Материальная культура кубанского казачества
учебно-методический материал по краеведению (7 класс) по теме
Быт казаков конец18 начало 19 века
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialnaya_kultura_kubanskogo_kazachestva.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок кубановедения в 7 классе
Тема. Материальная культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XIX вв.
Цель. Закрепление знаний о материальной культуре кубанского казачества конца XVIII- начала XIX вв.
Задачи.
Воспитательная
Формирование почтительного отношения к историческому прошлому своей малой родины, культурному наследию своих предков.
Развивающая
Развитие монологической речи учащихся, способностей различать при названии предметов быта диалектные слова и литературную.
Образовательная
Концентрация внимания учащихся на особенностях материальной культуры кубанского казачества в период с конца XVIII - начала XIX вв.
Тип урока. Закрепление
Форма урока. Экскурсия
Предварительная подготовка. Индивидуальные задания; подготовка инсценировки; беседы учащихся со старожилами ст.Попутной в подборе лексического материала к теме урока; знакомство с традициями, бытом казачества конца XVIII - начала XIX вв.
Оборудование. Интерактивное оборудование, презентационные слайды к ходу урока; одежда казака и казачки; предметы быта; музыкальный фрагмент E.Morricone (при вступительном слове учителя)
Использованная литература: материалы по символике ДПИ из монографии Е.Г.Вакуленко Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: Традиции и современность ,Краснодар, 2002 г.; Н.А.Гангур Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани, Краснодар: Сов.Кубань, 1999 г.; Певнев А.П. Кубанские казаки. Краснодар,1995 г.
Ход урока
- Начало урока
(под звуки музыки E.Morricone) (слайд №1 – со щелчком на значок звука)
Учитель. Сегодня урок мы с вами проведём в форме экскурсии, а помогут в этом ваши глубокие знания о культуре и быте кубанского казачества конца XVIII - начала XIX вв.
Когда мы говорим о культурной жизни народа, то имеем в виду очень многие явления. Даже само понятие «культура» имеет разное значение. Культура – это и возделывание земли, и воспитание, и образование, и наука, и искусство и многое другое – от самых простых, обыденных вещей до самых высоких подвигов духа.
Культурная жизнь людей находит отражение и в результатах их деятельности: сооружениях (города, станицы, жилища), в произведениях искусства (картины, одежда, вышивка, посуда…). Всё это и многое другое относят к материальной культуре.
А начнём разговор о кубанском жилище. (слайд 2-3)
Вася, ученик 7 класса, огорчается:
Вот у меня такой вопрос:
- Когда я простужаюсь, бабушка всё время повторяет: «Вот бы тебе, внучок, в казачьей печи попариться!». Я не понимаю, как это можно в печи париться, а она посмеивается надо мной.
Учитель:
- А давай-ка, Вася, послушаем, как нам это и многое другое о культуре кубанского казачества конца XVIII - начала XIX вв. расскажут ребята…
Но посмотрите, что же здесь происходит? А, в дом к казаку пришли сваты посмотреть на девушку – будущую невесту.
II. Психологический момент (инсценировка)
Казачка:
- Заходьтэ, гости дорогие.
Казак:
- Сидайтэ за стил! Чим ради – Тим и богати. Ось горилка, варэнычкы, смытанка от своей коровкы, а цэ галушкы в чавунцэ. Поишьтэ пирошкы с потрипкой…
(Гости и хозяин садятся за стол, хозяйка подаёт на стол горилку, галушки в чавунце, вареники в миске, сметану , пирожки с потрипкой и др.)
1-й гость:
- Яка ж у вас гарна хата!
Казачка:
- Тож хозяин постарався.
III. Предъявление темы урока (в форме презентационных выступлений учащихся)
1-й ученик: Слайд №4
- Я от своего дедушки слышал, что хаты строили так: начинали делать фундамент с правого восточного угла, где в будущем возводили «красный угол». Здесь в фундамент клали зерно для сытости жизни, деньги или драгоценные металлы для благополучия, шерсть для тепла, ладан для благословения жилья. А на строительство приглашались селяне. Обижались те, кого не звали. Затем глиной смазывались места для будущих комнат, раскладывался костёр. Так постепенно обжигался весь пол.
2-й ученик:
Слайд №5 (с нажатием на соответствующие слова появляются стрелки-указатели)
- Хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой пямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин – 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин . Это был каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Как только каркас был готов, созвали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину вперемежку с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для 3-й «гладкой» мазки в глину добавляли полову и «кизяк» (навоз). 4-я мазка – «вихтювание» - это когда тряпкой («вихтем») размывали стены , нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Сволок – несущие деревянные брусья, на которые настилался потолок, - поднимали не голыми руками, а на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто».Пол – глинобитный (доливка). Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. При строительстве жилья не использовались пила, гвозди: рубили топором. Такая хата называлась «турлучной». Позже стали строить «саманные» хаты. Их возводили на фундаменте из саманных блоков, изготовленных из глины, с примесью соломы. Такую хату также обмазывали глиной внутри и снаружи и белили.
3-й ученик: Слайд №6
- А моя бабушка рассказывала, что первым в новое жилище заходил самый старый член семьи. Он нёс вместе с иконой горшок, накрытый вышитой скатертью, вот этой, которую моя бабушка, Александрова Татьяна Ивановна подарила в наш музей, тряс ею на все четыре стороны света и просил домового поселиться в новом жилище, сохраняя покой и здоровье живущих в нём людей. Эту скатерть стелили на стол, а домового приглашали на новоселье: «Хозяюшка, домовой, пойдём в новый дом на богатство. Милости просим, дедушка, к нам на новоселье».
2-й гость (осматриваясь):
- Да и в хате у вас добре.
Казачка:
- Так усэ ж на мисти: и божниця, и кровать, и скрыня с добром…
4-й ученик: Слайд №7 (при щелчке – крупный план изображения)
- Центральным, святым местом в кубанском жилище был «красный угол», где располагалась божница, украшенная рушниками, бумажными цветами. В божнице хранились молитвы, свечи. На образа в этом углу молились. А эту икону святой Татьяны, покровительницы всех учащихся, освятил и подарил в Татьянин день отец Иоанн, священник попутненской церкви.
5-й ученик: Слайд №8(при щелчке – крупный план изображения)
- А центром жилья служила печь. Она давала тепло, в ней готовили пищу, иногда на печи парились, используя её при лечении разных заболеваний. Она была оберегом в жилище казака и располагалась в противоположном углу от «красного угла». Большую часть мебели составляли лавки, которые делали из крупных деревьев. Лавки служили для сидения и для сна. Около печи стояла посудная лавка.
6-й ученик: Слайд №8(при щелчке – крупный план изображения)
- А я знаю, что возле «красного угла» ставился всегда стол. Сидеть под «образами» значило быть хозяином, почётным гостем. Здесь обычно находился хозяин семейства… Центральное место на столе занимала солонка. В ней хранили соль – дорогой в конце XVIII - начале XIX века продукт. Формы солонок были разные. Украшения – геометрические узоры.
Казачка:
- У нас всэ е. А вось подывытэсь, яка гарна кровать. Оцэ всэ на нэй дочка вышивала!
7-й ученик: Слайд №9
- О, да! Кубанские вышивальницы могли красиво и ритуально, с точки зрения культуры, своими золотыми руками создать уют в жилье вышитыми скатертями, наволочками, покрывалами. Вот на этой кровати наволочки и покрывала вышила своими собственными руками моя бабушка, Романчукова Таисия Ивановна.
8-й ученик: Слайд № 10
- А ещё традиционным украшением кубанского жилья были рушники. Они носили обереговое значение. Их делали из тканей домашнего производства. Рушники украшали кружевом. Вышивали и настенные рушники (килковые) вокруг окон, зеркал, семейных фотографий, над дверями и около икон. Встречали гостей, использовали на свадьбах и похоронах плечевые рушники. И никогда на них не вышивали «мёртвые» цветы и букеты из них. Это символизировало не жизнь, а смерть. Всегда цветы напоминали древо жизни, которое росло в воде, горшке или в земле, наполненной семенами, водой и символом плодородия…
Конечно, кубанская вышивка отличалась от других своим цветом. Белый фон – цвет, на котором зарождалась жизнь, красный цвет – цвет любви, жизни и чёрный цвет – цвет плодородного кубанского чернозёма, богатства Кубани.
9-й ученик: Слайд №10
- Мне хотелось бы добавить, что был и геометрический, и растительный, и животный орнамент, общий для русской и кубанской вышивки, т.к. они были признаками одной и той же языческой культуры. Единственное отличие – в кубанской вышивке изображалось много коней, как любимого атрибута казачества.
10-й ученик: Слайд №10
- А о хусточке вы знаете? Это квадрат полотна домашнего ткачества. Так же, как и в рушниках, вышивка выполнялась красной ниткой по белому полю, редко – красной с синей. Вышивка была ритуальной и состояла из обереговых идеограмм. Хусточки встречаются при обряде помолвки, на свадьбе и на похоронах.
11-й ученик: Слайд №11
- Всё-таки особое место в жилище занимали вместилища для «добра» - сундуки (скрыни) для праздничной одежды и приданого. Украшались они символами плодородия в виде ромбов и квадратов, засеянного поля, цветов и других изображений картин мира. Орнамент обычно покрывал сундук донизу, что было связано с идеей полноты.
Казачка:
- Та вось гляньтэ, якэ добро в скрыни.
12-й ученик: Слайд №12
- А в сундуках чего ж только не было! И скатерти, и рушники, и кокточки, и манете, и парочка, и плахта, и спидница. И рубахи… Да, одежда женщины-казачки (а ведь женщина – символ земли, плодородия, хранительница домашнего очага) была нарядной за счёт вышивки, символизирующей силы земли и являющейся оберегом женщины. Основой одежды была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты –«кокточки». А вышивка на нём могла рассказать и о возрасте, и о семейном положении казачки. Да и обувь – черевички, ботинки находились тоже здесь.
Мужская одежда делилась на «рабочую» и «домашнюю», т.к. казак всегда был на службе, готовый вступить в бой в любую минуту. В сундуках аккуратно были сложены шаровары, кафтаны, рубахи. Сапогам тоже здесь отводилось место.
13-й ученик: Слайд № 13
- А ещё на Кубани в конце XVIII - начале XIX вв. широкое распространение получила художественная ковка-ковань. В каждой станице, городе обязательно имелся свой кузнец, который ковал ажурные ограды, оконные и дверные решётки. Сейчас, к сожалению, не занимаются кованью, но ажурная сварка из металлических предметов опять входит в обиход и моду. Таким умельцем в нашей станице является Осадчий Сергей Викторович.
IV. Закрепление.
Учитель: Слайд №14
- Ребята, давайте-ка теперь проведём игру на соответствие «Найди предмет». Соответственно указанным карточкам найдите находящийся здесь предмет быта казаков конца XVIII - начала XIX вв. и дайте ему лексическое толкование. (Плетень, рогач, глэчик, скрыня, черкеска, бешмет, башлык, кокточка, бурка, папаха, чеплейка, чавунец, рушник, бурка, заступ, лампада.)
Учитель:
- Вот чтобы создавать эти материальные ценности, необходимо было, конечно, общаться людям. А язык кубанцев в процессе ассимиляции украинского, русского языков, говоров местного населения, становился сочным, ярким, колоритным. Вот попробуйте объяснить слова в следующих высказываниях: (слайд №15 )
В мундирах картошка, цыбуля в домашних одёжках (Варавва). «А терпугом кто за тебя буде робыть?»- спросил Иван Фирсович Валерку (Зубенко). Там же на краю площади, или по-нашему майдана, в бывшем купеческом доме был сельсовет (Знаменский). Дом дедушки, хороший казачий куреньна четыре окна, стоял на углу улиц при спуске с крутой горы (Знаменский). А казак Голота время не теряет: чоботы татарские обувает. (Песков).
Учитель:
- А как пели наши казаки! «Ничь яка мисячна»
- Разгадайте кроссворд (казачья лексика) по горизонтали: Слайд №16
Х | М | А | Р | А | |||
В | А | Х | М | И | С | Т | Р |
Т | Ы | Р | С | А | |||
А | Н | Ч | У | Т | К | А |
- Туча
- Казачье воинское звание
- Полова; мелкая солома с пылью
- Грязный ребёнок; неаккуратная женщина
- Проверка домашнего задание по группам: иллюстрации о быте казаков. «А что здесь лишнее?»
- Самостоятельная работа по группам с пультами.
В лексике Кубани 18-19 веков эти слова означали:
Чавунец
- Матерчатая подстилка под седло
- Тростник с плотной коричневой метёлкой
- Курица
- Чугун
Хутор
- Казачье поселение
- Шалаш
- Компот из сухофруктов
- Пастбище
Латка
- Участок земли близ усадьбы
- Пощёчина
- Жеребёнок
- Заплата на одежде
Гамай
- Брюки
- Огород
- Камень
- Клей
Глэчик
- Боярышник
- Проволока
- Глиняный кувшин
- Ком
3-й гость:
- Гарна у вас хата. Хозяйва добри. И дивчина всэ умие делать, да и скрыня с прыданым у нэи в порядке. Надобно сватив засылать.
V. Подведение итогов урока.
Учитель:
Ребята! Вы так полно и интересно поведали о культуре Кубани конца XVIII - начала XIX вв. Но мне хотелось бы в конце нашего урока дополнить, что художественная культура Кубани – это культура, основанная на соединении национальных традиций нородов, живущих на Кубани. Взаимодействие национальных традиций народов, живущих на Кубани. Взаимодействие национальных традиций местных народов с культурой запорожского казачества, соединение русских, украинских, а также горских традиций сформировало новую этнокультуру.
- Ну, Вася, что же значит бабушкино выражение «попариться в казачьей печи»?
- Я теперь знаю, что на печи, стоящей напротив «красного угла», парились, т.е. лечились от болезней. Да, теперь я столько знаю о культуре Кубани конца XVIII - начала XIX вв., что бабушке надо мной не придётся посмеиваться.
VI. Домашнее задание.
1. Составление кроссвордов по теме урока
2. Устное рисование «Материальная культура Кубани конца XVIII - начала XIX вв.»
3. Создать рисунки по теме «Материальная культура Кубани конца XVIII - начала XIX
вв.»
Использованная литература
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: Традиции и современность. Краснодар, 2002.
- Денисов Н.Г. Лях В.И. Художественная культура Кубани. Краснодар. 2000.
- Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/ Под ред.В.Н.Ратушняка. Краснодар, 2003, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...
Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"
Кроссворды на уроках кубановедения...
Традиции, быт, культура кубанского казачества
Особенности быта, одежды, забавы кубанского казачества...
«Традиции, быт, культура кубанского казачества»
В своей творческой работе я постараюсь осветить все интересные моменты традиций, быта и культуры развития кубанского казачества. Я думаю, что без казаков сегодня невозможно поддержание общественного п...
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).
В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...
Повышение мотивации учащихся к изучению истории и культуры кубанского казачества
Воспитание есть искусство, благодаря его развиваются все природные способности человека. Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный им...
Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»
Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать! Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...