Музыкально-литературная гостиная как одна из форм развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования
статья

Ежова Наталия Никитична

В статье раскрывается значение и содержание художественно-эстетического развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования в форме музыкально-литературной гостиной.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ежова Н.Н.,

педагог дополнительного образования,
Государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат №52»;

nataliezhowa@mail.ru

Музыкально-литературная гостиная как одна из форм развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования.

Аннотация: в статье раскрывается значение и содержание художественно-эстетического развития детей с нарушениями слуха в системе дополнительного образования в форме музыкально-литературной гостиной.

Ключевые слова: художественно-эстетическое развитие, музыкально-литературная гостиная, культура, дополнительное образование детей с ОВЗ, слабослышащие дети.

Yezhova N.N.,

teacher of additional education,

State educational

institution "Special (correctional)

boarding school №52";

nataliezhowa@mail.ru

Musical and literary living room as one of the forms of development of children with hearing impairments in the system of additional education.

Abstract: the article reveals the meaning and content of artistic and aesthetic development of children with hearing impairments in the system of additional education in the form of a musical and literary living room.

Keywords: artistic and aesthetic development; musical and literary living room; culture; additional education of children with special educational needs; children with hearing impairments.

В современном мире одной из важнейших задач учебно-воспитательного процесса учащихся с нарушениями слуха является их социальная адаптация и реабилитация, развитие познавательных и творческих способностей. Система общего образования детей с ОВЗ должна включать в себя не только школьное коррекционное обучение, но и дополнительное образование.

Система дополнительного образования детей в школах, где обучаются дети с нарушениями слуха, обладает большими возможностями для совершенствования общего образования, и все формы дополнительного образования способствуют развитию у детей способности к самопознанию и самоопределению.

Дополнительное образование позволяет использовать «потенциал школьного образования за счёт углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому школьнику удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы» [5, с 36].  А также способствует развитию таких качеств личности, которые важны для любой сферы деятельности; создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач, ограничения возможностей восприятия окружающего мира.

В современной системе дополнительного образования детей с нарушениями слуха одним из важных направлений формирования личности подрастающего поколения является его художественно-эстетическое воспитание средствами музыкально-литературного искусства в различных формах и направлениях.

Для детей, имеющих нарушение слуха, музыка играет особую роль, приближая их к миру слышащих. На первый взгляд может показаться, что такой вид искусства, как музыка, почти недоступен детям с потерей слуха. Однако опыт сурдопедагогов говорит об обратном – «слабослышащих и глухих школьников можно не только научить слушать музыку, но и привить к ней любовь» [2, c36].  

Для отечественной и зарубежной сурдопедагогики характерен поиск путей музыкально-эстетического воспитания детей с недостатками слуха. Как показывают исследования сурдопедагогов (И.Г. Багровой, Л.Я.  Брозело, Л.В. Глубоковой, Е.Е. Голубевой, А.С. Кагарлицкой, А.М. Кыштымовой, Л.В. Коротковой, И.Н. Мусатовой, Н.А. Рау, Н.А. Туговой, Е.З. Яхниной, Г.И. Яшунской и др.), влияние музыки на духовное и эстетическое развитие школьника связано, прежде всего, с её огромными возможностями эмоционального воздействия. Кроме этого, слушая музыку, пытаясь понять музыкальный язык, ребёнок учится думать, у него развивается слуховое восприятие, совершенствуется произносительная сторона устной речи [15, стр.9]. Обучающиеся становятся грамотными и благодарными слушателями, глубоко чувствующими и понимающими хорошую музыку.

  Как показывают наблюдения сурдопедагогов (Е.Е. Голубевой, А.С. Кагарлицкой, Л.В. Назаровой и др.), слабослышащие школьники испытывают огромную потребность в общении, интересуются музыкой, стремятся к познанию музыкальной культуры.

На базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52» г.Москвы музыкально-эстетическое воспитание и развитие слабослышащих детей осуществляется в разных формах и направлениях. Одной из форм работы в системе дополнительного образования является музыкально-литературная гостиная «Встреча».

Основная цель гостиной – социальная адаптация обучающихся с нарушениями слуха средствами музыкального и литературного искусства, расширение кругозора учащихся в области художественно-эстетической культуры, приобщение их к лучшим образцам мировой музыкальной и литературной культуры прошлого и настоящего.

В процессе деятельности гостиной решаются различные задачи обучающего, воспитательного, коррекционно-развивающего характера:

  • Обучающие:
  • познакомить учащихся с элементарной музыкальной культурой;
  • познакомить их с представителями отечественной музыкальной и литературной классики, золотым фондом песенной классики;
  • обучить приемам красивого выразительного исполнения на жестовом языке поэтических, прозаических произведений и песен;
  • обучить приемам сценического мастерства, сформировать комплекс начальных знаний, умений и навыков сценической деятельности;
  •  Воспитательные:
  • сформировать у обучающихся интерес к литературе, музыке и театру как средствам познания жизни и духовно-нравственного воспитания;
  • развивать художественно-эстетический вкус;
  • способствовать патриотическому и духовно-нравственному воспитанию через знакомство учащихся с лучшими образцами музыкально-литературной культуры России;
  • воспитывать культуру поведения на сцене, в процессе подготовки к сценическому выступлению: работе в паре и в группе;
  • способствовать формированию ценностных ориентаций, системы норм и правил поведения в обществе;
  • способствовать развитию положительных личностных качеств (приоритет отдается развитию самостоятельности, активности, уверенности в себе).
  • Коррекционно-развивающие:
  • способствовать развитию музыкально-познавательного интереса у учащихся с нарушениями слуха;
  • способствовать развитию активного, осознанного восприятия произведения школьниками на лучших образцах мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы учащихся, таких психических процессов как внимание, память, речь, воображение, самостоятельное мышление, а также развитию чувства ритма и координации движений;
  • развивать выразительность жестового исполнения литературных и песенных произведений, развивать умение синхронно с мелодией с помощью жестов передавать слова песен;
  • развивать творческую, исполнительскую способность учащихся;
  • развивать словарный запас обучающихся за счет введения новой лексики и терминологии;
  • развивать слуховое восприятие и совершенствовать произносительную сторону устной речи;
  • создавать условия для обогащения индивидуального невербального поведения, постижения гармоничности и разнообразия выразительных движений, развития навыков адекватного эмоционального реагирования.

В процессе деятельности гостиной организуются разнообразные формы работы учащихся с особыми образовательными потребностями 7- 20 лет, создаваемые на основе общих творческих интересов участников с целью удовлетворения различных духовных запросов детей в свободное время. В гостиную приходят, чтобы пообщаться, узнать новое в области искусства. Общение здесь является активным средством формирования высоких нравственных качеств. Все это способствует обогащению человеческих взаимоотношений, где воспитанники учатся лучше понимать других, а также проводить свое свободное время с пользой для себя.

Программа гостиной «Встреча» состоит из двух интегративных курсов:

  • теоретического (обучающиеся с ОВЗ знакомятся с музыкально-эстетической культурой, при этом разбирая связь музыки с другими видами искусства);
  • практического (обучающиеся с ОВЗ учатся применению на практике полученных знаний, умений и навыков).

Коррекционная работа на занятиях со слабослышащими учащимися базируется на максимальном использовании остаточного слуха (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) и создания слухоречевой музыкальной среды.  

Процесс обучения предусматривает разнообразные виды музыкальной деятельности:

1. Основным является музыкально-образовательная деятельность, которая включает в себя развитие восприятия музыки, знакомство с историей музыкально-эстетической культуры, изучение элементарной музыкальной грамоты, популяризация песенной классики.

2. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: жестовое пение или декламационное пение (в зависимости от состояния слуха); инсценирование песен, музыкальных пьес, мелодекламационное исполнение литературных произведений на жестовом языке (прозы и поэзии), жестово-хореографическое исполнение песни и др.

Помимо этого, учащиеся проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, в рисунках, в сочинениях на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программ концертов, подборе музыкальных «коллекций в домашнюю фонотеку, написании небольших литературных зарисовок о музыке, музыкантах, музыкальных инструментах и др.

Все это содействует приобщению слабослышащих учащихся к музыкальной культуре, расширению кругозора, обогащению их словарного запаса и совершенствованию слухового восприятия.

Содержание теоретического курса разделено на следующие разделы: «Искусство. Виды искусства», «Связь музыки с другими видами искусства», «Язык искусства», «Исполнительские средства музыки: вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная», «Танцевальная музыка», «Музыка в театре», «Музыка в кино», «Композиторы-классики России и Европы», «Композиторы-песенники», «Современные направления в музыке».

В ходе занятий обучающиеся знакомятся: с ролью музыкального искусства (и искусства в целом) в жизни человека, различными видами искусствами и их взаимосвязью; основными элементами языка в искусстве; различными способами исполнения музыки; с вокальной музыкой и ее жанрами; инструментальной музыкой, музыкальными инструментами; с классической музыкой и произведениями композиторов-классиков нашей страны и зарубежом; с различными видами музыкально-сценических представлений (мюзикл, оперетта, опера и балет); с композиторами-песенниками нашей Родины. Кроме этого у воспитанников формируются представления о «легкой» и «серьезной» музыке, о жанрах и стилях эстрадной музыки, о джазе и авторской песне.

При подборе тематики бесед, их систематизации, а также выборе методов обучения мы:

- учитывали состояние слуха, уровень музыкально-познавательного интереса обучающего;

  • более тесно связывали занятия с предметами гуманитарного цикла: музыкой, литературой, живописью и историей;
  • старались дать учащимся обобщенное представление о музыкально-эстетической культуре, о системе музыкального языка, а также произведений различных жанров и стилей.

Комплексное использование музыки, литературы и изобразительного искусства с элементами истории помогает вызвать в душе слабослышащих учащихся яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогут школьнику преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого.

Содержание практического курса включает в себя: организацию музыкально-литературных вечеров, встреч, спектаклей, работа со чтецами над мелодекламацией; подготовка жестовой песни, коллективное посещение культурно-просветительных учреждений (концертных залов, музыкально-драматических театров, художественных выставок, домов-музеев), проектная деятельность и т.д.

Индивидуальная работа со чтецами – подготовка мелодекламации поэтических и прозаических произведений – проходит несколько этапов:

  • работа над техникой речи (дыхание, голос, дикция, литературное произношение, ударение, интонация, мелодика речи);
  • подготовка к выразительному чтению литературного произведения
  • инсценировка, мелодекламация.

Также в гостиной мы готовим жестово-хореографические композиции совместно с хореографическим ансамблем, которая проходит в несколько этапов:

  • прослушивание музыкального произведения, разбор текста поэтического или прозаического произведения, песни, словарная работа;
  • работа над техникой речи (дыхание, голос, дикция, литературное произношение, ударение, интонация, мелодика речи);
  • работа с труднопроизносимыми словами (совместно с участием сурдопедагога-дефектолога);
  • работа над жестами: подбор правильных жестов, соответствующих смыслу, работа над фразеологизмами, работа над артикуляцией;
  • подготовка к выразительному исполнению жестовой песни;
  • хореографическая постановка музыкально-поэтического произведения совместно с хореографом.

Кроме перечисленного, деятельность музыкально-литературной гостиной включает в себя:

  • помощь в подготовке и проведении школьных праздников, в выездных выступлениях на конкурсы, фестивали, концерты;
  • подбор музыкального репертуара для танцевальных номеров, жестового пения, декламации стихов;
  • проектная деятельность;
  • создание сценариев и приложений в библиотеке МЭШ;
  • размещение сценариев на педагогических ресурсах и публикация статей в журналах, сборниках, а также выступления с докладами на научных конференциях школьного, окружного, городского и всероссийского уровня;
  • организация и проведение викторин, игр и музыкально-литературных вечеров.

Формы занятий:

  • индивидуально-групповая с применением дистанционных технологий;
  • индивидуальные консультации обучающихся и работа со чтецами;
  • практические работы исследовательского характера, требующие работы с информацией;
  • репетиции и подготовки к выступлению, подготовка спектаклей и музыкально-литературных композиций.

Также отличительной особенностью музыкально-литературной гостиной является использование разнообразных форм проведения занятий: беседы, диспут, литературные и музыкальные встречи, озвучивание произведений под музыку  (мелодекламация) и пантомима, использование мимики и жестового исполнения, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения и тренинги совместно с дефектологом на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), тренинги по созданию мини-спектаклей, композиций,  тематические встречи с известными людьми, с поэтами, художниками, актерами мира искусства и Всероссийского общества глухих, мастер-классы от студентов РГСАИ. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя, работать в паре, работать в группе, научиться речевому общению, использовать мимику, жесты, выступать перед аудиторией, вступать в коммуникацию с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения, приобщиться к литературно-музыкальной культуре, стать благодарными и грамотными слушателями и зрителями.

Комплексное использование музыки, литературы и изобразительного искусства с элементами истории поможет педагогу дополнительного образования вызвать в душе ребенка яркие эмоционально-художественные образы, будут способствовать развитию  индивидуальных творческих способностей обучающихся с нарушениями слуха, формированию  музыкально-познавательного интереса, интереса к творческой деятельности; формированию интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, к освоению культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей; приобретению опыта работы над визуальным образом в синтетическом виде искусства.

Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогут школьнику преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет «наглядности» другого.

Музыкально-литературная гостиная как одна из форм развития детей с ОВЗ в системе дополнительного образования будет способствовать совершенствованию образовательно-коррекционного процесса в школе, более полноценному развитию личности учащегося с нарушением слуха, его социальной адаптации и реабилитации.

Литература

  1. Василевская Е.В., Клёнова Н.В. Образовательно-методический комплекс (ОМК) и его роль в системе дополнительного образования детей. Образовательно-методический комплекс в дополнительном образовании детей: назначение и технология разработки. М.: МГДД(Ю)Т, 2006. 28 с.
  2. Воспитательная работа в школе слабослышащих. / под ред. Никулиной. М., 1985г, 32 c.
  3. Горина Л.В. Творческое задание как метод музыкального развития детей с различными возможностями. Международный конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления «ТИСБИ» (г. Казань, 15-17 февраля 2016 г.)/ под ред. Н.М.  Прусс. Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. – 404 с.
  4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика» / А.Г Литвак, В.М. Сорокин, Т.П.  Головина. М.: Инфра-М, 2011. 128 с.
  5. Дополнительное образование детей / под ред. О.Е. Лебедевой М., Владос, 2000г. 36 с
  6. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей / Е.Б.  Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. М.: Владос, 2002. 352 с
  7. Концепции развития дополнительного образования детей. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  8. Леонгард Э.И. Ребенок с нарушением слуха в пространстве музыки.  URL: http://phonak-kids.ru/articles/teaching/
  9. Методические рекомендации организации Дополнительного образования.  URL: https://mosmetod.ru/files/metod/dopolnitelnoe/2019-20/%D0%92%D0%95%D0%91%D0%98%D0%9D%D0%90%D0%A0_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D1%8B_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B_%D0%B2_2019-2020_%D1%83%D1%87_%D0%B3.pdf
  10. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2018. 224 с.
  11. Музыкальное образование детей с нарушением слуха. Использование мнемотехники в музыкальном образовании детей с нарушением слуха // Международный образовательный интернет-проект URL: https://infourok.ru/muzikalnoe-obrazovanie-detey-s-narusheniyami-sluha420083.html
  12. «Музыкально-эстетическое воспитание слабослышащих подростков в часы музыкально-литературных встреч» - Ежова Н.Н. 2014г URL: https://schig52.mskobr.ru/files/ksperiment_ezhova_n.pdf
  1. «Музыка в жизни слабослышащего». -2020 г URL: https://mastersluh.ru/stati/o-sluxe/muzyka-v-zhizni-slaboslyshashchego-rebenka/
  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. №533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»
    URL:
    http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202010270038

  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.02.2021 № 38 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467" (Зарегистрирован 14.05.2021 № 63417) URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105140031?index=1&rangeSize=1

  3. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха». М.,2015
  4. Яхнина Е.З. Развитие восприятия музыки глухими школьниками: дисс. канд. пед. наук. М., 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плакат "Мониторинг по оценке слухоречевого развития детей с нарушенным слухом"

Совместно с коллегами разрабатываем стендовые доклады....

Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с моторной алалией.

В докладе проводится сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей алаликов.  В результате сравнения делаются выводы,что часто речевое развитие глухого ребёнка п...

МОДУЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мероприятия, направленные на формирование социального развития детей, имеющих нарушения слуха....

Доклад на тему "Характеристика особенностей слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха".

Характеристика особенностей  слухового и речевого развития детей с нарушениями слуха.Содержания понятия «отклонения» в речи и развитии слуха.Характеристика уровня речи глухих и слабослышащих дете...

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

В статье представлен анализ на предмет того, что социальная ситуация, в которой пребывает ребенок с нарушениями слуха, играет важную роль в возникновении и формировании у него определенных составляющи...

Эмоциональное развитие детей с нарушением слуха

Статья посвящена опсианию эмоционльного развития детей с НС. Приводятся краткие конспекты занятий  для развития эмоционльной сферы детей с НС....