"Авторский краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»- одно из важных средств формирования у школьников исторической идентичности»
методическая разработка (краеведение, 5 класс) на тему

 

  В период смены ценностных ориентиров возникает проблема: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Возникает вопрос, как духовно объединить общество? Как поменять жизненные приоритеты молодежи? Я нашла ответы на эти вопросы, разработав краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский». В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает метапредметные связи. Разработанная мной  программа  призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории.   На примере данной программы возможно составить свою программу по краеведению с учетом местных особенностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по краеведению43.92 КБ

Предварительный просмотр:

 «Авторский краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»- одно из важных средств формирования у школьников исторической идентичности».

                                                Выполнила: Волкова Татьяна Николаевна

                                                учитель истории

                                                ГБОУ  ООШ  пос. Шумовский,

                                                м.р.  Большечерниговский,                                                                                                                                                    

                                                Самарской области

                                                   

Содержание:

Введение…………………………………………………………..3

  1. Основное содержание……………………………………………8
  2. Заключение……………………………………………………….29
  3. Список использованной литературы…………………………...32

Введение.

Наше государство  -  это страна  незыблемых  традиций  и богатой событиями истории, прекрасной природы. Все дальше отдаляются от нас героические  и трагические события истории разных периодов, но  живут  в  нашей  памяти имена тех, кто ценой своей жизни  отстоял  честь,  свободу  и  независимость нашей Родины. Изучение истории родного края, родного села позволяет не просто получить дополнительные исторические знания, но и углубить исторические познания. В связи с процессом модернизации российского образования возникает необходимость получения таких знаний и воспитания на них патриота своей страны.

К  сожалению,  события  последнего  времени  в  политике,  экономике  и культуре России подтверждают очевидность все  более  заметной  утраты  нашим обществом    традиционного     российского     гражданско-патриотического     сознания.  Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

 В период смены ценностных ориентиров возникает проблема: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Возникает вопрос, как духовно объединить общество? Как поменять жизненные приоритеты молодежи? Я нашла ответы на эти вопросы, разработав краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»

Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё.   Всегда, отправляясь в путь,  нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».  

Наша школа расположена в южной части Самарской области, в 23 километрах от районного центра Большая Черниговка. В школе 56 учащихся. Посетить музеи района, области не всегда возможно из-за материально-технических проблем. Но как приобщать школьников к своей истории? Как воспитать историческую идентичность? Когда-то в советские времена, кода школа была еще средней, в школе была музейная комната. Затем с реорганизацией в основную школу, с присоединением к школе детского сада,  эта комната была расформирована из-за нехватки помещений. Однако материал о ветеранах Великой отечественной войны удалось сохранить. Так зародилась идея сначала расширить данный материал, а затем  исследовать  подробно историю своего поселка.  Изучая историю поселка, я сделала для себя много открытий. А также решила рассказать о родном крае тем, кто только начинает свой жизненный путь, моим ученикам. Так была разработана Программа курса краеведения.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной  из  главных  ступеней   духовно-нравственного  развития  ребёнка,  

определённых  в «Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»  является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села,  района, области, края.  Через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием такие  понятия, как  «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы

знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

   В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные

задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает метапредметные связи. 

Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность учащимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах – экскурсиях, походах и т.д. Изучение своего поселка способствует формированию у учащихся исследовательских навыков.  Практические, частично-поисковые  и исследовательские  методы 

 и  приёмы организации  учебной деятельности  нацелены  на  выработку  у  учащихся навыков  работы  со  всевозможными  источниками 

 краеведческой информации:  справочными  и  учебными  пособиями,  

рукописными  материалами,  иллюстрациями,  фотоматериалами, средствами телевидения,  радио  и печатными  периодическими  изданиями,  а  также

 художественной литературой.

Изучением особенностей организации краеведческой работы в разное время занимались известные историки, методисты, учителя-практики. Наиболее значимыми являются труды  А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина «Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании учащихся». Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н. Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П.Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.    

          Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

В современной концепции духовно-нравственного развития отмечено, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции, учитывать: преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; духовно-нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством; внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.

  Материал  по  краеведению  является  богатым источником,  дающим  

возможность  восполнить    пробелы  в  нравственном  воспитании 

 учащихся,  которые  возникли  в последнее  время. 

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое.   У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь.

   «Россия – это не только Москва и Петербург. Россия – это малые города и крохотные деревни, составляющие  страну» (Сергей Кургинян)

   «Необходимо учителю вооружиться методом изучения  окружающей действительности…Он должен быть, в сущности, краеведом»  (Н.А. Крупская)

     Таким образом, значимость патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина, патриота страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

     Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося.

К настоящему времени уже сформирована определенная нормативно-правовая база патриотического воспитания. Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция РФ, Федеральный закон РФ «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина. Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" (от 05.10.2010 N795)

   Разработанная мной  программа  призвана раскрыть тайны родной земли, её природные и хозяйственные особенности, её уникальные страницы истории.  

1. Основное содержание.

1.1. Пояснительная записка к программе.

Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.

           Программа рассчитана на обучающихся  как пятого класса, так может использоваться и в других классах. Количество часов, выделенных на изучение курса 34 часа, количество недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 40 минут. При проведении встреч с односельчанами, экскурсий возможно объединение нескольких занятий в одно с увеличением количества часов, отводимых на него.

Цель курса:

Формирование элементов исторической идентичности школьников.

 Задачи   курса:                                                           

  • Ознакомить  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современной  

жизнью  населения  поселка Шумовский, участием  и   значением  родного 

 края  в  исторической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни  России;

  • Развить  гражданские  качества  личности  младшего  школьника;  его  патриотического  отношения  к  России  и своему  краю;  сформировать  личностно-ценностного  отношения  и  побуждение

       деятельной  любви  к  родному месту  проживания;

  • Укрепить  родственные  и   семейные  связи через  погружение  

          в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание семейных  традиций,  

 для  укрепления  отношений  между   представителями  разных 

 поколений;

  • Развить  познавательные  интересы,  интеллектуальные  и  

творческие  способности  учащихся;

  • Сформировать  способности  и  готовность  к  использованию 

  краеведческих  знаний  в  повседневной  жизни;

  • Овладеть  начальными  формами  исследовательской деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией;
  • Ознакомить   учащихся  с технологией  проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

      Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Формы и методы работы:

  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • просмотр презентаций и видеофильмов;
  • проектная деятельность;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники;
  • трудовой десант;
  • экскурсии.

Предполагаемые результаты обучения:

Метапредметные:

  • формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
  • понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды  как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

 Предметные:

  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества;
  • овладение базовыми историческими знаниями; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;
  • воспитание уважения к историческому наследию; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Личностные:

  • представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
  • приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Программа  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения  занятий с учащимися.  Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации.  А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии.

           Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает  выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания. Изучение дополнительной литературы,  поиск  иллюстративного  материала 

  и  фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих  и проектных  работ.

Оценка знаний и умений учащихся  проводится с помощью анализа тестовых контрольных, письменных творческих  и проектных работ, диагностических заданий по 5-ти бальной системе. 

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали. Из усвоенного материала самостоятельно делаются выводы, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащийся хорошо ориентируется в материале.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная. Учащийся ориентируется в материале, выводы делаются с помощью учителя.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильная, остальная неверная, неточная или отсутствует. Учащийся не может делать выводы из материала урока.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу. Обнаружено непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить даже при дополнительных вопросах.

 Помимо этого учитывается активность участия в парных, групповых и коллективных работах. Изучение курса завершается комплексным контрольным тестом, который включает вопросы по всем темам и разделам программы.

При тестировании используется гибкая система оценивания результатов, при которой ученик имеет право на ошибку. Все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

80% от максимальной суммы баллов

отлично

60-80 %

хорошо

40-60 %

удовлетворительно

0-40 %

неудовлетворительно

1.2. Основное содержание курса.

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живёшь.

При подготовке к  занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

В программе наибольшее количество часов отведено на изучение поселка в период суровых испытаний, т.е. период 1900-1960-х годов. Это обусловлено тем, что именно по этой теме в школе имеется наибольшее количество материала.

Содержание программы

краеведческого курса «Страницы истории поселка Шумовский»

1.      Введение (1 часа).

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний.

2.      Наш поселок на карте (2 часов).

Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, географические координаты поселка. Природа нашего края: животный и растительный мир. Видовой состав растительного покрова и животного мира; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу;

Практическая работа. Описание состояния природы нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края среди школьников и взрослого населения.

3.      Прошлое нашего поселка (2 часа).

Первые поселения. Основание поселка. Экскурсия.

4.      Поселок в годы суровых испытаний (11 часов).

Поселок в годы Гражданской войны. Период коллективизации. Великая Отечественная война в жизни поселка. Участники ВОВ, труженики тыла, дети войны, узники концлагерей, жители блокадного Ленинграда. Послевоенный период. Наш поселок в составе целинных земель, целинники.

Экскурсия. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала.

  1. Поселок в 60-90-е годы (5 часов).

Развитие сельского хозяйства. Уважаемые люди поселка. Трудовые династии поселка. Поселок в годы перестройки.

Экскурсия на производство. Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о тружениках села

  1. Образование и культура (7 часов).

История родной школы. Педагогические династии. Известные выпускники школы. Пионерское движение. Очаги культуры на селе.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях, педагогических династиях, пионерах.

  1. На службе Отечеству(4 часа).

Участники Афганской войны. Участники чеченской войны.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала об участниках локальных войн.

8. Итоговые  занятия (2 часа).

Подведение итогов учебного года.  Презентация выполненной работы.

Тематическое планирование курса (34 часа)

Название разделов, тем занятий

Кол-во часов

Общее количество

теоретических

практических

1

Введение

1

1

2

Наш поселок на карте

2

1

1

3

Прошлое нашего поселка

2

1

1

4

Поселок в годы суровых испытаний

11

7

4

5

Поселок в 60-90-е годы

5

3

2

6

Образование и культура

7

4

3

7

На службе Отечеству

4

2

2

8

Итоговые  занятия

2

                                        ИТОГО:

34

Список литературы для учителя

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

3. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

4. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

5. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

      6. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 

Заключение.

В настоящее время мы являемся свидетелями  и  участниками  постепенного процесса   переоценки   ценностей,   возрождение   гражданских,   а    также патриотических взглядов и убеждений.    Думается, что чувство  национального самосознания (а  его  подъем  неизбежен  как  ответ  на  крупные  социально-политические потрясения последнего времени)  и  чувство  любви  к  Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. На это наплавлен  и мой краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»

В ходе изучения данного курса учащиеся научились:

  • объяснять, что такое краеведение, что оно изучает;
  • называть 2-3 достопримечательности края;
  • рассказывать о своей школе, поселке, людях поселка;
  • охранять природу родного поселка;
  • наблюдать и выделять характерные особенности природы;
  • соблюдать общепринятые правила поведения в обществе; выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
  • добросовестно выполнять обязанности учащихся школы;
  • ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью учителя;
  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;
  • создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фото-коллажи с помощью взрослых или самостоятельно;
  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Подтверждающим результатами эффективности краеведческой работы и реализации данной программы можно считать выполненные проектные, научно-исследовательские, творческие работы, которые получили соответствующую оценку на различных уровнях.

Мероприятие

Участники

Место

1

Районный этап областного конкурса РОСТО(ДОСААФ) на лучший детский рисунок «Победа глазами детей»

 Антропова Мария  

 

1 место

2

 Районный этап  VII Областного конкурса творческих работ учащихся

«Война глазами детей», посвященный 65-летию Победы

Антропова Маша

Аналиева Динара

Батаев Юрий

Волкова Анастасия

Антропова Мария

Сорокина Валентина

2 место

2 место

2 место

2 место

1 место

3 место

3

Областной конкурс «Мир, где Я и Ты» (I этап «Зеркало родного края»)

Николаев Евгений,

Волкова Анастасия,

Ломкина Ольга,

Пономаренко Татьяна,

Батаев Юрий

1 командное место

4

Районный экологический форум «Зелёная планета» номинация «Жизнь леса и судьбы людей»

номинация «Эко-объектив»

номинация «Природа-бесценный дар, один на всех»

Ломкина Ольга

Антропов Михаил

Сахаров Степан

1 место

3 место

2 место

5

 Областной конкурс  научно-исследовательских работ «Российская государственность: страницы истории»

Волкова Анастасия

Диплом финалиста

Учащимися были выполнены и представлены такие проекты: «Целинники поселка Шумовский», «Дети войны», «Труженики тыла», «Жизнь леса и судьбы людей», «Гордость поселка Шумовский» (о чеченцах).  В кабинете истории оформлен уголок посвященный участникам Чеченской войны. Также собран материал об истории школы и выпускниках, ставших педагогами. Предполагается продолжить работу по сбору краеведческого материала с последующим оформлением музейной комнаты.

В ходе изучения курса у учащихся наибольший интерес вызвали вопросы, связанные с основанием поселка и Великой Отечественной войной. Школьники  начали понимать, что они являются гражданами  России  и    

будущее  зависит от них, а без любви  к  Отечеству,  к  знанию  ее  

 истории,  Великой России не построить.

В подтверждение всему вышеперечисленному можно привести слова   В.  Г.Белинского: «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на  сердце  судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое  кровное  родство, свои кровные связи с отечеством…  Любить  свою  родину  –  значит   пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по  мере  сил  своих споспешествовать этому». Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

      Таким   образом,  краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский» является одним из важнейших средств формирования у школьников элементов исторической идентичности. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. А новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная,

 но и гражданская,  духовная и культурная жизнь обучающегося.

2. Список использованной литературы:

  1. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2012
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...

Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "

Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...

Контроль над качеством знаний – одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса

Систематическая информация о состоянии знаний учащихся позволяет учителю оперативно использовать рациональные спо­собы и средства обучения, точно и уверенно управлять учебным процессом, предвидеть его...

Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения ...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности

Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Статья "ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК К ОДНОМУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ"

Выявлены основные противоречия в процессе музыкального образования: между возникающими воспитательными эффектами в процессе музыкального образования детей и недостаточной разработанностью теоретически...

Авторская программа по краеведению "Страницы истории поселка Усть-Кинельский"

Программа по истории родного поселка Усть-Кинельский составлена на основе различных источников, рассказывающих  события,  факты по истории Кинельскоой земли и родного поселка с древнейших вр...


 

Комментарии

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа! Голосую с удовольствием! Зайдите и ко мне на страничку!
Буду рада узнать Ваше мнение! http://nsportal.ru/node/667020