Исследование становления культурного движения в городе Нижневартовске (на примере семьи Щербаковой Н.Я.)
творческая работа учащихся по краеведению (5 класс) на тему

Щербинова Наталья Николаевна

Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Человеческое общество осознало высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

Цель исследовательской  работы: изучить культурного наследия семьи Щербаковой Н.Я., его роль в становлении культуры Нижневартовска,  сохранение  и развитие традиций в последующих поколениях.

 Методы исследования: информационные, аналитические.

Полученные результаты:  собран  информационный материал   о становлении культуры в Нижневартовске по  материалам личного архива Щербаковой Н.Я.

Вывод: культурное наследие семьи Щербаковой Н.Я.  – это  модель  развития культурной политики города,  это результат  культурных маршрутов, связанных с историей  г. Нижневартовска. 

Теоретическое значение: нематериальное культурное наследие - это совокупность культурной деятельности человеческого сообщества,  основанная  на традициях  общества и семьи и  формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности.

Практическая значимость исследований: культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_shcherbakovoy.docx41.86 КБ
Файл albom1.docx1.12 МБ
Файл albom_2.docx1.39 МБ
Файл albom_3.docx828.32 КБ
Файл albom_4.docx2.87 МБ
Файл albom_4_a.docx1.33 МБ
Файл albom_5.docx766.65 КБ

Предварительный просмотр:

VIII Слет научных обществ обучающихся образовательных учреждений города Нижневартовска

Секция: культурология.

Исследование становления культурного движения

в городе Нижневартовске

(на примере семьи Щербаковой Н.Я.)

                                                                                               Автор:

                                                                                               Щербакова Полина Владиславовна, 

                                                        ученица 5   класса,

                                                                                                       МБОУ «СОШ № 2-многопрофильная»

                                             

                                                                                               Руководитель:

                                                                                               Щербинова Наталья Николаевна,

                                                                                                        магистр педагогики,

                                                                                                        учитель  математики

                                                                                                        высшей квалификационной категории ,

                                                                                                        МБОУ «СОШ № 2-многопрофильная»

2013 г

Исследование становления культурного движения

в городе Нижневартовске

(на примере семьи Щербаковой Н.Я.)

Щербакова Полина Владиславовна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 2 – многопрофильная», 5 класс

Аннотация

Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Человеческое общество осознало высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

Цель исследовательской  работы: изучить культурного наследия семьи Щербаковой Н.Я., его роль в становлении культуры Нижневартовска,  сохранение  и развитие традиций в последующих поколениях.

 Методы исследования: информационные, аналитические.

Полученные результаты:  собран  информационный материал   о становлении культуры в Нижневартовске по  материалам личного архива Щербаковой Н.Я.

Вывод: культурное наследие семьи Щербаковой Н.Я.  – это  модель  развития культурной политики города,  это результат  культурных маршрутов, связанных с историей  г. Нижневартовска.  

Теоретическое значение: нематериальное культурное наследие - это совокупность культурной деятельности человеческого сообщества,  основанная  на традициях  общества и семьи и  формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности.

Практическая значимость исследований: культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества.  

Исследование становления культурного движения

в городе Нижневартовске

(на примере семьи Щербаковой Н.Я.)

Щербакова Полина Владиславовна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 2 – многопрофильная», 5 класс

План исследования

I. Подготовительный этап.  Определение темы и ее актуальности, цели, задач и проблемы исследования.

 Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

Человеческое общество осознало высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

 Объект исследования: целостная культурная  среда семьи Щербаковой Н.Я.

Предмет исследования: процесс формирования  культурного наследия семьи

 Щербаковой  Н.Я.

Цель исследования:  изучение культурного наследия семьи Щербаковой Н.Я., его роль в становлении культуры Нижневартовска,  сохранение  и развитие традиций в последующих поколениях.

Проблема, объект, предмет и цель позволили сформулировать гипотезу исследования: на основе изучения культурного наследия семьи Щербаковой Н. Я.  можно  сделать выводы о становлении культурного  маршрута и  формировании  культурной политики города Нижневартовска.

Основные задачи исследования:

  1. Изучить культурное наследие  семьи Щербаковой Н.Я.
  2. Использовать фотоматериалы  семьи,   чтобы показать  становление культуры в г. Нижневартовске

II. Планирование. Определение источников информации. Подбор и изучение литературы. Изучение источников информации. Составление библиографического списка используемой литературы.

Мы ознакомились с современными источниками информации:

 1.  Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. – 2002. – №1. – С. 38. 39,51,52.

2.  Полякова МЛ. Охрана культурного наследия России. – М.: Союз, 2005, С. 107.

Культурное наследие —  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.  Культура является предметом изучения. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования,  как отдельных народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.  В современных источниках информации введено понятие культуры как

  1. «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»
  2.  определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»
  3. «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);

3. Личные архивы Щербаковой Н.Я.: фотоальбомы, газеты,  видеофильмы.

III. Исследование. Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Проведение экспериментальной части исследовательской работы. Обсуждение данных, полученных в ходе проделанной работы с руководителем, корректировка плана исследования.

Методы исследования: 

информационные (сбор информации из книг, журналов, газет, наблюдение, опрос,  анализ  просмотра фотографий),  

аналитические  (сравнение, синтез, обобщение).

Материалы исследования:  фотоальбомы, газеты, видеофильмы из домашнего архива Щербаковой Н.Я.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..7

1. История культуры города (некоторые страницы)………………………………….......10

   1.1. Приезд в Нижневартовск. ……………………………………………………….......10

   1.2. Культурный центр на улице Строителей (ныне 60 лет Октября)……………........10

   1.3.Открытие «Самотлорских ночей» 1976 год……………………………………........11

   1.4. Дикторская работа (митинги, парады, фестивали)………………………………....11

   1.5. Агиттеплоходы по национальным поселкам 1980-1995г………………………….11

   1.6. Диско клуб «Я+Ты»…………………………………………………………………..12

   1.7. Университет старшего возраста «Новый старт»……………………………….......12

2. Эстафету поддерживают дети и внуки………………………………………………….13

Выводы………………………………………………………………………………………15

Список  литературы…………………………………………………………………….... ...16

Приложение …………………………………………………………………………………I-X

Введение

     Само слово культура происходит от латинского слова «cultus»– возделывать. Культурное наследие – духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наравне с природными богатствами это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом.

     Постиндустриальная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы. Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей – основа развития цивилизации.

     Культурное наследие —  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культура является предметом изучения.  Под культурными ценностями  подразумеваются не только отдельные объекты  — памятники архитектуры,  скульптуры, живописи, письма, печати, археологии, прикладного искусства, музыки, фольклора, которые могут быть отмечены в списках, каталогах и т. п.,  но и явления, такие как традиции и навыки  в области искусства, науки, образования, поведения,  обычаев, культурных индивидуальностей народов, групп населения, отдельных людей и т. д.

     Живая культура не может быть исчерпана списками, каталогами, описаниями и т. д. Она составляет определенную ценность и целостность в своей совокупности.

     Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и значения культурного наследия состоит в стремлении не только сохранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художественной культуры выступает здесь не только как процесс сохранения прошлого и накопления культурных ценностей, но и как процесс открытия нового в старом.

     Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры.

     Культура представляет главный смысл и главную ценность существования,  как отдельных народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

     Культура понимается как…

  1. «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»
  2.  определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»
  3. «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев);

Цель исследования:  изучение культурного наследия семьи Щербаковой Н.Я., его роль в становлении культуры Нижневартовска,  сохранение  и развитие традиций в последующих поколениях.

Предмет исследования: процесс формирования  культурного наследия семьи

Щербаковой  Н.Я.

Объект исследования: целостная культурная  среда семьи Щербаковой Н.Я.

Проблема, цель, предмет и объект позволили сформулировать гипотезу исследования: на основе изучения культурного наследия семьи Щербаковой Н. Я.  можно  сделать выводы о становлении культурного  маршрута и  формировании  культурной политики города Нижневартовска.

Основные задачи исследования:

  1. Изучить культурное наследие  семьи Щербаковой Н.Я.

2.  Использовать фотоматериалы  семьи,   чтобы показать  становление культуры в г. Нижневартовске.

Методы исследования: 

информационные (сбор информации из книг, журналов, газет, наблюдение, опрос,  анализ  просмотра фотографий);  

аналитические  (сравнение, синтез, обобщение).

Материалы исследования:  фотоальбомы, газеты, видеофильмы из домашнего архива Щербаковой Н.Я.

Теоретическое значение: нематериальное культурное наследие - это совокупность культурной деятельности человеческого сообщества,  основанная  на традициях  общества и семьи и  формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности.

Практическая значимость исследований: Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества.

Данный материал можно использовать  при проведении  классных часов, при создании фотовыставки  по теме «Культурное наследие земли Самотлора».

1. История культуры города (некоторые страницы)

1. 1 Приезд в Нижневартовск.

     Щербакова Надежда Яковлевна  ехала по комсомольской путевке в таёжный Нижневартовск к мужу, который к тому времени уже год, как трудился на обустройстве Самотлорского месторождения нефти. Преодолевая страх, Надежда Яковлевна впервые в своей жизни села b самолёт. В иллюминатор смотрела на сплошные леса и болота, и недоумевала, как здесь могут жить люди. И только взлётно-посадочная полоса, отсыпанная белым песком, выглядела с высоты надёжным островком посреди океана зелени и воды. В глубине души зазвучал знакомый мотив «мой белый город...» - и от сердца отлегло. Вот так в 1972 году состоялось знакомство Надежды Щербаковой с молодым сибирским городом. Штаб стройки при Нижневартовском горкоме комсомола уже ждал молодого инструктора,  и закипела работа по устройству молодых ребят, как и она приехавших по комсомольским путевкам  на предприятия города. Иногда и суток не хватало. Она отвечала за работу с комсомольско-молодёжными коллективами, организацию соцсоревнований, проведение всевозможных конкурсов и субботников.

1.2.  Культурный центр на улице Строителей (ныне 60 лет Октября).

Надежда Яковлевна рассказала необычную историю, связанную с появлением кинотеатра «Юбилейный». На самом деле это здание строилось для производственного склада, но группа отчаянных комсомольцев дерзнула явиться в райком партии с предложением, чтобы его отдали под учреждение культуры. «Нам в «полтиннике» (так называли клуб имени 50-летия ВЛКСМ) мало места для танцев, и кино тоже хотим смотреть!»,  - заявили молодые люди. Удивительно, но партийное руководство прониклись молодёжной проблемой. Строительство «Юбилейного» стало поистине народной стройкой, после работы сотни молодых энтузиастов приходили сюда на субботники. Несколько лет «Юбилейный» оставался главным очагом культуры: здесь проводились первые массовые и политические и культурные мероприятия; играли первые помолвки,  комсомольские свадьбы, устраивали КВНы и встречали звезд эстрады, а зимой на танцах было не протолкнуться. Одним из главных организаторов и идейных вдохновителей массовых мероприятий была Тамара Константиновна Граф (автор и режиссер).

 Много лет спустя после реконструкции здания в нём разместился детский кукольный театр «Барабашка».  В  молодой Нижневартовск, хотя и считался он сугубо провинциальным, зачастили столичные гости. В 1974 году, за 2 года до рождения фестиваля «Самотлорские ночи», здесь проходила «Декада литературы и искусства на Самотлорской земле». По словам Надежды Щербаковой, в городе тогда побывали Ольга Бергольц,  Рина Зелёная, Евгений Евтушенко, другие известные поэты и прозаики, артисты  России и других стран: Польши, Чехословакии, Болгарии, Кубы, Венгрии. В разные годы сюда приезжали: киноактеры – Евгений Леонов, Юрий Яковлев, Михаил Боярский, Лидия Федосеева-Шукшина, Василий Лановой, Анатолий Кузнецов, Леонид Якубович; звезды эстрады: Людмила Зыкина, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Валерий Леонтьев и многие-многие другие любимые артисты. Даже оркестр советского радио и телевидения под управлением Юрия Силантьева порадовал горожан своими концертами.

1.3.  Открытие «Самотлорских ночей» 1976 год.

     Белые Самотлорские ночи известны горожанам давно, но вряд ли они знают подлинную историю их рождения. А дело было так: заведующая отделом культуры Нижневартовского горисполкома Евгения Петровна Ардашова была в Санкт-Петербурге на обучении и попала там  на большой праздник «Белых ночей», который произвел на нее сильное впечатление. Она  с удивлением заметила, что и в Нижневартовске в это время тоже белые ночи и предложила по возвращению в город организовать подобный фестиваль. Тем более,  что предыдущие декады литературы и искусства на Самотлорской земле показали, что хорошо бы к писателям и поэтам пригласить и столичных артистов,  чтобы их услышали труженики Самотлора.

      Кстати, первые фестивали «Самотлорские ночи» продолжались 10 дней, и зачастую после гуляний люди спешили сразу на работу. Моя бабушка рассказывала, что когда-то здесь не было цветочных киосков. Бывало и такое, что приезжающих сюда гостей, космонавтов и артистов встречали с незатейливыми букетами иван-чая и полевых ромашек.

     Традиция  «Самотлорских ночей» существует до сих пор, и с каждым годом их программа становится все интереснее, насыщеннее,  и наши местные таланты все больше нравятся горожанам. И до сих пор бессменным диктором и ведущей этого фестиваля является моя бабушка.

1.4.  Дикторская работа (митинги, парады, фестивали).

     И пожилые вартовчане, и совсем молодые хорошо знают Надежду Щербакову - ведущую фестиваля «Самотлорские ночи», праздничных майских демонстраций и митингов в честь Дня Победы, организатора, режиссёра и ведущую городских мероприятий. (Интересно отметить, что свою дикторскую работу Щербакова начинала с первым редактором нижневартовского телевидения Львом  Соловьевым, руководителем легендарного вокально-инструментального ансамбля «Северяне» Борисом Балашовым, актерами местного народного театра Николаем  Крутиковым  и Ниной  Скудро).

1.5  Агиттеплоходы по национальным поселкам 1980-1995г.

     Моя бабушка была из тех, о ком можно сказать словами из популярного фильма: комсомолка, спортсменка, активистка и просто красавица. Её неугомонная творческая натура требовала выхода, и вечерами, прихватив детей, она мчалась на репетиции. Став заведующей клубом НГДУ им. Ленина, организовала агитбригаду, которой было поручено сделать программу для национальных поселков Нижневартовского района.

Кстати, Надежда и сама с 15 лет играет на гитаре (она и в Нижневартовск приехала со своей «подругой семиструнною»). С гитарой Надежда исколесила весь Самотлор и Нижневартовский район, выступая в составе концертных агитбригад перед нефтяниками, рыбаками и строителями. Она была знакома с такими известными нефтяниками и строителями, как Кузоваткин Р.И. и Арнапольский П.С., Куропаткин Е.И. и Осипов В.С., Абазаров В.А., Рынковой И.И. и Хлюпин П.С., Китаев В.В., Глебов В.С., Блинов В.И..

1.6  Диско клуб «Я+Ты».

     Вместе с мужем и друзьями по сцене моя бабушка устраивала первые дискотеки (была ведущей тематических и развлекательных программ). Многие помнят, как во время «Самотлорских ночей»  музыканты с аппаратурой располагались прямо на козырьках рабочих общежитий и «Юбилейного», а внизу танцевали люди.

     На базе этой дискотеки впервые в Нижневартовске был создан диско-театр «Я + ТЫ»  с совершенно новыми техническими и творческими идеями, название которому родилось от желания объединить многонациональное население молодого северного города. Несколько лет подряд ее коллектив  становился победителем конкурсов дискотек не только в Нижневартовске, но и за его пределами.   Прошли годы. Это население стало взрослым, и у него появились другие интересы.

  1.  Университет старшего возраста «Новый старт».

 

   «У природы нет плохой погоды», а у возраста есть разные сезоны - это все прописные истины, и помогают они тем, кто держит их как знамя над головой. Некоторым людям нужен знаменосец или штаб-квартира, над которой бы такой флаг развевался. Эту задачу по окружному проекту «Наши родители» в 2007 году взял на себя Дворец культуры «Октябрь», когда открыл для людей старшего возраста «Университет». Все эти годы моя бабушка Надежда Щербакова - руководитель столь оригинального учебного заведения, и она с огромным удовольствием рассказывает о своих «студентах», восхищается их способностями, мудростью и талантами. «Учиться никогда не поздно»,  - говорит она. На факультете «Домашняя академия» обучают вязанию, шитью, дизайну, цветоводству.  В компьютерном классе – умению работать с интернетом, общаться в сетях. На факультете «Здоровья»  доктора учат слушателей лечебной гимнастике, умению закаляться, справляться с возрастными изменениями в организме, правильному питанию и умению жить в гармонии с природой.  На факультете «Творческой активности» учат правильному дыханию, вокалу, хореографии, художественному чтению  и применению полученных навыков на концертах ветеранам войны и труда, в Доме престарелых и инвалидов «Отрада», в центрах реабилитации «Диалог» и «Возрождение», в конкурсах, на городских праздниках и фестивалях.

     Вне основной программы Университета старшего возраста для слушателей организуются встречи с представителями администрации, Думы, соцзащиты и пенсионного фонда города, устраиваются поэтические и музыкальные гостиные, проводятся осенний, новогодний и выпускной балы с организацией выставок декоративно-прикладного народного творчества, хотя возраст «студентов» удивляет, ведь самому старшему из них 82 года.

     Слушателей с каждым годом становится все больше – «сарафанное радио»  работает отлично, поэтому на занятиях часто не хватает мест.  

  1. Эстафету поддерживают дети и внуки.

   

 Все четыре сына моей бабушки  - творческие люди. Они любят музыку, двое сами играют на гитарах и поют. Младший сын Надежды Яковлевны Руслан  - профессиональный звукорежиссер.

     Старшая внучка Настя  - администратор городского клуба КВН, а на новогодние праздники радует зрителей в образе Снегурочки.

     Что касается меня, то в культурной жизни города я тоже принимаю участие.

Уже шесть лет являюсь участницей образцовой вокальной группы «Югринка» студии «Мелодия»  Дворца культуры «Октябрь». Наша группа под руководством Ушаковой Нины Федоровны принимает участие во всех городских мероприятиях: в новогодних  представлениях,  проводимых ДК  «Октябрь», в  «Рождественских встречах»,  которые ежегодно организует наша христианская церковь,  участвуем в концертах, которые проходят в рамках фестиваля  «Самотлорские ночи».

     Ежегодно в апреле проходит  большой отчетный концерт, где наша группа участвует в конкурсах, которые проходят  в городе: «Бэби-шлягер» (Диплом 1 степени 2010год), «Открытая Европа». В апреле 2012 года мы стали лауреатами 1 степени  Всероссийского конкурса «Роза Ветров в Ханты-Мансийске», а я -  дипломантом 1 степени (соло).

Но самыми интересными оказались два последних конкурса. В  январе 2013 года  я представляла наш город в Сочи на  международном  фестивале молодежи и студентов «Рождественские святки» (лауреаты 3 степени) и на  «Всемирных  играх  сценического искусства» (лауреаты 1 степени).  

   

      Интересно и то, что наша  семья уже второй год является дипломантом городского конкурса семейного творчества  «Семья – источник вдохновения».

     И  самое младшее поколение семьи Щербаковых не отстает от старших. Алеся и София, которым всего четыре года,  посещают вокальную студию «Мелодия». Они уже участвовали в концертах ко Дню работников внутренних дел и, конечно же,  в новогоднем представлении ДК «Октябрь». Так наша семья продолжает развивать те традиции, у истоков которых стояла  моя бабушка Щербакова Надежда Яковлевна.

Выводы

     В заключение на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:  

- культурное наследие семьи Щербаковой Н.Я.  – это  модель  развития культурной политики города,  это результат  культурных маршрутов, связанных с историей  г. Нижневартовска;

- необходимо сохранить это бесценное наследие, чтобы будущее поколение знали его и преумножали.    

- данный материал можно использовать  при проведении  классных часов, экскурсий  по теме «Культурное наследие земли Самотлора».

Список литературы

1.  Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. – 2002. – №1. – С. 38. 39,51,52.

2.  Каулен М.Е. Роль музея в сохранении и актуализации нематериальных форм наследия // Культура памяти: Сб. науч. статей – М.: Древлехранилище, 2007. – С. 124–125.

3.  Крейн А.З. Жизнь в музее. – М.: Радуга, 2006. – 608 с.

4.  Музейное дело и охрана памятников.  Музеефикация памятников архитектуры: теория и практика (80-е годы). – М.: Приор, 2007. С. 7.

5.  Музейное дело России // Под ред. Каулен М.Е., Коссовой И.М., Сундиевой А.А. – М.: Издательство «ВК», 2005. – 614 с.

6.  Полякова МЛ. Охрана культурного наследия России. – М.: Союз, 2005, С. 107.

7.  Музеи мира. Отв. ред. д. ист. наук Н.Н. Кузьмина. – М., 1991. С. 98–110.

8. Личные архивы Щербаковой Н.Я.: фотографии, газеты.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Становление культурной идентификации учащихся посредством знакомства с народными праздниками в условиях школы-интерната коррекционного вида."

Педагоги  нашей школы  работают  над  становлением  культурной идентификации воспитанников  через   знакомство  учащихся с традициями  и обычаями русс...

Методические рекомендации к проектно-исследовательской деятельности учащихся на примере работы «Исследование зависимости безопасности движения от силы трения»

В современном школьном образовании большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности учащихся. Она является одним из видов внеклассной работы по предмету. Растет число учеников,...

Полезные телефоны. Город Нижневартовск.

Полезные телефоны. Город Нижневартовск....

История создания флага и герба города Нижневартовска

Презентация "История создания флага и герба Нижневартовска"...

Участие в секционном заседании августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска

«Организация непосредственно образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни в процессе взаимодействия с семьей»...