Материальная культура кубанского казачества
учебно-методический материал по краеведению (7 класс) по теме

Быт казаков конец18 начало 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialnaya_kultura_kubanskogo_kazachestva.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  кубановедения в 7 классе

Тема. Материальная культура кубанского казачества  в конце XVIII  - начале XIX вв.

Цель. Закрепление знаний о материальной культуре кубанского казачества конца XVIII- начала XIX вв.

Задачи.

Воспитательная

Формирование почтительного отношения к историческому прошлому своей малой родины, культурному наследию своих предков.

Развивающая

Развитие монологической речи учащихся, способностей различать при названии предметов быта диалектные слова и литературную.

Образовательная

Концентрация внимания учащихся на особенностях материальной  культуры  кубанского казачества  в период с конца  XVIII - начала XIX вв.

Тип урока. Закрепление

Форма урока. Экскурсия

Предварительная подготовка. Индивидуальные задания; подготовка инсценировки; беседы учащихся со старожилами ст.Попутной в подборе лексического материала к теме урока; знакомство с традициями, бытом казачества конца XVIII  - начала XIX вв.

Оборудование. Интерактивное оборудование, презентационные слайды к ходу урока; одежда казака и казачки; предметы быта; музыкальный фрагмент E.Morricone (при вступительном слове учителя)

Использованная литература: материалы по символике ДПИ из монографии Е.Г.Вакуленко Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: Традиции и современность ,Краснодар, 2002 г.; Н.А.Гангур Орнамент народной вышивки славянского населения Кубани, Краснодар: Сов.Кубань, 1999 г.; Певнев А.П. Кубанские казаки. Краснодар,1995 г.

Ход урока

  1. Начало урока

(под звуки музыки E.Morricone)                  (слайд №1 – со щелчком на значок звука)

Учитель. Сегодня урок мы с вами проведём в форме экскурсии, а помогут в этом ваши глубокие знания о культуре и быте кубанского казачества конца XVIII  - начала XIX вв.

Когда мы говорим о культурной жизни народа, то имеем в виду очень многие явления. Даже само понятие «культура» имеет разное значение. Культура – это и возделывание земли, и воспитание, и образование, и наука, и искусство и многое другое – от самых простых, обыденных вещей до самых высоких подвигов духа.

Культурная жизнь людей находит отражение и в результатах их деятельности: сооружениях (города, станицы, жилища), в произведениях искусства (картины, одежда, вышивка, посуда…). Всё это и многое другое относят к материальной культуре.

А начнём разговор о кубанском жилище. (слайд 2-3)

Вася, ученик 7 класса, огорчается:

Вот у меня такой вопрос:

- Когда я простужаюсь, бабушка всё время повторяет: «Вот бы тебе, внучок, в казачьей печи попариться!». Я не понимаю, как это можно в печи париться, а она посмеивается надо мной.

Учитель:

- А давай-ка, Вася, послушаем, как нам это и многое другое о культуре кубанского казачества  конца  XVIII - начала XIX вв. расскажут ребята…

Но посмотрите, что же здесь происходит? А, в дом к казаку пришли сваты посмотреть на девушку – будущую невесту.

II. Психологический момент (инсценировка)

Казачка:

- Заходьтэ, гости дорогие.

Казак:

- Сидайтэ за стил! Чим ради – Тим и богати. Ось горилка, варэнычкы, смытанка от своей коровкы, а цэ галушкы в чавунцэ. Поишьтэ пирошкы с потрипкой…

(Гости и хозяин садятся за стол, хозяйка подаёт на стол горилку, галушки в чавунце, вареники в миске, сметану , пирожки с потрипкой и др.)

1-й гость:

- Яка ж у вас гарна хата!

Казачка:

- Тож хозяин постарався.

III. Предъявление темы урока (в форме презентационных выступлений учащихся)

1-й ученик:                                                                     Слайд №4

- Я от своего дедушки слышал, что хаты строили так: начинали делать фундамент с правого восточного угла, где в будущем возводили «красный угол». Здесь в фундамент клали зерно для сытости жизни, деньги или драгоценные металлы для  благополучия, шерсть для тепла, ладан для благословения жилья. А на строительство приглашались селяне. Обижались те, кого не звали. Затем глиной смазывались места для будущих комнат, раскладывался костёр. Так постепенно обжигался весь пол.

2-й ученик:  

Слайд №5 (с нажатием на соответствующие слова появляются стрелки-указатели)

- Хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины. Хата представляла собой пямоугольник длиной от 12 до 35 аршин (аршин – 71 см.) и шириной от 8 до 10 аршин . Это был каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Как только каркас был готов, созвали родственников и соседей для первой мазки «под кулаки», когда глину вперемежку с соломой забивали в плетень. Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину, смешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для 3-й «гладкой» мазки  в глину добавляли полову и  «кизяк» (навоз). 4-я мазка – «вихтювание» - это когда тряпкой  («вихтем») размывали  стены , нанося на них тонким слоем глину. Побелку делали белой глиной. Сволок – несущие деревянные брусья, на которые настилался потолок, - поднимали не голыми руками, а на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто».Пол – глинобитный (доливка). Крыша из соломы или камыша. Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с русской печью в заднем углу и малую хату. При строительстве жилья не использовались пила, гвозди: рубили топором. Такая хата называлась «турлучной». Позже стали строить «саманные» хаты. Их возводили на фундаменте из саманных блоков, изготовленных из глины, с примесью соломы. Такую хату также обмазывали глиной внутри и снаружи и белили.

3-й ученик:                                                                        Слайд №6

- А моя бабушка рассказывала, что первым в новое жилище заходил самый старый член семьи. Он нёс вместе с иконой горшок, накрытый вышитой скатертью, вот этой, которую моя бабушка, Александрова Татьяна Ивановна подарила в наш музей, тряс ею на все четыре стороны света и просил домового поселиться в новом жилище, сохраняя покой и здоровье живущих в нём людей. Эту скатерть стелили на стол, а домового приглашали на новоселье: «Хозяюшка, домовой, пойдём в новый дом на богатство. Милости просим, дедушка, к нам на новоселье».

2-й гость (осматриваясь):

- Да и в хате у вас добре.

Казачка:

- Так усэ ж на мисти: и божниця, и кровать, и скрыня с добром…

4-й ученик:             Слайд №7         (при щелчке – крупный план изображения)

- Центральным, святым местом в кубанском жилище был «красный угол», где располагалась божница, украшенная рушниками, бумажными цветами. В божнице хранились молитвы, свечи. На образа в этом углу молились. А эту икону святой Татьяны, покровительницы всех учащихся, освятил и подарил в Татьянин день отец Иоанн, священник попутненской церкви.

5-й ученик:                                 Слайд №8(при щелчке – крупный план изображения)

- А центром жилья служила печь. Она давала тепло, в ней готовили пищу, иногда на печи парились, используя её при лечении  разных заболеваний. Она была оберегом в жилище казака и  располагалась в противоположном углу от «красного угла». Большую часть мебели составляли лавки, которые делали из крупных деревьев. Лавки служили для сидения и для сна. Около печи стояла посудная лавка.

6-й ученик:                                 Слайд №8(при щелчке – крупный план изображения)

- А я знаю, что возле «красного угла» ставился всегда стол. Сидеть под «образами» значило быть хозяином, почётным гостем. Здесь обычно находился хозяин семейства… Центральное место на столе занимала солонка. В ней хранили соль – дорогой в конце XVIII  - начале XIX  века продукт. Формы солонок были разные. Украшения – геометрические узоры.

Казачка:

- У нас всэ е. А вось подывытэсь, яка гарна кровать. Оцэ всэ на нэй дочка вышивала!

7-й ученик:                                                                         Слайд №9  

- О, да! Кубанские вышивальницы могли красиво и ритуально, с точки зрения культуры, своими золотыми руками создать уют в жилье вышитыми скатертями, наволочками, покрывалами. Вот на этой кровати  наволочки и покрывала вышила своими собственными руками моя бабушка, Романчукова Таисия Ивановна.

8-й ученик:                                                                         Слайд № 10

- А ещё традиционным украшением кубанского жилья были рушники. Они носили обереговое значение. Их делали из тканей  домашнего производства. Рушники украшали кружевом. Вышивали и настенные рушники (килковые) вокруг окон, зеркал, семейных фотографий, над дверями и около икон. Встречали гостей, использовали на свадьбах и похоронах плечевые рушники. И никогда на них не вышивали «мёртвые» цветы и букеты из них. Это символизировало не жизнь, а смерть. Всегда цветы напоминали древо жизни, которое росло в воде, горшке или в земле, наполненной семенами, водой и символом плодородия…

Конечно, кубанская вышивка отличалась от других своим цветом. Белый фон – цвет, на котором зарождалась жизнь, красный цвет – цвет любви, жизни и чёрный цвет – цвет плодородного кубанского чернозёма, богатства Кубани.

9-й ученик:                                                                     Слайд №10  

- Мне хотелось бы добавить, что был и геометрический, и растительный, и животный орнамент, общий для русской и кубанской вышивки, т.к. они были признаками одной и той же языческой культуры. Единственное отличие – в кубанской вышивке изображалось много коней, как любимого атрибута казачества.

10-й ученик:                                                                   Слайд №10  

- А о хусточке вы знаете? Это квадрат полотна домашнего ткачества. Так же, как и в рушниках, вышивка выполнялась красной ниткой по белому полю, редко – красной с синей. Вышивка была ритуальной  и состояла из обереговых идеограмм. Хусточки встречаются при обряде помолвки, на свадьбе и на похоронах.

11-й ученик:                                                                    Слайд №11

- Всё-таки особое место в жилище занимали вместилища для «добра» - сундуки (скрыни) для праздничной одежды и приданого. Украшались они символами плодородия в виде ромбов и квадратов, засеянного поля, цветов и других изображений картин мира. Орнамент обычно  покрывал сундук донизу, что было связано с идеей полноты.

Казачка:

- Та вось гляньтэ, якэ добро в скрыни.   

12-й ученик:                                                                    Слайд №12

- А в сундуках чего ж только не было! И скатерти, и рушники, и кокточки, и манете, и парочка, и плахта, и спидница. И рубахи… Да, одежда женщины-казачки (а ведь женщина – символ земли, плодородия, хранительница домашнего очага) была нарядной за счёт вышивки, символизирующей силы земли и являющейся оберегом женщины. Основой одежды была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты –«кокточки». А вышивка на нём могла рассказать и о возрасте, и о семейном положении казачки. Да и обувь – черевички, ботинки находились тоже здесь.

Мужская одежда делилась на «рабочую» и «домашнюю», т.к. казак всегда был на службе, готовый вступить в бой в любую минуту. В сундуках аккуратно были сложены шаровары, кафтаны, рубахи. Сапогам тоже здесь отводилось место.

13-й ученик:                                                                 Слайд № 13

- А ещё на Кубани в конце XVIII  - начале XIX вв. широкое распространение получила художественная ковка-ковань. В каждой станице, городе обязательно имелся свой кузнец, который ковал ажурные ограды, оконные и дверные решётки. Сейчас, к сожалению, не занимаются кованью, но ажурная сварка из металлических предметов опять входит в обиход и моду. Таким умельцем в нашей станице является Осадчий Сергей Викторович.

IV. Закрепление.

Учитель:                                                                      Слайд №14

  1. Ребята, давайте-ка теперь проведём игру на соответствие «Найди предмет». Соответственно указанным карточкам найдите находящийся здесь предмет быта казаков конца XVIII  - начала XIX вв. и дайте ему лексическое толкование. (Плетень, рогач, глэчик, скрыня, черкеска, бешмет, башлык, кокточка, бурка, папаха, чеплейка, чавунец, рушник, бурка, заступ, лампада.)

Учитель:

  1. Вот чтобы создавать эти материальные ценности, необходимо было, конечно, общаться людям. А язык кубанцев в процессе ассимиляции украинского, русского языков, говоров местного населения, становился сочным, ярким, колоритным. Вот попробуйте объяснить слова в следующих высказываниях:  (слайд №15   )

В мундирах картошка, цыбуля в домашних одёжках (Варавва). «А терпугом кто за тебя буде  робыть?»- спросил Иван Фирсович Валерку (Зубенко). Там же на краю площади, или по-нашему майдана, в бывшем купеческом доме был сельсовет (Знаменский). Дом дедушки, хороший казачий куреньна четыре окна, стоял на углу улиц при спуске с крутой горы (Знаменский). А казак Голота время  не теряет: чоботы татарские обувает. (Песков).

Учитель:

  1. А как пели наши казаки! «Ничь яка мисячна»

  1.  Разгадайте кроссворд (казачья лексика) по горизонтали:               Слайд №16      

                     

Х

М

А

Р

А

В

А

Х

М

И

С

Т

Р

Т

Ы

Р

С

А

А

Н

Ч

У

Т

К

А

                             

  1. Туча
  2. Казачье воинское звание
  3. Полова; мелкая солома с пылью
  4. Грязный ребёнок; неаккуратная женщина

  1. Проверка домашнего задание по группам: иллюстрации о быте казаков. «А что здесь лишнее?»
  2. Самостоятельная работа по группам с пультами.

В лексике Кубани 18-19 веков эти слова означали:

Чавунец

  1. Матерчатая подстилка под седло
  2. Тростник с плотной коричневой метёлкой
  3. Курица
  4. Чугун

Хутор

  1. Казачье поселение
  2. Шалаш
  3. Компот из сухофруктов
  4. Пастбище

Латка

  1. Участок земли близ усадьбы
  2. Пощёчина
  3. Жеребёнок
  4. Заплата на одежде

Гамай

  1. Брюки
  2. Огород
  3. Камень
  4. Клей

Глэчик

  1. Боярышник
  2. Проволока
  3. Глиняный кувшин
  4. Ком

3-й гость:

- Гарна  у вас хата. Хозяйва добри. И дивчина всэ умие делать, да и скрыня с прыданым у нэи  в порядке. Надобно сватив засылать.

V. Подведение итогов урока.

Учитель:

Ребята! Вы так полно и интересно поведали о  культуре Кубани конца XVIII  - начала XIX вв. Но мне хотелось бы в конце нашего  урока дополнить, что художественная культура Кубани – это культура, основанная на соединении национальных традиций нородов, живущих на Кубани. Взаимодействие национальных традиций народов, живущих на Кубани. Взаимодействие национальных традиций местных народов с культурой запорожского казачества, соединение русских, украинских, а также горских традиций сформировало новую этнокультуру.

- Ну, Вася, что же значит бабушкино выражение «попариться в казачьей печи»?

- Я теперь знаю, что на печи, стоящей напротив «красного угла», парились, т.е. лечились от болезней. Да, теперь я столько знаю о культуре Кубани  конца XVIII  - начала XIX вв., что бабушке надо мной не придётся посмеиваться.

VI. Домашнее задание.

1. Составление кроссвордов по теме урока

2. Устное рисование «Материальная культура Кубани конца XVIII  - начала XIX вв.»

3. Создать рисунки по теме «Материальная культура Кубани конца XVIII  - начала XIX  

    вв.»

Использованная литература

  1. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: Традиции и современность. Краснодар, 2002.
  2. Денисов Н.Г. Лях В.И. Художественная культура Кубани. Краснодар. 2000.
  3. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения/ Под ред.В.Н.Ратушняка. Краснодар, 2003, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

Кроссворды 8 класс "Материальная культура казачества"

Кроссворды на уроках кубановедения...

Традиции, быт, культура кубанского казачества

Особенности быта, одежды, забавы кубанского казачества...

«Традиции, быт, культура кубанского казачества»

В своей творческой работе я постараюсь осветить все интересные моменты традиций, быта и культуры развития кубанского казачества. Я думаю, что без казаков сегодня невозможно поддержание общественного п...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).

В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...

Повышение мотивации учащихся к изучению истории и культуры кубанского казачества

Воспитание есть искусство, благодаря его развиваются все природные способности человека. Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный им...

Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»

Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать!               Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...