ИМПРОВИЗАЦИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ И РИТМИЧНОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ ТАНЦОРОВ.
методическая разработка по теме

Черникова Ольга Александровна

     Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном,

величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе.

Музыка -  могучее средство воспитания.                             

                                                                                                         В. А. Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл improvizatsiya_kontsertmeystera.docx22.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИМПРОВИЗАЦИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА – ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ И РИТМИЧНОСТИ У НАЧИНАЮЩИХ ТАНЦОРОВ.

         Специфика работы в хореографии требует владения и постоянного изучения собрания репертуарных произведений. Фонд балетного концертмейстера – это содержимое музыкальных хрестоматий, составленных специально для сопровождения уроков хореографии, клавиры балетов, а также пьесы танцевального характера.

       

        Существуют определенные критерии отбора музыки для исполнения на уроке. Это  прежде всего, периодичность, квадратность, преимущественно гомофонный склад изложения, мелодичность,  регулярно – акцентная ритмика. Одним из условий пригодности того или иного фрагмента является соответствие этим нормативам.

      Нередко для аккомпанемента классическому экзерсису концертмейстеру приходится переосмысливать некоторые произведения для того, чтобы музыкальное сопровождение «подталкивало» танцоров к выполнению того или иного движения.

     Совершенно очевидно, что исполнения даже переосмысленных произведений концертмейстеру для сопровождения урока классического танца недостаточно: педагог хореограф задает определенную комбинацию из движений, имеющих конечно же  различную акцентную природу, которую необходимо выполнить экспромтом, без репетиции. Следовательно, концертмейстер, зная акцентные особенности движений ,– экспромтом – играет фрагмент собственного сочинения.

Импровизируется танцевальная комбинация хореографом и исполняется на нее же музыкальная импровизация концертмейстером.  Это абсолютно обычный повседневный момент на уроке.

     Однако подчеркну, все, что касается построения аккомпанемента для урока классического танца прозрачно и очевидно и у моих коллег, конечно же все получается. Ученики ритмичны, умеют слышать фразы, сильные и слабые доли, слышат выразительные краски музыки, отличают ладовые соотношения,  внимательны и заинтересованы.  

     Как же добиться решения этих задач с начинающими, совсем маленькими танцорами?

Я глубоко убеждена в том, что выстроить в учениках этот непростой пласт задач может только концертмейстер (хорошо, если он соприкасался с педагогической практикой).

     Дети первого года обучения имеют различную слуховую подготовку: у кого-то есть дошкольный опыт, у кого-то нет, у кого-то развито внимание, а у кого-то напрочь отсутствует, а третьи, вообще не понимают зачем их мамы привели, поэтому на  первых уроках должно быть все понятно,  легко выполнимо, интересно и в хорошем темпе.

     Я бы хотела поделиться с коллегами своими наработками, приобретенными и в процессе педагогической практики, и в работе в качестве концертмейстера.

     Очень важный момент  -  «поймать» внимание, «включить»  в процесс, заинтриговать, подчеркнуть доступность, чтобы не оттолкнуть учеников: Самое простое и доступное – это хлопки в ладоши. Понятно, что хлопать в ладоши умеют все, но давайте  поэксперементируем  с нашими ладошками. Установим правила: в ладошках пальчики вытянуты и хлопаем перед собой, на уровне носика.

   1 – вытянуть руки вперед и хлопнуть один раз (вот тут-то и рассыплется «горох» из хлопков). Надо переделать. Повторим еще раз и еще, всего один хлопок, но после него давайте услышим. паузу. Этот «глоток» тишины  имеет волшебную силу. Получилось. Затем – два хлопка, три, четыре, пять. Сосчитать до четырех, а на пятый хлопнуть в ладоши, сосчитать до трех, а хлопнуть на четвертый, сосчитать до двух- хлопок на три, хлопок на два. Такое же задание повторить с притопами.

  2 -  выполнить три хлопка – три притопа (в ритме двух восьмушек и четверти), два притопа (четверти) –три хлопка (две восьмые и четверть) Один хлопок  - два притопа, один притоп – два хлопка (тот же ритм).

  3 – выполнить один шаг вперед и ножки собрать в VI позицию, один шаг – назад, два шага -вперед, два шага – назад, три – вперед. Три -  назад. Три хлопка (четвертями) – три шага вперед. Три хлопка – три шага назад. Два раза -  по три хлопка, возле ушка.(две 16-е и восьмая) и три шага в ритме четвертей вперед и так же назад.  

 4 – Раз, два, три, четыре – стоим на месте руки на поясе.Пять,  шесть, семь, восемь – хлопки перед собой. Четыре хлопка – громко, а четыре хлопка – тихо и наоборот. Четыре шага на месте – руки на поясе – четыре шага с хлопками над головой.

 

5 – повернуть голову по линии танца,  направо ( найдем это право) вытянуть правую руку и сделать один шаг вправо. Повернуть голову влево, вытянуть левую руку и сделать один шаг влево.

«Без подсказки» - лва шага вправо, два шага влево. Три шага вправо и подняться на носочки. ножки в VI то же влево.

 6 –повернулись по линии танца, в правую сторону. I-часть музыки – бег на носочках по кругу,

 II – часть музыки хлопки в ладоши ( приложение  I №1)

 7 – I часть бег на носочках. II – часть хлопки в ритме музыки (приложение I №2)

 

 8 – I часть бег на носочках, II часть , низкий регистр -  притопы  верхний – хлопки.

(приложение I №3).

 9 – I часть  танцевальный шаг, вытягивая носочек по линии танца, II часть топающий шаг против линии танца (приложение I №4)

10 – I часть маршевый шаг по линии танца, II часть  бег на носочках в обратную сторону против линии танца (приложение I №5)

 11 – двигаясь маршевым шагом по линии танца, произносить  ритмослоги «дон», «дон», «дон», «дон», а в обратную сторону, выполняя бег, произносить «ди-ли», «ди-ли», «ди-ли», «ди-ли»

(Идея этих ритмических слогов принадлежит автору сборника «Котенок на клавишах»  Е. Туркиной. СПб «Композитор» 1998).Это пособие для начинающих пианистов замечательно адаптирует ребенка в донотный период, а нам оно поможет развить чувство ритма почувствовать его в музыкальных произведениях, поможет развить танцевальную память, услышать музыкальную и танцевальную фразу.

 12 – у слогов «дон». «дон» есть фамилия ( длительность) четверть, ласково – четвертушка, а у слогов «ди-ли», «ди-ли» - «восьмушка». Давайте познакомимся с ними. Четвертушки и восьмушки пришли к нам на урок, на них одета строгая форма. Предлагаю детям рассмотреть таблицу, в которой только четверти и прочитать их всех по порядку. То же проделываем и с восьмыми длительностями.  Затем в таблице, где четверти и восьмые вместе предлагаю четверти отметить хлопками (приложение II).Урок за уроком проговариваем два – три новых примера чередования четвертей и восьмых.

 13 – в пьесе Ф. Госсека Гавот отметить хлопками четверти. В Марше солдатиков из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского  похлопать триоли. В пьесе Д. Б.  Кабалевского «Клоуны» отметить хлопками окончание музыкального предложения – это 4-й и 8-й такты (две восьмых и четверть).

 14 – Следующий этап. Услышать начало и окончание музыкальной фразы и одновременно выполнить танцевальные движения. У начинающих выполнение движения рассчитано на одно предложение в 2/4-м размере, т. е. просчитывается оно от1-го до 8-ми (восемь четвертей. «восьмерка»).

 -  на первую восьмерку – хлопки в ладоши.

 -  вторая восьмерка -  прыжки по VI

 - третья – три шага вперед и собрать ноги, три шага назад, собрать ноги.

 - четвертая  - упражнение на равновесие «цапля».

Подойдет любая полька. Мне нравится Берлинская полька из «Ритмической мозаики» А. И. Бурениной диск № 2 (СПб  2000 Ленинградский областной институт развития образования)

Можно предложить детям самим сочинить комбинацию Дети с удовольствием предлагают свои движения, грамотно начиная с новой фразы. К примеру: «Сегодня танцуем Катину комбинацию, а в следующий раз будет Сашина.

  Таким образом, внимание «включено», слуховой опыт зародился и накапливается. Предложенные произведения можно сыграть в другом регистре или в другом темпе и предложить высказаться об изменении в характере и в образе, что поможет в дальнейшем в слушании музыки, определения музыкального жанра. стиля, научит реагировать на музыкальные краски.

   Предложенные упражнения выполняются постепенно от урока к уроку и должны занимать не более 5-7 минут на каждом занятии, они должны «включить» ребенка для занятия.

  Чем отличается ансамблевое исполнение от исполнения группой танцоров? Правильно, синхронностью. А когда она появится? Может быть сама собой? Возможно. Когда? Все просто – синхронность заведем очень быстро. Почему в оркестре так много музыкантов, а играют они все вместе, вместе начинают, вместе заканчивают? Так у них же есть дирижер, он показывает им ауфтакт, взмах дирижерской палочкой и порядок. Но в хореографии нет дирижера, как быть? Не слишком ли много вопросов? А ответ рядом: дирижер – концертмейстер, вернее вступление, которое звучит перед каким – либо упражнением. Вступление имеет определенные правила.

 

Правило 1 – вступление не должно быть больше двух тактов: (берем 2/4-й размер или 1т. в 4/4),

не 2,5, не 3, не 4.

Правило 2 – у вступления -  определенная цифровка. которая обязательно заканчивается  D а желательно и паузой. Вот два условия, которые «вытолкнут» ногу/ Примеры цифровок:

2|4   IV – I – V - V

2|4   I – IV – V  - V

2|4   II – IV – V  - V

2|4   VI – II  -  V

   Просчитываем вступление пять, шесть семь, восемь. Восемь – это доминанта, или пауза после нее, которая усиливает эмоциональное напряжение, ( еще раз повторюсь, но нога «вылетает» из позиции).  Иногда прошу вступление сосчитать  вместе с музыкой (приложение III)

Правила вступления необходимо выдержать в течение первого года. В дальнейшем же вступление может быть любой величины,  но последние четыре доли перед началом движения детский слух уже будет воспринимать как сигнал для подготовки к началу движения.

За прошедший год мы успели много усвоить:

    - познакомились с музыкальными красками, тембр, темп, регистр, динамика

   - научились слышать ритмический рисунок , воспроизводить его по памяти

    - узнали о том, что у звуков есть длительность, фамилия, а если продолжить знакомство  и дальше, то можно к фамилиям добавить и имя, название ноты и ритмослоги читать уже на нотном стане. Пройдет совсем немного времени и окажется. что сольфеджировать несложно   - услышали музыкальные фразы и сделали первые шаги в сочинении танцевальных движений

   -а самое главное, танцевальная группа детей превратилась в танцевальный ансамбль, единый организм с единым ритмическим пульсом, который  удерживается на протяжении всего танца и ничего не стоит вместе начать и вместе закончить движения, все  просто, в голове порядок

Танцевать легко, понятно и это прекрасно.  УДАЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.

В статье приводится  опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт  применения экологических знаний  в конкретных жиз...

«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

"Праздники и развлечения в детском саду" как одна из форм организации музыкальной деятельности детей в рамках ФГОС

Праздники и развлечения являются одной из форм организацийМузыкальной  деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие...

Музыкально-литературная гостиная как одна из форм развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования

В статье раскрывается значение и содержание художественно-эстетического развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования в форме музыкально-литературной гостиной....