Программа по внеурочной деятельности (гражданско-патриотическое направление)«Юный краевед» для 1 класса.
рабочая программа по краеведению по теме

светлана николаевна ковалева

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников. Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 33 часа (1 класс). 

Главная цель:  развитие у учащихся  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Основные задачи программы:

  • создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности     общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
  • воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
  • создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
  • формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       
  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  • прививать интерес к исследовательской деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kal.-tem._1_kl.docx44.6 КБ
Microsoft Office document icon yunyy_kraeved_1_kl.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Календарно-тематическое планирование для 1 класса.

Тема.

Кол-во часов.

Задачи, элементы содержания.

Предполагаемые виды деятельности для учащихся.

УУД

сроки

план

факт

Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Донской край.

6

Личностные -   положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные -

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; проводить сравнение, сериацию  и классификацию изученных объектов по заданным критериям.

Коммуникативные -

принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

1

Введение.  С чего начинается Родина?

1

Познакомить с понятием Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Ростов-на-Дону – столица РО.

Рассказ о родном посёлке, улице. Рисунки о малой родине.

2

Герб, флаг, гимн  - символы страны. Ростовской области.

1

Знакомство с символикой страны и Ростовской области и правилами  поведения  при  прослушивании  гимна.

Работа с наглядным материалом.

3

Донской край – мой край. Ростовская область.

1

Познакомить с картой, её условными обозначениями. Формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить  территорию РО  на  карте  страны.

Работа с картой Ростовской области, Аксайского района. Работа с контурной картой.

4

Мой родной посёлок.

1

Знакомство с посёлком Рассвет, его достопримечательностями.

Экскурсия - «Родной  посёлок».

5

История моего посёлка.

1

Познакомить с историей  возникновения, происхождением  названия, достопримечательностями, знаменательными  датами, известными  людьми.

Просмотр видеофильма «Рассвет», презентации об истории посёлка.

Составление коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей).

6

Памятники  Рассветовского сельского поселения.

1

Рассказ о памятниках в посёлке Рассвет, об истории захоронения советских солдат в посёлках Рассвет, Красный Колос. Беседа о правилах поведения.

Экскурсия к памятнику «Неизвестному солдату».

Раздел 2. Моя семья. Родословная.

6

Личностные - интерес к учебному материалу.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, осуществлять поиск необходимой информации

Коммуникативные - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.

7

Моя семья.

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; углубить понятие «семья».

Подготовка выставки  рисунков – «Моя семья».

8

Древо семьи.

1

Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Дать представление о древе семьи.

Знать ответы на вопросы:      

                     - сколько тебе лет?                    - сколько лет твоим родителям?                         - сколько лет твоим бабушкам и дедушкам?        - близкие и дальние родственники.                    - кто такие предки, потомки, современники. - что такое родословная?

 Изучение правил составление родословного древа. Проекты «Моё генеалогическое древо».

9

Происхождение  и значение имён и отчеств.

1

Рассмотреть вопросы:

-происхождение имён.

-что означают различные имена?

-как возникло отчество и зачем оно нужно?

Исследование – «Мои однофамильцы среди известных людей».

Узнать, почему мои родители именно так назвали меня.

10

Происхождение фамилий на Дону.

1

Выяснить происхождение своей  фамилии? (от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п.)

Исследование «Откуда моя фамилия».

11

Семейные традиции.

1

Дать определение понятиям – семья, семейная традиция. Рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная традиция», «семейный праздник». Беседа о необходимости соблюдать семейные традиции. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).

Учащиеся должны определить и запомнить  что такое семья, семейная традиция, семейная реликвия? Рассказ о семейных традициях. Выставка рисунков « Моя семья».

12

Семейный герб.

1

Объяснить значение понятий «герб», «семейный герб». Рассказать о правилах составления герба.

Составление и зарисовка семейного герба учащихся.

Раздел 3. История нашей школы.

5

Личностные – положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу.

Регулятивные -  понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

13

Школа – светлая гавань детства.

1

Знакомство с историей развития родной школы, её традициями.

Просмотр видеофильма о МБОУ РСОШ.

14

Школьная символика.

1

История создания и значение школьных символов.

Экскурсия по школе – знакомство со школьной символикой.

15

Школьный музей.

1

Знакомство с основными этапами истории школы.  «Старая фотография» рассказывает, знакомство с традициями школы. Наша школа на страницах периодической печати.

Экскурсия в школьный музей. Знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы.

16

«Школьные годы – чудесные».

1

Рассказать о школьных выпусках, «золотых» и «серебряных» медалистах, лучших выпускниках, которыми гордится школа.

Беседа  с родителями – «воспоминания о школьных годах». Сбор фотографий.

17

«Мои родители – выпускники моей школы».

1

Подготовка выставки фотографий.

Выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы».

Раздел 4.  История Донского края.

9

Личностные – интерес к учебному материалу; представление о причинах успеха в учёбе.

Регулятивные -  первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить                соответствующие коррективы

Познавательные –  проводить сравнение, сериацию  и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные - принимать участие в работе парами и группами, использовать в общении правила вежливости.

18

Источники информации. Что такое исследование?

Кто такие исследователи?

1

Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).

Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Обучающийся сможет задуматься о том, что такое исследование, его видах и роли в жизни человека; обучающийся сможет высказаться по данной теме, поспорить с одноклассниками о сути новых понятий.

19

Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия.

1

Объяснение учителя  - как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах  поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея.

Рассказ о семейных архивах. Подбор дополнительного материала о знаменитых музеях.

20

Археология – наука лопаты.

1

Сформировать у учащихся представление о науке археологии, её особенностях, методах работы археологов.

Подбор дополнительного материала. Рассказ о величайших открытиях археологов.

21

Курганы как исторические источники.

1

Объяснение о назначении, особенностях конструкций курганов. Рассказ о курганах Рассветовского сельского поселения.

Зарисовка кургана. Просмотр видеофильма о раскопках.

22

Далёкое прошлое нашего края. Донской край с древнейших времён до XX века.

1

Рассказ учителя о главных периодах в истории Донской земли, последовательность расселения людей по территории района, народах, населявших наш край, условиях их жизни, археологических памятниках  края.

Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории Донского края в древности.

23

Практическая работа – знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.

1

Объяснение правил выполнения практической работы.

Зарисовка предметов быта, орудий труда.

Рисование картин прошлого Дона.

24

Родной край в годы Великой Отечественной войны.

1

Сообщение о Великой Отечественной войне. Познакомить с историей освобождения Рассветовского сельского поселения от фашистов.

Экскурсия в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.

После беседы с родителями подготовить сообщение о членах семьи, которые сражались в В.О. войне.

25

Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

1

Учащиеся должны понять, что история каждой семьи связана с историей всей страны. Формирование чувства сопричастности и гордости за  свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Выступления учащихся. Подготовка выставки рисунков, посвящённых Великой Отечественной войне.

26

Обобщение и повторение материала.

1

Подготовка, организация и проведение викторины, разгадывания  кроссворда.

Участие в викторинах, кроссвордах.

Раздел 5.  « Дела посёлка. Что дает наш посёлок городу и стране». 

7

Личностные – представление о причинах успеха в учёбе;

знание основных моральных норм поведения

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить                соответствующие коррективы.

Познавательные – осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

27

Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии.

1

Познакомить  с понятиями «научный институт», «научный работник», «научная деятельность».            

Работа с картой посёлка.

Экскурсия по посёлку.

28

ДЗНИИСХ Россельхозакадемии.

1

Рассказать о деятельности  ДЗНИИСХ.  Научные достижения и деятельность коллектива  института.

Рассказ о профессии своих родителей, работающих в ДЗНИИСХ Россельхозакадемии.

29

Государственный центр агрохимической службы «Ростовский».

1

Объяснить задачи ГЦАС «Ростовский», рассказать о деятельности работников центра.

Рассказ о профессии своих родителей, работающих в ГЦАС «Ростовский».

30

Храм  Рассветовского сельского поселения.

1

Ознакомить с назначением храма, его деятельностью. Беседа о правилах поведения в храме. Рассказать об истории строительства.  Рассказ о главных христианских праздниках (Рождество, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха).

Просмотр фотографий, презентации, посвящённых истории строительства храма.

31

«Есть такая профессия – Родину защищать».

1

Познакомить учащихся с назначением, деятельностью воинских частей, расположенных в п. Ковалевка, п. Степной Рассветовского сельского поселения.

Рассказ о профессии родителей, служащих в воинских частях.

32

«Вместе дружная семья»

1

Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей.

Развитие дружественных отношений к людям других национальностей, проживающих в Ростовской области.

 Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Конкурс плакатов «Вместе дружная семья».

Рассказ о традициях, праздниках разных народов.

33

Обобщающее занятие.

1

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.  Закрепить представления и знания учащихся о Донском крае. Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края.

Экскурсия по посёлку.



Предварительный просмотр:

   Программа по внеурочной деятельности

 (гражданско-патриотическое направление)

                                          «Юный краевед».

                                                               1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства.

Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация – опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Юный краевед» носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Курс входит в раздел  учебного плана «Внеурочной деятельности». Программа курса рассчитана на 33 часа (1 класс).  

        Темы данной программы  близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.

При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

Академик  Д.Лихачёв, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, отмечал, что «чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную осёдлость», так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле».

Главная цель:  развитие у учащихся  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей. 

Основные задачи программы:

  1. создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности     общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе;
  2. воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию;
  3. создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Донского края;
  4. формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи;
  5. познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        
  6. мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  7. прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
  8. прививать интерес к исследовательской деятельности.

Основные принципы программы:

  1. Принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающего учёт возрастных, индивидуально-психологический особенностей ребенка, национально-психологических особенностей ребенка, национально-специфических его склонностей и норм поведения, обусловленных этническими семейно-бытовыми традициями и обычаями;
  2. Принцип культуросообразности, направленного на освоение богатейшего опыта народов, населяющих донской край, как систему культурных ценностей, обеспечивающих воспитание и развитие культуры ребенка в соответствии с ценностями общечеловеческих культур.
  3. Принцип гуманизации - уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.
  4. Принцип наглядности.
  5. Принцип опоры - учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.
  6. Принцип совместной деятельности детей и взрослых - привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
  7. Принцип обратной связи - каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.
  8. Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.
  9. Принцип стимулирования - включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Исследовательская деятельность младших школьников при изучении  курса «Юный краевед» имеет отличительные особенности:

  1. имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  2. деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
  3. в большинстве случаев исследования имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
  4. деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  5. в содержание исследовательской деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  6. реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

         

             

2. Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся:

  1. узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
  2. различать прошлое, настоящее, будущее;
  3. определять родственные связи в семье;
  4. соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
  5. использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

       Обучающийся получит возможность научиться:

  1. оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
  2. находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России – Москву, свой регион и его главный город.

   У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

  1. положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  2. интерес к учебному материалу;
  3. представление о причинах успеха в учёбе;
  4. знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  2. представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
  3. первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

        Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  1. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  2. принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  3. первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;
  4. оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить                соответствующие коррективы.

     Обучающийся получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  2. осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
  3. адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

     Познавательные универсальные учебные действия.

     Обучающийся научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;
  2. понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  3. проводить сравнение, сериацию  и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
  4. устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

     Обучающийся получит возможность научиться:

  1. ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  2. умению смыслового восприятия познавательного текста;
  3. проводить аналогии между изучаемым материалом и  собственным опытом.

     Коммуникативные универсальные учебные действия.

     Обучающийся научится:

  1. принимать участие в работе парами и группами;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  4. договариваться и приходить к общему решению;
  5. использовать в общении правила вежливости.

          Учащийся получит возможность научиться:

  1. принимать другое мнение и позицию;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. задавать вопросы;
  4. строить понятные для партнёра высказывания;
  5. адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

                                        3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Донской край. – 6 ч.

Введение.  С чего начинается Родина?

Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Ростов-на-Дону – столица РО.

Герб, флаг, гимн  - символы страны. Ростовской области.  Правила  поведения  при  прослушивании  гимна.

Донской край – мой край. Ростовская область – часть России. Познакомить с картой, её условными обозначениями. Исторической, географической и контурной карты. Территорию Ростовской области  на  карте  страны.

Мой родной посёлок. Достопримечательности  моего родного посёлка. Экскурсия – «Родной посёлок».

История моего посёлка. Историей  возникновения, происхождение  названия, достопримечательности, знаменательные  даты, известные  люди.

Памятники  Рассветовского сельского поселения. Рассказ о памятниках в посёлке Рассвет, об истории захоронения советских солдат в посёлках Рассвет, Красный Колос. Беседа о правилах поведения.

Экскурсии: «Родной  посёлок», к памятнику «Неизвестному солдату». - 2

 Раздел 2. Моя семья. Родословная. – 6 ч.

Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история  семьи  - частью истории страны.

Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа.

Происхождение  и значение имён и отчеств. Что означают различные имена?

Как возникло отчество и зачем оно нужно?

Происхождение фамилий на Дону. Происхождение  фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..

Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).

Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.

Исследовательские, практические работы:  «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка  рисунков – «Моя семья» . - 5

Раздел 3. История нашей школы. – 5 ч.

Школа – светлая гавань детства.  История развития родной школы, её традиции.

Школьная символика. История создания и значение школьных символов.

Школьный музей. Основные этапы  истории школы.  «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы.  Наша школа на страницах периодической печати.

«Школьные годы – чудесные». Школьные выпуски, «золотые» и «серебряные» медалисты.  Лучшие выпускники, которыми гордится школа.

«Мои родители – выпускники моей школы».  « В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.

Экскурсии:  в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы) - 1

Исследовательские, практические работы:  просмотр видеофильма о МБОУ РСОШ, экскурсия по школе – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», « В какой школе учились мои родители». - 3

Раздел 4.  История Донского края. – 9 ч.

Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи?  Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видео фильмы, ресурсы Интернета).   Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах  поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.

Археология – наука лопаты. Её особенностях, методах работы археологов.

Курганы как исторические источники. Назначение, особенности конструкций курганов. Курганы Рассветовского сельского поселения.

Далёкое прошлое нашего края. Донской край с древнейших времён до XX века.  Главные периоды в истории Донской земли, последовательность расселения людей по территории района, народы, населявшие наш край, условия их жизни, археологические памятники  края.

Родной край в годы Великой Отечественной войны. История освобождения Рассветовского сельского поселения от фашистов.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны.  Ответственность человека за общее благополучие.

Экскурсии:  в школьный музей – знакомство с экспозицией, посвящённой истории Донского края в древности,  знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне. – 2

Практическая работа:  знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.  - 1

Раздел 5.  « Дела посёлка. Что дает наш посёлок городу и стране». – 7 ч.

Донской зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства Россельхозакадемии. Понятия «научный институт», «научный работник», «научная деятельность».  

ДЗНИИСХ Россельхозакадемии. Направления деятельности научно-исследовательского института.  Научные достижения и деятельность коллектива  института.

Государственный центр агрохимической службы «Ростовский». Задачи ГЦАС «Ростовский»,  особенности и виды деятельности работников центра.

Храм  Рассветовского сельского поселения. Назначение храма, его деятельность. Правила поведения в храме. История строительства храма, колокольни.  Главные христианские праздники (Рождество, Крещение, Масленица, Благовещение, Пасха).

«Есть такая профессия – Родину защищать». Назначение, деятельность воинских частей, расположенных в п. Ковалевка, п. Степной  Рассветовского сельского поселения.

«Вместе дружная семья». Понятие «национальность».  Культура, обычаи и традиции разных национальностей.

 Экскурсии:  по посёлку  - 2

Исследовательские, проектные и практические работы:   конкурс плакатов «Вместе дружная семья», сообщения о профессиях родителей. - 4

   

                                                           5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

     

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени  имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения.  Курс «Юный краевед»  содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся  младшего школьного возраста сведения.  Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

  1. предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.  
  2. географические и исторические карты;
  3. экспозиции школьного музея.

      Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

         Наряду с принципом наглядности  в изучении  курса в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

         В ходе изучения курса «Юный краевед» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания, включая наблюдение, измерение, эксперимент. В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению всего нового. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса, а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям. 

                                                                 6. ЛИТЕРАТУРА.

для учителя:

  1. Астапенко М. П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родной земли. Учебное пособие.,,Баро-Пресс” .2004г.

  1. Веряскина О. Г. История Донского края (с древнейших времен до конца XVI века). Учебник для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону.,,Донской издательский дом”.2004 г.
  2. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

  1. Изучаем свой край: учебное пособие/ под общ. ред. Г. П. Долженко. Ростов-на-Дону,1997г.

  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К.  М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  1. История Отечества в истории нашей семьи. // История. Приложение к газете «Первое сентября», 1995. № 8.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
  2. Колеватов Н.А. Изучайте свой край. // Преподавание истории в школе. 1991. № 3.

  1. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников [Текст]: / Кривобок Е. В.  Волгоград: Учитель, 2008 – 126с. 

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. – 192с.

  1. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  1. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И.  М.: Академия, 2005-  345с.

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе  [Текст]: / Чечель И.Д.  – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

 

 для обучающихся:

  1. Большая Детская энциклопедия. Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010/ 2010 / RUS / PC
  3. Справочная литература (разные издания)
  4. Саплин А.И.., Саплина Е.В. «Путешествие в историю». М., 1995.
  5. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Волгоград. 1994.

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html 

  1. А. Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ 

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс]http://www.booklinks.ru/ 

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 

  1.  «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

  1. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty 

Содержание.

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………..1 – 3

  1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности…………….............................................................................................................4 – 6

  1. Содержание программы …………………………………...................................................................7 – 9 

  1. Календарно – тематическое планирование…………………………………………………………………….

  1. Методическое обеспечение ……………………………………………………………………………………………10

  1. Литература ………………………………………………………………………………………………………………………..11 – 12   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Юный художник" 5 класс (ФГОС)

Программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству 5 класс (ФГОС)...

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Юный эколог"

Программа "Юный эколог", имеет эколого-биологическую напрвленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.Представленная программа разработана для учащихся 5-х классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный эколог»

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 3 классов. Количество часов в год: ...

Программа внеурочной деятельности гражданско-патриотической направленности "Зарница"

Настоящая программа «Зарница» разработана для учащихся 7 класса МАОУ «СОШ № 6» г.Северодвинска и направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, ...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "ЮНЫЙ МАТЕМАТИК" В 5 КЛАССЕ

Программа курса «Юный математик» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого к...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности (естественно-научное направление) «Юный химик» 5-7 класс (с использованием оборудования «Точка Роста»)

Данный курс предназначен для учащихся 5-7 х классов.Программа имеет естественно – научную направленность.на  реализацию  учебного курса выделено 34  учебных часов (из расчѐта 1 ч/...