Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении детей со средними и слабыми музыкальными данными.
статья по музыке по теме

Доклад к семинару -практикуму

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении детей со средними и слабыми музыкальными данными.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Основные задачи:

-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;  

 -повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;

 -воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
«Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».
Никто не встречал шести-, семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.
Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность преподавателя ничем не ограничены. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного». Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является
игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

Хочу отметить что, очень велико положительное воздействие ансамблевого исполнительства на ритмическое чувство исполнителей. Воздействие это обьясняется тем, что коллективный ритм отличается особой определенностью и устойчивостью, укрепляет и обогащает общее ритмическое чувство индивидуальных участников ансамбля.

Преподаватель фортепиано и концертмейстер должны обладать абсолютным чувством ритма, иначе педагог не сможет сформировать его у своих учеников, а концертмейстер никогда не станет достойной частью ансамбля.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.  Особенно ярко это ощущается в тех случаях, когда один из ансамблистов более даровит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".

Шумовой ансамбль, как одна из форм работы в кружке "Синтезатор".Игра на детских музыкальных и шумовых инструментах -- один  из любимых видов деятельности детей на музыкальных занятиях. ...

"Работа над метроритмом с детьми со слабыми музыкальными данными"

Методическое сообщение на тему "Работа над метроритмом с детьми со слабыми музыкальными даннымми". Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием чувства ритма небходимо заниматься с самого ра...

«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...

Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано

Методическое сообщение: "Работа над ансамблями,  как одна из форм развития интереса в обучении в классе фортепиано" для выступления на методическом совете...

Методическая работа преподавателя народных струнных инструментов Е.И. Махияновой на тему "Работа с обучающимися со слабыми музыкальными данными в классе домры, балалайки"

В Методической работе разораны проблемы обучения игре на балалайке и домре, связанные  со слабо выраженными музыкальными способностями обучающегося. Также предложены методы работы с детьми со сла...

Музыкально-литературная гостиная как одна из форм развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования

В статье раскрывается значение и содержание художественно-эстетического развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования в форме музыкально-литературной гостиной....