Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"
учебно-методический материал по теме

Гуляева Ольга Владимировна

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных  ситуациях, на пределе сил преодоления трудности.

         Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_samoobrazovaniyu_na_temu.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на тему

«Игра как одна из важных

форм обучения

младших школьников»

Учителя французского

и английского языка

МОУ лицея

Гуляева О.В.

2011 г.

Введение

        С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных  ситуациях, на пределе сил преодоления трудности.

        Игра обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.

        Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды.

       Цель доклада: доказать, что игра - не только важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся, но и средство оптимизации и стимуляции процесса обучения.

       Задачи:        

1. изучение роли игры в процессе обучения;

2. выявление форм  и способов игровой деятельности, влияющих на тот или иной аспект процесса познания.

       Объект исследования: влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений, навыков.        

       Предмет исследования: учебные игры  на уроках  как средство повышения эффективности учебного процесса при изучении нового и усвоения пройденного материала.

Основная часть

        Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка.

        В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

  • Созданию психологической готовности детей к речевому общению,
  • Обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала,
  • Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

        Успех в обучении иностранному языку младших школьников может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

        Так, у детей этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимы фонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократным повторением, можно применять при обучении детей так называемые “фонетические, лексические, грамматические сказки”. Фонетическую зарядку можно проводить с использованием лексических единиц, которые отрабатываются в речи.

        В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте учащиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

        Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). Все виды деятельности, типичные для школьника младшего класса, должны быть по возможности включены в общую канву урока иностранного языка. И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.

В языковых играх легко заучить даже самые трудные лексические единицы и модельные фразы. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется вид деятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованием языка.

        Мышление детей этого возраста – конкретное, и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность, яркая цветная привлекательная, вызывающая интерес. Воображение можно тренировать, развивать в игре, обучая видеть в самых обычных вещах необычное.

        Игра, как процесс, имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры нужно учесть некие происшествия: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в разработке условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей. Игра учителем-педагогом употребляется не лишь в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации.

        Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана.

1. Подвижные игрыважнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение

условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер.

2. Сюжетно-ролевые игры  (иногда их называют сюжетными)  занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе.

3.Игры «на преодоление этапов» - определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера.

4.Игровой тренинг (для старших подростков) - игровым тренингом условно можно называть систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая.

5. Компьютерные игры  имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо.

6. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических представлений

и др.

Иногда игры соотносятся с материалом:

- игры с дидактическими игрушками,

- настольно-печатные игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы  (игры-диалоги).

        Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими, орфографическими. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. С помощью игр можно развивать наблюдательность при описании предметов и явлений, активизировать внимание, развивать навыки воспроизведения услышанного. Игру можно и нужно вводить в процесс обучения иностранному языку с первых уроков. Например, при обучении счету можно использовать различные считалочки, используя их потом в подвижной игре, применяемой в качестве физкультминутки, так необходимой маленьким детям для снятия усталости. При работе с детьми младшего школьного и дошкольного возраста можно использовать игрушки, как при введении нового лексического материала и его закреплении, так и при введении и тренировке некоторых грамматических структур.

        Организаторы игры признаются, что самый трудный момент в организации игры - это вовлечение педагогов в игровую позицию. Можно заметить, что, если по отношению к ребенку мы говорим о воспитании игрой, то по отношению к педагогу это испытание игрой. Игровая позиция педагога это, прежде всего, особый стиль отношений между взрослыми и детьми.
        Очень многие игры, которые проходят неудачно и не заинтересовывают детей, страдают одним недостатком - отсутствием четко продуманной роли для каждого участника. Поэтому при организации игр педагог должен умело распределить роли между участниками, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей.
Инициатива в самой игре должна принадлежать детям, даже если предложил её взрослый. Ни в коем случае взрослый не должен навязывать игру детям, если они не заинтересованы, т.к. эта затея не только обречена на провал, но и создаёт недоброжелательные отношения между педагогом и детьми.
      Правильное отношение к игре, специально организованной с воспитательными целями, взрослый может создать только при том условии, когда он сам считает её нужной и серьезной деятельностью, увлечен идеей игры, её замыслом и хочет увлечь ими детей. Однако, замысел игры всегда должен соответствовать интересам детей, иначе они не будут увлечены им т.е. к педагогу предъявляются огромные требования.
        Этап подведения итогов важен для всех видов игр. Основное внимание педагог должен уделить справедливой оценке каждого ребенка, определению победителя и проигравшего. Помимо воображаемых или предписанных правилами отношений в процессе игры возникают отношения реальные: дружба или вражда, возникнув в играх, могут переходить в повседневную жизнь детей. Так нельзя проводить игры-соревнования в конфликтном коллективе.
      В после игровой период задача педагога - закрепить возникающие в играх положительные проявления и тормозить негативные.
Активное использование детской игры способствует повышению эффективности воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Авторский краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»- одно из важных средств формирования у школьников исторической идентичности»

В период смены ценностных ориентиров возникает проблема: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения,...

Статья Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра¬боты

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­ботыКлассный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­боты со студентами, это не урок, а время, когда восп...