувства, любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи - об этом мы говорили с ребятами 10-го класса и их родителями во время п...

Программа Недели психологии. Тема: «Сильная семья - сильная страна»

Программа проведения недели психологии в средней школе №1 г.Нарьян-Мара. Предназначена для педагогов-психологов....

Воспитательный проект "Здоровая семья - сильная страна!"

Актуальность развития семейного спорта в рамках организации спортивно - досуговой деятельности заключается:- в универсальном и абсолютно надежном способе укрепления здоровья, не требующим дорогостоящи...

«Семья сильна, когда над ней крыша одна»

Данный материал будет полезен классным руководителям 10-11 классов на занятиях при формировании убеждения о важностисемьи в жизни человека....