Урок в курсе ОРКСЭ "Религии и храмы Южного Урала"
методическая разработка по краеведению на тему

Новый курс ОРКСЭ уже пользуется заслуженной популярностью  и требует новых уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Религии ихрамы Южного Урала40.16 КБ

Предварительный просмотр:

Петухов Сергей Юрьевич – учитель биологии-краеведения МКОУ СОШ № 1 г. Карабаша

Методическая разработка урока «Религии и храмы Южного Урала» - краеведение 8 класс.

Цель урока: познакомить учащихся с основными религиями Южного Урала, историей и архитектурными особенностями храмовых религиозных зданий.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными религиями Южного Урала
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством  храмовых религиозных зданий.
  3. Развивать мотивацию к изучению культуры края, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  4. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация слайдов.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Ориентировочно-мотивационный этап

    Современная Челябинская область – многоконфессионный регион, где проживают приверженцы различных религий.  

     Первоначально среди степных народов Южного Урала в средние века распространился ислам. Позднее с началом русской  колонизации в нашем крае распространяется православие, католицизм, протестантизм, иудаизм.

Приверженцы различных религий живут в нашем крае в мире и согласии.

    Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с основными религиями Южного Урала. Разберем какие функции выполняет религия. Рассмотрим самые достопримечательные храмовые здания нашего края.

Задание: Работа по учебному тексту «Религия и её функции»

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Словарная работа и выполнение заданий  в рабочих листах, работа с учебным текстом.

II  Операционно-исполнительный этап.

Составление схемы.

Религии  Южного Урала

Христианство                      Ислам               Иудаизм

        

       Православие                      Суннизм

       Католицизм                        Шиизм

        Протестантизм

     В России религиозные объединения существуют независимо от государства, а исповедание любой религии или не исповедание никакой является личным делом каждого гражданина. Также, согласно основным принципам законодательства о свободе вероисповедания, все религии равны перед законом. Такое положение в современной России обеспечивает свободу вероисповедания. Право на свободу вероисповедания также поддерживает устойчивость российской политической системы, способствует поддержанию общественного порядка и сдерживает религиозный экстремизм, поскольку российская государственность изначально складывалась со множеством религий, и безопасность можно поддерживать только совместными усилиями.

Задание: Работа в группах. Выписать основные особенности одной из мировых религий, распространенных на Южном Урале.

Обобщение работы групп.

Сообщения учащихся:

  1. Православие – Свято-Симеоновский собор

г. Челябинск

  1. Православные храмы Челябинской области
  2. Белая мечеть – г. Челябинск
  3. Синагога – г. Челябинск
  4. Католический костел – г. Челябинск

Усвоение новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах, работа с учебным текстом.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Как вы думаете могут ли следующие поэтические строчки относиться к  людям разного вероисповедания?

Бог повсюду. Он - везде:

В небе, воздухе, воде.

Всё Он видит, всё Он знает,

Всех на свете понимает.

Он - Спаситель мой и твой.

Он повсюду. Он - живой!

Чем запомнится вам сегодняшний урок?

Поговорите со своими родителями, бабушками, дедушками: к какой религии они относят себя? Есть ли у вас дома предметы культа той или иной религии? Что вы можете рассказать о них?

Личностная значимость новых знаний.

Учебный текст

«Вера. Религия и её функции»

    Вера — признание чего-либо истинным, часто — без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия», «религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.

     Верующий — представитель конкретной религии, носитель религиозной модели мира. Для многих верующих их вера является конкретным руководством к действию, опорой, критерием в ситуациях выбора.

Вера является универсальным свойством человеческой природы и важнейшей составной частью мировоззрения человека; она проникает во все элементы жизни. Даже самые ранние находки творений человека подразумевают существование веры. Вера проистекает из потребности человека обмениваться опытом с другими людьми в ходе совместного труда и обобщения опыта. Люди из одного сообщества имеют примерно одни и те же представления о мире, поскольку доверяют опыту соплеменников, как прошлому, так и настоящему. Поэтому вера — это коллективное представление о мире.

       Религия  —  особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозной общине)

     Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением человека к надчеловеческому духовному миру, некоей сверхчеловеческой реальности, о которой человек кое-что знает и на которую он должен некоторым образом ориентировать свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.

Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

      Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения каждой конкретной религии высшего духовного состояния, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.

     В большинстве религиозных сообществ заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа).

В  структуре религии выделяют следующие компоненты:

  1. религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
  2. религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
  3. религиозные отношения (культовые, внекультовые),
  4. религиозные организации.

Основные функции  религии

  1. Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  2. Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  3. Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  4. Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  5. Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  6. Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  7. Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  8. Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

     Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

Конфе́ссия или вероисповедание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённой формы религии.

Рабочий лист ученика(цы)____________________________________________________________________

Дайте определение терминам.

Вера -_______________________________________________________________________________________________

Религия - ____________________________________________________________________________________________

Конфессия - __________________________________________________________________________________________

Заполните  таблицу

Функции религии

Сущность функции

Сущность функции

Мировоззренческая 

Дает возможность  возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удаляет  ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Общение  верующих между собой, общение с богами, душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми.

Регулятивная

Позволяет  людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями.

Воздействует  на распространение культуры группы-носителя, выражаясь  в особенностях письменности, музыки, этикета, морали

Дезинтегрирующая

Укажите особенности одной из мировых религий, распространенных на Южном Урале.

Название религии

Особенности религии

Иудаизм.

      Иудаизм формировался, по меньшей мере, с ХIХ в. до н. э. на территории Египта и Палестины (Земли Израильской). Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, т.е. веру в одного бога, углублённый учением о сотворении человека Богом по Своему образу и подобию. Эта религия включает в религиозную сферу все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду предписаний, которые определяют всю повседневную жизнь человека. Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения, но в иудаизм можно перейти.

Для иудаизма характерно:

  1. Понятие о жизни как о Диалоге Бога и Человека
  2. Учение об абсолютной ценности Человека
  3. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу. При этом у еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди.
  4. Учение о воскресении из мёртвых в конце дней, то есть вера в то, что в определённое время мёртвые будут оживлены в плоти и будут снова жить на земле.

Для иудаизма характерно наличие двух главных, священных книг – Торы и Талмуда. В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона, а Талмуд - свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма. Религиозные службы совершаются в специальном здании, которое называется  синагога.

Ислам

 Ислам -  мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение». Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях пророка Мухаммеда в VII веке.

    Ислам — сравнительно молодая религия. Согласно преданиям , когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира к нему явился ангел Джабраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610 год) год можно считать годом возникновения ислама.

В течение 3 лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вел тайную проповедь среди своих друзей и близких. К концу жизни Мухаммеда образовалось исламское теократическое государство, занимавшее весь Аравийский полуостров — Арабский халифат.

    В настоящее время, ислам является сейчас «наиболее быстро растущей религией в мире».

Согласно Корану, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие — невозможным. Ему, как описано в Коране, нет равных, и в этом выражается его единственность.

    В исламе  существует ряд обязательных для каждого мусульманина ритуалов.

  1. Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы. Мусульмане совершают молитву строго определённым образом, в предписанное время, сопровождают её соответствующими положениями тела.
  2. Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам.
  3. Каждый мусульманин обязан постоянно очищаться и совершенствоваться духовно, нравственно и физически, стремясь стать безупречным человеком. Мусульмане должны воздерживаться от поступков, способных развратить и уничтожить личность. Абсолютно исключаются из употребления табак, алкоголь и любые наркотики. Запрещены азартные игры.

      Семья в исламе — это основной элемент общества. Воспитание детей в лоне семьи не только поощряется, но и является обязанностью супругов.

     Религиозные службы совершаются в мечети. Мечеть — сооружение для совершения коллективной молитвы и других видов поклонения в исламе. Мусульмане посещают мечеть для совершения обязательных ежедневных пятикратных, а также пятничных молитв. Также мечеть может служить местом собрания народа для принятия общих решений и учебным центром. Обычно мечети — это специально выстроенные здания, часто с куполами, минаретами.

Христианство

Христианство - самая многочисленная религия в мире. Христианство возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями, по прошлому религиозному мировоззрению - иудеями. Но уже во второй половине I века христианство стало интернациональной религией. С точки зрения служителей культа, главной и единственной причиной возникновения христианства была проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно и Богом, и человеком. Иисус Христос, говорят служители культа, в образе человека пришёл на землю и принёс людям истину. О его пришествии на землю (это состоявшееся пришествие называют первым, в отличие от второго, будущего) рассказывается в четырёх священных книгах, которые называются Евангелиями.

С точки зрения историков-материалистов, главной причиной возникновения христианства были тяжелые условия жизни народных масс, которые в новой религии искали для себя утешение. В то же время современные историки не отрицают того, что существовал Христос-проповедник (но не Бог) и что его проповедническая деятельность была одним из факторов формирования новой религии.

В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение.

Христианство возникло как ответвление от иудаизма. Священную книгу иудеев Танах христиане считают и своей священной книгой, но называют её иначе: Ветхим Заветом. Ветхий Завет христиане дополнили Новым Заветом, а вместе они составили Библию.

Главным автором Библии является Бог. Бог создавал Библию через людей: он внушал им, что именно надо писать. Библия - книга боговдохновенная. Её называют также Священным Писанием и Словом Божиим. Согласно вероучению официального  христианства основной  является идея учения о Троице, которая  состоит в утверждении, что один Бог существует сразу же в трёх лицах (ипостасях) как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Все лица Троицы могут явиться людям и в телах физических, материальных. В дальнейшем своем развитии христианство разделилось на множество конфессий, но каждая из них опирается на наследство, полученное от античного христианства.  Христианство существует в форме церковной общины, которая имеет своё здание для совершения богослужений – храм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка серии уроков с презентациями по Экологии Южного Урала , 11 класс

Бинарный урок (90 минут) расчитан на профильные 11 классы или группы изучающие раздел "Экология"...

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала"

Музыкально-поэтическая композиция "Поэты Южного Урала о городах Южного Урала" . Стихи и песни о городах Южного Урала....

Урок-творческая мастерская "Литература Южного Урала".

                Цели урока: 1.Формирование знаний о богатстве недр Южного Урала.2.Развитие познавательного интереса к родному краю.3.Воспитание любв...

Конспект урока "Главные достопримечательности Южного Урала", 7 класс. Автор: Сорокина Г.В.

7 классРаздел: НРЭО Россия в фокусе.Тема: Главные достопримечательности Южного Урала. Дата: 20.09.17Цели:1.     Развитие языковой компетенции:- введение новых лексических един...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Культурологическое краеведение Южного Урала" 9 класс

Программа по  курсу «Культурологическое краеведение Южного Урала» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом...

Материалы открытого урока в 8 классе на тему «Заповедные места Южного Урала»

Урок в 8 классе на тему «Заповедные места Южного Урала» направлен на формирование знаний об особо охраняемых природных территориях Южного Урала: Ильменский заповедник, заповедник «Ар...

рабочая программа элективного курса "История Южного Урала"

Рабочая программа элективного курса "История Южного Урала"  для 10-11 классов....