Повышение мотивации учащихся к изучению истории и культуры кубанского казачества
материал ( класс) на тему

Семашова Наталья Евгеньевна

Воспитание есть искусство, благодаря его развиваются все природные способности человека. Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный им жизненный опыт своим детям. Воспитывая, человек обучал детей тем правилам поведения, которые диктовала жизнь. Он образовывал их, придавая им те черты и качества своего образа, которые, по его мнению, были необходимы для выживания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnaya_rabota_o_vospitanii_kazachat.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Евгеньевна Семашова

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

 К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49 станицы Смоленской

МО Северский район

                                         

Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь,  если на века – воспитывай детей, а если на десятилетие – сажай деревья

 

Воспитание есть искусство, благодаря его развиваются все природные способности человека. Проблемы воспитания волновали человека с тех пор, когда он впервые ощутил потребность передавать накопленный им жизненный опыт своим детям. Воспитывая, человек обучал детей тем правилам поведения, которые диктовала жизнь. Он образовывал их, придавая им те черты и качества своего образа, которые, по его мнению, были необходимы для выживания. Постепенно на опыт человеческого существования начинали оказывать влияния не только обыденные знания и умения, но и такие явления, как образы, идеи, идеалы, ценности. Руководствуясь благими намерениями (цель воспитания – высоконравственный человек), человечеством была разработана система развития наивысшего блага, идеала воспитания: сочетания благородства, богатства, физических и духовных потребностей.

        В условиях современной жизни и нашей школы, мы пытаемся воспитать патриотов своей Родины, способных возродить Россию, людей, готовых к жизни, умеющих противостоять жизненным трудностям, здоровых физически и нравственно. Мы решили, что связь поколений, традиций нашего народа, его обычаи – это решающие факторы в деле воспитания гражданина России. В связи с этим была создана «Программа деятельности в классе казачьей направленности» и создан  класс казачьей направленности на базе 5 «Б» класса.  

           Основными  задачами  класса казачьей направленности являются

        1.        Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества.

2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.

Задачи данного класса выполняются во внеурочной деятельности во время проведения кружковой работы.

Преподавание кружка «История Кубанского казачества» предполагает: формирование познавательных интересов через знакомство с историей Кубани, со своей родословной; формирование положительного отношения к казачьим традициям; воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение прошлого и настоящего малой Родины, истории  и традиции казачества;  воспитание личности: мыслящей, творческой, духовной, гуманной,  любящей свою Родину,  возрождение казачества, упрочение единства и дружбы народов, проживающих  на территории Северского района.

Содержание программы данного кружка составлено следующим образом:

1. Мой дом.   Родословная семьи: роль семьи в жизни человека; что такое генеалогическое дерево? прошлое семьи, семейные реликвии, семейные традиции, связь поколений; труд – основа благополучия казачьей семьи; нравственно – ценностные ориентации.

2. Родная станица: происхождение названия и первые упоминания о родном населенном пункте; территория, изменения границ, природные условия и занятия жителей; знаменитые земляки, участие станичников в ратных делах; памятники культуры и истории; роль церкви в культурно – социальной жизни; народные праздники, традиции, обычаи.

3.Ратные подвиги кубанских казаков: Штурм Березани и Измаила; герои 1812 года; подвиг пластунов в осажденном Севастополе; участие кубанцев в русско–японской войне; ратные подвиги кубанских казаков на полях Великой Отечественной войны.

4.Тема казачества в русской литературе: «Казачья колыбельная песня» М.Ю. Лермонтов – версия И.А. Андроникова о написании песни на Кубани; образ матери – казачки,  ее стремление воспитать сына сильным, красивым, ловким, настоящим воином; повесть «Казаки» Л.Н. Толстой – описание военных походов,  встречи казаков при возвращении со службы; вера в неиссякаемые творческие силы казачества и его моральную чистоту; «Ты, Кубань, ты наша родина…» отец Константин Образцов –  прославление любви к родному краю; изображение верности «сынов Кубани» родной земле; верность казачьему долгу, готовность стоять за «святую землю»;  стихотворение Образцова  –  современный гимн   Краснодарского края; рассказы П.П. Орлова – подробности нелегкой казачьей службы: проводы на войну, тяготы погранично – сторожевой службы,  разлука с семьей;  гибель товарищей, преданность Родине, гимн  храбрости и патриотизму кубанского казачества.

5. «Наследники земли Кубанской»: встречи с казаками, ветеранами;  исторические игры;  создание книги памяти;  посещение музеев, выставок, экскурсии по памятным местам Краснодарского края

В планировании занятий дополнительного образования сочетаются лекции классного руководителя, экскурсии в музеи и по Краснодарскому краю, встречи с казаками и старейшими жителями станицы, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгами и документами.  

Кроме того,  постоянно проводятся экскурсии и осмотры памятников истории и культуры кубанского казачества, других достопримечательностей края. Особое внимание уделяется организации исследовательской деятельности на базе нашего школьного музея имени юного героя Великой Отечественной войны   Павлика Пищенко. Юные казаки встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, для сверстников проводят экскурсии по школьному музею, изучают историю казачества станицы Смоленской и Северского района  по книгам «Станица Смоленская. История развития с древнейших времен до наших дней» и «Между Илем и Шебшем», статьям в газете «Зори

Программа  кружка «Кубанские песни» направлена на достижение следующих целей и задач: разучивание песен из репертуара русских народных песен и песен казачьего фольклора; умение распознавать закономерности музыкального искусства на основе его интонационной природы, многочисленных связей с жизнью, другими видами искусства (изобразительным искусством, литературой, театром, кино); освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками; овладение умениями заучивания музыкального произведения, развития музыкальных голосовых способностей;

развитие устойчивого интереса к народному творчеству и расширение кругозора учащихся посредством общения с народным творчеством России и Кубани

Содержание программы составляет: 1. Потешный фольклор: П.Дымков «Танец-казачок», кубанская народная песня «Як служил я у пана», русская народная песня «При долинушке калинушка стоит» 2. Сказки: короткие песенки, повторяющиеся на протяжении сказок о казаках в творчестве Н.В.Гоголя, кубанских сказок (Хрестоматия «Литература Кубани»), кубанская народная песня «Бабочка»,  кубанская народная песня «Ой на гори ярмарка» 3. Игровой фольклор: русская народная песня «Ой во поле травушка», кубанская обрядовая песня «Торжествуйте, веселитесь!»,  кубанская народная песня «Приехали гости», кубанская народная песня «Варенька», кубанская народная песня (свадебная) «Аленький наш цветочек»,  А.А. Серов «Широкая масленица»

4. Хороводные и лирические песни: кубанская народная песня «Полюшко Кубанское», русская народная песня «Земля моя приметная»,  Г.Ф. Пономаренко «Не будите, журавли, вдов России!»,  кубанская народная песня «Ты цвети, моя Кубань!»

 Основное внимание уделяется тому, чтобы  проведение кружковой работы по изучению истории казачества, исполнению песен казачьей тематики, проводилось так, чтобы интерес к теме казачества не ослабевал. Мероприятия проводятся по сценарию праздника, соревнования ярко, эмоционально, театрализовано. Традиционная народная культура всегда являлась для русского человека своеобразным нравственным ориентиром и этическим ограничителем, поскольку базировалась на моральных и духовных ценностях Православия. Бытование традиционной народной культуры в различных видах фольклора сопровождало весь жизненный цикл русского человека от первого до последнего дня его жизни.

Интерес учащихся к изучению истории и культуры Кубанского казачества возникает тогда, когда изучение материала основываются, с одной стороны, на получении учащимися «готовых» знаний со слов учителя; а с другой, при самостоятельном приобретении знаний. Это обеспечивает условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).  Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних праздничных традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость в развитии казачьего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ ГРУПП ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Родина, Отечество, предки, корни… В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, деды и прадеды, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному...

Материальная культура кубанского казачества

Быт казаков конец18 начало 19 века...

Традиции, быт, культура кубанского казачества

Особенности быта, одежды, забавы кубанского казачества...

«Традиции, быт, культура кубанского казачества»

В своей творческой работе я постараюсь осветить все интересные моменты традиций, быта и культуры развития кубанского казачества. Я думаю, что без казаков сегодня невозможно поддержание общественного п...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ПРИМЕРАХ ТРАДИЦИОННОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА. ЗИМНИЕ СВЯТКИ (НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ).

В настоящее время во всей России наблюдаются стремления к возрождению культурных традиций, а частности и казачьей. Возникают различные казачьи общества, центры традиционной народной культуры Кубани, у...

Методические материалы для внеурочного курса "История и современность кубанского казачества"

Данная научная статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА РАННИХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ" написана на основе полевых материалов, собранных в ходе фольклорно-этнограф...

Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»

Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать!               Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...