Ансамблевое исполнительство, как одна из важных форм развития музыкального образования в классе скрипки
методическая разработка по музыке на тему

Потапова Татьяна Анатольевна

Методическое пособие для работы с ансамблем скрипачей в ДШИ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования города Кызыла «ДШИ имени Нади Рушевой»

 Методическое пособие                                                         Ансамблевое исполнительство, как одна из важных форм развития музыкального образования в классе скрипки

 Подготовила: преподаватель по классу скрипки                           Потапова Татьяна Анатольевна


Содержание:

  1. Вступление …………………………………………………………..3

  1. Кодекс юного участника ансамбля ………………………………  4

  1. Состав ансамбля ……………………………………… …………..  4

  1. Этапы и ступни развития  ……………………………. ………. ….5

  1. Формы и методы обучения ………………………………………...6

  1. Оборудование ……………………………………………………… 7

  1. Работа над музыкальным произведением ………………………...9

  1. Подготовка к концерту ……………………………………………10

  1. Заключение …………………………………………………………11

  1.  Список использованной  литературы …………………………...12

« Ансамбль-золотой ключик, который откроет ребенку

 дверь в волшебную страну музыки».

                                                                                                       Э.В. Пудовочкин

 

Вступление

 Одним из условий становления юного музыканта является его участие в коллективном музицировании. Ведь именно игра в ансамбле помогает полнее выявить способности ребенка и его скрытые возможности. Д.Ф.Ойстрах говорил: "Участие в ансамблях играет огромную положительную роль в формировании   музыканта".

 Не секрет, что не все дети по своим способностям могут быть солистами – именно в ансамбле такие учащиеся смогут ярче и разносторонне проявить свой потенциал. Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству. В ансамбле быстрее развивается чувство ритма, слух, музыкальная память, потому что юному музыканту приходится многие вещи делать единовременно: смотреть на руку дирижера, следить за смычками остальных участников, слушать фортепиано, прислушиваться к своей группе и слышать другие голоса, то есть напрягать все свои способности. Художественный вкус ребенка становится гибче и разнообразнее.

   Новые педагогические средства, эффективные приемы учебно-воспитательной работы базирующиеся на принципах развивающего обучения позволяют формировать навыки творческой деятельности учащихся. 

   Одна из актуальных методических задач, стоящих перед педагогами струнных отделений музыкальных школ, является методика работы с ансамблем скрипачей. Для полного и  гармоничного развития музыкального кругозора учащихся, наряду с сольным исполнительством, необходимо играть в ансамблях. Участие в трио, квартетах, камерном ансамбле  способствует музыкальному развитию любого музыканта-исполнителя. Это объясняется тем, что в коллективе учащийся должен согласовать свои исполнительские замыслы с музыкальными замыслами остальных участников ансамбля. Здесь должны быть решены задачи коллективной динамики, штрихов, аппликатуры, распределение смычка, симметричной артикуляции в ритмической трели, единого коллективного вибрато с одинаковой амплитудой колебания, сыгранности, умения при необходимости гибко передать другому голосу мелодическую линию (или перенять мелодию), переключиться с функции солиста на аккомпанемент и наоборот.    Выработка единой трактовки, стиля и всех других перечисленных элементов отнюдь не означает затушевывания художественной индивидуальности того или другого исполнителя ансамбля. В процессе ансамблевой работы весьма необходимо добиться так называемой "коллективной художественной индивидуальности". Урок ансамбля  включает в себя три основных  компонента: технический, художественный, творческий (развивающий).

Творческая активность - вот качество, которое должно быть присуще каждому члену ансамбля.

                                                                                                

Кодекс юного  участника ансамбля.

 Кодекс – это свод норм и правил поведения  и культуры общения обучающихся  в процессе ансамблевого, оркестрового  музицирования.

  1. Один за всех и все за одного. Удача ансамбля - моя удача.
  2.  Постоянно совершенствуй свое исполнительское мастерство.
  3. Добросовестно учи свою партию, не задерживай работу всего коллектива.
  4. На репетицию приходи всегда вовремя.
  5. Выучи партии своих партнеров. Это поможет тебе лучше сориентироваться самому и помочь товарищам.
  6. Количество и качество репетиций – залог успешного выступления в концерте.
  7. Внимательно слушай замечания педагога, сделанные не только тебе, но и другим. Не смейся над товарищами. У тебя тоже может что-то не получиться
  8.  Готовься к выступлению добросовестно. На концерт приходи заранее. На выступление приходи за час до начала концерта. Не пришедший на выступление подводит весь коллектив – это стыдно!
  9. Участвуй в совместной творческой работе. Ищи новые идеи и решения, смело предлагай их, но не навязывай. Если прав – умей убеждать, если не прав – прислушайся.
  10. Наслаждайся совместным музицированием,  творческим общением, цени их – это поможет тебе стать хорошим музыкантом и человеком.

Состав ансамбля

 Ансамбль скрипачей может состоять из нескольких групп: группа первого года обучения, группа второго года обучения, группа третьего года обучения и более старших. Занятия в каждой группе должны проводиться по  часу в неделю индивидуально и час в неделю - сводная репетиция группы. Также возможны индивидуально-групповые занятия, по 2-3 человека. На индивидуальных занятиях основное внимание уделяется работе над постановкой, звуком, штрихами. Эта же работа может иметь продолжение на групповом занятии (2-3 человека), также необходимо на этих занятиях уделять время чтению нот с листа, т.к. этот навык совершенно необходим ансамблисту. Кроме этого необходимо знакомить учащихся с чтением простой партитуры (партии  2х и более скрипок). На занятиях всего ансамбля или его основных групп (I, II и т.д. скрипок) большое время и внимание нужно уделять изучению, отработке репертуара ансамбля.

Этапы и ступени развития.

 На первом этапе руководитель ансамбля приучает учащихся слышать мелодию и отдельные голоса. На втором этапе учит слышать и понимать полифоническую музыку; третий этап-развитие чувства крупной формы.

  Необходимо отметить возможные формы коллективного исполнения (музицирования) в детском ансамбле скрипачей. Первые, малые скрипичные ансамбли - всевозможные дуэты и трио, начиная с двухголосных примеров, содержащихся в любых учебных пособиях (“Юный скрипач” I выпуск, «Светлячок», 1ступень, составитель Пудовочкин Э. и т.д.), завершая дуэтами и трио различных авторов.

 Скрипичные ансамбли с фортепиано - сочинения и переложения для двух скрипок, трёх скрипок и фортепиано. В таких ансамблях возможно привлечение учащихся фортепианного отдела для исполнения партии сопровождения.

  Массовые скрипичные ансамбли (унисоны). Эти ансамбли имеют огромное значение в формировании звукообразных представлений начинающих скрипачей, в формировании комплекса важных профессиональных качеств: чувства ансамбля, единство штрихов, фразировки, артикуляции, точности ритма. Такие ансамбли необходимы самым маленьким скрипачам, начинающим. Унисоны очень полезны, т.к. готовят учащихся к исполнению к исполнению партии в большом скрипичном ансамбле. Методы работы с ансамблем связаны с уровнем подготовки самих участников. В повседневной работе необходимо помнить о главных принципах: Первое - принципы постоянного сочетания индивидуальных и коллективных занятий. Второе - принцип взаимосвязи развития сольного и ансамблевого - мастерства скрипача. Третий - принцип сохранения и развития индивидуальности исполнителя в коллективном музыкальном творчестве. Все формы занятий (индивидуальные и коллективные) применяются системно. Это значит, что нужно стремиться задействовать в работе с учащимися все виды индивидуальных, групповых, коллективных занятий. Чувство товарищества и коллективизма, сплочение учеников в дружеском сотрудничестве дает импульс и к более интенсивным самостоятельным занятиям. Ученик начинает сверять свои достижения с успехами своего коллектива, лучше готовится к репетициям, "болеет" за честь своего коллектива.

  Занятия учащихся, индивидуальные и групповые, должны проводиться с аккомпанементом фортепиано. Необходимо с первого года обучения предусмотреть работу концертмейстера.

 Регулярные занятия с аккомпанементом фортепиано имеют большое значение, т.к. исполняя даже несложные пьесы с фортепиано, ученик получает первые навыки ансамблевой игры. Ученик должен научиться слушать партию фортепиано, чисто интонировать. Здесь также велика роль концертмейстера.

  Работу с ансамблем можно разделить на ступени:

Первая ступень предполагает большей частью индивидуальное обучение, а также занятия в ансамбле. Предполагает второй год обучения. Занятия проходят раз в неделю. В этот период занятия в ансамбле необходимо, но в простой, игровой форме, с использованием открытых струн. Я бы очень рекомендовала ансамбли из сборника Э.В. Пудовочкина “Светлячок” I ступень.

  Вторая ступень “Младший ансамбль”. Следующий этап в становлении коллектива, более сложный, предполагает третий и четвертый год обучения.

Для репертуара ансамбля скрипачей этого периода обучения как образец может быть рекомендован цикл Ж. Металлиди “Ансамбли скрипачей”, Э. Пудовочкин “Светлячок” выпуск 2, 3, а также «Скрипунеллы» Е.Дога. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются.

  Третья ступень “Концертный ансамбль” - дети 5-6 года обучения. Главный акцент, продолжая индивидуальную работу, делается на занятия в ансамбле. Репертуар: Э. Пудовочкин “Светлячок” выпуск 4, 5, 6. Ансамбли для двух скрипок и фортепиано из сборника «Юный скрипач», выпуск № 2. Постоянно рекомендуется обращать внимание на качество звука, т.е. речь идет о кантилене.

   Последующая работа идёт в направлении овладения более сложными ритмами, интонационными оборотами, развитием беглости, параллельно используя это в практике ансамблиста. Большое внимание на этом этапе необходимо уделить фразировке, культуре звука, вибрации. Другими словами, идет совершенствование первоначальных навыков.

  Четвертая ступень.  Рекомендуется как подготовительный период для учащихся, ориентирующихся на дальнейшее профессиональное обучение. Естественно, что ученики третьей и четвертой ступеней – это опора, костяк ансамбля. Это, прежде всего, опора в техническом плане (владение штрихами, беглость, умение читать с листа), а в психологическом смысле – это пример для подражания младшим участникам ансамбля. Для репертуара этого периода обучения можно рекомендовать произведения крупной формы, миниатюры зарубежной и русской классики. В репертуаре этого периода конечно необходимы произведения классиков: концерты для двух скрипок  А. Вивальди , С. Баха и дуэты Й. Гайдна и произведения современников Ж. Металлиди, Е.Дога и др. Помимо технических навыков (прозрачного, “теплого” звука, владения штриховыми приемами), учащиеся должны обладать опытом игры, т.к. отношения между исполнителями могут изменяться: они по очереди солируют и аккомпанируют.

Формы и методы обучения

 Взаимоотношения между руководителем и участниками ансамбля, между учащимися старших и младших классов должны быть художественно-этичными и благожелательными. Такая атмосфера повышает ответственность каждого ученика, он придет на репетицию с подготовленным заданием. Однако товарищество не должно переходить в панибратство с руководителем. 

    В работе с ансамблем скрипачей наряду с индивидуальными занятиями, широко практикуются коллективные формы занятий. Игра в ансамбле, всевозможные репетиции, слушание музыки с обсуждением, открытые уроки для родителей, тематические вечера, совместные походы на концерты, в филармонию - можно причислить к формам занятий и обучения, всё это должно вызывать интерес к музыке, к инструменту. Оценивая индивидуальное исполнение пьесы, которая будет звучать в ансамбле, я стараюсь убедить каждого ученика, участника ансамбля, что именно от него зависит качество исполнения  всего коллектива.  При этом стараюсь вызвать у ученика чувство ответственности за  ту роль, которую он играет в ансамбле.

  Игра педагога, беседы с учащимися о специфике инструмента, о роли струнных инструментов в оркестре, об истории создания инструмента - один из важных метод в работе, наглядно - слуховой метод. Работая над художественным образом, нельзя прибегнуть только к кратким словесным объяснениям, аналогиям, метафорам или ассоциациям. Так же важно использовать видео - записи, эффективно применять сочетание записей с “живым” исполнением, здесь есть возможность сравнить звучание оркестра (или ансамбля) со звучанием скрипки-соло, познакомить детей с инструментами симфонического оркестра. 

  Показ способов и приемов игры на инструменте также необходим, здесь практический метод сочетается с наглядным и словесным, т.к. показ какого-либо навыка постановки должен сопровождаться объяснениями. Беседа, рассказ, пояснение - разновидности словесного метода в музыкальном воспитании. Пояснения музыки, характеристика содержания музыки: чувств, настроений обогащают “словарь эмоций”, развивают образное мышление.

  Формирование навыков и умений требует сочетания различных методов. Прямой показ должен сочетаться с другими методами, с образным сравнением, наглядностью, игровыми приёмами. В работе с младшим ансамблем, возможно, использовать метод вариативных показов, это активизирует творческую самостоятельность детей. Каждый из учащихся может показать себя в роли “солиста”, дети слушают друг друга, оценивают, выбирают лучшего.

  Выбор методов и приёмов зависит от возраста детей. В младшем возрасте велика доля наглядных и практических методов, менее доступен словесный метод. В работе со старшими детьми все методы используются в равной доле, дополняют друг друга. На занятиях ансамбля скрипачей происходит синтез всех знаний и умений учеников притом, что формируются навыки инструменталиста-исполнителя, кроме того, воспитываются и развиваются такие качества как работоспособность, физическая и психологическая выносливость, способность артистического воплощения образно-художественных представлений. Во время разучивания произведения не стоит увлекаться бесконечными остановками в игре, целесообразно прослушать большой раздел пьесы и, если возникла необходимость в остановке, высказать одновременно все замечания.

  В ансамбле должен быть концертмейстер - скрипач, старшеклассник и более опытный по сравнению с другими.

  Важнейшим условием успешного развития коллектива является правильно организованное самостоятельное занятие. Во время индивидуальных занятий руководитель проверяет качество выполненного задания, указывает на ошибки, добивается их исправления, дает новое задание. Наилучшая форма работы сочетание словесного объяснения, исполнения музыкального произведения или фрагмента педагогом, прослушивание записи профессиональных исполнителей и своё собственное.

 Требования к работе учащихся: самостоятельное изучение партий дома, полное внимание и активная работа в классе.

  Выступления коллектива возможны в виде открытого занятия для родителей внутри своего коллектива, а также желательно участие в региональных и городских конкурсах, в отчетных концертах отдела, в концертах общеобразовательных школ и т.д. Любое выступление является не только стимулом к дальнейшей работе, возможностью показать свои достижения и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей со скрипичной музыкой. Другая форма совместного музицирования, это исполнение пьес, этюдов, упражнений для двух скрипок, где главный мелодичный голос должен исполнять педагог, а сопровождающий - ученик. Важная форма учебной игры - имитация, которая состоит в чередовании показа игровых операций и действий преподавателем и учеником.

  В работе над исполнительской техникой необходимо требовать осмысленный подход к исполнению, исключить пустую механическую работу.

  Есть одно обстоятельство, не предусмотренное методикой, но которое имеет большое значение в обучении – поддержка родителей. От нее во многом зависят успехи учащихся. При постоянных контактах с родителями музыка становится частью быта семьи.

                                          Оборудование

 Для занятий ансамбля скрипачей (также как и индивидуальных занятий) необходимо просторное помещение, где можно свободно поместить фортепиано, пульты. Возможно наличие ноутбука и экрана для показа.

 Для руководителя коллектива большое значение имеет методическое обеспечение, которое включает в себя всевозможные методические и учебные пособия, скрипичные ноты, сборники пьес и этюдов, сборники произведений для ансамбля, различные наглядные пособия: книги о музыке, о музыкантах-исполнителях, о композиторах, историческая музыкальная литература, словарь музыкальных терминов.

Работа над музыкальным произведением

 Задача детей при исполнении произведения не из лёгких: необходимо удержаться в темпе и характере произведения, точно исполнить ритмический рисунок партии, умело вступать на определённый музыкальный фрагмент, сохранять ансамбль в партиях.                                     

 Первые уроки ансамбля скрипачей  нужно начинать с выработки элементарных навыков совместной унисонной игры. Синхронное поднятие инструментов, точное вступление в начале произведения, общие штрихи. Несколько сложнее происходит работа, если ансамблевое сочинение многоголосное. В этом случае руководитель должен ознакомить участников ансамбля со звучанием всех партий, а исполнители должны хорошо знать не только свои партии, но и партии всех остальных голосов. Кроме концертмейстера ансамбля, в каждой группе должен быть ведущий учащийся, который показывает вступление для своего «голоса».  

  Во время разучивания не следует бесконечно проигрывать целиком произведение. После первого проигрывания «с листа»   в целях экономии времени, сосредоточения внимания участников ансамбля, целесообразно начинать урок с  изучения эпизодов, представляющих техническую сложность. Руководитель обязан не только констатировать сложность технического элемента, он должен рассказать и показать способы его преодоления. Когда слжные пассажи и эпизоды будут выверены и выучены, их можно соединить с предыдущим и последующим музыкальным материалом.

 Работа над стилем, формой сочинения, закономерностями его музыкального развития - есть постепенная разработка общего плана исполнения. Выяснение роли и значения каждой ансамблевой партии, правильное развитие музыкальной мысли, активное включение всех участников ансамбля в намеченный план исполнения помогут выработке единой коллективной музыкальной мысли. В.Дашкевич. Музыка к кинофильму «Шерлок Холмс», фрагмент.

hello_html_454403da.png

Особое внимание в ансамбле заслуживают вопросы музыкальней выразительности и ее средства: мелодия и гармония. Мелодия исполняется ярко, выразительно, певуче. Баланс звучания всех голосов, которые «ведут» мелодию, должен быть таким, как будто играет «одна большая скрипка».

  В ансамбле порой мелодию поочередно ведут разные голоса. Это требует очень умелой передачи звучащей мелодии, внимательного слушания ведущего голоса и точное включение в общее «ведение» мелодии.

    В. Соловьев-Седой. «Соловьи», фрагмент.

hello_html_536f5884.png

  При одновременном звучании нескольких голосов ведущее значение приобретает главный голос, однако и он не должен звучать нарочито громко. Плохо, если аккомпанирующий голос будет заглушать солиста, недочетом является также и пассивное сопровождение. В данном случае руководителю надлежит добиться правильного распределения звучности, учитывая необходимые градации между голосами.

 Изучение учащимися художественного исполнительского репертуара ведется на основе разнообразной скрипичной литературы, русской, отечественной, зарубежной, классической и современной, а так же обработки народной музыки. Музыкальные произведения должны обладать разнообразными по стилю, жанру, форме, обладать художественными достоинствами.

Подготовка к концерту

    Один из ответственных моментов в творческой деятельности ансамбля и каждого его участника - выступление в концерте. Концерт является фактическим итогом всей репетиционной работы коллектива. На концертной эстраде музыка становится достоянием широкого слушателя. Этот момент должен пробудить чувство особой ответственности исполнительского коллектива. Немалое значение придаю также и умению учащихся держаться на сцене. Роль педагога в данном случае особенно важна. Его  поддерживающая функция  заключается в создании благожелательной атмосферы, в чувстве уверенности в успехе, в конкретной помощи в настраивании инструмента, в подборе костюма. Работа с ансамблем  заключает в себе огромные возможности для  эстетического и эмоционального развития детей. Когда музыканты-дети, одетые в красивые костюмы, делают единый взмах смычком и льётся чудная мелодия, - впечатление остаётся незабываемым.

  Часто размер сцены не совпадает с размером  репетиционного помещения в школе. Необходимо заранее ознакомиться с концертной сценой и залом, где состоится выступление ансамбля, и провести там одну-две репетиции. Гораздо сложнее играть на большой сцене, где ансамбль выстраивается в один ряд. Синхронное звучание правого и левого края становится затруднительным. Ритмическая организация ансамбля без усиленного слухового контроля его участников может легко расшататься. Здесь очень важно повышенное чувство взаимодействия всех участников, организующая основа фортепианного сопровождения. На концертной площадке концертмейстер-аккомпаниатор расположен в середине последнего ряда участников ансамбля.

Заключение

 Ансамблевое музицирование развивает музыкальный слух, учит слышать и понимать содержание музыки. Одна из особенностей ансамблевой игры состоит в том, что несколько человек с различным уровнем  музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм. Практика занятий дает множество примеров того, как благотворно влияет на детей игра в ансамбле. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно, большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других учащихся и т.д.). Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом» дальнейшего развития личности ребенка. Вызывая интерес к музыке, игра в ансамбле побуждает даже нерадивых учеников серьезнее относиться к занятиям в музыкальной школе.  Умение преодолевать трудности, работать в коллективе, воспитывать настойчивость, терпение, выдержку. Все эти качества крайне необходимы исполнителю в ансамбле.

   Большая часть мирового музыкального наследия приходится на произведения, написанные для различного рода ансамблей. Музыкальная культура слушателя, кто с детства получил навыки ансамблевого музицирования, гораздо выше. Такой опыт его восприятия музыки богаче. А это главное, ради чего стоит столько внимания уделять ансамблевому музицированию.  Многолетний опыт   педагогической работы даёт мне право утверждать, что дети, постоянно посещающие  филармонические  концерты , гораздо успешнее развиваются в эстетическом плане. Звучание  разных инструментов симфонического оркестра помогает  детям более активно расширять музыкальный кругозор, способствует развитию  музыкальной памяти.  Здесь дети учатся слушать и понимать музыку. 

  Преподаватель ДШИ формирует  музыкальные вкусы своих воспитанников. Независимо от того, с кем он занимается, - с будущим профессионалом или просто любителем музыки, - преподаватель должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой.

Список использованной литературы:

  1. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача./ Изд. “Лань”, С.-Петербург, 2000 .
  2.  Гинзбург Л. «Работа над музыкальным произведением».

Москва, Музгиз., I960.

3)  Гуревич Л.- Зимина Н. Ноты. Маленький скрипач/ М., 2002.

4)  Григорян А. Ноты. Начальная школа игры на скрипке./ М., 1989.

5)  Дога Е. «Скрипунеллы». Пьесы для ансамбля скрипачей в сопровождении ф-но/М., 2002.

6)  Коган И. «О работе с ансамблем скрипачей». Алма-Ата, 1986.

7) Пудовочкин Э. Скрипка раньше букваря./ Изд. «Композитор»,                   С.-Петербург, 2005.

8)  Пудовочкин Э. «Светлячок». Пьесы для ансамбля скрипачей и фортепиано./ Изд. «Композитор», С.-Петербург, 2005.

9)  Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. /М., 1987.

10)  Шальман С. Ноты. Я буду скрипачом./ Л., 1987.

11)  Якубовская В.Ноты. Начальный курс игры на скрипке./ Л., 1986.

12)  Маслова Л. Педагогика искусства. – Новосибирск, 2012.

13) https://kopilkaurokov.ru

14) https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные термины для подготовки к тестированию "Средства музыкальной выразительности" (в классе скрипки)

Музыкальные термины для подготовки к тестированию в классе скрипки разработаны  в 2013 году. Требования ФГТ и само время подсказало идею  создания данного учебного материала.  Предназна...

ИМПРОВИЗАЦИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ И РИТМИЧНОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ ТАНЦОРОВ.

Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка -  могучее средс...

«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...

Методическая разработка на тему "Внеклассные формы работы, как средство развития музыкального образования"

Одной из наиболее актуальных проблем не только педагогики, но и всего общества в целом сегодня является проблема  музыкального образования учащихся. Современное общество как никогда ранее нуждает...

Доклад по самообразованию "Игра как одна из важных форм обучения младших школьников"

С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения ...

Родительское собрание " Развитие фонематического слуха, как одно из важнейших условий развития речи.

Несложная система игр поможет родителям самостоятельно помочь своему малышу овладеть родным языком и , возможно, предотвратить возникновение речевых нарушений....

Статья Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра¬боты

Классный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­ботыКлассный час - одна из важнейших форм организации воспитательной ра­боты со студентами, это не урок, а время, когда восп...